Возрождайся, край родной!

Конкурсная работа

Номинация «История моего храма» 
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Актуализация темы:

  • Мы живем на донской земле, на земле, где жил и живет великий народ с гордым названием «казаки». Казаки – славные воины, большие труженики, проповедники добрых традиций, православной веры, совести и чести.
  • В настоящее время отмечается резкое снижение нравственности, духовности, теряются лучшие человеческие качества: доброта, уважение к старшим, порядочность, честность. В жизни главную роль играют деньги. У нас все продается и покупается.
  • Нас очень волнует этот вопрос. Поэтому мы будем говорить сегодня о славных традициях казаков, о возрождении православной веры, об огромном нашем желании вернуть в нашу жизнь все самое лучшее, чем славился наш родной край в давние времена. Мы верим в славное будущее родной земли.(Слайд 3)

Цель: Рассмотреть вопрос о влиянии православия на быт, обычаи, нравственность жителей родной донской земли

Задачи:

  1. Познакомиться с бытом, традициями, верой донских казаков
  2. Собрать материал о деятельности по возрождению православия Свято-Троицкого храма станицы Клетской.
  3. Распространить полученные знания среди учащихся школы, выступая на классных часах.
  4. Организовать встречу «Православие, традиции Донских казаков»

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Я родом из Донского края. На свете нет прекрасней рая. Простор степей, простор песков И хлебных желтых колосков. Великий и могучий Дон, Он с Волгой нежной обручен. Прекрасный здесь живет народ. Казаки - мир его зовет! Казак – опора всей России. Он жил достойно и  красиво! Гордится им святая Русь, Гордятся все, и я горжусь. Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих общин составляли 10 Христовых заповедей:

Не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.

Казаки с гордостью говорили: «Если кому-то что-то можно, то нам нельзя. Мы – казаки!»

Главная заповедь казаков: крепи веру православную, ходи в церковь, соблюдай посты, очищай свою душу  через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу. Казаки строго соблюдали старинные  обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения. Казаки свято соблюдали церковные обряды и таинства, благоговейно относились к священникам. Казаки исповедовали православную веру,  строго соблюдали посты. Казаки без горячей, усердной молитвы не принимались ни за какое дело. Особо почитаемой у казаков была икона Донской Божьей Матери. Она ознаменовала победу на Куликовом поле в 1380 году, куда ее принесли донские казаки. Икона почитаема как защитница Руси и покровительница Дона.

На Дону первые церкви появились в 17 веке. В 1650 год был построен деревянный собор во имя Воскресения  Христова в г. Черкасске. В  1652 году основан  Усть – Медведицкий монастырь  в  г. Серафимович. К   1682    году на Дону было:  1 собор, 2 монастырские церкви, 11 церквей, 3 часовни.

В станице Клетской в 1811 году была заложена и в октябре 1817 года была освящена Знаменская церковь. Звуки огромного, в 100 пудов, колокола, густым басом разносились по станичным окрестностям на 30 верст, заставляя каждого почтительно и благоговейно перекреститься. Посмотрите,  какая красавица! В церковь на службу собирались православные со всех хуторов. Воспоминания Николая Андреевича Келина о Знаменской церкви: «Церковь в Клетской была прекрасна, такой я не видел ни в одной из станиц на Дону. Она была роскошной архитектуры.  Окна в ней какой –то особенной формы, с колоннами. Колокольня была очень высокая и стояла отдельно от церкви. В больших верхних окнах  виднелись колокола, из которых самый большой праздничный в сто десять пудов». Посмотрите, какая красавица! Как обидно, что такая церковь была закрыта в 1928 году, а в 1935 году ее разрушили до основания.

Жили казаки большими семьями, где с  огромным уважением и почитанием относились к старшим. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать  и тем более – непристойно выражаться.   Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Бабушки и дедушки не боялись старости, они были окружены заботой и вниманием детей и внуков.

Казаки уважительно относились к любому гостю. Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомец  из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Угощали гостя щами, окрошкой, квашеной капустой, блинами, холодцом, вареной картошечкой.

С почтением и огромным уважением относились казаки к женщине. Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре, дочери  обуславливало понятие чести казачки, чести дочери, сестры, жены.  По чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Казачка была настоящей хозяйкой в доме.

У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок». Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.

До исполнения 1 года стричь волосы детям у казаков не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери) усаживала казачонка на вывернутую шубу  и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью. В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню. Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.

Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о рождении девочки  не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось». Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Когда девочка становилась девушкой, об этом по секрету сообщали деду – самому старшему в семье. Дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая песней  про колечко. Внучка теперь не дитя, а «барышня». С этого момента девушка начинала готовить себе приданное.

Казаки умели не только отлично воевать, трудиться, но и веселиться. Церковные праздники казаки отмечали всегда и, в основном, совместно. После молебен в храме устраивали общий обед. На него несли все самое вкусное, что есть у каждого. После общего обеда казаки разбивались по ватагам и праздновали три дня.Особенно широко отмечались Рождество, Масленица, Пасха. Рождественские святки были временем многочисленных гаданий. На святках организовывали общее катание на санях. Молодежь развлекалась на Дону массовой игрой  «куча-мала». Особые торжества проводили на масленицу. Все веселились целую неделю. Устраивались игры, стрельбы. Особенной популярностью пользовались скачки.

Когда читаешь страницы истории родного края, изучаешь традиции, жизненные устои казаков, невольно приходит в голову вопрос:  «Почему все так изменилось, почему  в жизни процветают другие правила, почему не сохранилось все лучшее, чем славилась наша земля? Почему разрушены такие замечательные церкви, как Знаменская? Очень за это больно и обидно!

Радует, что в 90-е годы прошлого столетия  произошло то, что теперь все называют религиозным возрождением. И дело не только в увеличении количества прихожан в православных храмах, но и в изменении  в отношениик самой церковной жизни после почти века ее игнорирования.Впервые религиозные организации обрели статус юридического лица, разрешилось публичное служение, благотворительная, просветительская деятельность религиозных общин.Всего за несколько лет в стране были восстановлены и открыты тысячи новых храмов и десятки монастырей. При этом новые храмы оказались полны народа, что свидетельствует о возврате к вере миллионов людей.

Радует, что и на нашей родной земле проходят значительные изменения. Наконец-то в 1990 году начало строительства Свято – Троицкого храма в станице Клетской.  В 1991 году – освящение строящегося храма, проведение в храме первого богослужения.1997 год– завершение строительства Свято – Троицкого храма.

И сейчас:  Храм стоит, храм живет, храм работает — храм Святой Троицы!!! Забилось сердце храма в первое Богослужение, забились радостные человеческие сердца. Началась новая жизнь, начался новый отсчет времени  и для станицы и для людей, и для тех, кто покоится на местном кладбище, души которых истосковались по молитвам своих родных и близких, по колокольному благовесту Церковь получилась на удивление красивой: «Как гляну на эту красоту, так становится радостно на душе...». (

1992 год – назначение настоятелем Свято-Троицкого храма отца Михаила, создание им церковной общины, начало проведения всех богослужений в храме. Под его руководством было завершено украшение храма, приобретение и установка иконостаса, алтаря, клиросов.

Мы познакомились с деятельность отца Михаила и его прихожан по возрождению православия на нашей родной донской земле и поняли, что Свято – Троицкий храм станицы Клетской – место  доброты, святости,  место возрождения добрых традиций, место, где каждый человек может найти помощь и поддержку, место, где отдыхает, возрождается душа!

По благословению настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея Михаила организована воскресная школа для детей. Кроме изучения Основ Православной веры учащиеся школы участвуют в подготовке и проведению утренников к праздникам Рождество Христово, Пасха, Престольному празднику - День Святой Троицы.  Посещают храм Свято-Троицкий, участвуют в Таинствах Покаяния, Исповеди и Причащения.  Участвуют в благотворительных мероприятиях, проводимых на Приходе. Совершают паломнические поездки; в период летних каникул отдыхают в православных лагерях. Цели и задачи воскресной школы – сформировать высоко  духовную личность с твердыми морально-нравственными принципами и вместе с храмом, с Приходом, вместе с семьей помочь обществу воссоздать Святую Русь.

По благословлению настоятеля Свято-Троицкого храма станицы Клетской протоиерея Михаила Пономарева, прихожане Прихода храма  посещают многодетные семьи, семьи одиноких матерей и отцов, детей – сирот. Они стараются  поддержать их добрым словом, дарят подарки.

Отец Михаил и его прихожане посещают дом, где живут старые, одинокие люди. Поддерживают, помогает им. Дедушкам и бабушкам это очень нужно. Добрые слова и дела отца Михаила согревают их теплом.

А какие праздники проводят прихожане Свято-Троицкого храма!  Вот и подошло Рождество Христово! К этому празднику долго и кропотливо готовились все прихожане Свято-Троицкого храма станицы Клетской. Всех их объединила общая радость ожидания праздника, общие предпраздничные дела.

По благословению настоятеля Свято-Троицкого храма  протоиерея Михаила на святочной недели волонтеры МБУ СДЦ «Юность» показали кукольный  спектакль «Рождественский вертеп» для подростков и молодежи станицы Клетской и всего района. Какой добрый, теплый был праздник семьи!  Как будто бы на глазах возродились старые традиции большой, сплоченной казачьей семьи! Сколько радости принес жителям   района праздник  «Играй да пой, казачий край». По благословению протоиерея Свято-Троицкого храма отца Михаила в ЦД и НТ «Карагод» прошел фестиваль казачьей песни «Играй да пой, казачий Дон».В фестивале принимали участие 18 коллективов Клетского, Суровикинского, Серафимовичского районов Волгоградской области, а также коллективы из Ростовской области и города Москва все те кому дорога и любима стала казачья песня.Начат был фестиваль, как и положено у казаков начинать любое дело -  с молитвы. Благословил фестиваль игумен Руфин, присутствующий на празднике. В своем приветственном слове он сказал, о том,  как важно сохранять казачьи традиции, беречь богатое песенное наследие, уникальную певческую манеру. О том,  что в традиции у казаков всегда основой была православная вера - казак без веры не казак.

Мы организовали экскурсию в Свято-Троицкий храм учащихся 7-8 классов нашей школы.  Даже самые балованные мальчишки преобразились, стали другими. Всем нам не хватает в нашей жизни святости и доброты!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Мы организовали экскурсию в Свято-Троицкий храм учащихся 7-8 классов нашей школы.  Даже самые балованные мальчишки преобразились, стали другими. Всем нам не хватает в нашей жизни святости и доброты!

Работа над проектов всколыхнула наши души, мы не смогли не поделиться нашими мыслями и чувствами с учащимися школы. Выступили на классных часах в 5 – 6 классах.

Для учащихся 7-11 классов организовали встречу «Православие, традиции Донских казаков».От всей души выступили перед учащимися: чистокровная казачка Жемчужнова Мария Федоровна, учитель истории Ермакова Таисия Борисовна, болеющая за возрождения православия Харитонова Нина Федоровна. Встреча получилась очень теплой и интересной, не оставила учащихся равнодушными.

    Мы провели опрос среди учащихся. Задали два волнующих нас вопроса.вопроса.

Вопрос №1. Хотели бы вы вернуть лучшие традиции Донских казаков?

Ответили:

«Да»  -  78%            «Нет»  -  22%   

Вопрос №2. Считаете ли вы, что вера должна быть в жизни каждого человека?

 Ответили:

 « Да»   -    89%           «Нет»  -   11%   

Мы уже закончили работу над проектом и вдруг в газете «Дон»  прочитали статью «Казаки отстояли честь родного края». Создано общественное движение «За Донской край!».За создание этого движения проголосовали 8 февраля  2014 года жители районов области, расположенных на Дону.

Цель движения – возрождение традиций донских казаков, повышение качества жизни в хуторах, развитие общественной жизни, православия на Донской земле.

Идею движения поддержал депутат Волгоградской областной думы Сергей Попов.

Мы были очень рады,  просто счастливы!

Мы не одиноки!

Тема нашего проекта волнует неравнодушных  жителей  нашей родной Донской земли!

Мы узнали подробно об этом движении, познакомились с планом его работы. 

Цель движения –  жить по законам и традициям предков. Это движение объединяет всех, кого волнует завтрашний день  Донской земли.

Лидер движения – Николай Еремичев- главный редактор федерального казачьего журнала. Проработав долгие годы в Москве, вместе с семьей несколько лет назад перебрался в станицу Качалинскую Иловлинского района. Свое решение Николай Евгеньевич объясняет просто – казак должен жить на казачьей земле.

Мы с гордостью можем сказать, что стали членами этого движения и привлекли к его работе   многих    односельчан.

В рамках работы движения, провели две акции «За чистоту родного края» и «Ветераны живут рядом».

Наша жизнь стала более наполненной и интересной!

 

Результаты работы над проектом:

  1. Познакомились с бытом, традициями, верой донских казаков.
  2. Совершили экскурсию в музей  Донского казачества в станице Клетской.
  3. Посетили Свято-Троицкий храм в станице Клетской, изучили  деятельность храма по возрождению православия.
  4. Создали презентацию «Возрождайся, край родной!».
  5. Распространили полученные знания среди учащихся школы.
  6. Организовали встречу «Православие, традиции донских казаков».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

-

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал

ВИДЕОЗАПИСИ: