Конкурсная работа
Номинация «Вечный огонь памяти»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
“Что остается нам в наследство
От наших дедов и отцов?
Конечно, любящее сердце
К земле родной, основе всех основ”
I Введение
«Подвиг героев Великой Отечественной войны в наших сердцах.»
В этом году исполняется 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Как же грандиозна наша Победа в Великой Отечественной войне! Подвиг советского народа, разгромившего фашистов, не померкнет в веках. Наша память о Великой победе с годами становится всё более значимой.
Никогда не исчезнет из памяти гордость за наш народ, победивший фашизм. Никогда мы не забудем слезы, боль и горечь утрат, нанесенных войной. Будет и 100-летие и 200-летие великой Победы, но люди будут помнить о ней. Мы свято чтим память о тех днях, передавая из поколения образы воинов и созидателей. Чем больше времени отделяет нас от войны, тем чаще задумываемся над тем, какой ценой досталась нашему народу Победа.
Идет время. Всё меньше остается в живых участников Великой Отечественной войны. Вот почему так ценны их живые рассказы о своей, пусть скромной, но великой причастности к тем событиям, когда решалась судьба Отечества. Это и сподвигло меня участвовать в конкурсе.
Ни один год шла работа по сбору материала о жителях нашего села – участниках Великой Отечественной войны. Весь собранный материал хранится в школьном краеведческом уголке.
Я решила, что всем интересно будет узнать о жизни моего дедушки - земляка, участника Великой Отечественной войны – Золотарёве Илье Михайловиче.
“Как отрадно, что есть на свете
Дорогие наши земляки!
С вами путь Лучезарен и светел
И заветные думы легки.
- Земляки! Вы сквозь тяжкие годы
Всё священное в душах несли!
Видно, все из крепкой породы,
Дорогие мои земляки.”
Для сбора материала я использовала такие методы как: (фотографии, документы, семейно-вещевые реликвии, которые мне предоставила жена Ильи Михайловича);
-
Изучение краеведческого материала, имеющегося в школе;
-
Беседы с женой, дочерьми, внуками Золотарёва Ильи Михайловича.
Поиск материала способствовал воспитанию гражданских качеств, патриотизма, чувства причастности к судьбе Отечества, глубокому изучению истории родного края, и великому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.
Итогом поиска стала работа ”Солдат Победы”.
Цель работы:
-
Изучить Жизненный путь Золотарева Ильи Михайловича, участника Великой Отечественной войны, через его воспоминания, воспоминания родственников, через краеведческий материал, имеющийся в школе.
-
Воспитание гражданских качеств патриотизма, чувства причастности к судьбе Отечества, глубокое изучение истории родного края, всемирного подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-
Собрать и изучить материал о жизненном пути участника Великой Отечественной войны Золотарева Ильи Михайловича.
-
Оформить этот материал в виде творческой работы.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
II. На огненных рубежах.
Родом из 24.
Сегодня самому молодому из защитников Отечества за 90. Кто постарше – уходят, уходят, уходят… Нет уже в живых Золотарева Ильи Михайловича. Он оставил о себе добрую память, а землякам историю своей жизни.
Судьба Ильи Михайловича похожа на сотни судеб молодых людей 40-х годов.
Илья Михайлович родился 26 июня 1924 года с. Потемкино Иловатского района Сталинградской области.
Детства у Ильи Золотарева практически не было. В 1933 году, когда случился страшный голод, семья Золотарева выживала, как могла. Приходилось сусликов ловить, лебеду рвать, чтобы не умереть с голоду. С детства познал тяжелый крестьянский труд, цену хлеба. Трудное голодное детство закалило характер, отточив такие черты, как честь и достоинство, чувство долга, любовь к Родине. А веру в победу над злом, веру в светлое будущее пронес он через все года.
Жестоко и беспощадно время. Порой живешь и не задумываешься о завтрашнем дне, о том, что он может приготовить, так и тогда, в 1941-м, мальчишки и девчонки, так же как и теперь, ходили на танцы, влюблялись и строили планы на будущее. И никто не мог себе даже представить, что совсем скоро их жизнь круто изменится и многим судьба преподнесет такие испытания, какие не могли присниться даже в самом страшном сне.
2. Эх, путь дорожка фронтовая.
1941… В биографию парня черным вихрем ворвалась война Великая Отечественная. Война перевернула мирную жизнь.
Мужчины из села уходили на войну. Илья Михайлович рвался на фронт, но ему не было 18 лет. В мае 1942 года он закончил 6 класс, а в августе 1942 года был призван в 244 стрелковый полк 3-го Украинского фронта.
Боец Золотарев Илья Михайлович прошел по дорогам войны от Сталинграда до Павлограда. 18-летним юношей попал в самое жерло Сталинградской битвы.
Своё боевое крещение получил под Сталинградом в качестве заместителя командира стрелкового взвода. 18-летний парнишка оказался в самом пекле Сталинградской битвы. Мужественно и бесстрашно сражался боец Золотарев с ненавистными немецкими оккупантами. Рота, в которую он входил, отразила не одну вражескую контратаку. Многое пришлось пережить юному бойцу.
На войне каждый день мог оказаться последним. Именно со Сталинграда и начался для него такой долгий и многотрудный путь, длившийся 3 года и 2 месяца.
Весь сентябрь, октябрь, под напором превосходящих сил врага вынуждены были отойти вдоль Волги. Немыслимо трудными были эти месяцы. Днем, под прикрытием разрушенных, развороченных остатков зданий, отбивали бесчисленные атаки рвавшегося к Волге врага, а ночью, припадая к земле, подносили с берега на себе боеприпасы, воду, продукты питания, лопаты, кирки, ломы – землю долбить, окопы сооружать. Земля была единственной защитницей. Война шла своим чередом. Наступил перелом, врага погнали от развалин Сталинграда. Курская дуга явилась важнейшим этапом в жизни Ильи Михайловича. В июльские дни 1943 года он трудно отстаивал советскую землю в адских боях на Курской дуге. Техника, люди, снаряды, взрывы, пожарища – все смешалось воедино в те жаркие дни. Казалось, люди, чтобы выстоять должны стать крепче стали и тверже камня. И они стали такими. После битвы на Курской дуге ему присвоили звание сержанта. За спины друзей по оружию никогда не прятался, всегда уверенный в себе, находил правильные пути решения поставленных задач. А дальше было освобождение Орла и брянский лес, где наши войска то наступали, то отступали. В одном из наступлений полк попал в засаду. Было много раненых и убитых. Илья Михайлович был ранен. Во время войны он был трижды ранен.
Самое тяжелое ранение получил в марте 1944 года. Шарахнуло так, что очнулся в госпитале с черепно-мозговой травмой, лопатка распахана осколком. Но бойца выходили. После госпиталя снова отправился он считать дороги войны. Илья Михайлович награжден 2-мя медалями “За отвагу”. Первую медаль получил в феврале 1944 года за установление телефонной связи, вторую медаль в мае 1944 года за захват языка.
В письмах с фронта писал, что жив и здоров. Не хотел тревожить семью, зная, что им тоже тяжело. Интересовался как дела дома.
Вместе с победоносной Красной армией сержант Золотарев Илья Михайлович продолжал свой фронтовой путь на запад, громя фашистов.
Солдата не спрашивают, куда он хочет – шлют куда надо. С боями прошел Одессу, Никополь, Николаев, Запорожье, Кишинев, Павлоград. Был стрелком и шофером, танкистом, связистом и разведчиком. Доставлял на своей фронтовой полуторке боеприпасы, продовольствие, медикаменты, а назад возил раненых, восстанавливая связь, был стрелком в танке.
Войну закончил в звании сержанта в городе Павлограде 2 мая 1945 года. Когда узнали, что закончилась война, что тут началось! Радость рвалась криками, потом пальбой в небо. Дождались?!
Демобилизован был 6 октября 1945 года. Вернулся в родное село. В селе его отец, мать, две сестры, а невеста появилась позже.
Неутомимый труженик.
Почти полвека трудился. Испытания и трудности жизни делали его только лучше - чище, богаче, интереснее.
Он не искал легких путей в жизни. Всю жизнь старался быть полезным людям. Вернувшись с фронта, работал шофером и сантехником, заведующим МТФ и дорожным мастером.
У Ильи Михайловича большая семья – трое детей, 8 внуков, 2 правнуков. Отличался честностью, порядочностью, добросовестностью. Наверное, это еще фронтовая закалка складывается.
Спустя годы к боевым трудам прибавились трудовые: “За доблестный труд”, “Ветеран труда”.
Вместе с другими ветеранами часто приходил в школу на уроки мужества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Наследники творцов победы.
Время уносит от нас всё дальше страшные годы самой тяжелой и кровопролитной в истории человечества войны. Но подвиг людей, разгромивших фашизм, сумевших сохранить для будущих поколений мирную и свободную страну – вне времени! Святой долг всех нас, живущих ныне – быть достойными совершенного подвига. Мы все в неоплатном долгу перед поколением, победившим фашизм. И возвратить этот долг возможно лишь реальными делами, во благо Отечества. У каждого поколения есть свои критерии человеческих ценностей, своё мерило успехов и жизненных возможностей. Но связь поколений остается, память об отцах, дедах, земляках и их заветы святы для нас, их наследников.
Война все в памяти людей
Кто сам в огне прошел по ней,
Тот не забыл военных дней –
Солдат Победы!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Краеведческий материал о Золотареве Илье Михайловиче.
-
Материалы личного архива Золотарева Ильи Михайловича.
-
Солдаты Победы. Т. 8, 2007
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Фотографии, карты, схемы и другой иллюстративный материал.
ВИДЕОЗАПИСИ: