Никольский кафедральный собор г. Камышина

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Я хочу рассказать Вам о самом большом храме моего города. Он имеет богатую историю  и мне будет приятно, если многие узнают о нем.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

О Никольском кафедральном соборе выпущена книга в честь 230-летия храма. Её согласовал сам метрополит Герман.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Никольский   кафедральный  собор — единственное храмовое здание, уцелевшее в период социалистических преобразований. В екатерининскую эпоху в Дмитриевске (так в XVIII веке назывался наш город Камышин) было три храма и все каменные. В 1773 г. после бывшего морового поветрия (чумы) запрещено было (по причине заразы) хоронить при церквях умерших. Был уничтожен «убогий дом» и под кладбище было отведено особое место, на котором 22 марта 1775г. «при городе на выгонной земле», устроили деревянную часовню с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, первоначально – из дерева, перестроенную в 1824-1825 годах, тщанием горожан в каменную. Никольский храм был однокупольный, высота алтаря – 5 метров, купольная  часть высотой 13 метров, общая площадь – 339 кв. м., вместимость – 800 человек. Богослужения совершались трехштатным причтом.

А больше, до самых советских времён, церквей в нашем городе не строили. Была, правда, попытка перестроить маленькую кладбищенскую Никольскую церковь. Для этого в 1909 году архитектор Петропавловский даже разработал оригинальный проект. Но пока собирали средства на строительство нового храма, началась Первая мировая война. В конце XIX века в городе было семь православных церквей (включая 2 домовые) и пять церковно-приходских школ. В Камышинском уезде действовали два православных монастыря.

Затем пришли большевики – и храмы стали не нужны.

В годы владычества безбожной Советской власти в Камышине, как и по всей стране, началось варварское истребление храмов и монастырей. Все церковные сооружения в нашем городе исчезли с лица земли. Только лишь кладбищенская Никольская церковь частично уцелела. Правда, незадолго до Второй мировой войны совдеповцы разрушили её высокую колокольню, а в самой церкви устроили склад. Горожан, ушедших из жизни, привозили на кладбище уже без покаяния и отпевания.

Никольский храм был закрыт в 1933 году. Более десяти лет здесь размещался хозяйственный склад.

В сорок четвёртом на Западе союзники открыли второй фронт, на Востоке наши очищали от фрицев Украину и Белоруссию. А в Камышине… не только ковали победу, но и возрождали храм. Разрешение на его открытие по ходатайству верующих Совнарком дал ещё 24 марта. Но каково было претворить в жизнь это решение, ведают только Бог и маленькая группа камышан – подвижников.

В сорок четвёртом Илье Никитину было уже 76 лет. Неожиданно его вызвали в горсовет, где, как он пишет, «…секретарь горисполкома Пётр Павлович Петров объявляет мне, что вызвал меня по делу открытия церкви в Камышине. При этом прочитал мне распоряжение Правительства…». Автор рукописи рассказывает, что он усиленно отказывался возглавить порученное Советской властью дело. Ведь он стар, немощен, болен ревматизмом, а кругом война, голод, дефицит стройматериалов. К тому же люди боятся открыто исповедовать религию, отчего и помогать не захотят. Однако именно кандидатура Никитина устраивала горсовет.

А сам Илья Николаевич горячо желал открытия в нашем городе церкви. Трудно было неимоверно. Епархиальное управление в Саратове только ещё создавалось и особой помощи оказать не могло. Денег на строительство не было. Необходимые для официального создания общины 20 человек никак не набирались. Священнослужителей не было. Не было даже кружки для пожертвований. Церковную утварь и облачения для священников тоже предстояло где-то найти. Икон и богослужебных книг не было. Рабочих найти – проблема. Стройматериалы отсылать ещё сложнее. Но главное – храм. Здание Никольской церкви выглядело безнадёжно. Штукатурка почти везде обрушилась, обнажив кирпичную кладку колонн и стен. Колокольня вообще снесена. Её сломали еще до войны. Крестов на маковках не было. Все окна без стёкол. Кровля проржавела.

Но ещё более жуткую картину представлял собой интерьер храма. Там-полнейшие разор и запустение. Всё загажено и осквернено. Стены голые. Живописные фрески церковного купола испорчены. Изрешечена пулями художественная роспись. Особенно пострадала картина перенесения мощей святителя Николая Чудотворца.

В церкви находилось около 300 бочек с хлорной известью, некоторые из них были перевёрнуты, содержимое рассыпано по полу. Кругом паутина, затхлость, летали воробьи, гулял ветер. Не было ни алтаря в храме, ни престола, ни иконостаса. Отчаяние и горечь. И тогда Никитин решил, что это Сам Господь выбрал его, немощного старика, осилить святое дело. И он, что называется, засучил рукава.

Собрали общину, оформили документы. Исполком помогал всем, что было в его силах. Народ жертвовал деньги, но только в городе. В районе собирать пожертвования не разрешалось. Главными помощниками Ильи Николаевича стали Владимир Сальников и Сергей Осипов – тоже престарелые, но весьма активные люди, которые и в строительстве разбирались, и своими руками много чего умели.

Безымянный Иконостас делали из фанеры: другого материала в военное время было не достать. Исполком отпустил полтонны мела и тонну извёстки. За побелку община заплатила 8 000 рублей, за фанеру – 12 000. На 26 000 рублей накупили свечей. Машин и лошадей не было – все стройматериалы таскали на себе. Подрядчики неохотно соглашались идти на строительство какой-то там церкви. Оплату рабочие просили водкой или наличными, но чтоб без налога. Никто не хотел продавать общине материалы. Цены для церкви установили выше обычного. Приходилось разъяснять и подрядчикам, и торговцам, что всё это делается с разрешения правительства.

Иконы, хоругви и церковную утварь собирали по всему району.

Ездили в Николаевку и Рыбинку. Нашли и облачение для священников. Наконец 5 августа приехал священнослужитель. Первое богослужение совершил священник  Александр Любимов 13 октября 1944г.

РЕСТАВРАЦИЯ вариант отношения общины и отца Александра Любимова не сложились. Сначала батюшку по каким-то причинам долго не утверждали в Сталинграде. Потом отец Александр начал действовать самостоятельно, не считаясь с общиной. Поползли разные слухи, всякая клевета. Верующие приняли сторону настоятеля, и против общины начались интриги. Господь им всем судья, ведь всё это человеческое. А что до духовного, то 13 октября, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в обновленном Никольском храме впервые состоялось богослужение. Официальное же освящение церкви произошло лишь 30 декабря 1944 года.

В Новый, победный год Камышин вступил с действующим храмом…

На рубеже 50-60-х годов здесь служил диаконом легендарный отец Всеволод Васильцев, ставший позднее одним из иерархов Русской Православной Церкви, а именно архиепископом Кировоградским и Александрийским Василием.

Шипилов с 1965 по 2000 годы успешно руководил приходом протоиерей Иоанн Матвиенко. Построить колокольню стало возможно только в 1980 году. Всего за два месяца возведена была трёхярусная колокольня и лишь осенью 1984 г. из Москвы получено разрешение осуществлять колокольный звон. На  Пасху 1985 года, впервые  за много лет, над городом раздался праздничный перезвон к радости всех православных камышан.

Сегодня бывшая кладбищенская церковь, самая маленькая в дореволюционном Камышине, стала кафедральным собором города. Её настоятелем является сам владыка Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский. А руководит всеми делами прихода старший священник собора протоиерей Алексий Кузнецов.

Отец Алексий известный и уважаемый в Камышине человек. Он пользуется доверием и авторитетом не только у верующих, но и у представителей местной светской общественности, а также у городского руководства.

Никольский приход ведёт сегодня активную просветительскую и душепопечительскую деятельность. При соборе действуют воскресная детская школа, воскресная школа для взрослых, а также собрана и открыта для всех прекрасная православная библиотека.

Приход духовно одаряет заключённых местных учреждений системы исполнения наказаний. Стараниями отца Алексия создана православная часовня Целителя Пантелеимона в Первой городской больнице, возник храм Димитрия Московского и Угличского в детской исправительной колонии.

По камышинским улицам вновь, как и в прежние века, движутся крестные ходы. Это результат прочного взаимопонимания между духовенством и городским руководством. Старший священник собора традиционно бывает на всех важных светских мероприятиях города.

В Никольском кафедральном соборе хранятся иконы, написанные на Святой Горе Афон, рукавичка с мощей св. Митрофания Воронежского, часть ризы св. прав. Иоанна Кронштадского. В иконе святителя Николая Чудотворца находится крест- мощевик с частицами 5-ти неизвестных святых. Также имеется ковчег с частицей Древа Креста Господня и частицами мощей святителя Иоанна Златоуста, святителей Гурия, Германа и Варсонофия Казанских, святого князя Константина Ярославского, преподобного Ефрема Сирина, мученика Маркела, преподобного Феодора Тирона, святого Великомученика и Победоносца Георгия, мученика Евгения и великомученицы Варвары, преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного Феодора Ушакова. В ноябре 2004 г. митрополитом Германом в Никольский собор была передана икона святой преподобномученицы Елизаветы с частицей мощей. В 2011 году Иваном Николаевичем Колтуновым в собор была передана икона с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Надеюсь, история Никольского кафедрального собора будет интересна многим православным людям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Оффициальный сайт собора , рассказы работников и прихожан храма.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: