Конкурсная работа
Номинация «История моего храма»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
Мы выбрали эту тему, для того что бы лучше познакомится с историей родного края и рассказать о ней своим сверстникам. Обьектом нашего исследования стала историческая достопримечательность города Камышина - Кафедральный Никольский Собор. Ведь возрождение национальных традиций русского народа стала особенно актуальным в современное время.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Книга Василия Мамонтова и Виктора Федоркова - "Город нашей судьбы", рассказыввает об истории города Камышина, где в части I. "У древней переволоки", говорится о неоднократном переименовании города, и исторических событиях, происшедших с 1668-1950 год.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
Основание Дмитриевска - Камышина
Территория, на которой сейчас расположен город Камышин, не раз подвергалась набегам ногайцев, кубанских и крымских татар. На месте Камышина известно поселение Золотой Орды[2]. В 1580 году из этих краёв атаман Ермак Тимофеевич отправился на Каму, а после — на покорение Сибири, волоком переправившись с реки Иловли в Камышинку.
В 1668 год царь Алексей Михайлович направил стрельцов в устье реки Камышинки. Под руководством английского инженера-полковника Бейле на левом берегу реки была возведена крепость для охраны волжского торгового пути и борьбы с восстававшими казаками и крестьянами. Постепенно крепость расстраивалась, росла и стала маленьким уездным городом Дмитриевском.
В 18 веке началось самое мощное восстание под руководством Емельяна Пугачёва, 13 августа 1774 года , овладевший к тому времени Саратовом, Пугачев приблизился к Дмитриевску, где был встречен майором Дицем, с которым было 500 солдат гарнизона, 500 калмыков и 1000 донских казаков, предводительствуемых князьями Дербентовым и Дундуковым. Завязавшееся сражение окончилось поражением городских защитников. Комендант крепости Каспар Меллин был казнён восставшим гарнизоном. Солдаты и казаки избрали комендантом сержанта из своей среды и гостеприимно встретили самозваного царя. Город был разграблен и частично сожжён. После подавления восстания и казни Пугачева, чтобы стереть даже память о нем
7 ноября 1780 года Екатерина II издала указ о переименовании Дмитриевска в Камышин, который на правах уездного города вошёл в состав Саратовской Губернии. С этого времени и начинается
История Никольского храма и его прихода - одной из лучших жемчужин Камышина.
После морового поветрия 1771-1772 годов в Дмитриевске из боязни распространения инфекции было запрещено хоронить умерших при городских храмах. Под городское кладбище был отведен участок земли, где построили небольшую деревянную церковь. 22 марта 1775 года кладбищенскую церковь освятили во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1824-1825 годах кладбищенскую церковь горожане перестроили из деревянной в каменную. Новый храм в стиле классицизма отвечал вкусам времени — его украшением стали портики с колоннами и сферический купол, поднявшийся на 13 метров. В Никольской церкви одновременно могли разместиться 800 человек, однако, она по-прежнему оставалась самым маленьким из всех храмов Камышина.
В начале XX века была предпринята новая попытка перестроить Никольскую церковь. В 1909 году архитектор Петропавловский разработал проект нового большого и красивого храма. Однако сбор средств на его строительство затянулся на несколько лет, а начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и последовавшая за ней революция не позволили этому проекту воплотиться в жизнь.
Никольская церковь в послереволюционные годы разделила судьбу большинства российских храмов: разграбление и осквернение безбожной властью. В 1933 году храм отобрали у Церкви и закрыли, приход был распущен. В помещении бывшего храма устроили склад хлорной извести. Через несколько лет была уничтожена колокольня. Со временем здание храма пришло в полное запустение.
К началу Великой Отечественной войны в городе уцелела лишь самая маленькая Никольская церковь. Вот её-то и принялись восстанавливать горожане в 1944 году, когда по решению Сталина было разрешено вновь открывать православные храмы и создавать церковные приходы.
Средств на восстановление не было. Не было и приходской общины. Храм возрождался ценой невероятных усилий маленькой группы подвижников. 30 декабря 1944 года с Божией помощью храм был заново освящен.
Немало испытаний Никольскому приходу принесла новая волна гонений на Церковь в хрущевское время. Местные власти не разрешали церковной общине вести строительство и заниматься хозяйственной деятельностью. Исполком городского Совета ограничивал использование средств прихода. Пожертвования верующих на храм не могли всецело ему принадлежать. А петь в церковном хоре дозволялось только тем, кто соглашался исполнять советские песни в хоре городского отдела культуры.
В 1950-1970-х годах на территории Сталинградской (позднее Волгоградской) области было всего два действующих православных храма. Один – на юге, в самом областном центре, а второй – на севере, в Камышине.
На рубеже 50-60-х годов в Камышине в Никольской церкви служил диаконом отец Всеволод Васильцев. Впоследствии он стал настоятелем Троицкого собора в Саратове, позднее принял постриг с именем Василий и закончил своё служение Господу в сане архиепископа Кировоградского и Александрийского на Украине.
В 1965 году в истории Никольской церкви начался новый период. С появлением настоятеля отца Иоанна Матвиенко приход с разрешения местных властей развернул хозяйственную деятельность. Со временем храм отремонтировали, изменилось его внутреннее убранство, была построена крестильная. В Никольском храме на престольные праздники часто служил епископ, позднее архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской).
В 1980 году старанием прихожан была выстроена новая колокольня. Затем долго и упорно община добивалась разрешения на колокольный звон по великим праздникам. И вот в день Святой Пасхи 1985 года, когда в большинстве городов Советского Союза церковные колокольни ещё хранили молчание, жители Камышина вновь услышали перезвон колоколов.
В 1988 году московские художники Михаил Наумов, Андрей Козлов и Владимир Полуэктов украсили пристроенные боковые приделы храма росписями, посвящёнными Тысячелетию Крещения Руси и новопрославленным святым.
Сегодня, как и повсюду в России, в Камышине стремительно возрождается церковная жизнь. Строятся новые храмы, часовни и церкви обустраиваются в больницах, воинских частях, местах лишения свободы. Возросшее значение миссионерской деятельности духовенства Никольского кафедрального собора стало очевидным в Камышине в последние годы.
Некогда самая маленькая в городе церковь стала кафедральным собором Камышина. Настоятелем Никольского собора является Высокопреосвященнейший Герман, Митрополит Волгоградский и Камышинский.
Никольский приход ведет сегодня активную просветительскую и душепопечительскую деятельность. При соборе действует Воскресная детская певческая школа, собрана общедоступная православная библиотека. Это результат совместной работы духовенства и администрации Камышина, направленной на обогащение духовной жизни горожан, воспитание гражданской ответственности и любви к Отечеству, достижение взаимопонимания и терпимости в обществе.
С 2001 года возродилась традиция общенародного празднования памяти святого великомученика Димитрия Солунского как покровителя Камышина. Учреждена высшая городская награда – Памятный знак с изображением святого Димитрия, который вручается почётным гражданам Камышина.
Никольский кафедральный собор — сердце города, где встречаются прошлое, настоящее и вечное. Зримое свидетельство многовековой истории Камышина — небольшой некрополь при храме. Бережно сохраняемые старинные надгробия с городского кладбища, разоренного в советские времена, соседствуют здесь с могилами камышинских священнослужителей. Тысячи камышан являются прихожанами данного храма, так христианские традиции и вера постепенно возрождаются в сердцах и умах людей. А значит можно надеяться, что когда- нибудь жизнь переменится к лучшему, и в мире будут царить добро, милосердие и любовь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Человек не может без Родины, без памяти о прошлом, без своей истории, где много разных славных страниц, которыми можно и нужно гордиться. Без прошлого нет настоящего, а значит, нет и будущего, Нам, нынешнему поколению, как ни какому другому необходима память о прошлом, крепкая духовная опора, чтобы сохранить все-то хорошее, что было создано нашими предками и передать нашим потомкам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Список используемой литературы:
- Иванов А.А, Шамоев В.М. «Возвращение» 2001 г.
- В.М. Шамоев, «За право жить» 2001 г.
- В.А. Федорнов, «Известные камышане 20-го века» 2001 г.
- И.В. Косина, «Камышин. Страница истории»
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал
ВИДЕОЗАПИСИ: