История замечательного человека

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

«Учительство не труд, а отречение,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мучения
И в этом видеть свет и благодать».

Эти прекрасные строки точно подчеркивают героиню моей исследовательской работы.

Когда мы произносим слово «учитель», каждый видит перед собой своего учителя, но обязательно в этом образе есть и тепло, и уважение, и благодарность.  Профессия учителя необходима и очень  важна. Все, кто работает учителем, любят детей и посвящают свою жизнь воспитанию детей. И эту черту они передают своим родным, близким, детям.

Труд учителей и преподавателей заслуживает искреннего признания и благодарности.

Ведь работа учителя требует колоссального терпения и постоянного профессионального совершенствования. Ее значение для формирования и развития общества невозможно недооценить.

Моё исследование  - это рассказ о человеке интересной судьбы, о ветеране педагогического труда, Канатовой Софье Михайловне.

Актуальность данного исследования заключена в том, что работая с  документами из семейного архива, беседуя с учителями, я открыла неведомый мир - мир учителей. И была потрясена кропотливой, каждодневной, во многом бескорыстной их  работой. Увидела личность учителя,  духовная  красота которой часто бывает скрыта от нас. Среди нас живут люди, которые «сеяли доброе, вечное» – это наши учителя. О них надо знать и помнить нам, кто сегодня учится в школе и тем, кто давно её закончил. Ведь недаром А.С. Пушкин говорил: «В начале жизни помню школу я».

Ведь знать историю своего села, замечательных людей, творивших и создававших историю, нужно всем молодым людям, так как человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего. Ведь только тот человек, который знает всё о своих корнях, может по-настоящему любить свою землю и гордиться тем, что он на ней живет, и будет стараться жить так, чтобы приумножить славу родной земли.

Цель настоящей работы: изучение жизни, деятельности людей, жизнь которых их трудовой подвиг.  И они, конечно, являются примером подражания, уважения и жителями  палласовской земли.

     Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • познакомиться с Канатовой Софьей Михайловной, ветераном педагогического труда, проработавшего более 40 лет.
  • рассказать о трудовой деятельности сельской учительницы;
  • выявить вклад, внесенный Софьей Михайловной в развитие образование Палласовского района.

Гипотеза: люди, о которых нужно помнить, будут забыты, если сейчас не доносить об их судьбах подрастающему поколению. Судьба Софьи Михайловны интересна не только как учителя, но и как человека, который внес большой вклад в воспитание подрастающего поколения.

При выборе методов исследования использовала архивную подшивку статей газеты «Рассвет»,  литературу районного краеведческого музея, встречи и беседы с Канатовой Софьей Михайловной и материалы семейного архива.

Этапы:

  • знакомство и встреча с героиней исследовательской работы;
  • анализ научно-популярной, художественной литературы и материалов периодической печати;
  • работа с архивным материалом;
  • оформление работы.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Детство и юность.                                                                                                                  

Мы много знаем об известных личностях прошлого и знаменитых современниках, но ведь и рядом с нами порой живут люди с интересной и сложной судьбой, много пережившие и немало сделавшие для общества. Без этих людей история того или иного народа становится бессмысленной. Причем им не обязательно совершать громкие деяния – им достаточно жить и своей жизнью вносить смысл в бег времени, а своей святостью освещать души людей. Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с ее историей, поэтому главной целью работы стала адача проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников событий, сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.

Жизнь и творчество Канатовой Софьи Михайловны стали предметом моего исследования.

Август. Жара. Вершина лета. В это благодатное время года в селе с красивым названием Солянка 13 августа в 1948 родилась девочка. Назвали её Софья, означающего «мудрость», «премудрость», «мудрая». Она была единственной дочкой у мамы. Время было послевоенное, трудное, мама много работала. Соня была маминой помощницей во всем: по домашнему хозяйству, ходила помогать маме на ферму. Из рассказа Софьи Михайловны поняла, что стать учителем она хотела стать с детства. Вечерами проводила время за книгами, любила много читать, что впоследствии привело к обширным знаниям в области литературы. Опыт учителя приобрела уже в детстве, играя в «учительницу». Она сажала свои игрушки и учила их тому, что знала сама. Большой отпечаток в душе оставила её учительница Петрунина Анна Ивановна. Она была очень доброй, заботливой и в то же время строгой. Возможно, что именно образ доброй, отзывчивой учительницы Анны Ивановны, стал причиной выбора будущего Софьи.

Школа, в которой училась Софья Михайловна, была новостройкой. Построили её в с.Старая Иванцовка в 1961 году. Выпускной класс, в котором училась Софья, был первым в истории школы. В 1963 году их приняли в комсомол, стали первыми комсомольцами данной школы.

Для каждого школьника выпускной вечер - сказка. Так было и у Софьи. Впервые она одела чёрные сатиновые туфли на каблуках, с любовью мамой было сшито приятное на глаз, светло-зеленое платье. Безусловно, для неё это было чудесно.

После выпускного вместе с подругой Неллей Миллер поехали поступать в Дубовское педучилище, поплыли на пароходе через Камышин. Выехали поутру, но когда добрались до педучилища, был уже вечер, и училище было закрыто. Решили ждать утра. Прохожая женщина, которая впоследствии станет будущей классной руководительницей, Мызикова Нинель Николаевна, пригласила их к себе домой. На следующее утро, успешно сдав документы и будучи зачисленными, возвратились домой. С этих пор началась самостоятельная жизнь Канатовой С.М.

Педагогическая деятельность.

Окончив в 1967 году педучилище, сразу поступает заочно в Волгоградский пединститут на филологический факультет, возвращается в родное село работать учителем начальных классов в Селянской малокомплектной школе. Кстати, кроме диплома педагога, Софья Михайловна имеет ещё два красных диплома - она окончила университет марксизма-ленинизма в 1987 году, а в 2002 году получила диплом юриста, окончив Волгоградский колледж потребительской кооперации.

 Затем работа учителем русского языка и литературы в Староиванцовской школе. Была активным участником всех школьных и внешкольных мероприятий: внеклассные мероприятия, «Зарницу» и наиболее значимом на тот период событие в её жизни, открытие «малой третьяковки»: сами делали рамы, стеклили, вставляли репродукции картин и организовали выставку в фойе школы.

Софья Михайловна - «степной» человек, она очень любит простор, наши широкие заволжские степи с их полынно-ковыльными травами. И дом её в Палласовке стоит на краю города, выходит в степь, где весь воздух пропитан чабрецом, полынью.

Учительская судьба Софьи Михайловны сложилось, так что она работала во многих школах города и района, в 1987 году её пригласили методистом в РОНО.

С годами складывался стиль работы, оттачивалось мастерство, накапливался педагогический опыт. В ходе педагогической деятельности проявились и организаторские способности, управленческого умения, которые пригодились ей в работе заместителем директора, методистом РОНО, но особенно в работе в Заволжском сельском совете. Но где бы ни работала Софья Михайловна, её всегда отличают особая забота и внимание к людям, умение сопереживать с ними в горе и радости, оказывать им действенную помощь.

Софья Михайловна активно участвовала в социальной жизни нашего района. Она отлично знала и знает все проблемные семьи, каждого ребенка и родителей по имени, знала чем живут, чем увлекаются, как учатся. Особым вниманием пользовались дети с ограниченными возможностями. Софья Михайловна приложила немало усилий, чтобы они регулярно посещали открывшийся в то время социально-реабилитационный центр «Надежда».

В 2010 году стала председателем районного совета ветеранов работников народного образования. Она очень коммуникативный, целеустремленный, человек. Софья Михайловна много сделала в пропаганде работы учителей ветеранов нашего района. Она добилась, чтобы Макаровой А.Я., 92-летней учительнице, провели воду.

Вместе с советом ветеранов учителей выпустили фильм «В их судьбе была война», основанный на воспоминаниях о войне тружениц тыла, и выпущен альманах. Так же был создан фильм «Победители», в нем установлены имена 24-х учителей - фронтовиков. Много личного труда и усилий вложено в проведение встреч памяти под рубрикой «Чтобы помнили»(Приложение №2). По вечерам ведет радиопередачу «О людях хороших». Главной заслугой, работая председателем совета ветеранов, Софья Михайловна считает издание книги «И помнит мир спасенный…», посвященной учителям – детям войны. На сбор материалов этой книги: воспоминаний, фотографий, исторических документов -, редактирование книги, вёрстка, поиск спонсоров на издание книги и её презентации, ушло два года кропотливой, скрупулёзной, тщательной, бескорыстной работы.

42-летняя трудовая деятельность Софьи Михайловны отмечена десятками Почётных грамот районного уровня, Почетной грамотой ОблОНО, Министерства образования Волгоградской области, присвоенное почётное звание «Ветеран труда». Кстати, она имеет медаль «За заслуги в проведении переписи населения» Благодарственные письма Губернатора Волгоградской области, областной думы, Главы администрации района, депутатов Волгоградской областной Думы, знак «Почётный ветеран».

( Приложение №5)

У Аристотеля есть слова: «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро». Этим и была насыщена жизнь Канатовой Софьи Михайловны.

В кругу семьи.

Август – особенный месяц в жизни Софьи Михайловны. В августе она родилась, в августе вышла замуж за Аскара Канатова. В семье её высоко ценят и уважают, прислушиваются к её мнению.

Дома всегда вкусно пахнет. Детей и внуков балует вкусной свежоиспеченной шарлоткой.

Семейный уклад и обычаи передаются из поколения в поколения. В свой семье Софья Михайловна – хранительница очага, хозяйка дома. В семье существует обычай «открытия лета». Во дворе за старинным деревенским самоваром собираются на чаепитие родственники. С этого времени начинает работать «летняя открытая столовая». В любое время могут зайти дети, внуки, родственники, друзья и всегда их ждёт горячий чай, баурсаки или тающие во рту блинчики. (Приложение №1)

Для Софьи Михайловны главное – семья. Она – любящая жена, заботливая мать и добрая бабушка. Они с мужем воспитали двоих сыновей, у них четверо внуков. Семья Канатовых очень талантливая, все поют, играют на музыкальных инструментах, дети и внуки посещали музыкальную школу. В их семье даже есть награда: «Диплом награждается семейный ансамбль Канатовых за активное участие во всесоюзном смотре художественной самодеятельности, посвященном 40-летию Победы в Великой Отечественной войне» 1985 год.

Софья Михайловна часто и с благодарностью вспоминает своих наставников, Тришину Инессу Антоновну, своих первых учеников и тех рябят, которые учились, может быть, не очень хорошо, но которые были честными, справедливыми, добрыми воспитанными.

Софья Михайловна убеждена, что жизнь прожита не зря, в которой она сама училась жить, трудиться, преодолевать жизненные преграды и передала и до сих пор передает эту эстафету будущему поколению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Патриотическое воспитание основывается на исторической памяти нашего народа, что позволяет сохранить преемственность поколений, верность заветам отцов, честь и достоинство. Велика роль исторической памяти. «Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря ей, прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы угадывается настоящим, соединенным с прошлым», - верно и точно определил Д. С. Лихачев.

Владеть ею – значит сохранять преемственность поколений, проникнуть в глубину народной мудрости, духовного величия и героических свершений, познать загадочность человеческой души, воспитать и приумножить наследие предков.

Канатова Софья Михайловна - сердце чистой и светлой духовной культуры нашего края. Именно на таких людях держится и движется мир.

Жизнь Канатовы С.М. убеждает меня в том, что понятия честь, порядочность, преданность не являются чисто теоретическими. Оказывается, что рядом с нами жили и живут люди, для которых эти понятия являются основными критериями всех поступков, нравственными ориентирами в нашем сложном мире.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: анализ литературы (газетные статьи, брошюры и книги) по затронутой проблеме. Автор не претендует на точное освещение жизни и творчества. Канатова Софья Михайловна, но сочтет свою задачу выполненной, если данная работа побудит к дальнейшему изучению жизни и творчества и других учителей школы, района, сыгравших заметную роль в общественно - политической и духовной жизни Палласовского края. 

Строя день сегодняшний, подготавливая день завтрашний, наше общество идет по нелегкому пути. Чтобы обрести новые силы для улучшения жизни, необходимо вглядеться в прошлое. Вот почему так мощно звучал и звучит мотив исторической памяти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Статья из периодической газеты «Рассвет»
  2. Книга «И помнит мир спасенный…» Волгоград 2013

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: