Конкурсная работа
Номинация «Вечный огонь памяти»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
«Весь мир гордится им – Козлов Анатолий Венедиктович»
Введение.
В последнее время молодое поколение все чаще обращается к историческому наследию прошлого, ищет ответы на непростые вопросы, пытаясь отыскать еще несколько малоизвестных страниц в истории нашего государства. Анкетирование обучающихся показало, что ребята гордятся и помнят героическое прошлое нашего края и тех людей, которые здесь воевали. Но есть и такие, которые считают, что слишком много уделяется этому внимание. Нужно, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, отдавших жизнь за Родину, о людях, совершивших трудовые подвиги (Приложение №1).
Актуальность темы исследования:
В настоящее время патриотизм является важным элементом в формировании личности, ее устойчивой гражданской позиции. Приобщение подрастающего поколения к опыту предшественников и современников дает возможность по-новому взглянуть на историю родного края.
Цель исследования: Привлечь внимание обучающихся к судьбам земляков, которые прославили своим трудом, боевыми заслугами свою Малую Родину.
Задачи исследования:
- Собрать материал о жизненного пути знаменитого земляка Козлова А.В.
- Организовать заседание круглого стола с участием Козлова А.В. и обучающихся МОУ СОШ №6.
- Воспитывать уважительное отношение к истории края и землякам, прославивших родной город.
Гипотеза исследования. Можем предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование уважительного отношения к героическому прошлому нашей Родины.
Объект исследования: люди (земляки), их личный пример, вклад в развитие современного общества.
Предмет исследования: биографии Козлова А.В., его общественная и трудовая деятельность.
Методы исследования:
- анализ источников информации;
- интервью;
- наблюдение;
- анкетирование и обработка полученных результатов;
- составление компьютерной презентации.
Результатом работы стала исследовательская работа, в которой описана биография знаменитого ветерана Великой Отечественной войны – Козлова А.В. и по результатам работы был организован и проведен праздник, посвящённый Сталинградской битве «Живая история» с участием Козлова А. В.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Данная работа основана на интервью с ветераном Великой Отечественной войны А.В. Козловым. Для создания более полной картины были использованы фото из личного архива А.В. Козлова, а так же архивные источники и интернет - ресурсы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
Сталинград – город герой.
Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр.
Именно поэтому они с такой яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Сталинградская битва длилась 200 дней, с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года (Приложение №2).
Военная машина вермахта захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим "За Волгой для нас земли нет", сломавших хребет фашистскому зверю, получил огромный резонанс в мире, спасенном от "коричневой чумы" и стал началом конца гитлеровской Германии. Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма. Здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа.
Исследовательская часть
Нашему земляку, участнику Великой Отечественной войны Анатолию Венедиктовичу Козлову 14 февраля 2012 года исполнилось 90 лет. Он по-прежнему бодр и энергичен. На доме в Центральном районе Волгограда на улице Ткачева, где живет полковник Козлов, была установлена именная доска Славы. В честь своего дня рождения, Анатолий Венедиктович дал интервью ученикам школы, в котором рассказал о своем жизненном пути.
Жизненный путь Козлова А.В.
Сведения о семье:
- Жена - Казимирова Юлия Спиридоновна, преподавательница немецкого языка, умерла в 1993 году.
- Дочь - Козлова Алла Анатольевна, врач - педиатр.
- Внуки - Дженнифер, Вячеслав и Василий, живут в Саратове.
- Сестра - Бережная Галина Венедиктовна, живет с семьей в Украине.
Родился Анатолию Венедиктовичу 12 февраля 1922 года в станице Маркинской Цимлянского района Ростовской области в семье казаков. Дед - Елизар Иванович служил при царе в сотне донских казаков, но в годы становления Советской власти его раскулачили и выслали на Соловки. Оттуда он уже не вернулся. А бабушку освободили, она откупилась дорогим кольцом.
В 1928 году семья переехали в станицу Обливскую, где маленький Толик пошел учиться в первый класс. Вскоре родители переехали в Украину, село Корсунь, где и продолжилось его обучение. В свободное время занимался джазом, играл на мандолине. После седьмого класса поступил в аэроклуб имени В.П.Чкалова, но через два месяца был исключен, как внук раскулаченного деда. Устроился на работу в авторемонтный завод в качестве ученика слесаря. Все товарищи по аэроклубу уже приступили к полетам на самолетах У-2 и ежедневно кружили над городом.
«Наблюдая за полетами, я очень переживал и плакал. Мне было стыдно встречаться с товарищами. Я решил уехать в другой город и поступить в аэроклуб. Родители были не согласны со мной, но я уехал самовольно в Грозный на Кавказ» - вспоминает Анатолий Венедиктович. Устроился в трест «Кавэлектромонтаж» учеником электрослесаря и работал на заводе в городе Шахты, уже приобрел некоторые навыки в пользовании рабочими инструментами.
22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война, Анатолия Венедиктовича направили на учебу в Грозненское военно-пехотное училище, которое он окончил в мае месяце 1942 года. Ему было присвоено воинское звание младший лейтенант.
Всех выпускников направили на фронт в действующую армию. Козлов А. В. попал на юго-западный фронт в 984 стрелковый полк, 275 стрелковой дивизии, командиром стрелкового взвода. Полк в составе дивизии занимал оборону в районе Красного Лимана под Харьковом. Фашистская авиация господствовала в воздухе: бомбила и обстреливала не переставая. «Однажды я наблюдал, как группа наших самолетов Р-5 и Т5-3 в количестве 15-20 штук, пролетали бомбить противника, но обратно не вернулся ни один самолет. Я подумал, что может и мои товарищи по аэроклубу сидели за штурвалами этих самолетов... Самолеты фашистов бомбили и засыпали листовками – «штык в землю». Но поднимать листовки строго запрещалось. Кто подымет – тот предатель» - рассказывает Анатолий Венедиктович.
В начале июня 1942 года в полк был доставил пакет об отступлении Красной Армии. Сначала двинулись ночью. Немцы свой передний край обозначили ракетами и было видно, где они находятся. Днем их самолеты бомбили и обстреливали отходящие колоны. Спасались от бомбежки, разбегались в стороны, кого - то убило, кого - то ранило, но движение продолжалось днем и ночью. Среди солдат было много гражданских, началось мародерство.
Вечером был привал, остановились с правой стороны на окраине деревушки, распрягли лошадей, назначили дежурных. Утром обнаружили, что не кого рядом нет: ни офицеров, ни коноводов, ни лошадей. Все исчезли, а на дороге стоял все тот же шум и гам людских голосов. Измена, но кто инициатор? Куда подались офицеры, куда подались коноводы? Царила неразбериха и паника.
Козлов А. В. продолжает делиться своими воспоминаниями: «Мне ничего не оставалось, как присоединиться к этому потоку бегущих людей. Я надеялся встретить кого-то из той кавалькады, с которой двигался или кого-то из штаба полка или дивизии. Но все оказалось безнадежно, связей у нас в армии тогда не было. Бомбежками и обстрелами всех разогнали, а собрать их уже не возможно. Прошли мы через Лисичанск, Ворошиловград, Миллерово и никого из знакомых я так и не увидел.
Куда дальше двигаться? Старшие командиры скопились у коменданта города. Он должен был решать, кого и куда направлять. Я тоже пробрался к нему и назвал свой полк и дивизию, и он дал мне бумажку с надписью "Сталинград". Грязный, голодный, с разбитыми ногами я двинулся на Сталинград с попутчиком-политруком Ковалевым - он мне в отцы годился по возрасту. А по пути был мой город родной Шахты. Июнь месяц, жара, пекло. Зрела бордовая вишня - наша основная пища. Зашли к моему дому, по улице Володарского, 22.
Родители вечно пропадали на работе. Мамы - Пелагеи Елизаровны не было, она с сестренкой Галочкой уехала к родным на Дон за продуктами. Папа - Венедикт Никонорович (участник Сталинградской битвы) и дядя Саша были на фронте. Вражеские самолеты бомбили железнодорожный вокзал и Шахту "Пролетарская диктатура". Мы отдохнули и рано утром следующего дня двинулись на Сталинград. Нас со слезами провожала вся улица: женщины и дети. К вечеру мы дошли до реки Дон, у станицы Семикараковская. Нас встретил автоматчик, сержант из отряда и отправил на попутной машине в Сталинград. И мы доехали до уровня станицы Цымлянской, куда уехала мама за продуктами. Я говорю политруку: «Давай заедим в станицу Маркинскую. Я хочу попрощаться с мамой». Он согласился, но встречный казак окликнул: «Видите, пыль стоит столбом в станице - это заходят в нее немецкие танки». Мы тогда решили двигаться на станцию Котельниково. По этой дороге шли многие военнослужащие всех родов войск, в том числе и летчики, без знаков отличия. Здесь я встретил курсантов грозненского военно-пехотного училища, которые следовали в двух эшелонах для обороны Сталинграда. Встретил и своего друга, мы с ним были командирами отделений в 7-ой роте, старшего лейтенанта Уртаева. Он был в настоящей форме лейтенанта, а я был в солдатской форме.
Мы с ним обнялись, как родные братья. Меня окружили курсанты с вопросом: "Как там на фронте?" Я ведь больше месяца маялся на войне. Налетели на станцию "Юнкеры", эшелон с курсантами тронулся и я вскочил на подножку последнего вагона в тамбур. Прибыли на станцию Чепурники, где я сразу попал в запасной полк Сталинградского фронта, я запомнил дежурного по эшелону лейтенанта с красной повязкой на рукаве, он был в училище командиром роты первого батальона. Из запасного полка я попал в мотострелковый батальон 158 отдельной танковой бригады, которая вела бои в составе первой танковой армии генерала Москоренко в Большой излучине Дона, она наносила контрудар по войскам 6-ой полевой армии фашистского генерала Паулюса».
Сначала Анатолия Венедиктовича назначили командиром стрелкового взвода, а потом офицером роты и офицером связи бригады. Затем он участвовал в разгроме войск Манштейна, следовавшего на выручку генералу Паулюсу, попавший в окружение под Сталинградом. Принимал участие в освобождении Котельниково в составе 87 танковой бригады 7-го танкового корпуса, здесь получил первый орден «Отечественная война IIстепени». Участвовал в Курской битве, затем штурмовал столицы: в Венгрии - Будапешт, в Австрии - Вену в составе первого гвардейского венского орденов Ленина и Кутузова механизированного корпуса в звании гвардии капитан, должности заместителя командира одиннадцатого гвардейского ордена Александра Невского мотоциклетного батальона.
За взятие Вены награжден орденом «Отечественной войны Iстепени». Принимал участие в параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. В составе сводного парадного полка 3-го Украинского фронта в батальоне танкистов. После окончания войны остался в рядах советской армии. Занимал должности: командир роты, заместитель командира батальона, начальник разведки полка, командир батальона, заместитель командира 87 гвардейского мотострелкового полка в танковой дивизии (это бывший 42 стрелковый полк, который пленил Паулюса 13 гвардейской дивизии генерала А. М. Родимцева). Уволен по выслуге лет в августе 1968 года, а после решил переехать на постоянное жительство в Сталинград - Волгоград.
Козлов А. В. спросил: «Почему? Я вам расскажу эту историю. В разгар боев за взятие Будапешта, я встретил того лейтенанта, что был дежурным по железнодорожному эшелону на станции Котельниково в июле 1942 года. Он был уже капитан, и я у него спросил о судьбе грозненского курсантского полка в боях под Сталинградом. Он ответил, что все училище во главе с командиром и комиссаром погибли в боях. Меня это очень взволновало и озадачило. Поэтому я решил жить в Сталинграде - Волгограде, чтоб разобраться с этой историей. Началась переписка. Мне удалось встретиться с некоторыми с участниками боёв, поисковой группой " Гренада". Затем ездили в Васильевку, Октябрьского района по местам боёв. Потом нам удалось к 55-летию победы под Сталинградом создать группу участников Сталинградской битвы города при городском совете ветеранов, которую я возглавляю до сего времени. Мы выступаем в школах и рассказываем о Сталинградской битве, Великой Отечественной и Второй мировой войнах.
Нам удалось ценой больших усилий изготовить и установить в селе Васильевка, памятник погибшим курсантам и командирам грозненского курсантского полка, установить памятник-танк на хорошем кургане - высота 174,9, погибшим танкистам в тяжелых боях на дальних подступах Сталинграда в большой излучине Дона. Совместно с областным Советом ветеранов изготовить и установить 47 памятных знаков в местах, где размещались фашистские концлагеря, в них содержались от 60 до 80 тысяч советских военнопленных во время Сталинградской битвы.
Также изготовлено и установлено 15 железобетонных обелисков на пересечении пяти входящих в город Волгоград автомагистралей с бывшими рубежами обороны Сталинграда. Они установлены на железобетонных кольцах с правой стороны дороги и являются как - бы визитными картами при въезде в город. На обелисках надпись, что "Здесь во время Сталинградской битвы летом 1942 г. проходил внешний, средний и внутренний рубежи обороны".
Издана книга воспоминаний участников Сталинградской битвы под названием " Перелом". Авторы издания П.П.Попов, А.В.Козлов, Б.Г.Усик». Анатолий Венедиктович - водитель с большим стажем. Из воспоминаний стало ясно, что еще в годы войны учился управлять автомобиль, будучи адъютантом командира 19 гвардейской танковой бригады. Его личный рекорд - вождения автомобиля без очков до 90 лет.
В Волгограде Анатолий Венедиктович поступил на курсы работников коммунального хозяйства, при Гокомхозе по профилю начальника бюро технической инвентаризации и окончил их с оценкой отлично. Занимал должности: начальник бюро технической инвентаризации Тракторозаводского и Центрального районов, инженер коммунального отдела Центрального района, начальник караула завода Тракторных деталей и нормалей, председатель кооператива автогаражей "Локомотив-2".
Довелось даже строить кооператив гаражей на замытом овраге "Долгий" на 1100 месте.
Давняя мечта Анатолия Венедиктовича - установить в городе-герое Волгограде Триумфальную арку Победы.
Звание и награды
Звание: Гвардии Полковник
Награды: (Приложение №3)
Праздник «Живая история», посвящённый Сталинградской
битве, с участием Козлова А. В.
После встречи с Анатолием Венедиктовичем старшеклассники решили провести праздник, посвященный Сталинградской битве в форме круглого стола. На нем прозвучали интересные доклады с презентациями о переломных моментах в Сталинградской битве, обсуждались вопросы о героических подвигах на фронтах во время Великой Отечественной войны и об отношении нынешнего поколения к патриотизму. Козлов А. В. с удовольствием принимал участие в обсуждение этих проблем. Особенно ребятам запомнился его рассказ о Сталинградскую битву. (Приложение № 4)
После тесного общения, Анатолий Венедиктович стал постоянным гостем школы. В красные числа календаря он желанный гость на всех школьных мероприятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Формирование чувства любви к родине у школьников нашего государства - одна из важных задач российского общества на современном этапе. Для реализации данной проблемы необходимо обращаться к своим истокам, к изучению родного края, знать какие события и люди вершили их, прикоснуться к историческому прошлому нашей Родине. Вот что дает ребенку понимание его сопричастности к судьбе страны.
Практическое значение работы заключается в том, что полученную информацию можно использовать в рамках внеклассной работы, элективных курсов, факультативных занятий, разработке новой экспозиции в школьном музее. Исследование опирается на знание таких учебных дисциплин как история России, историческое и географическое краеведение, мировая художественная культура.
Работая над данным исследованием, ребята узнали больше о жизни и заслугах знаменитого ветерана Великой Отечественной войны – Козлова А. В. Самостоятельно подготовили праздник, посвящённый Сталинградской битве «Живая история» с участиемКозлова А. В., приготовили компьютерную презентацию и доклады об интересных фактах Великой войны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
Козлов А.В.// Солдаты Сталинграда.- Ростов –н/Д, 2008.- С. 206-207
Красникова , В.А. Память, которой не будет конца // Классный руководитель.-2006.-№1. –с. 16
Мир. Россияне. 20 век (Мир. Россия. Волгоград): учебная книга по истории/ под общей ред. Орлова Г.В.-1997 с. 327
От Харькова до Волги, 23 мая-23 августа 1942г.// Сталинградская победа: очерки воспоминания участников и свидетелей Сталинградской битвы.- Волгоград, 2004.-с.5-41
Юдин, В. Слава отчего края/ В.Юдин.- Волгорад: Ниж.-Волж.кн.изд-во, 1987
Интернет ресурсы.
Герой войны Анатолий Козлов: весь мир знает наш Сталинград// Высота 102.0- 2012.-12 февраля.- Режим доступа http// v102.ru /nuws/ 31808.html.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.
ВИДЕОЗАПИСИ: