"Камышин-город моего детства."

Конкурсная работа

Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Цели: Познакомиться с историей города  моего детства.

Задачи:

 1. Изучить:

  • историю города;
  • достопримечательности;
  • традиции;
  • современное экономическое развитие города;

2. Выступить на уроке в 9-х классах при изучении темы "Население и хозяйство Волгоградсктой области"

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Источники:
Интернет- ресурсы
Газеты «Камертон», "Диалог", "Инфокам"
Народная энциклопедия «Мой город». Камышин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

История города Камышина

Ранняя история поселения

 

В XIV веке на Нижнем Поволжье располагалось множество золотоордынских населенных пунктовМногочисленные разрозненные археологические и документальные свидетельства не оставляют сомнений в том, что к концу XIII – первой половине XIV века на месте современного Камышина или в непосредственной близости от него существовало золотоордынское городище.

Систематические археологические изыскания в Камышине до сих пор не были проведены, и культурные слои на местности Старого города с большой вероятностью скрывают множество тайн.

Недалеко от Камышина находится городище Шишкин Бугор, которое упоминается в источниках, начиная с XVII века. В начале XX здесь была проведена археологическая разведка, в ходе которой были обнаружены предметы золотоордынской эпохи, однако размеры населенного пункта были явно незначительными, и к нашему времени от развалин не осталось никаких следов.

Название города Камышина восходит к гидрониму, реке Камышинке, в устье которой он стоит. В наше время берега речки забетонированы, но когда-то на их склонах высились густые камышовые заросли. Камышинка упоминается в письменных источниках с начала XVII века, например в книге «Большого Чертежа всему Московскому государству», составленной по приказу Ивана Грозного в 1550-х годах. Само слово «камыш» — тюркского происхождения, поэтому название речки, вероятно, относится к золотоордынской эпохе.

Возрождение города в XVII веке

После распада Золотой Орды многие небольшие городища обезлюдели и были навсегда забыты. Но междуречье, в котором расположен современный Камышин, стало объектом повышенного стратегического интереса со стороны русских царей, и поселение на этом месте возродилось вновь в конце XVI – начале XVII века.

В те времена Нижнее Поволжье принадлежало Российскому государству лишь де-юре, а фактически было территорией вне закона, на которой правили воровские банды и кочевые отряды. Это сильно затрудняло торговлю в регионе, и требовало беспрецедентных мер по охране торговых караванов.

Особый интерес для путешественников в этом регионе представлял узкий перешеек между реками Иловлей (приток Дона) и Камышинкой (приток Волги), через который можно было волоком перетащить суда и, таким образом, перебраться из одной великой водной артерии в другую. Этой переволокой, известной издревле, в свое время воспользовался Вещий Олег для похода на хазар, а в 1580 году атаман Ермак Тимофеевич отправился отсюда на покорение Сибири.

Русские государи по указу первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, в устье Камышинки был построен небольшой форпост для охраны водного торгового пути.

В 1668 году, при царе Алексее Михайловиче, сезонная крепость была расширена и превращена в мощное укрепление, в котором постоянно находился стрелецкий отряд. От этой даты и отсчитывается в наши дни возраст Камышина. В условиях царившего в то время хаоса совсем не удивительно, что уже в 1670 году крепость Камышин была разрушена до основания по приказу Степана Разина.

«Великая стройка» XVII века

В 1693 году, в устье Камышинки прибыл свояк царя, князь Б. И. Куракин, с приказом основать на левобережье город. Новое укрепление на берегу Камышинки сначала получило название Петровское.

В 1697 году начались активные строительные работы под общим предводительством астраханского губернатора князя Б. Н. Голицына.

В 1701 году строительство прекратилось из-за недостатка финансирования.

Петр I посетил Дмитриевск во второй раз в 1722 году в сопровождении со-правительницы императрицы Екатерины. Царь, направлявшийся в Персидский поход, оценил обороноспособность крепости и обсудил с воеводой ситуацию на Нижнем Поволжье и роль города в защите торговых путей от набегов. За полвека со времени основания Дмитриевска эти проблемы не утратили актуальность.

Дмитриевск (Камышин) в XVIII веке

В середине XVIII века источником роста благосостояния Дмитриевска и Саратова стало самосадочное озеро Эльтон – самое большое по площади минеральное озеро Европы (152 кв. км.), на котором во времена правления императрицы Елизаветы Петровны развернулась масштабная соледобыча..

В Дмитриевске стала развиваться городская инфраструктура: появились первые мостовые, причал и взвозы на Волгу, присутственные места.

Войскам Емельяна Пугачева удалось овладеть плохо защищенным Дмитриевском в августе 1774 года. Гарнизон и посадский люд радостно встретили самозваного «царя-батюшку» хлебом и солью. Ненависть к иноземцам вылилась в казнь коменданта крепости, обрусевшего немца Каспара Меллина, который совсем недавно активно благоустроил город. В дни самовластия по Дмитриевску прокатилась волна грабежей и пожаров.

Согласно Екатерининской административной реформе 1780 года городу было возвращено историческое название Камышин и дарован уездный статус. Через год Камышин получил герб, на котором были изображены камыш на белом поле и герб Саратовской губернии, к которой относился уезд.

Камышинское купечество

Город развивался прежде всего как торговый центр, в котором селились купцы, мелкие ремесленники, посадские люди и мещане. В 1879 году в Камышине проживали 13644 человека, из них 90 купцов, 11590 мещан и посадских, 1782 цеховых рабочих. Через 20 лет прирост населения составил 4 тысячи человек.

В XVIII–XIX веках с развитием соляного промысла богатели и развивались купеческие гильдии Камышина, постепенно занимая лидирующие позиции в волжской торговле. Камышин даже превзошел Саратов по числу купцов первой гильдии.

С камышинских пристаней в верховья Волги отправлялись купеческие суда, груженые хлебом, овощами и фруктами, а также изделиями местных ремесленников.

Немеркнущую славу завоевали камышинские арбузы. По легенде Петр I впервые отведал сочный арбуз в Дмитриевске в 1722 году и был настолько покорен его вкусом, что приказал отлить копию арбуза и укрепить на шпиле московского магистрата. В XIX веке камышане вели кропотливые селекционные работы, выращивая новые сорта. Их успех на международном рынке был настолько ощеломляющ, что американцы стали импортировать не только плоды, но и семенной материал. Вскоре камышинские сорта стали культивировать за океаном, где они получили новые названия.

Местное население Камышина – горожане и крестьяне-отходники – в основном работало в порту в сфере торговли и обслуживания и занималось ремонтом судов, погрузкой и разгрузкой товаров. В центре города раскинулся огромный базар, улицы были усыпаны купеческими лавками и магазинами.

XIX век

Знаменитый француз Александр Дюма посетил проездом Камышин и оставил путевые заметки о прелюбопытном приключении на пути к озеру Эльтон.

Провинциальный Камышин постепенно приобщался к техническому и культурному прогрессу. Решительный рывок в будущее был сделан в 1894 году с открытием железнодорожной ветки «Тамбов – Камышин», когда город стал важным транспортным узлом российского юга. С этого момента левый берег Камышинки стал активно развиваться: были построены пять паровых лесопильных заводов, три паровых мельницы, солемолки, нефтекачка и нефтяной склад. Железнодорожную станцию соединили отдельной веткой с волжской пристанью, и товары стали отгружаться из вагонов поездов прямо на баржи и пароходы. В городе открылись мелкие промышленные предприятия: кожевенные, салотопенные, овчинные, кирпичные, мыловаренный, механический и пивоваренный заводы. В 1899 году в Камышине работали 12 узниц, 10 скотобоен, 1 лесопильня, 14 мясных и 5 рыбных лавок. В конце XIX века в Камышине было свыше двухсот магазинов и лавок: мануфактурные, галантерейные, бакалейные, мясные, мучные, пивные и прочие.

На рубеже XIX–XX веков в городе насчитывалось 17 тысяч жителей. Он был одним из немногих культурных центров на огромном малонаселенном пространстве Нижнего Поволжья. Основу населения составляли мещане, почти треть горожан были немецкими колонистами.

Граф Д. А. Олсуфьев, предводитель дворянства Камышинского уезда, многое сделал для повышения благоустройства города. На его средства были возведены здание Земского дома, в котором сейчас размещается историко-краеведческий музей, и типовые кирпичные школьные здания. В Камышине активно проводилось озеленение набережной. Александровский сад, заложенный в городе в 1900 году, получил славу лучшего в Поволжье. В городе функционировали многочисленные образовательные учреждения: церковно-приходские школы, народные училища, мужская и женская гимназии, немецкое лютеранское училище, Духовное и реальное училища.

В 1896 году над рекой Камышинкой был возведен деревянный мост, на месте которого в XX веке появился знаменитый Бородинский мост. В 1897 году в городе провели водопровод, а в начале следующего десятилетия в городе заработала первая электростанция.

Сынами Камышина были Яков Дитц, депутат Думы, адвокат и автор истории поволжских немцев; Виктор Чернов, один из основателей партии эсеров; Доминик Гольман, советский немецкий писатель и правозащитник.

XX век

В годы гражданской войны Камышин оказался на прифронтовой линии между Красной армией и белой армией во главе с генералом Врангелем и пережил драматические моменты перехода из рук в руки.

В годы Великой Отечественной войны Камышин оказался рядом с плавильным котлом Сталинградской битвы – его неоднократн о бомбили. В городе работали заводы, изготавливающие оборонную продукцию для фронта, был организован обширный госпиталь. Знаменитый военный летчик Алексей Маресьев – уроженец Камышина. Еще несколько его земляков были удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги в военные годы. Около 20 тысяч жителей Камышина ушли сражаться за Родину, из них 7000 не вернулись обратно.

В послевоенное время в городе появились заводы текстильной, машиностроительной и строительной промышленности, швейные и мебельные фабрики. Открылись крупный хлопчатобумажный комбинат и завод «Ротор», чья продукция по сей день соответствует самым строгим международным стандартам качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Поселение сегодня

Сегодня Камышин – третий по величине город в Волгоградской области. Его предприятия поставляют на рынок стеклотару, хлопчатобумажные ткани, автомобильные гидравлические краны, водонагревательные котлы, гидросантехническое оборудование, слесарно-монтажный инструмент, мебель, силикатный кирпич и блоки. Камышинская стеклотара широко востребована в пищевой промышленности и удостоена самых высоких международных и российских наград.

Камышин также динамично развивается как культурный центр Поволжья. Еще в 1935 году, в период короткого затишья между мировыми войнами, здесь открылся единственный классический театр русской драмы на территории Волгоградской области. Сегодня Камышинский драматический театр, ставший гордостью земляков, с успехом гастролирует в городах России. В сентябре 2014 года в городских газетах было опубликована статья, где сообщалось ,что камышинскому тевтру не 80 лет,а 105 лет.В XXI веке в Камышине началось развитие туристического бизнеса.

Начиная с 2001 года, 8 ноября в Камышине проводится ежегодный День города. В этот день Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого Димитрия Солунского, небесного покровителя города.

Исторический центр города является уникальным памятником «дореволюционной» архитектуры. Застройка некоторых улиц сохранилась нетронутой с XIX века. Помимо Камышина, на территории современной Волгоградской области был еще только один «исторический» уездный город — Волгоград. Однако Старый Царицын был стер с лица земли в военные годы.

В 18 км к северо-западу от Камышина находятся железнодорожная станция и город Петров Вал, возникшие во время Великой Отечественной войны. В окрестностях станции до сих пор можно увидеть валы и рвы, сохранившиеся от злополучного канала Камышинка – Иловля. Этот уникальный исторический памятник объявлен объектом инженерного искусства федерального значения, однако возле него отсутствуют какие-либо опознавательные знаки или памятная табличка. «Стройка века», давшая стимул к развитию города, молча хранит свои тайны.

Традиции Камышина

Ежегодный Камышинский Арбузный Фестиваль стал новой доброй традицией нашего города. В этом году арбузный праздник уже в четвертый раз раскрыл свои объятия для жителей и гостей Камышина.

Ежегодное красочное празднование дня города Камышина, в котором переплетаются всеми уже полюбившиеся и новые традиции!!! Арбузные фестиваль, шествие колон организаций, творческих коллективов и единомышленников по интересам - вот не полный список того, что Вас ожидает по приезду на День нашего любимого города Камышина!!!

Как добраться...

на машине

Самый простой способ доехать до Камышина на машине – двигаться по трассе Р228, проходящей вдоль берега Волги.  Дорога весь посредственного качества, также много участков, где затруднен или запрещен обгон.

Съехать с трассы можно в двух местах: либо в точке (N50 04.156 E45 20.941), чтобы попасть в южную часть, либо в точке (N50 06.345 E45 22.419), чтобы доехать до северной части города. Две части разделены рекой Камышанка, через которую перекинут мост (N50 05.246 E45 24.707).

на пароме

Если вам необходимо добраться до Камышина с противоположного берега Волги, то на помощь придет автомобильный паром. Сесть на паром можно чуть северней Николаевска (N50 04.851 E45 30.110). Паром ходит каждые 3 часа, стоимость переправы легкового автомобиля – 200-300 рублей. Однако особо рассчитывать на паром не стоит – частенько он ломается и тогда вам придется делать крюк до Волгограда или Саратова, чтобы переместиться на другой берег Волги и доехать до Камышина. Пристает паром на берег Камышинки (N50 05.809 E45 23.461) на окраине города.

 на поезде

Железнодорожный вокзал Камышина (N50 05.559 E45 24.968) находится прямо в центре города. К сожалению, прямых поездов до Камышина не так уж много, поэтому, если вы не нашли таких, попробуйте найти поезд до станции Петров вал, которая находится в 10 километрах от Камышина.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература:

1)А.Иванов,В.Шамаев,В. Шантарин "Возвращение" Волгоград 2009

2)Камышин.Город на Волге.История и современность- Волгоград 2006

3)Камышин.Страницы истории-Волгоград,1994г.

4) Люби и знай вой край.Учебное пособие .-Камышин,1993г.

5)Мамонтов В. Город нашей судьбы/В.Мамонтов,В.Федорков.-Камышин,2006г.

 Интернет-ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: