Конкурсная работа
Номинация «История моего храма»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
Есть в Камышине Свято – Никольский собор. Вот уже почти 250 лет стоит красавец – храм. Сияние его крестов и куполов видно издалека с разных точек города. Любуясь ими, или проходя мимо, я стала задумываться, что же мне известно об одном из самых древних храмов родного города? Как он уцелел в годы гонений на Русскую Православную церковь и разрушения храмов?
Цель моей работы - проследить историю Свято – Никольского храма с конца XIX – начала XXвеков до наших дней.
Задачи, стоявшие передо мной:
- осветить историю создания храма и его деятельности в XIX – начале XXвв.;
- узнать, как удалось сохранить храм в годы советской власти;
- установить, какое значение имеет для жителей Камышина Свято – Никольский собор в настоящее время.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В своей работе я использовала материалы официальных сайтов Свято - Никольского прихода и Волгоградской епархии. На этих сайтах размещены материалы, рассказывающие об истории Никольского собора, воспоминания людей, принимавших участие в восстановлении храма, архивные и современные фотографии. Так же имеется подробная информация о ежедневной деятельность прихода.
Ещё я использовала материалалы камышинской газеты "Инфокам" и новостного сайта "Infokam.su". Статьи расказывают об этапах реконструкции Свято - Никольского собора, находках, сделанных в ходе работ. Интересную информацию дают интервью со старшим священнико иереем Алексие (Кузнецовым) и архитектором Ф.ИАфуксениди.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
Начиная своё исследование, я провела небольшой опрос среди одноклассников. Всего в опросе участвовал 21 человек. Результаты получились следующие.
Бывали ли вы в Свято – Никольском соборе?
- никогда не были 6 человек;
- заходили из любопытства -7;
- приходили с родными -12;
- помолиться, поставить свечи – 5.
Что вам известно об истории Свято –Никольского собора в Камышине?
- 18 человек сказали, что знают о времени и причине постройки собора;
Откуда вы узнали об истории этого храма?
- большинство узнали об истории храма посещая Камышинский краеведческий музей, на уроках истории, либо из интернет источников;
Что вы знаете о деятельности храма и его служителей в наше время?
- только трети корреспондентов известны новости из жизни Свято – Никольского прихода;
Что для вас значит Свято – Никольский собор?
- для большинства опрашиваемых (21 человек) – это памятник истории и архитектуры города; 10 человек назвали его центром культуры; 14 считают, что храм важен лишь для верующих.
Но так ли это на самом деле? Только ли для верующих людей важна работа храма? И на этот вопрос я попыталась ответить в своей работе.
Далее я стала искать различные источники информации, которые помогли бы мне узнать об истории и современности главного храма Камышина. Вот, что мне удалось узнать.
В эпоху правления Екатерины II в Дмитриевске (так в XVIII веке назывался наш город) в 1773году после морового чумного поветрия 1771–1772 годов, запрещено было по причине заразы, хоронить при церквях, умерших. И под кладбище было отведено особое место, где 22 марта 1775г. «при городе на выгонной земле», отстроена и освящена Никольская церковь. Первоначально она была деревянной.
Никольская церковь была самая маленькой в городе и 1825 году усилиями горожан храм перестроили, увеличив внутреннюю площадь. Украшением церкви стали колонны с портиком и сферический тринадцатиметровый купол. Богослужения совершались трёхштатным причтом. Причт- священно- и церковнослужители одного прихода, храма. В причт входят: настоятель, священник (иногда 2—3 и более), диакон, пономарь, псаломщик, чтец и т. д. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
В начале XX века задумано было перестроить храм. В 1909 году архитектор Петропавловский разработал проект нового большого храма во имя святителя Николая. Но пока собирали средства на строительство церкви, началась Первая мировая война. Проект остался неосуществлённым.
Затем грянула Октябрьская социалистическая революция.
В конце XIX – начале XX века в городе было семь православных церквей (включая 2 домовые) и пять церковно-приходских школ. В Камышинском уезде действовали два православных монастыря.
Никольский кафедральный собор — единственное храмовое здание, частично уцелевшее в период революции и гражданской войны. Остальные храмы были полностью разрушены. Трудности начались ещё пока храм был действующим. Из бесед со старожилами мне стало известно, как всячески старались помешать проведению богослужений. Особенно в дни больших церковных праздников. Так в то время, как в храме проходило торжественное пасхальное богослужение, представители власти устраивали свою «антипасху». В находившемся рядом с храмом городском парке организовывали митинги и гуляния. Громкая музыка, шум и смех за стенами храма конечно же очень мешали молящимся в храме. Но они стойко переносили это испытание. Представители советской власти строго следили, чтобы молодежь ни в коем случае не ходила в церковь. За нарушение запрета следовало строгое наказание.
Никольский храм был закрыт в 1933 году. Более десяти лет в нём размещался хозяйственный склад. Незадолго до начала Великой отечественной войны большевики разрушили и храмовую колокольню.
Надежда возродить храм, а вместе с ним и духовную жизнь затеплилась в октябре 1941 года. В страшные для всей страны месяцы, когда горели города и сёла, тысячами гибли мирные люди и солдаты, до последней капли крови сражавшиеся с фашистами и всё же отступавшие. Когда враг стоял уже под стенами Москвы, и немецкие офицеры рассматривали в бинокли окраины столицы.
В Кремле состоялась встреча патриарха Сергия и И. В. Сталина. С этого момента Русская Православная Церковь смогла принимать активное участие в деле победы над врагом. Сталин разрешил и крестный ход вокруг осаждённых городов, и облёт боевых позиций с чудотворной иконой Казанской Божией Матери на борту самолёта. В осаждённом Ленинграде под постоянными обстрелами богослужения шли непрерывно. Духовенство обратилось к верующим с просьбой о сборе пожертвований на военную технику. На эти средства была построены авиационная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского. По всей стране собирались пожертвования на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. Помощь Церкви была не только финансовая. Архиепископ Лука (Войно - Ясенецкий) работал как хирург, его труды по гнойной хирургии спасли тысячи жизней солдат и офицеров. Священнослужители вдохновляли людей на битву за Родину.
В конце XIX – начале XX века в городе было семь православных церквей (включая 2 домовые) и пять церковно-приходских школ. В Камышинском уезде действовали два православных монастыря.
Никольский кафедральный собор — единственное храмовое здание, частично уцелевшее в период революции и гражданской войны. Остальные храмы были полностью разрушены. Трудности начались ещё пока храм был действующим. Из бесед со старожилами мне стало известно, как всячески старались помешать проведению богослужений. Особенно в дни больших церковных праздников. Так в то время, как в храме проходило торжественное пасхальное богослужение, представители власти устраивали свою «антипасху». В находившемся рядом с храмом городском парке организовывали митинги и гуляния. Громкая музыка, шум и смех за стенами храма конечно же очень мешали молящимся в храме. Но они стойко переносили это испытание. Представители советской власти строго следили, чтобы молодежь ни в коем случае не ходила в церковь. За нарушение запрета следовало строгое наказание.
Никольский храм был закрыт в 1933 году. Более десяти лет в нём размещался хозяйственный склад. Незадолго до начала Великой отечественной войны большевики разрушили и храмовую колокольню.
Надежда возродить храм, а вместе с ним и духовную жизнь затеплилась в октябре 1941 года. В страшные для всей страны месяцы, когда горели города и сёла, тысячами гибли мирные люди и солдаты, до последней капли крови сражавшиеся с фашистами и всё же отступавшие. Когда враг стоял уже под стенами Москвы, и немецкие офицеры рассматривали в бинокли окраины столицы.
В Кремле состоялась встреча патриарха Сергия и И. В. Сталина. С этого момента Русская Православная Церковь смогла принимать активное участие в деле победы над врагом. Сталин разрешил и крестный ход вокруг осаждённых городов, и облёт боевых позиций с чудотворной иконой Казанской Божией Матери на борту самолёта. В осаждённом Ленинграде под постоянными обстрелами богослужения шли непрерывно. Духовенство обратилось к верующим с просьбой о сборе пожертвований на военную технику. На эти средства была построены авиационная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского. По всей стране собирались пожертвования на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. Помощь Церкви была не только финансовая. Архиепископ Лука (Войно - Ясенецкий) работал как хирург, его труды по гнойной хирургии спасли тысячи жизней солдат и офицеров. Священнослужители вдохновляли людей на битву за Родину.
В 1943 году Русской Православной Церкви были возвращены некоторые храмы и монастыри. Было разрешено более активное, чем прежде, богослужение.
Но храмов осталось мало. В Камышине -только один. Лишь в 1944 г. по ходатайству верующих города Камышина Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР 24 марта 1944 года дал разрешение на возрождение храма. 20 мая 1944 г. СНК СССР одобрил решение об открытии храма в городе Камышине.
О том, как тяжело было осуществить это решение на практике, известно из воспоминаний Ильи Николаевича Никитина, председателя церковного совета Никольского храма в 1944 году.
В то время Илье Николаевичу Никитину было уже 76 лет. Неожиданно его вызвали в горсовет. Вот что он пишет: «...секретарь горисполкома Пётр Павлович Петров объявляет мне, что вызвал меня по делу открытия церкви в Камышине. При этом прочитал мне распоряжение Правительства...». Илья Николаевич усиленно отказывался возглавить порученное Советской властью дело. Ведь он был уже стар, немощен, болен ревматизмом. Видимо именно поэтому кандидатура Никитина устраивала горсовет.
Ведь шла война, царил голод, дефицит стройматериалов. Люди боялись открыто исповедовать религию и помогать не спешили. А сам Илья Николаевич горячо желал открытия в нашем городе церкви. Трудно было неимоверно. Епархиальное управление в Саратове ещё только создавалось и особой помощи оказать не могло. Денег на строительство не было. Для официального создания общины необходимо было собрать 20 человек верующих. А ведь признавать себя верующим было опасно.
Священнослужителей не было. Не было икон и богослужебных книг, церковной утвари и облачения для священников. Возникла проблема с наймом рабочих. Найти стройматериалы оказалось ещё сложнее.
Само здание Никольской церкви выглядело убого. Почти везде обрушилась штукатурка, была обнажена кирпичная кладка стен и колонн. В окнах не было стёкол. Кровля проржавела и зияла дырами. Колокольня была разрушена.
Но ещё более печальную картину представлял собой интерьер храма. Внутри были голые стены, живописные фрески церковного купола испорчены, изрешечена пулями художественная роспись. В церкви находилось около 300 бочек с хлорной известью, некоторые из них были перевёрнуты, содержимое рассыпано по полу. Кругом паутина, затхлость, гулял ветер. Не было ни алтаря, ни престола, ни иконостаса.
Но не смотря на все казалось бы неразрешимые трудности, дело сдвинулось. Собрали общину, оформили документы. Люди жертвовали деньги. Но собирать пожертвования можно было только в городе. В районе собирать пожертвования не разрешалось. Главными помощниками Ильи Николаевича стали Владимир Захарович Сальников и Сергей Семёнович Осипов – тоже престарелые, но очень активные люди, которые и в строительстве разбирались, и своими руками много чего умели.
Иконостас делали из фанеры: другого материала в военное время было не достать. Исполком отпустил полтонны мела и тонну извёстки. За побелку община заплатила 8 000 рублей, за фанеру – 12 000. На 26 000 рублей купили свечей. Машин и лошадей не было – все стройматериалы переносили на себе.
Подрядчики неохотно соглашались идти на строительство церкви. Оплату рабочие просили водкой или наличными, но чтобы не платить налога. Никто не хотел продавать общине материалы. Цены для церкви установили выше обычного. Приходилось разъяснять и подрядчикам, и торговцам, что всё это делается с разрешения правительства.
Иконы, хоругви и церковную утварь собирали по всему району. Ездили в Николаевку и Рыбинку. Нашли и облачение для священников. 5 августа 1944 года приехал священник- отец Александр (Любимов).
13 октября 1944 года, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в обновлённом Никольском храме впервые за долгое время состоялось богослужение. Официальное освящение церкви произошло лишь 30 декабря 1944 года.
Немало испытаний Никольскому приходу пришлось перенести в правления Н.С. Хрущёва. Исполком городского Совета запретил церковной общине вести строительство и заниматься хозяйственной деятельностью, ограничивал использование средств прихода. Пожертвования верующих на храм принадлежали ему лишь частично. Петь в церковном хоре могли только те, кто соглашался исполнять советские песни в хоре городского отдела культуры.
На рубеже 50-60-х годов XX века здесь служил диаконом легендарный отец Всеволод (Васильцев), ставший позднее архиепископом Кировоградским и Александрийским Василием.
С 1965 по 2000 годы успешно руководил приходом протоиерей Иоанн (Матвиенко). С появлением настоятеля отца Иоанна приход с разрешения местных властей развернул хозяйственную деятельность. Со временем храм отремонтировали, изменилось его внутреннее убранство, была построена крестильная. В Никольском храме на престольные праздники часто служил епископ, позднее архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской).
Построить колокольню стало возможно только в 1980 году. Она состояла из трёх ярусов и была возведена всего за два месяца. Но община долго не могла добиться разрешения на колокольный звон хотя бы по великим праздникам. Лишь осенью 1984года из Москвы было получено разрешение осуществлять колокольный звон. В день Святой Пасхи 1985 года, когда в большинстве городов Советского Союза церковные колокола ещё хранили молчание, жители Камышина вновь услышали перезвон колоколов.
По свидетельству старейшей прихожанки Никольского собора, много лет являющейся старостой прихода Анны Никитичны Макаровой, лишь одно вызывало сожаление прихожан. Колокольня не была пристроена к храму, а стояла отдельно и практически не была видна с улицы Базарова.
В 1988 году московские художники Михаил Наумов, Андрей Козлов и Владимир Полуэктов украсили пристроенные боковые приделы храма росписями, посвящёнными Тысячелетию Крещения Руси и новопрославленным святым.
В 2000 году Никольской церкви был присвоен статус Кафедрального собора. Настоятелем храма стал владыка Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский. Старшим священником, на плечи которого легли заботы о храме и приходе – протоиерей Алексий (Кузнецов). Ему помогают священники отец Александр (Лысенко) и отец Дионисий (Малякин), иеромонах Антоний (Дубровин), диакон Георгий Матвеев.
В 2009 году началась масштабная работа по реконструкции храма, которая проводилась по благословлению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа архитектором Федором Ивановичем Афуксениди. Федор Иванович является автором проектов более, чем сорока храмов. Среди них есть стеклянная часовня, возведенная в аэропорту города Сочи; храмы, приспособленные к сейсмически-опасным горным условиям, а также отреставрированные старинные церкви.
Проектированием храмов Федор Иванович занимается с 1991 года, награжден орденом Сергия Радонежского 3-й степени. В интервью, данном газете «Инфокам», Федор Иванович пояснил, что в своей работе постарался
«…в меру своих сил, помимо решения основных задач проектирования, выразить в реконструируемом соборе память разрушенных храмов этого города».
Ремонтные и восстановительные работы координируются Попечительским советом под руководством старшего священника Свято-Никольского кафедрального собора иерея Алексия (Кузнецова). Совет объединил представителей городской администрации и крупнейших предприятий Камышина.
На первом этапе работ в 2009 году был установлен новый купол высотой 29 метров, засияли на солнце новые кресты, заменена кровля, собор был оштукатурен и окрашен. Во время строительных работ был обнаружен склеп, в котором покоились останки трех человек. К сожалению, каких-либо находок, которые позволили бы установить личности погребенных, в ходе раскопок обнаружено не было. Останки были перезахоронены в некрополе, а архив собора пополнился поднятыми из склепа нательными иконками, нагрудным медальоном и золотым кольцом с инициалами на внутренней стороне.
На втором этапе реконструкции в 2010 году была построена новая колокольня высотой 33 метра, облицован гранитом цоколь здания, заменены полы в храме и проведены работы по благоустройству территории. На территории некрополя собора на глубине 2 метров был обнаружен надгробный памятник камышинского купца II гильдии Ивана Федоровича Буданова, скончавшегося 30 января 1868 года в возрасте 56 лет.
По свидетельству старшего священника иерея Алексия (Кузнецова), за девять с половиной лет - это третий надгробный памятник, найденный на территории храма. Таким образом, некрополь при Никольском соборе является уникальной частью нашего самого старого православного храма Камышина.
5 августа 2014 года на колокольню Свято-Никольского кафедрального собора был поднят новый 700-килограммовый колокол. Полиелейный (служащий для благовеста в праздники) колокол был отлит в городе Каменске-Уральском на колокололитейном заводе ЗАО «Пятков и К» на средства благотворителей.
Диаметр колокола составляет 1,03 метра. На нем изображены Казанская икона Божией Матери, образы святого великомученика Дмитрия Солунского, святителя Алексия митрополита Московского и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.На колоколе выгравировано мудрое библейское изречение: «Свет Христов освещает всех» и надпись «В память о духовном просвещении Нижнего Поволжья».
По традиции, после поднятия колокола на колокольню все желающие могли трижды в него ударить, затем каждый получил традиционный освященный колокольчик.
В конце августа была произведена настройка нового колокола профессором, завкафедрой колокольного искусства Саратовской консерватории Александром Ярешко. Позже при соборе планируется открыть школу колокольного звона.
Что же значит Свято – Никольский собор в жизни камышан? Важен ли он лишь для верующих? Попробуем ответить на эти вопросы, проследив деятельность прихода и служителей собора.
С 2001 года возродилась традиция общенародного празднования памяти святого великомученика Димитрия Солунского как покровителя Камышина. Учреждена высшая городская награда – Памятный знак с изображением святого Димитрия, который вручается почётным гражданам города.
Уже много лет при камышинском Никольском кафедральном соборе действует Воскресная школа. В ней преподают такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, изобразительное и театральное искусство. Из воспитанников Воскресной школы создано три группы хора (старшая, средняя и младшая) с которыми занимаются профессиональные педагоги. Под руководством актера Камышинского драматического театра Юрия Николаевича Щербинина, который преподает предмет «Театральное искусство» ставятся театрализованные представления на два самых главных православных праздника: Светлое Христово Воскресение – Пасху и Рождество Христово.
К главным целям организации воскресной школы относится воспитание детей в христианских традициях.
Воскресная школа Никольского кафедрального собора включает в себя три отдела. Дошкольный, где дети могут получить начальное духовное образование, и воспитание, и подготовиться к учебе в общеобразовательной школе.
Основной, в котором занимаются дети от 7 до 14 лет, которым преподают такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, изобразительное и театральное искусство.Цель изучения данных дисциплин - воспитание ребёнка в истинно христианском духе, образование в нём знаний и навыков, необходимых для жизни по христианским заповедям. Поэтому основное внимание уделяется созданию атмосферы доброго христианского общения детей с педагогами и детей между собой.
Воскресная школа для взрослых проводит двухчасовые беседы со священством собора каждое воскресенье после Литургии. Изучается Священное писание, Катехизис, Богослужение и др. На занятия может прийти каждый желающий.
Педагогами воскресной школы ведётся краеведческая и церковно-археологическая работа. Собирается материал по истории собора, и информация о священнослужителях Камышина и района, пострадавших в годы советской власти.
При Воскресной школе Никольского кафедрального собора ведёт свою работу студия декоративно-прикладного искусства для девочек и их мам «Бабушкины сказки» (руководитель Елена Юрьевна Кузнецова).
При соборе собрана общедоступная православная библиотека. Книги Священного Писания, молитвословы, Жития великих святых, сборники изречений святых подвижников Х-ХХ столетий, душеполезные размышления священнослужителей нашего времени, книги о том, как правильно молиться и вести себя в храме, как подготовиться к исповеди, что надо знать при крещении, как переживать тяжелые события и как научиться радоваться бесценному Божиему дару - нашей жизни.
В библиотеке есть книги, предостерегающие от опасностей сектантства; книги о православном взгляде на аномальные явления. Много книг, которые имеют цель помочь людям самостоятельно избавиться от недуга пьянства, наркомании, табачной зависимости. И родителям, и учителям окажет помощь литература о духовном воспитании детей.
С 1 октября 2007 года по инициативе старшего священника Никольского собора иерея Алексия Кузнецова начал свою работу Семейный центр мастерства и ремёсел. Им руководит Народный мастер России Елена Ивановна Вернидубова. Педагоги детско-юношеского центра, училища искусств, городского детского приюта, и все желающие обучаются изготовлению традиционной игрушки, лоскутному шитью, вышивке, плетению поясов. Изучают народный костюм, осваивают войлоковаляние, шитьё модульных игрушек. Обучение в Центре бесплатное.
5 ноября 2011 года филиал Семейного центра мастерства и ремёсел, в котором обучается 10 чел. открыт в Москве.
С 2009 года при Свято-Никольском кафедральном соборе действует благотворительная столовая. По понедельникам при храме с 12 до 14 часов можно получить горячее питание или набор продуктов с собой.
С октября 2009 года по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа при Никольском кафедральном соборе работает консультативный центр “Школа новых отношений”. Как сказала в интервью директор Центра Ольга Дмитриевна Бессонова: “Цель Центра проста – собирать людей, объединять их между собой, учиться общаться открыто, честно и интересно. Учиться слышать и узнавать свою душу, свой внутренний мир. Свою индивидуальность. И делиться этим миром с другими.
Помощь оказывается всем, кто столкнулся с проблемами во внутренней жизни, в отношениях с близкими, в семье, на работе, в своем окружении. Здесь оказываются индивидуальные консультации специалиста, проводятся лекционные встречи и семинары- тренинги.
С сентября 2011 года при Консультационном центре действует Общество Анонимных Алкоголиков, работу которого курирует Юрий Николаевич Щербинин. Бескорыстную помощь там получают все нуждающиеся в поддержке.
В 2014 году при Никольском кафедральном соборе начала работу консультационная служба. Её задача -помочь в разрешении возникающих вопросов у людей, приходящих в храм. После воскресной службы в притворе собора, за специальным столиком информации дежурит кто-нибудь из священно- или церковнослужителей собора. К ним можно обратиться со своим вопросом. А также, интересующий вопрос можно задать, отправив электронное письмо.
Приход сотрудничает со скаутским отрядом «Феникс» (Руководитель Виктор Васильевич Бородин), а также духовно окормляет военнослужащих камышинского гарнизона, воспитанников ФКУ Камышинская ВК УФСИН России по Волгоградской области (начальник - полковник внутренней службы Игорь Юрьевич Буров) и ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Камышинский детский дом» (директор Ирина Львовна Бурова). Стараниями отца Алексия создана православная часовня Целителя Пантелеимона в городской больнице № 1, возник храм Димитрия Московского и Угличского в детской исправительной колонии.
В Никольском соборе проводятся выставки детских рисунков, фото выставки, посвящённые истории прихода и собора, а также экскурсии. Вот один из многочисленных отзывов, оставленный ученицей МБОУ СОШ№ 10: 7 мая мы с классом были на экскурсии в Свято-Никольском кафедральном соборе. Эта экскурсия произвела на меня большое и неизгладимое впечатление.
Это ещё далеко неполный список дел, которые совершают священнослужители и все, кто помогает им в нелёгком, но очень нужном их служении. А ещё это - результат совместной работы духовенства и администрации Камышина, направленной на обогащение духовной жизни горожан, воспитание гражданской ответственности и любви к Отечеству, достижение взаимопонимания и терпимости в обществе.
Никольский кафедральный собор — сердце города, где встречаются его прошлое и сегодняшний день. Небольшой некрополь при храме, где бережно сохраняемые старинные надгробия с разоренного в советские времена городского кладбища соседствуют с могилами камышинских священнослужителей, — это зримое свидетельство многовековой истории Камышина. Сегодня, как и во все даже самые тяжёлые времена, Никольский собор — это центр духовной жизни, религиозно-нравственного воспитания и христианского просвещения. Это место, где сохраняются вековые традиции русского народа, островок тишины и света в бурном житейском море, где можно найти помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации. Главный кафедральный собор города -это его память, сердце и душа.
Конечно, в данной работе я в общих чертах проследила историю Свято – Никольского кафедрального собора. Мне кажется, заслуживает отдельного внимания и более подробного изучения период восстановления храма в 1944 году, и история Воскресной школы, и жизнь Ильи Николаевича Никитина, невероятными усилиями возродившему собор. Так что в будущем я планирую продолжить исследовательскую работу по истории Никольского собора и жизни людей, с ним связанных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Итак, можно прийти к выводу, что Свято – Никольский кафедральный собор важен не только для его прихожан. Он важен и как памятник архитектуры и истории. И как центр духовности и культуры, возрождения традиций, сохранения и передачи будущим поколениям богатого духовного опыта. Он является тем маяком, который не позволит заблудиться среди большого количества негатива, соблазнов и раздоров.
История Никольского собора является отражением истории России, сложной, противоречивой, полной борьбы, трагических, героических и светлых страниц.
История собора, его святыни, деятельность священнослужителей, направленная на пользу общества – всё это неисчерпаемые темы для новых исследовательских исканий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
- http://blagozinie.cerkov.ru/nikolskij-kafedralnyj-sobor-g-kamyshin/
- http://nksobor.cerkov.ru/
- http://www.volgaprav.ru/hramy_volgogradskoy_oblasti/4_kamyshinskij_okrug/nikolskij-kafedralnyj-sobor/
- http://gorodskoyportal.ru/volgograd/news/news/7499911/
- http://infokam.su/n11209.html
- http://kamsosh10.ucoz.ru/news/2009-05-13-31-0
- http://psmb.ru/church/article/istorija-khramov-kamyshina-4632/
- http://www.admkamyshin.info/history/history1/
- http://www.nksobor.ru/
- http://www.chaspik.spb.ru/russian/v-kamyshine-zavershena-rekonstrukciya-svyato-nikolskogo-kafedralnogo-sobora/
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- http://v1.ru/text/newsline/478433.html
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал
ВИДЕОЗАПИСИ: