Конкурсная работа
Номинация «История моего храма»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
У каждого времени свои герои, свои подвиги. Есть подвиги трудовые, воинские. А есть подвиги духовные. Духом русского народа веками было православие. Укрепляли и поддерживали духовность подвижники и подвижницы (1) в монастырях, воздействуя силой примера. Достаточно известна была в России настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игуменья Арсения (Анна Михайловна Себрякова).
Цель проекта: узнать о жизни и деяниях подвижников нашего края, выяснить, почему жизнь игуменьи Арсении является подвигом труда и веры, духовным подвигом.
Задачи:
- выяснить, какое впечатление производила игуменья Арсении на соприкасавшихся с ней людей;
- рассмотреть роль рода Себряковых в жизни родного края, судьбе Анны Себряковой (игуменьи Арсении);
- установить, какие святые особо почитались игуменьей, роль икон в ее судьбе;
- проследить путь духовного восхождения Анны Себряковой.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
К счастью для нас остались немногие строки, написанные игуменьей Арсенией, её записки, письма. А значит, есть счастливая возможность к высокому собеседованию с человеком, который словно «светильник горит и светит», освещает и просвещает ныне живущих.
Игуменья Арсения, совершив невидимый подвиг над собой, достигла духовного совершенства. Она неуклонно сочетала молитву с активным служением людям, выполняя важнейшие заповеди: любовь к Богу и любовь к человеку. Ее жизнь явилась подвигом труда и веры, духовным подвигом.
Опираясь на материалы городского краеведческого музея, и книги о жизни Иегумены, мы узнали о ее жизни.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
У каждого времени свои герои, свои подвиги. Есть подвиги трудовые, воинские. А есть подвиги духовные. Духом русского народа веками было православие. Укрепляли и поддерживали духовность подвижники и подвижницы (1) в монастырях, воздействуя силой примера.Достаточно известна была в России настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игуменья Арсения (Анна Михайловна Себрякова). Игуменья Арсения – одна из удивительных женщин области Войска Донского, жизнь и деятельность которой незаслуженно забыта. В 2015 году исполнится 110 лет со дня ее смерти.
Изнеженная, нарядная барышня - красавица облеклась в грубую мухояровую (мухояр - старинная азиатская ткань, бумажная с шёлком или шерстью) одежду, препоясалась кожаным поясом и исполняла самую чёрную работу: носила воду, рубила дрова, топила печки, чистила кухонную посуду, на трепце подавала кушанье сёстрам, помогала печь просфоры, а по ночам ходила будить монашествующих на полуночную молитву. А в свободное время читала святоотеческие книги, училась иконописи. За два года ею были написаны шесть больших икон и расписана плащаница. Все иконы потом украсили новый монастырский собор.
Первой заботой игуменьи было распространение грамотности, так как многие из поступавших в монастырь сестёр были совершенно неграмотны. После устройства училища, в 1871 году игуменья Арсения обратилась с прошением о разрешении постройки в монастыре нового храма. 23 июня 1875 года работы начались, а летом 1885 года завершились.
10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печёрского, смиренная подвижница приступила к новому дивному подвигу. Проводя весь день в заботах о постройке храма и в делах по управлению обители, она по ночам начала рыть пещеры. В пещерах лежит каменная плита, по своим размерам небольшая, но тяжёлая и прочная, на которой видны глубокие отпечатки ладоней и колен. Игуменья Арсения, совершив невидимый подвиг над собой, достигла духовного совершенства. Она неуклонно сочетала молитву с активным служением людям, выполняя важнейшие заповеди: любовь к Богу и любовь к человеку. Ее жизнь явилась подвигом труда и веры, духовным подвигом.
Как известно, именно в детстве закладываются семена, которые прорастут в зрелые годы. Кто воспитал такого человека? Конечно, православная семья. Именно семья, род Себряковых, уходящий корнями-предками в толщу времен, славные деяния предков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
В результате изучения жизни и деятельности иегумены Арсении, я приобрел духовный опыт, стал более доброжелательным, уступчивым, милосердным. Именно ее жизнь стала образцом скромности и трудолюбия, внимания и доброты для нас, поколения 21 века. Возникло желание и стремление подражать в своих поступках этой святой.
Золотые купола православных храмов России освещают необозримые просторы русской земли светом православия. Светло от этого всета становиться при виде храма, где возносятся молитвы к Богу за все человечество. Человек силен верой и правдой и обретает покой, когда совесть его чиста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Документы и материалы Михайловского краеведческого музея.
«Игуменья Арсения» издание Свято- Успенского Псковско- Печерского монастыря.1994
«Игуменья Арсения» Опыт духовной биографии.Письма
«Игуменья Арсения. Жизнеописание»
«Себряковы» ( Свод поколенных росписей. Выпуск 8) ВИРД Санкт- Петербург.1999
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал
ВИДЕОЗАПИСИ: