Конкурсная работа
Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
История развития казачьих хуторов по берегу реки Бузулук сама по себе очень интересна, а история развития моего хутора для меня особенно увлекательна. Многие стали забывать своих предков, их обычаи и традиции. Нельзя допустить, чтобы будущее поколение не знало своих корней.
Как только я стала изучать историю у меня сразу же появилась мысль изучить прошлое моего родного хутора. Это ведь так интересно, узнать о наших предках много нового: их культурно-бытовые особенности, материальную и духовную культуру.
Актуальность избранной темы определяется следующими факторами:
- при социологическом опросе взрослых, 22% опрошенных не знают, откуда пошло название хутора Яминский, а при опросе учащихся школы эта цифра намного выше и составляет 70%.
- результаты социологического опроса подтверждают, что 82 % опрошенных учащихся испытывают интерес к истории своего хутора и хотели бы узнать о нем как можно больше;
- данная тема интересна, но недостаточно представлена, а ведь изучать историю своего хутора – это изучать историю своего рода, своего края, поддерживать связь поколений.
Поскольку хутор Яминский является моей малой родиной, то мне захотелось выяснить, как появился хутор, откуда произошло такое интересное его название, какие страницы истории существуют у моего хутора? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в ходе изучения архивных документов, сведений из газет и, конечно же, встретиться со старожилами, которые могут, я думаю, много рассказать интересного и полезного для меня.
Поэтому целью моего исследования является сбор и изучение информации об истории хутора, о том, как развивался родной край в разные годы, как жили люди, чем занимались.
В связи с этим предполагается решить следующие задачи:
- выяснить откуда произошло название Яминский;
- соотнести события истории страны с событиями, произошедшими в нашем хуторе;
Теоретическая значимость состоит в углублении знаний о происхождении хутора и его развитии.
Практическая ценность работы состоит в том, что её результаты помогут учащимся устранить пробелы знаний по истории родного края, проникнуться интересом к истории своей малой родины, почувствовать себя частью социума.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
История создания хутора.
За долго до 1598 года т.е.царствования Бориса многие казаки ушли обратно на Дон, так в низовьях Бузулука в 3 км. от станицы Алексеевской есть хутор Яминский до 1850 года была станица Яминская. Возможно она была заселена теми ямским казаками. Краевед Лащилин в одной из своих статей высказал предположение относительно возникновения названия Яминская. По его версии оно получено, от того, что там была почтовая станция «Яма». По моему это неверно, только потому, что ямская связь, как утверждают Брокгауз и Ефрон на Руси учреждена в1666 году между Москвой и Ригой, а дорога Царицын –Москва проходила намного восточнее Яминской. А.А. Гордеев в своей книге «История Казаков» говорит, что татары брали 10% дани с русского государства в том числе одного молодого человека мужчину от десяти дворов чтобы пополнять своё войско и для несения ямской службы. Вероятнее всего казаки жили в том месте при татарах и в конце 16 века вернулись в свои места.
Тревожное было время тогда. Не выдержав тяжёлой жизни у помещиков, крепостные крестьяне бежали от них в степные просторы Дона и его притоков и здесь селились в глухом месте, наскоро соорудив жилище. Это было около 300 лет назад. Не исключением стала и наша местность.
Старый городок.
Первые жители х. Яминского селились и жили на Старом городке. Такое название носит возвышенное ровное место, ограниченное со всех сторон обрывом, вероятно, служившим естественным укреплением. Место это находится в 1 км от моста через речку Бузулук, если идти по дороге на х. Подлипенский.
Старый городок был обнесен высоким дубовым частоколом. В половодье его со всех сторон заливает водой. Площадь городка составляет 3,5-4 га. Жильем для людей служили землянки. Из воспоминаний Полякова Ивана Андреевича и Косорыловой Аксинии Григорьевны как жили и чем занимались наши предки.
В степях между Волгой и Доном жили тогда татары, которые грабили русские селения, убивали людей. Беглые русские и татары жили вблизи друг от друга. У Подбанной горы, на так называемых Костылях жили татары. Татары делали грабительские набеги на Старый городок выбирая для этого время, когда казаки уезжали в поля, а дома оставались одни женщины, старики и дети. Узнав про набеги татар, казаки подстроили сторожевой пост на кургане, который находился на берегу Бузулука. Курган был высокий и находился на открытом месте, был виден со всех сторон, а также был установлен дубовый столб, блоком на верху. К блоку была приспособлена веревка, по которой сторожевой узнав об опасности поднимался зажженный сноп. По этому сигналу казаки скакали в город и отбивали набег татар, нередко завязывались кровопролитные схватки. Так татары постепенного были изгнаны из Донских степей, жители Старого городка стали переселятся на левый берег Бузулука.
Памятью того времени осталась часовня на Старом городке, которая сложена из камня на том самом месте, где стояла раньше церковь.
Когда шло переселение, то на территории нынешнего х.Яминского было большое и глубокое озеро.(В настоящее врем его нет, оно тянулось от площади, где живет Кречко Елена Петровна, на юг до садов Калашниковой Людмилы и Колоколовой).
Первая улица заселялась вдоль берега этого озера. Озеро постепенно зарастало камышом, затягивалось илом, засыпалось людьми. Хутор постепенно стал разрастаться.
Особенностью казачьего быта было то, что с древности в основе их общественной жизни была военная организация, свойственная кочевым народам. Казаки не принадлежали к кочевым народам, но их внутренний быт слагался под большим влиянием кочевников. Живущие на далеких окраинах русских княжеств, окруженные со всех сторон воинственными ордами кочевников, казаки были в постоянной готовности к войне, к защите своей земли и отражений нападения своих алчных к легкой добыче, соседей. В составе Российской Империи казачье войско высоко ценились, их быт и внутренняя организация всячески поддерживались правительством.
Главными средствами существование казаков были земледелие, скотоводство, рыбная ловля, охота. История казаков в течение веков связана с тяжелыми, непрерывными войнами по защите своих земель.
Донское войско, как и другие, делилось на военные округа, станицы и хутора, во главе которых стояли атаманы. Иногороднее население не стояло на учете казачьих властей и находилось под управлением уездных начальников.
Казаки хутора Яминского отличаются трудолюбием. Доказательством этого являются Яминские сосны и краснотал, выращенные на песках к югу-востоку и югу от хутора. Шумит сосной бор, любимое место отдыха Яминских ребят и взрослых.
Возникает вопрос, почему наш хутор называется Яминским? Из рассказа Косорыловой мы узнали, что недалеко от Старого городка, да и сейчас есть глубокое озеро. Вода в нем черная. Из-за цвета воды озеро носит название Черная Яма. Селение на Старом городке называлось Яминским. Когда хутор переселялся на левый берег Бузулка, то и название за ним сохранилось. Прежнее место жительства стали называть Старым городком. Первые жители жили в нужде, скудна была их пища и одежда. Войдя в состав Российского Государства, казачьи войска составляли полки легкой конницы, носившей название «иррегулярной». Военная подготовка, обмундирование, снаряжение и кони казаками приобретались за свой счет. Вознаграждением расходов служили земли, на которых жили казаки . Кроме земель казакам предоставлялись другие льготы : беспошлинной торговли, рыбных промыслов.
Яминская школа
До революции с 1891 года в х. Яминском была церковно-приходская школа. Количество учеников не превышало 50 человек. Был всего один учитель на 4 класса. Своего здания школа не имела, а размещалась по частным домам. При Советской власти доступ в школу был открыт всем детям. Количество учащихся резко увеличилось. В хуторе открылась семилетка. До 1934 года учащиеся помещались не в одном здании, а в трех, потому что не было такого помещения, в котором можно было разместить все классы.
В 1934 была построена школа на площади хутора. Она была построена из нескольких «кулацких» домов. Это было большим подарком Яминским детям .
В 1975 построили двухэтажную восьмимилетнюю школу.
С 1991 года школа в х. Яминском стала средней.
Благоустройство хутора
Хутор с каждым годом благоустраивается. Летом 1972 года был сдан в эксплуатацию дом Культуры, строительство шло долго ровно пять лет. В настоящее время заведующая дом Культуры молодой специалист уроженка х. Яминского Ремнева Людмила Павловна, окончившая Волгоградское культпросвет училище.
В 1986 году шло строительство каменных домов для колхозников со всеми удобствами, дома 2-х квартирные, каждая квартира трехкомнатная.
Летят годы, месяцы, дни, часы жизнь продолжается, много наших ребят закончили высшие учебные заведения и вернулось в родной хутор.
Много на сегодняшний день сделано в хуторе Яминском. особое внимание привлекает вечный огонь солдатам сражавшемся, в Великую Отечественную войну, на мраморных плитах надписи наших дедов, бабушек и т.д. разбиты цветники, посажены молодые деревца. Красота удивляет не только односельчан, а также приезжавших гостей. Разбит парка, где посажены молодые саженцы рябины, пихты, березки. Поддерживаются традиции хутора, каждый год 21 сентября проводится престольный Яминский праздник Пресвятой Богородицы. На празднование съезжаются казаки и казачки, а также гости из ближайших хуторов х.Кочкаринский, х.Ларинский, х. Большебабинский, ст.Алексеевская.
Празднование проходит в центре хутора. В нашем хуторе заведено в этот день проводить скачки. Жители хутора Яминского участвуют, каждый год в этих соревнованиях занимают призовые места. Этот праздник любят все и стар и млад. Почитают хуторяне празднование святой Пасхи и день Святой Троицы
В августе 1976 года был построен новый детский сад.
В настоящее время ведется строительство церкви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Таким образом, необходимо отметить, что в результате проведенной работы цель исследования достигнута. В итоге встреч с односельчанами, изучения семейных фотографий, проработки архивных документов, была изучена малая часть истории возникновения и развития моей малой родины.
Невольно приходишь к выводу, что хутор имеет богатую историю развития, которую нужно еще изучать. Это очень интересно. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое Отечество, будущее… Жители хутора проявляли себя и в будничных работах, не помышляя о славе.
Я очень благодарна судьбе за то, что живу именно здесь, на этой земле, богатой традициями, прекрасными и добрыми людьми. Думаю, что через некоторое время, и я смогу приложить усилия для процветания родного хутора.
Серебрится вода в бликах лунного света,
Задремал Бузулук в колыбели лесной,
И хлеба на полях золотистого цвета
Опоясали хутор сплошною каймой.
В заключении хочу отметить, что изучение истории хутора трудное, но интересное занятие. Еще есть много материала для изучения истории родного края.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
- В.А. Апраксин «Казачья старина» издательство Волгоград 2010год
- Материалы Алексеевского краеведческого музея
- Воспоминания старейшего учителя Яминской школы Кандратьева Дмитрия Николаевича (записано в 1961 году)
- Материалы школьной музейной комнаты
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.
ВИДЕОЗАПИСИ: