"Как важно вовремя успеть..."

Конкурсная работа

Номинация «Вечный огонь памяти»

 _______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Цель проекта: проявление внимания к пожилым одиноким людям.

Задачи:

  • Собрать материал о военном и послевоенном детстве пожилых людей, проживающих на территории хутора.
  • Обработать его и передать в школьный музей.
  • Составить театрализованное представление с Новым годом
  • Организовать поздравление с Новым годом одиноких пожилых людей
  • Обратиться в ТОС «Безымянка – Центр» с просьбой оказать материальную помощь.

Когда мы вспоминаем о Великой Отечественной войне, прежде всего говорим о ветеранах, а в тени остаются дети войны, на чьи хрупкие плечики легла взрослая ответственность.

Поводом для проекта послужил урок внеклассного чтения, на котором мы читали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». Героиня Баба Дуня – одинокая старушка, она пережила страшную войну, которая продолжает ей сниться по ночам. И сны эти не дают ей покоя. Рассказ заставил задуматься о многом. А как живут бабушки и дедушки рядом с нами? Каким было их военное и послевоенное детство? Нуждаются ли они в нашей поддержке?

Мы посетили пожилых людей, проживающих в нашем хуторе. Записали их воспоминания. Вот что рассказали нам наши хуторяне...

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

 image

На одной улице с нами в хуторе Абрамов живет Абрамова Федосья Яковлевна. У нее большая усадьба с прекрасным садом, в котором много яблонь. И хотя она живет одна и ей 80 лет, у нее во дворе всегда все ухожено. Мы каждый день ходим мимо ее дома, и никогда не задумывались, что у этого человека было столь трудное детство, пока однажды она нам сама не рассказала.

Лет с 12-13 она начала работать вместе с матерью. В колхозе делали все, что скажут. Мазали сараи на ферме, посылали к телятам, даже в самые сильные морозы, возили в Раковку зерно на быках и разгружали вручную. Ночевать приходилось в специальных будках с клопами и блохами. Успела поработать поваром. За трудную работу не платили ни гроша, поэтому не на что было купить ни одежду, ни еду. Ели постную лапшу. Все ждали, когда в клубе будет колхозное собрание, после него людей там хорошо кормили.

 

Помним мы и другую бабушку – Буянову Соломониду Павловну, ее уже нет в живых. Она нам рассказывала, что во время войны их, молодых девчонок, отправляли рыть окопы. Пережила она и голод наравне со всеми абрамовцами. Ходили за желудями, толкли их в кислом молоке и ели.

Какое же все-таки было тяжелое детство у наших прабабушек и прадедушек. Да и можно ли считать его детством? В наше время нужно ценить и уважать таких людей.

 

image

Любовь Сергеевна Дронова родилась в 1934 году в Панфилово. Она родилась в голодные времена. Ее родители переехали в Панфилово из Киквидзенского района после раскулачивания. Любовь Сергеевна появилась на свет третьим ребенком, в семье было пятеро детей. Отец пошел работать на элеватор, там он зарабатывал копейки. Они покупали самое нужное. Особенно трудно было купить продукты в войну. За одним куском хлеба стояли в длинной очереди по несколько часов.

Отца забрали на фронт в первые дни войны. Мать осталась одна с пятерыми детьми, все ждали отца. Кормились за счет коровы. Детство было тяжелое. Мать пошла работать в колхоз, чтобы прокормить детей и заработать корм корове.

Немцы бомбили Михайловку, Панфилово и другие города. Самолеты летали так низко, что даже цепляли за трубы землянок. Больше бомбили центр Панфилова, потому что, видно, знали, что в центре находился госпиталь и школа. А так как госпиталь был переполнен, больных размещали и в школе.

Хотя шла война, но учить детей не прекращали. Старались, чтобы дети закончили хотя бы 4 класса. Кто бросал, их отыскивали и заставляли посещать школу.

Когда были бомбежки, к ним приходили прятаться, так как они жили в землянке на окраине. Спать было негде, стелили прямо на полу солому. Любовь Сергеевна вспоминает, как ее младший брат (было ему 9 лет) вырыл окоп, наломал веток, прикрыл его, и, когда налетали немцы, он тащил ее за руку в окоп. Можно сказать, брат спасал жизнь сестре.

Один раз в окно постучали кавказцы-рабочие. Любовь Сергеевна была дома с младшими братьями и сестрами. Она испугалась. Дети начали прятаться под старое драное одеяло. Хорошо, что пришла мать, она спросила, что они хотят. Они попросились переночевать. Их впустили. Весь пол застелен соломой. Они начали ругаться: все хотели у печки. Мать пустила к печке главного.

После войны к ним пришел друг отца (вместе они уходили в 1941 на войну).

Друг был весь изрешеченный. Спросили у него об отце. Но толком ничего не поняли, так как друг был тяжело контужен. Отправляли запросы, но так ничего и не узнали.

В 1948 году Любовь Сергеевна сказала матери о своем намерении учиться дальше. И хотя матери было очень трудно с детьми, работать приходилось от зари до зари, не повернулось ее сердце против желания дочери. И выучилась Любовь Сергеевна на учителя математики, проработала в школе не один десяток лет.

С интересом мы слушали ее рассказ, который закончила она такими словами: «Когда люди празднуют 9 мая, для меня это траурный день, так как на этой войне отец пропал бесследно».

 

image

Купряхина Мария Тимофеевна прожила трудную жизнь. В 3 года она осталась без матери, которая скончалась от тяжёлой болезни – язвы. Отец женился во второй раз, мачеха невзлюбила приёмную дочь, даже избивала. Тогда Мария пошла жить к бабушке, надеясь там найти защиту. А там были два брата, они стали её выгонять. Пошла к тёте Дусе, та приняла на одну ночь. Спала в курятнике, а утром услышала, что не нужна. И тут она пошла по столбам.

Есть было нечего. Крошку хлеба видели только во сне. В одной одежде ходили по 4 – 5 лет. В 12 лет мачеха отправила работать на Кавказ.

В последние годы потеряла мужа и сына. Живёт совершенно одиноко. Спасибо соседям, которые заходят её проведать.

 image

Когда началась Великая Отечественная война, Янина Любовь Арсентьевна была совсем маленькой. Отца она совсем не помнит, но знает, что его забрали на фронт с первых дней войны. Она лишь помнит, как ее старшая сестра Клава обливалась горькими слезами, когда на ее глазах провожали отца. В начале войны ее мать с детьми уехала в тихий спокойный хутор Фетисов. У них была большая дружная семья: папа, мама, она, брат, и еще 2 сестры. Сейчас Любови Арсентьевне грустно вспоминать о том, что семья по командам взрывов просто разрушилась. По воспоминаниям взрослых она нам рассказала, что в лесу неподалеку от хутора Фетисов были большой немецкий лагерь и советский госпиталь за 3 км от него. Когда над домами пролетали немецкие самолеты, сердца жителей на некоторое время останавливались. Сестра Клава рассказывала, что когда летали немецкие самолеты, они прятались в глубокие овраги, которыми были разделены соседние огороды. Как-то раз самолет выбросил бомбу где –то за 200 метров от их огорода и осколок попал ей чуть выше правого глаза. Сестра быстро взяла маленькую Любу на руки и побежала в госпиталь, который находился в лесу. Клава очень боялась проходить мимо немецкого лагеря, но как ни странно, немцы ее не заметили. Добежав до лагеря, она чуть ли не на коленях стала упрашивать, чтобы спасли маленькую сестренку. Люба потеряла много крови, но уже через два месяца поправилась и снова выходила на прогулку со старшей сестрой.

Любовь Арсентьевна говорит, что детство было трудным. Мать уходила на работу рано утром. Дети собирались с нескольких дворов и одна из бабушек за ними приглядывала. Ели желудки, колючки. В 10-12 лет сами управлялись по хозяйству. Сестра с 7 класса стала работать дояркой. Сама Любовь Арсентьевна устроилась на работу в 17 лет. Но несмотря на недоедание, детство в то же время было веселым. Дети собирались толпой и играли в лапту, округа. В перерывах между играми пели песни. На колхозных собраниях и по праздникам выступали в клубе. Много было в хуторе гармонистов.

 image

Яшкин Пётр Дмитриевич родился в 1928 году в хуторе Буденновский Урюпинского района в семье хоперского казака Яшкина Дмитрия. В хуторе главу семейства звали Митрон. Семья многодетная: 5 сыновей и одна младшая дочь. Раньше хутор назывался Подгадным, так как стоял на берегу озера Подгадного. Озеро было болотистое, за то и получило свое название. В Гражданскую войну в хуторе останавливались войска Буденного, красного командира. В тридцатых годах хутор переименовали в Буденновский.

В лихие годы не голодали, потому что в семье было много мужчин. Выручало озеро: ловили рыбу, на берегу огораживали огороды, земля на которых была очень плодородная.

Окончил 4 класса, в школу ходил за 7 км в х. Тепикин. Работать начал с 10 лет пастухом, в войну работал на лошадях, возил безногого бригадира Сивогривова Ивана Степановича, тот в первые военные месяцы получил тяжелое ранение на фронте. В 19 лет пошел служить в армию. Служил в должности снайпера, очень хорошо стрелял. В Безымянку переехал в 1952 году, имеет 46 лет трудового стажа, является тружеником тыла.

 image

Белашенко Зинаида Ефимовна родилась 25 февраля 1932 года в хуторе Ильменский. Когда Зине было полгода, они переехали в хутор Абрамов. Детство было тяжелое. Хлеба никогда не видели, о нем только мечтали. Собирали семена травы «кашки» и варили из нее на воде похлебку. Лебеду обваривали кипятком, лепили из нее что-то наподобие оладьев и запекали в печи. Собирали желуди, толкли их, делали круглые лепешечки и пекли в печке. Не было муки, чтобы их скрепить, поэтому они разваливались и пригорали. Была корова, этим и выживали. Отец был пчеловодом. Он был болен, из-за этого не попал на войну. Умер молодым, в сорокалетнем возрасте. На войне были два старших брата, оба вернулись живыми. После Зины умерли еще четыре ребенка, так как отец был слаб и болен, у детей не было иммунитета.

Зине трудно давалась учеба в школе. Не было одежды и обуви, а ходить нужно было далеко. Зина ходила в английских башмаках, их подошвы отставали, и поэтому она прикручивала их проволокой. По дороге часто приходилось останавливаться и подтягивать проволоку. А потом нужно было догонять старшую сестру. Помнит она случай, как однажды зимой шли по глубокому снегу. Дул ветер. На Зине был длинный полушубок, его полы намокли и обледенели. Шагать было тяжело. Старшая сестра уже не знала, что делать с младшей Зиной. Потом они решились попроситься в первый попавшийся дом погреться. Хозяйка сразу стянула с Зины тяжеленный полушубок. Их хорошо приняли, напоили чаем. В школе было холодно, учились одетыми. Писали перьями. А вот спрашивали учителя строго. Чтобы перейти в другой класс, сдавались трудные экзамены.

Мать Зинаиды работала в колхозе от зари до темна - крутила веялку вручную. Особенно тяжело было летом в сильную жару. Бедные женщины обливались потом. Все дела дома делали дети. Таскали из речки воду для полива огорода, пропалывали овощи. В 1948 году уехала работать в Волгоград на Немецкую слободу (как ее сейчас называют). В городе было полегче, каждому рабочему давали по 1 кг хлеба.

Где-то с 50-го года полегче стало жить и в колхозе. Из Фролова стали привозить хлеб, давали по одной буханке на семью.

 image

Лавлинскому Александру Гавриловичу в войну было 11 лет. Он помнит, как летали над хутором немецкие самолеты, как проводили по улицам пленных немцев и румын. Но особенно помнит военный и послевоенный голод и нищету. Летом было проще. Ходили в лес за ягодами, собирали дикие яблоки, ели желуди. Спасал огород.

Зимой было холодно. Однокомнатная изба с земляным полом. Спали на деревянных кроватях. В комнате еще был стол из дерева да 2-3 табуретки. Освещался дом керосиновой лампой. Еду варили в русской печке.

Школа тоже была бедной, называлась она Школой Колхозной молодежи. Писать было не на чем, учебник один на весь класс. На переменах играли в игры, чтобы согреться. Одевались плохо. Отец не был на войне по инвалидности. Школьный костюм сшит был из солдатской одежды. Зимой ходили в валенках, а летом – босиком.

Мать работала в колхозе на ручной мельнице. Приходила домой поздно. А в конце войны работать пошел и Александр.

 image

Заходя к Поповой Валентине Ивановне в дом, сразу чувствуешь запах добра и благополучия. Хозяйка, ответив на наше приветствие, приглашает к столу.

У Валентины Ивановны морщинистое лицо, но очень добрые глаза, на лице – доброжелательная улыбка. Руки тоже покрыты морщинками. И тут начинается наша беседа:

- Мое детство было очень трудным, ведь тогда была война. Мой отец погиб на войне. Я жила с мамой и родной сестрой. Маму видела редко, но все же замечала, какие усталые у нее глаза. И почти не слышала ее смеха. Она оставляла нам задания, и мы должны были их сделать. Было трудно, голодали. Летом было проще: ходили в лес за ягодами. А зимой сложнее: суп из картофельных очистков, болтушка из отрубей, желуди и засушенные травы – вот и вся наша еда. Свободного времени было очень мало, но мы старались проводить его весело. Несмотря ни на что, я любила ходить в школу. Я мечтала, чтобы закончилась война и улыбалась моя мама. А главное – мечтала стать счастливой. И я счастлива! Я живу в мирное время, и у меня есть любимые люди.

Слушая Валентину Ивановну, я думала, что, несмотря на ее тяжелое детство, она стала порядочной, доброй и милой бабушкой. И она надеется, что войны больше не будет.

 

Моя бабушка Марунченко Мария Николаевна родилась в 1942 году. Она помнит войну по рассказам своей мамы. Ее отец погиб в 1943 году в Смоленске. Кроме него погибли еще два брата и две сестры. Мать Марии Николаевны рассказывала, что когда ее муж попросил приехать к нему на фронт, она запрягла в тележку корову и они поехали к нему. Это было под Сталинградом. Они были в пути дня 2-3, оставалось совсем чуть-чуть, и они попали под бомбежку. В это время на Сталинград наступали немцы, они бомбили деревни, и под бомбу попал их дом. Когда они вернулись, на месте дома был один пепел. Воевал отец Марии Николаевны очень мало. Он ушел в 1943 году на фронт, и погиб в этом же году.

Кроме отца воевал ее дядя, Тютюник Михаил Петрович. Он погиб в 1943 году на Украине в Херсонской области. У Михаила Петровича погибло пять братьев, а три сестры-партизанки были повешены. Есть в Громовке Херсонской области памятник погибшим Тютюник.

image

У Ястребова Александра Акимовича (1937 г.р.) на стене висит портрет отца, которого он совсем не помнит, только помнит то, как завидовали они, мальчишки, тем, у кого вернулись отцы с войны живыми. А его отца забрали на войну в 1942 году, в 1943 пришло извещение, что пропал без вести. Уже после войны делали запрос и узнали, что Ястребов Аким Трифонович в 1943 году поступил в госпиталь в тяжелом состоянии, скончался и похоронен под Харьковом.

image

После войны начали поднимать сельское хозяйство. Трактористы работали в поле от зари до темна. Ночевали там же, в вагончиках. На полевом вагончике еще с войны сохранился плакат с призывом: «Каждая горсть золотого зерна, как пуля, как бомба, фронту нужна!» Двенадцатилетний Саша рано утром запрягал лошадь и ехал по хутору Абрамов. Женщины выносили узелки с продуктами для своих мужей, и Саша отвозил их в поле трактористам.

В школу ходили в основном зимой, потому что летом, весной и осенью работали. «Сходишь в школу день, весь вечер сидишь зашиваешь обувку». Фуфайка в каждом доме была одна на всю семью, поэтому ходили по очереди. Дети были полуголодные. Кормили сами себя. Собирали желудки, ели «кашку» (траву), вылавливали в степи сусликов, обрывали терн.

Выручала корова. Та семья, где не было коровы, считалась нищей. Не всегда хватало корма скотине на зиму, тогда раскрывали котухи и докармливали соломой, а осенью снова укрывали крышу.Однажды мать раздобыла где-то граммов 300 зерна и отправила Сашу на другой конец хутора перемолоть. По дороге встретился председатель, отобрал узелок и сказал: «У твоей матери будут проблемы». Спасибо жене председателя, которая заступилась.

Несмотря на все трудности, Александр Акимович окончил 10 классов с хорошими оценками, выучился на шофера и всю жизнь проработал в совхозе «Безымянский».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Выводы

При более близком знакомстве мы узнали, что судьбы пожилых хуторян не менее интересны, чем судьба героини рассказа Екимова. Хочется отметить, что бабушки и дедушки с удовольствием рассказывали нам о своем военном и послевоенном детстве. При этом на лицах где-то появлялась слеза, где-то улыбка. У каждого своя судьба, своя боль, свои радости. Безотцовщина, голод, непосильный труд с детских лет – все это пришлось им пережить. Нас поразило то, что при всех сложностях судьбы люди эти сохранили душевное тепло, чувство юмора.

Когда мы более пристально присмотрелись к пожилым людям, живущим рядом, то увидели, что среди них много одиноких. Им нужна не столько физическая помощь, сколько общение, простое человеческое слово.

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло,
Ведь все нарушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас,
И запоздалая вина потом терзает души,
Всего-то надо научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

Мы решили проявить к ним внимание. Придумали театрализованное представление, купили небольшие подарки при поддержке ТОСа и отправились поздравлять с новым годом.

Мы оформили материал о военном и послевоенном детстве хуторян и передали его в музей. Мы поняли, что такие встречи нужны как пожилым людям, так и нам, детям. Искорка милосердия и добра вспыхнула в наших сердцах. Теперь, увидев пожилых бабушек и дедушек на скамейке, мы стараемся не проходить мимо, а поговорить с ними.

Проделав всю работу, мы поняли, что вот эти простые, скромные люди и есть настоящие герои, которыми можно и нужно гордиться. Будучи детьми, они работали наравне со взрослыми, вначале приближая день Великой Победы, а затем восстанавливая послевоенную разруху. Трудности жестокого военного и послевоенного детства не убили в них человечности, душевности, доброты.

Своей исследовательской работой мы зажигаем Вечный огонь памяти Маленьким Героям большой войны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

-

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: