Конкурсная работа
Номинация «История моего храма»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грёзы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель…
Н. Рубцов
В какую точку нашей необъятной страны мы бы не направились – всюду нас встречают колокольни и маковки церквей. Почти у каждой из них своя особая история. Где-то это белокаменный собор XII века, где-то покоятся нетленные мощи святого, а где-то находится Святой источник с благодатной и целебной водой. А вот совсем новый храм, деньги на постройку которого собирали всем миром. Все мы уже привыкли к тому, что в Калаче-на-Дону тоже есть свой храм и каждый день его двери открыты для всех желающих помолиться. Но так было не всегда.
Поговорив с прихожанами нашего храма, я понял, что долгое время у моих земляков не было места, специально предназначенного для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему. Меня заинтересовала история православной церкви в нашем городе, и я решил провести собственное исследование этого вопроса.
Актуальность этой работы по изучению истории православного храма моей «малой родины» заключается в том, что храмы украшают, облагораживают нашу жизнь, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней красотой, и гармоничным звоном колоколов, и мы просто обязаны знать весь «тернистый путь» становления Церкви в своём городе.
Таким образом, цель данной работы – собрать воедино и систематизировать имеющиеся документальные сведения об истории православного храма в г. Калаче-на-Дону.
Методы сбора и обработки материала – работа с архивными источниками, опрос старожилов, поиск материала в интернете.
Время проведения исследования – октябрь-ноябрь 2014 года.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
Первая церковь в Калаче.
Итак, какова же история православия в нашем городе? В процессе исследования я выяснил следующее.
В 1867 г. через Калач проезжал известный писатель-романист В.В. Крестовский, написавший о православии в хуторе несколько строк: «В Калаче пока еще нет церкви. Недавно только на дебаркадере выставили образ и кружку с приглашением к посильным пожертвованиям. В настоящее время там находятся неподалеку от железной дороги под купою нескольких дерев бедная маленькая молельня, помещающаяся в каком-то сарайчике, с крестиком на кровле и небольшим колоколом, который одиноко висит себе подле молельни».
Строительство первого храма в Калаче началось в 1867 году сбором средств. В 1869 г была построена небольшая церковь, получившая имя в честь святителя Николая Чудотворца.
На 1875 г. в Калачёвском торговом поселении служил священник Филипп Байздренков, удостоенный набедренника. В 1876 г. бывший церковным старостой царицынский мещанин Иосиф Бабушкин пожертвовал сюда три семипроцентных билета на 2250 руб. на содержание причта. А глава торгового дома купчиха А.А. Грошева устроила иконостас в Храме.
В конце XIX в. большинство Храмов современного Калачевского района относились к Качалинскому благочинию.
Православие в Калаче в XIX – начале XX вв.
В конце XIX – начале XX вв. Калач начал быстро расти и развиваться. Священство при поддержке благотворителей вело активную социальную работу. Около 1880 г. на средства семьи Кравченко – известного купца и промышленника была построена церковно-приходская школа. Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор (в нём сейчас помещаются начальные классы средней школы № 2). В 1892 г. к Никольской церкви пристроили два придела, а в 1896 г. приделали новый алтарь и увеличили трапезную.
По данным 1-ой Всероссийской переписи населения 1897 г. в Калаче наличествовали церковно-приходская школа, свечной церковный заводик, две деревянные церкви - Никольская православная и Успенская единоверческая. Успенский Храм построили в 1893 г. К нему был приписан также единоверческий молитвенный дом во имя святого благоверного великого князя Александра Невского на х. Рубежный, возведенный в 1894 г. на средства мещанина И.И. Бабушкина.
Никольская церковь, при которой действовала церковно-приходская школа, стояла на месте нынешней филармонии.
В начале XIX в. на территории нынешней больницы водников располагался мужской монастырь. Вероятно в конце XIX – начале XX вв. он превратился в женский. В 1915 г. сюда пароходами везли раненых на фронтах 1-ой мировой войны из госпиталей г. Ростова-на-Дону и размещали их как в военном госпитале Калача, организованном при почине духовенства, так и в больнице женского монастыря. Благочинным тогда являлся о. Дмитрий Серебрянский, встречавший солдат и произносивший патриотические речи. Перед самой войной 1941-1945 гг. в здании обители открыли районную больницу на 60 мест, разрушенную во время Сталинградской битвы.
В единоверческом Храме, располагавшемся в так называемом Старом Калаче, власти устроили инкубатор.
Уничтожение храмов в 30-е годы.
На 1 января 1933 г. в Калачевском районе, по данным крайисполкома, числилось 5 православных общин, признававших власть патриарха Тихона и имевших 6 священников. Они объединялись вокруг 4 молитвенных зданий «специальной постройки» (т.е. Храмов) и одного здания «неспециальной постройки» (вероятно, службы шли или в частном доме, или каком-либо другом помещении). Также в районе действовало тогда 13 старообрядческих общин с 7 священниками, служившими в 13 зданиях «специальной постройки». Несколькими годами позднее, на 1 июня 1937 г. в Калачевском районе насчитывалось 11 действующих и 2 не действующих, но незакрытых церкви (вероятно, службы в последних не велись из-за отсутствия священников). В период с 1 июня 1937 по 31 декабря 1939 г. властями было закрыто 9 Храмов. В итоге, на 1 января 1940 г. в районе осталось 4 церкви и 2 молитвенных дома.
Обе хуторские церкви закрываются большевиками в период - с октября 1929 по февраль 1930 гг. В это время там служил протоиерей Георгий Иосифович Семенов. В помещении Никольского Храма, ставшего клубом, в 30-е гг. проходили спектакли местной самодеятельности. С его купола сняли крест, разобрали колокольню, поставили внутри кресла. Отец Георгий был отправлен в ссылку. Сразу, как только был отобран храм, верующие снова стали собирать средства на строительство. По словам людей, знавших отца Георгия, все собранные деньги, он хранил в течение войны, и как только появилась возможность, после войны на эти средства был приобретён молитвенный дом.
Никольский храм пережил войну. В честь освобождения Калача от оккупантов, в здании церкви устроили концерт. Как пишет Г. Мамаев, в 1942 г. во время бомбардировки рядом с Храмом взорвалась мощная тонная бомба, образовав воронку диаметром в 25-30 м. Край воронки проходил буквально в 5-6 м от глухой стены бывшей церкви, но, несмотря на это она почти не пострадала и была лишь немного посечена осколками. Верующие говорили, что Господь спас свой Храм. Он сгорел в 1946 г. от детской шалости с огнем, а в 1947 г. на его фундаменте началось строительство кинотеатра «Волго-Дон».
После Великой Отечественной войны в Калаче протоиерей Георгий Иосифович Семенов построил Храм. Его внучка Галина Николаевна Ченегина называет его фамилию как Симеонов. Она вспоминает, что сначала он служил в Калаче, а до него и его отец – Иосиф Георгиевич Симеонов также был калачевским священником. В 30-е годы за о. Георгием пришли, стали зверски избивать на глазах у детей, перебили тройничный нерв. Его сослали в Сибирь за исповедание веры, но он и там продолжал венчать, причащать людей, крестил детей охранников, лечил больных от цинги. Сестра батюшки спрятала священническое облачение и церковную утварь в сарае. Из ссылки он вернулся раньше срока инвалидом и проживал в Сталинграде, не служа ни в каком из городских Храмов. С началом боев в Сталинграде, вся семья ушла в Калач. Немцы разрешили открыть церковь, под которую пошла половина дедушкиного дома. Здесь он начал совершать богослужения перед родовой Владимирской иконой Божией Матери. На службы сюда потянулись люди даже из-за Дона, с дальних хуторов. И вот в один из ноябрьских дней 1942 г., когда стихла стрельба, о. Георгий в облачении с иконой в руках пошел навстречу нашим войскам. Советские солдаты, ворвавшиеся в Калач и увидевшие священника, стали подходить к нему за благословением. Выжившие в страшнейшей из битв второй мировой, бойцы со слезами на глазах крестились и целовали образ Божией Матери.
Подъём веры в послевоенное время.
Подъем веры в годы войны и сразу же после нее наблюдался тогда практически везде. Во второй половине 40-х годов в Калачевском районе власти отмечают прохождение церковных служб под руководством монахинь из закрытых монастырей края. Люди, перенесшие военные лихолетия, решили строить в Калаче Храм. Начали сбор средств. И вскоре на пустыре мужчины построили молитвенный дом, оформили его официально, образовали большой церковный совет, куда вошли даже верующие с хуторов, купили дом для священника. Постепенно под руководством о. Георгия собрался церковный хор. По данным властей, в 1944 г. Никольский молитвенный дом действовал. Он входил в 1-ый благочинный округ. Церковь активно помогала всем пострадавшим от военного лихолетья, всем миром строили хаты бездомным, ремонтировали дома солдаток и вдов. Райисполком собрал всех детей-сирот в один дом и о. Георгий содержал его за счет прихода. Священника все любили, даже партийные приходили венчаться, приносили по ночам крестить своих детей. На Рождество 7 января 1952 г. в праздничных церковных службах в Калаче участвовало 400 человек, из них 50 мужчин, 300 женщин и 30 детей, причем люди ходили славить Христа по домам. При Храме пономарила монахиня Мария Степановна, бухгалтером была некая Люся. Батюшка Георгий прослужил здесь вплоть до самой смерти в феврале 1953 г. При нем в Храме был расширен алтарь, устроены печи, вырыт колодец в церковной ограде, в сторожке устроена крестильная комната.
В 1954 г. уже при новом настоятеле – о. Н.Ф. Абрамовиче в церковь провели электричество, начали роспись стен. При проверке оказалось, что Храмовый антиминс, освященный в 1911 г. епископом Аксайским и Новочеркасским Гермогеном, сильно загрязнен и требует замены В 1957 г. под руководством священника Иоанна Есенникова расписываются заново иконостас и стены Храма, отделывается ризница, а икона Вседержителя на Горнем месте украшается балдахином. С 24 декабря 1958 г. и по 1964 г. настоятелем Никольского молитвенного дома в Калаче пребывал иерей Алексий Машенцев, также обслуживавший и Никольскую церковь х. Голубинского. Согласно штатному расписанию, в причт молитвенного дома входили только псаломщик и священник. Последний продолжал заботиться о поддержании благолепия в Храме, организуя различные ремонтные работы. На 12 января 1963 г. в Калаче служат священник Алексий Машенцев и псаломщик С.Е. Субботин. За 1964 г. о. Алексий произнес 24 проповеди на Евангельские темы. После о. Алексия сюда был назначен священник из Саратовской области Василий Сусин. В январе 1965 г. он доложил благочинному о том, что за время его служения на приходе было прочитано 9 проповедей на Евангельские темы. В марте 1965 г. благочинный Волгоградского округа протоиерей Василий Ошурко просит епископа Саратовского и Волгоградского Пимена о награждении о. Василия камилавкой.
В феврале 1965 г. уполномоченный Совета упоминал, что в г. Калаче «в большие церковные праздники верующих в молитвенном доме бывает до 1000 человек, а по воскресеньям – до 50-70 человек». В 70-80-е гг. XX в. здесь 17 лет прослужил о. Петр Мирошников (его супруга Надежда Филиповна является родной племянницей монахини Раисы (Кривошлыковой) из Усть-Медведицкого монастыря). Священник П.И. Мирошников в 1973 г. обвинялся во вмешательстве в дела исполнительных органов прихода. В то время власти специально продвигали в приходские советы своих ставленников, проверенных коммунистов. Бывало, что они отодвигали священнослужителей от фактического руководства приходом. Да и юридически, по советским законам, священник тогда был в своем приходе лишь служителем. Храм, по воспоминаниям некоторых людей, был «небольшим, деревянным, но очень уютным, со вкусом убранным. Видимо немало в этом потрудилась матушка о. Петра Надежда Филипповна, которая несет обязанности псаломщика». За 1980 г., по сведениям уполномоченного, в Никольском Храме было крещено 363 человека, венчано – 8, совершено 11 очных и 408 заочных отпеваний и 975 прочих обрядов. О здешних священниках известно далеко не все – фамилии и годы служения некоторых не удалось определить. Так, в кратких церковных записках упоминаются некие иереи Анатолий, Владимир, Федор (похороненный в Саратове), Михаил (подменный), вероятно служившие в Калаче в 70-80 годах XX в.
С 13 апреля 1984 г. по 27 ноября 1987 г. в Храме священствовал о. Николай Карпец. С 3 июля 1987 г. по 12 декабря 1988 г. здесь служил священник Анатолий Иванович Сафонов. Его сменил протоиерей Владимир Афанасьевич Захарич (в последствии - архимандрит Василий, а затем, после принятия схимы в монастыре Ахтырской иконы Божией Матери с. Гусёвка - схиархимандрит Димитрий)
прослуживший до 10.05.1992 г. Диакон Феодор Кубанцев прослужил в Храме с 1 ноября 1988 по 1 мая 1996 г. и был уволен с уходом на пенсию. Диакон А.В. Кузнецов, будучи на практике, прослужил здесь весь октябрь 1989 г. Также и диакон Анатолий Петрович Шаргин служил с 31 декабря 1989 по май 1990 г. Чуть больше месяца в декабре 1992-январе 1993 г. прослужил иерей Петр Митрофанович Халюто. С 3 января 2000 г. по 28 августа 2006 г. служил иеродиакон Гавриил (Дмитрий Васильевич Куликов), который в данное время является ректором Царицынского православного университета преподобного Сергия Радонежского.
Строительство нового храма.
Старая тесная церквушка вмещала не более 200 молящихся, а на праздники часто приходило и до 400 человек. Поэтому с благословения архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена был сделан проект каменного двуглавого Храма с помещениями для церковной библиотеки и других нужд. Строительство нового началось в октябре 1990 г. рядом со старой церковью на ул. Революционная, 293. Последняя сгорела в 1998 г. В декабре 1990 г. архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен рукоположил и направил сюда вторым священником иерея Николая Владимировича Пыркова. Уже став протоиереем, он прослужил здесь до ноября 2005 г. 18 ноября 2005 г. протоиерей Николай Пырков переводится в ст. Голубинскую.
12 декабря 2005 г. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман назначил настоятелем Храма иерея Димитрия Климова, остающегося на этом посту до сих пор.
Наш храм в настоящее время.
В 2008 году по указу Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа иерей Димитрий Климов возводится в сан протоиерея. С апреля 2011 года и по настоящее время вторым священником служит иерей Валерий Никулов.
При Храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, библиотека.
Клирики Храма проводят еженедельные молебны в городской больнице г. Калача и еженедельные молебны и беседы с военнослужащими внутренних войск. Они занимаются и духовно-просветительскойской работой с молодежью, деятельностью по возрождению народных и семейных праздников в духе православных традиций. Долгое время у храма не было купола.
14 февраля 2008 года был установлен главный купол, который был спроектирован местным жителем Николаем Филисовым.
Строительство Храма полностью завершено. Поставлен новый иконостас
Сделана орнаментальная роспись стен. Построен новый забор.
26.04.2011г. во вторник Светлой Седмицы Храм был освящён по полному архиерейскому чину митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Таким образом, изучая историю нашего собора светителя Николая Чудотворца я понял, что Храм — это место особенное, специально предназначенное:
- для соборных (совместных, общих) молитв;
- для совершения богослужений;
- для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания);
- В храмах, по словам святителя Филарета, митрополита Московского: «есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях».
Такова история нашего храма. В результате данного исследования я убедился, насколько значим для жителей города Калача – на – Дону наш православный храм. Приходя сюда, люди находят здесь утешение в своих горестях, душевный покой, «вектор» для дальнейших дел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
- Журнал "Донская церковна старина" выпуск 2, Новочеркасск, 1909 г.
- Журнал "Церковь." М., N42, 14 октября 1912 г., с. 1018
- Сайт администрации Калачёвского района.
- Сайт Калачевской и Палласовской епархии
- Страница в "Контакте" Калачевского Свято-Никольского прихода https://vk.com/club22246144
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал
ВИДЕОЗАПИСИ: