Конкурсная работа
Номинация «Памятники и достопримечательности»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
Идя в школу, я каждый день прохожу мимо памятника. На его стеле - одинокая звезда с потертым контуром и больше ничего. Я спросил у дедушки, что это за памятник. Он ответил мне, что это памятник героям гражданской войны. Об этом еще я не знал и мне стало интересно. Захотел выяснить, что такое гражданская война, почему погибали люди, таким ли был памятник.
Объект исследования: история памятника, события гражданской войны на территории города Михайловка в период 1917-1920 г.
Предмет исследования: материалы краеведческого музея г. Михайловка, фотоматериалы, материалы местной периодической печати.
Проблема исследования: Гражданская воина - это трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, а о самом их физическом существовании, отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Данная проблема актуальна и по сей день, так как подобные события повторяются во многих странах мира. В нашем городе находится один памятник героям гражданской войны. Почему его воздвигли именно здесь, так далеко от столицы? Какое значение имели события в слободе Михайловке на развитие общероссийских событий?
Цель исследования: выяснить, что такое гражданская война, установить какие события происходили на территории нашего города в период с 1917 по 1920 г., раскрыть степень их влияния на исход гражданской войны.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что мемориал был возведен не случайно. Вероятно, в нашем городе происходили ожесточенные бои. Город был транспортным и сейчас является важнейшим транспортным узлом, соединяющим центр страны с продовольственным югом. Имело большое значение поддержание поставок продовольствия в голодающие столицы. Именно это могло повлиять на исход гражданской войны.
Задачи исследования:
- При помощи материалов краеведческого музея изучить, как гражданская война проходила в Михайловке.
- Собрать документальные материалы (фото, газетные заметки) о событиях гражданской войны, авторе памятника.
- Обобщить полученные данные, сформулировать выводы в подтверждение или опровержение гипотезы, определить значение памятника для современности.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
История гражданской войны начала изучаться сразу после ее окончания. В первые послевоенные годы были изданы книги, описывающие боевой пути ряда частей, соединений. В конце 50-х — начале 60-х гг. группой историков Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС было завершено издание многотомного труда по истории гражданской войны [1].
В 80-е годы выходит новый двухтомный труд по истории гражданской войны. В нем рассматриваются основные события на фронтах, процесс установления советской власти в стране. В книге указываются численные соотношения сил противоборствующих сторон. В 90-е годы были рассекречены многие документы по истории гражданской войны. Эти документы и позволили дать более справедливую оценку событиям гражданской войны.
Литературы, в которой детально исследована история гражданской войны в Михайловке, история создания памятника, очень мало, в основном, это газетные статьи разных лет. Для формирования общего представления о гражданской войне, нами была изучена книга «Гражданская война в СССР», 1980. События , происходящие непосредственно в Михайловке, описаны в статье Л. Самойловой Л. «Гражданская война», напечатанной в газете «Призыв» за № 181 от 14.11.2006 г. и книге Б.А. Мишина «Михайловка», 1977 г.. История, создания памятника описана в статьях «Кавалеристы» (г. «Призыв», 22.09.1967 г.) и «Памятник красным партизанам» ( «Призыв», 12.10.1975 г.). Опираясь на материалы городского краеведческого музея, мы можем восстановить события 1917- 1920 г. в городе Михайловка и о памятнике ее героям.
[1] Гражданская война в СССР. Москва. Воениздат. 1980. С. 17.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение.
Наш класс очень часто посещает краеведческий музей нашего города. На одной из экскурсий, я задал вопрос о гражданской войне. Экскурсовод повела нас в зал гражданской войны и рассказала нам, что же это такое. На стендах мы увидели не только фотографии, но и документы этого времени.
Изучив их, мы вместе с классным руководителем на уроке истории сделали вывод, что гражданская война — это война внутри одного государства, охватывающая значительную часть населения одной национальности и веросповедания, вызывается необходимостью перераспределения власти и собственности.
Заинтересовавшись данной темой, мы исследовали материалы, находящиеся в краеведческом музее г. Михайловки. И нам стало известно, что вся страна в 1917 г. разделилась на тех, кто хотел сохранить страну в неизменном виде, и тех, кто хотел для всего народа свободы и братства. Первых в истории называют белыми, иных - красными. По документам наш город в 1917 году назывался слободой и являлся главным транспортным узлом между Москвой и югом России. После революции 1917 года через станцию Себряково, находящуюся в нашем городе везли продовольственные запасы для голодающих столиц. Постепенно с фронтов Первой Мировой войны возвращались солдаты. Они объединялись в белые и красные отряды. Бои даже на такой маленькой территории, как слобода Михайловская, были кровопролитными. Страдали, в основном, простые люди, которые не знали за кого они сейчас. Они просто жили. А тем временем власть в слободе менялась восемь раз. В честь тех, командиров, которые отстаивали простой народ в городе названы две улицы- Ф.К. Миронова ( в годы Гражданской войны командир второй конной армии) и М. Ф . Блинова (командир 23 стрелковой дивизии).
Много людей погибло в эти страшные дни. На одной из площадей слободы, после очередного боя, в 1919 году была организована братская могила, в которой были захоронены 200 красногвардейцев, убитых во время мятежа внутри города. В 1960- м году в эту братскую могилу был перезахоронен М.Ф. Блинов.
Война продолжалась с 1917 по 1920 год, победу в ней одержали красные. По всей был установлен режим советской власти. Началась новая эпоха в истории нашего государства и слободы в том числе. Разрушенная войной начала восстанавливаться экономика, в полную мощь заработала мельница, железнодорожная станция. Стали открываться школы, избы-читальни, больницы.
В 1939 году над братской могилой городскими властями было принято решение водрузить памятник героям гражданской войны. Это задание было поручено скульптору Ивану Матвеевичу Красникову. Иван Матвеевич жил в Михайловке с 1915 ода. Он был сыном печника и с раннего детства любил рисовать. Первые уроки живописи он получил у заезжего иконописца, а потом устроился подметальщиком в рисовальный класс, чтобы получить начальные знания. Наконец, юношу принимают в Пензенское художественное училище, где преподавали известные скульпторы того времени Г.К. Савицкий и П.К. Клодт. Окончив его, Иван Матвеевич возвращается в слободу и отдает себя преподавательской работе.
Идея памятника возникла из его личных жизненных воспоминаний. Иван Матвеевич хорошо помнил отряды, решительно и сплоченно шагающие с красным знаменем. Он долго искал типажи, лица, руки. И вот, наконец, получилось.
На 3-х ступенчатом постаменте, основание которого 5 Х 5м, с высотой ступеней 30см, а шириной 25см стоит еще один высотой 1,5м и шириной 2,5м. На нем была установлена скульптурная группа: рабочего и крестьянина красногвардейца с оружием и с развернутым знаменем в руках. На верхней части знамени пятиконечная Красная звезда с серпом и молотом и надпись: «Вечная слава павшим в боях за пролетарскую революцию».
Памятник был установлен в 1950 году, а уже в 1992 разрушен вандалами. Сейчас на месте братской могилы находиться только постамент. Мы, потомки, не должны забывать, что такое гражданская война и к чему она приводит. Тысячи жертв, тысячи погубленных судеб. А в свете современности, это особенно актуально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Таким образом, нам удалось выяснить, что гражданская война разделила население страны на белых и красных. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской воины был народ. Поэтому, на наш взгляд, потомки должны помнить о разрушительных последствиях такой войны и внимательно относится к памятникам.
И мы, потомки, храним память! Ежегодно в нашей школе проводиться субботник у братской могилы. Мы чтим погибших, склоняем перед ними головы… Ведь человечество должно быть человечным… И покуда сердца стучаться, мы будем помнить всех, погибших на нашей славной родине, иначе не быть нам русскими!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гражданская война в СССР.- М.. Воениздат. 1980.
- Михайлов Ю. «Памятник красным партизанам» // г. «Призыв». 12.10.1975 г.
- Мишин Б.А. Михайловка. Волгоград . Ниж.-Волж. кн.изд-во.1977.
- Самойлова Л. «Гражданская война»// г. «Призыв» № 181 от 14.11.2006
- Якубов Ю. «Кавалеристы» //г. «Призыв» 22.09.1967 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал
ВИДЕОЗАПИСИ: