Конкурсная работа
Номинация «История моего храма»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
Цели исследовательской работы:
Используя материалы архива и свидетельства, собранные Чернышковским этнографическим музеем казачества, рассказать историю создания церкви Иоанна Предтечи.
Задачи:
- показать важность соблюдения традиции и обычаев православной веры;
- исследовать каковы были отношения государства и церкви в разное время нашей истории на примере моей Малой Родины;
- рассказать каково было отношение моих земляков к православному храму;
- выяснить важность строительства нового храма в нашем Чернышковском районе.
Актуальность.
Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа, это его духовный лик перед другими народами мира, это то, что И.А.Ильин назвал «духовным организмом России», это самосознание народа. Это постоянный поиск смысла жизни русским человеком, отлитый в народной культуре, литературе, живописи, музыке, танцах, архитектуре, в идеале жизни по скрижалям добра, любви и общего дела, в духовных подвигах святых Русской Земли, канонизированных Русской Православной Церковью.
Что для русского, православного человека храм?
Православный храм — это Дом Божий, Дом молитвы, место, освященное особенным присутствием Божественной благодати, необходимой каждому человеку для духовно-нравственного совершенствования. Каждый православный храм имеет свое название: храм Воскресения Христова, Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, храм во имя Казанской иконы Божией Матери и. т. д. Название храму дает главный, центральный престол, который может быть освящен в память об одном из событий жизни Иисуса Христа или Божией Матери, в честь одной из икон Спасителя и Божией Матери, а также в память о святых угодниках Божиих.
Русского человека отличала большая духовность, сила духа, вера, жертвенность во имя своего Отечества.
Духовность – это свернутая в каждом человеке историческая память народа, а, следовательно – и память культуры.
Русский и советский мыслитель, ученый, деятель культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев подчеркивает: «Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Память противостоит уничтожающей силе времени… Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести».
Русская духовность – это память русского народа, переходящая в историческую, культурную память человека, как сущности.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
«Земли заветный уголок» Волгоград 2006г
«Цимлянская сторонушка» г. Волгоград 2001
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
«Своё приносим Богу послушание
С любовью, верой, покаянием».
Л.Солнцева
Я хочу рассказать историю создания храма на моей малой Родине. В поселении Чернышково общество давно хотело иметь свой православный храм.
5 октября 1908 года хуторской атаман Иван Иванович Чернышков провел хуторской сбор выборных казаков - по одному от 10 дворов. Гласные приговором постановили отвести под церковь три десятины войскового участка. Проживал на нем крестьянин Тимофей Ефимович Межерицкий, который эти десятины арендовал у казны. По обоюдному согласию с казаками он передал участок под церковную площадь. Совет попечителей хутора Чернышкова Нижнечирской станицы стал ходатайствовать о строительстве церкви. В царской России дело это было непростое из-за бюрократической волокиты чиновников. В областное Правление Войска Донского ушло прошение.
В 1910 год был опубликован указ святейшего Синода от 10 ноября 1910 за № 15864, в котором сообщалось, что “ при новоустроенной церкви хутора Чернышкова, Второго Донского округа, открыт самостоятельный приход с причтам из священника и псаломщика с тем, чтобы содержание причта новооткрываемого прихода относилось на местные средства”.
В апреле 1911 года опубликованы имена пожертвователей. За пожертвования на постройку церкви в хуторе Чернышкове уряднику Ивану Стефанову Чернышкову Архипасторское благословение (с выдачей грамоты; -475 р.и 8 дес.посева на 160 руб: П. Крылову…урядник., Семену Васильеву Чеботареву ….., Михаилу Стефанову Чернышкову, уряднику Лавру Чернышкову, казаку Стафану Георгиеву Чернышкову, Ивану Георгиеву Чернышкову, уряднику Н. Чернышкову). Взметнула свои купола Иоанно-Предтеченская церковь в хуторе.
… Ежегодно 24 июня хуторяне стали праздновать свой престольный праздник - Рождество св. Иоанна Предтечи . В день храмового праздника толпа, среди которой было много приезжих, в ожидании праздничной церковной службы хуторскими улочками тянулась к храму.
С открытием прихода отец Василий Васильевич Диаконов стал преподавать закон Божий. В школе было 3 класса, обучение было смешанным, мальчики и девочки учились вместе. В классе висел большой народный портрет Государя Императора Николая II. Священник заставлял заучивать некоторые молитвы наизусть. После окончания курса обучения каждому ученику вручалось свидетельство.
Процесс закрытия культовых зданий-церквей и молельных домов в наших районах достиг своего апогея во второй половине 1930 года.
18 мая 1935-была закрыта в х. Чернышковский – церковь Иоанна Предтеченская.
В одном из протоколов от 26 июня 1937 года прямо сказано… форсировать работу по переоборудованию церкви Иоанна - Предтеченской под клуб. Разъяснять колхозникам, что церковь являлась центром мракобесия, пропагандируя контрреволюционную сущность церкви, являлась порой еакции капиталистического режима, агентом царской охранки–полиции.
Во время Великой Отечественной войны. В период пребывания немецких оккупантов в Чернышевском районе священников не оказалось. Тогда по настоянию районного старосты Беляевского и его помощника Беденко был открыт молельный дом.
Для проведения церковных служб был приглашен священник Анатолий и псаломщик хутора Покровский Морозовского района. Поп Анатолий в Чернышковский совершил три церковные службы. На богослужении присутствовали не более двух десятков жителей, главным образом престарелого возраста.
В дальнейшем, в период начала наступательной операции под Сталинградом, симпатии стали диаметрально противоположными. Хуторской и станичный молельные дома проработали всего три месяца.
После освобождения района, от фашистских захватчиков, на обращения и ходатайства верующих, на передачу или открытие храма, власти дают согласие на открытие молитвенного дома в колхозе “ 40 лет Октября ”, чтобы верующие могли молиться за убиенных на войне, просить заступничества у бога здравствующих и воевавших на фронте родных, о даровании победы над врагом. Произошло это 17 ноября 1944 года. Молитвенный дом освятили во имя Николая-Угодника, который фактически начал действовать только с 1 января 1945 года. Разместился он в доме частного лица, а настоятелем был назначен священник Н.В.Потапов.
“В течение 6 месяцев 1951 года Николаевский молитвенный дом хутора Чернышевский не действовал, так как не было священника. Службы возобновились только в сентябре того же года с назначением сюда настоятелем о. Федора Мандрыкина. В апреле 1952 года община на свои средства выкупила здание специально для размещения в нем молитвенного дома, который просуществовал до ноября 1960 года.
С ноября 1960 г. из-за отсутствия священника, перестает функционировать последний островок православия в районе – Чернышковский.
На месте молитвенного дома планировалось построить детский сад и разбить парк, поэтому правление колхоза потребовало от общины перенести молитвенный дом в другое место. Общине пришлось согласиться с резонными доводами по поводу строительства будущего «города-сада» и она обращается в Чернышковский райисполком о выделении им нового земельного участка. Однако райисполком выдал им справку о том, что не имеет свободной земли для такого переноса. Ну, нет в поселке ни пустырей, ни пустошей, ни окраин на околице! Это, по сути, и стало приговором о самоликвидации - 28 марта 1961 года молитвенный дом был закрыт, а община снята с регистрации.
Интересным и любопытным в этой истории - дальнейшая судьба богослужебного имущества. Оно было передано различным организациям: Чернышковская школа получила 2 колокола; а райотделу культуры, который возглавлял Василий Семенович Пудовкин, были переданы 54 иконы, колокол, венцы, лампады, семисвечник, кадило, кресты и др.
В 90-е годы демократизация общества вызвала активность населения, и православные верующие стали поднимать вопросы о выделении зданий или строительстве культовых зданий - церквей.
29 января 1994 г. в районном Доме Культуры состоялся сход жителей р.п. Чернышковский и близлежащих хуторов. В повестке дня один вопрос – организация Чернышковского церковного прихода. Решение было однозначным - храму быть!
Но одного желания было мало. Во-первых, нужно получить благословение Владыки, а затем собрать необходимые документы, изыскать финансы…
20 февраля заместитель главы района А.Н. Панченко и директор казачьего музея М. Луночкин встретилась с архиепископом Волгоградским и Камышинским отцом Германом и имели с ним продолжительную беседу. Внимательно выслушав их просьбу и пожелания, Владыка дал свое благословение на открытие прихода в поселке Чернышковском и пообещал направить в него священника, если администрация района решит вопрос о выделении помещении для прихода.
По возвращении был избран оргкомитет, собраны документы и начался поиск подходящего помещения.
Администрация совместно с оргкомитетом рассмотрело пять предложений и их выбор пал на Ворошиловский сельский клуб. За клуб колхозу нужно выплатить его стоимость - 38 млн.
Администрация района справилась со своей задачей, изыскала средства для строительства Чернышковского прихода. Выкупила здание у колхоза.
24 июня 1996 года при стечении православных верующих, духовенства, представителей власти и гостей был торжественно открыт Чернышковский приход. (см фото Чернышковский приход 2014 год.)
Литургию вёл Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман. Церковь при открытии стала именоваться, как и прежде, Иоанно-Предтеченской –в честь Рождества св. Иоанна Предтечи .
В церковь потянулись верующие. Некоторые из них передавали в дар семейные реликвии, спасенные и сохраненные в годы воинствующего атеизма и богоборчества . Среди прочих даров интерес вызывает образ Пресвятой Богоматери “Утоли моя печали ”. На лицевой стороне деревянной иконы надпись :“Написана сия икона на святой афонской горе и освящена в обители св. в. муч. Георгия настоятелем иеросх. Пахомием съ братей .1912 год.”
Первым священником возрожденной церкви стал иеромонах отец Василий Самарский.
Следует отметить несколько событий из церковной жизни, случившихся в районе. Одно из них - Крестный ход, который организовала Волгоградская епархия. Для привлечения верующих православной конфессии к Крестному ходу было решено провезти чудотворную икону Урюпинской Богоматери по ряду районов области - в том числе и Чернышковскому. Произошло это событие 19 ноября 1998 года.
19 ноября был днем пасмурным и в тот момент, когда кортеж поравнялся с поворотом дороги на Лагутин, небо немного прояснилось, что сопровождающими цыганами было воспринято добрым знаком. Других чудес и знамений в районе зафиксировано не было.
В январе 1999 года при Чернышевском храме открылась приходская библиотека, где прихожанин мог получить ответы, относительно православной веры.
7 июля 2000 года был престольным праздником р.п. Чернышковского (день рождения Иоанна Предтечи, в честь которого и была освящена церковь). Во второй раз храм посетил Герман – теперь уже не архиепископ, а митрополит Волгоградский и Камышинский . Он отслужил божественную литургию, а затем совершил молебен с крестным ходом вокруг храма.
Митрополит наградил наперсным (нагрудным ) крестом настоятеля храма священника В.Самарского “За труды, вложенные в православную церковь.”
После ухода настоятеля В.Самарского настоятелем становится иерией Георгий Тхелидзе.
В 2011 году и по настоящее время настоятелем назначен иерей Максим Величко.
В 2012 году была создана при храме воскресная школа. Был создан один смешанный класс. Где изучали письменность, закон божий, и учили молитвы. Я тоже посещала воскресную школу с большим удовольствием. Это помогло мне понять, что церковь делает человека добрее и человечнее. Нужно любить и уважать своих родителей быть терпимым и уважительным в жизни, честным и справедливым.
По благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в поселке в 2012 году начато строительство нового храма. Вот уже несколько месяцев, как был возведен красавец православный храм, он так радует глаз, каждого проезжающего по центральной трассе в наш районный посёлок Чернышковский. Титрам храма стал Волгоградский меценат Бирюков Артемий Станиславович.
При администрации был создан попечительский совет нашего района. Вид храма смешанный: византийский и древнерусский стили. Строительство храма ведется на пожертвования прихожан, с привлечением средств от руководителей фермерских хозяйств и предпринимателей района. Это благое и святое дело стало общим делом для многих чернышковцев.
(см. фото Строящийся храм Иоанна Предтечи ноябрь 2014 год).
Яркими солнечными лучами сверкают купола моего храма. Он стоит гордо и величаво. Года через два храм Иоанно- Предтеченский примет своих прихожан. Я думаю, что это место станет для моих земляков самым главным и почитаемым. А все гости нашего района будут восхищаться нашим храмом. По словам настоятеля Чернышковского прихода Максима Величко, наш храм один из самых красивейших храмов области. В данный момент завершены все работы по благоустройству храмовой кровли. Устанавливаются фонари, которые будут освещать не только территорию, но и сам храм (подсветка храма в вечернее время уже установлена). Весной будет строительство брусчатки, начнут благоустройство всей территории, включая парковую зону. Планируется высадить цветы и саженцы молодых деревьев. Перед каждым этапам строительства, по словам отца Максима, мы просим Божьей помощи (служится молебен) и работа спориться. Заручившись поддержкой властей, всех прихожан отец Максим считает, что всё задуманное удастся воплотить в жизнь.
Открытие храма будет способствовать дальнейшему приобщению к православной вере большего количества прихожан. Все больше людей посещает службы, которые проходят около строящегося храма. Будет жива наша православная вера, наши традиции и наша история. И мы будем сильнее с Божьей помощью и тогда по плечу нам все дела.
Вот такая история моего храма. Она продолжается ….
Материалы для исследования мне любезно предоставил директор нашего местного Чернышковского музея истории и этнографии донского казачества Михаил Николаевич Луночкин, а так же помогли беседы с настоятелем Чернышковского прихода отцом Максимом Величко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Благодатная сила православных церковных Таинств, молитв, песнопений, икон и других святынь разлита в храме одинаково для всех православных христиан. Но от каждого из нас зависит, насколько мы сможем воспринять ее, насколько очищены и открыты для нее будут наши мысли и чувства. Потому надо стараться внимать богослужению всеми силами своей души, не отвлекаться ни в мыслях, ни в сердце.
Мне часто приходилось присутствовать на богослужениях. Это таинство завораживает, даёт мне силу и веру в себя.Своей исследовательской работой я доказала, что какие бы политические изменения не были в нашей стране, люди верили, верят и будут верить.
Вера — это доверие Богу. «Если Бог с нами, то кто против нас?» Причем доверие это может до конца и не осознаваться человеком. Он будет просто на уровне интуиции, чувств понимать, что правильно, а что не правильно, что законно, а что незаконно. Проще говоря, еще не «зная» Бога, уметь различать добро и зло. Рано или поздно, если человек продолжит свое духовное развитие, его интуиция разовьется и окрепнет настолько, что перерастет в уверенность и убежденность — убежденность в том, что Бог есть, и что Он всегда находится рядом. В нашем сердце.
Что сейчас волнует наших людей, чему они радуются, от чего на их лицах появляется грусть? Какой духовный мир у современного человека, как он относится к своей культуре, истории своего народа? Тяжело ответить на вопрос, остался ли в душе человеческой тот единый «храм», который соединяет поколения. Является ли «храм» показателем гуманности и чистоты, тот «храм», который дает желание жить и не потерять чувство ответственности за все, что сейчас происходит на нашей планете.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал
ВИДЕОЗАПИСИ: