Конкурсная работа
Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.
Проблема исследования:
История нашей Родины для каждого человека начинается с порога родительского дома, с родной улицы, родного села, района, города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.
Историк Н.М. Карамзин говорил: «Мы будем иметь полную историю и описание России только тогда, когда будет описана каждая деревенька нашего Отечества. Поэтому каждый труд исторического содержания вносит небольшую лепту в общее дело описания нашей Родины».
Цель исследования: Исследовать историю создания и развития сел Оленье и Ектериновка в XIX – начале XX веков.
Тема исследования: «Летопись родного села: страницы истории»
Объект исследования: Села Оленье и Екатериновка в XIX- начале XX веков
Предмет исследования: Как произошло создание сел Оленье и Екатериновка, почему они получили такие названия, чем занимались
Гипотеза исследования: Место для создания сел было выбрано не случайно
Список и анализ источников: Данные из Саратовского государственного архива дают представление о датах возникновения сел, их развитии в XIX– начале XXвеков.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- "Колхоз им. 50-летия СССР. Страницы истории", 1987 г.,
- «Очерки по истории Волгоградского края», 1974 г. под редакцией БС. Абалихина,
- «История родного края: Волгоградский регион 1589-2007 г. 2007 г. автор Г,В, Орлов,
- . «Поселения Волгоградской области» 2000 г., автор А.В. Воробьев,
- Материалы Интернета
- Материалы школьного музея
- А.Н. Минх «Историко-географический словарь Саратовской губернии», 1898 г.
Новизна моей исследовательской работы состоит в том, что я постараюсь систематизировать материалы поисковой работы с целью сохранения её с помощью ИКТ, так как по истории сел мало работ, где представлена информация об их становлении.
Моя работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для краеведческого музея.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.
Широко и привольно раскинулись степи Нижнего Поволжья, изрезанные бесчисленными балками и оврагами, многие из которых заросли лесом и кустарником. Никто и никогда здесь не пахал, девственно чистая земля не тронута плугом. По весне, когда пригреет солнце и покатятся вешние воды, степь покрывается пышным цветным покрывалом. Особенно хороша она в апреле-мае. Изумрудный ковер из разнотравья густо испещрен весенними цветами, а в низинах и балках цветут дикие груши, боярышник, яблони.
На лугах пасутся испуганные стада сайгаков. В степных речушках в изобилии рыба, а в озерах, заросших камышом, резвится пернатая дичь…
Все это делает степи Нижнего Поволжья сказочно красивой. Именно такой она предстала перед первыми переселенцами – беглыми крестьянами из центральной России, из них образовались вольные казачьи общины на
Волге. В XVIIIвеке в связи с созданием Царицынской укрепленной линии в 1733-1734 годах было образовано Волжское казачье войско, для чего приказано перевезти 1057 семей из России и Малороссии.
Основанный в 1734 году г.Дубовка стал войсковым городом и местом пребывания особого войскового атамана Волжского казачьего войска. Поволжье между Царицыном и Камышином получило название «Земля Волжского казачьего войска». А вот на землях, оставшихся от поселения волжских казаков, селили отставных от службы, от ран и болезней рядовых унтер-офицеров.
Саратовский архив сообщает: «Село Оленье (Дворянка) расположено на правом берегу речки Оленьей, в двух верстах от реки Волги, в 65 верстах от уездного города Царицына, в 16 – к северу от посада Дубовка. Деревня поселена в 1819 г. Общий надел земли составил 1982 десятины удобной и неудобной суглинистой земли; сенокос с лесом находится за Волгой. Деревня и речка получили свое название от находимых здесь костей оленей». По другой версии село получило название от двух балок (оврагов), похожих на рога оленя.
Были и другие находки.В Историко-географическом словаре Саратовской губернии А. Минха есть такие сведения: «На вершинах речки Оленьей (приток Волги), Песковатской волости, против бывшего хутора «Большой», верстах в 2-х от хутора Ильина и в 1 версте от хутора Леднева, лет 40 тому назад находили золотые и серебряные монеты не русского чекана; там же были найдены ножны в серебряной оправе.
Близ деревни Олени, найдены г. Зимнюковым, при раскопке одного из двух курганов у Тюриной балки, впадающей в речку Оленью, древние глиняные могильные горшки и человеческие кости».
Против села «солдатская балка» - в лесу которой якобы прятались мужчины, подлежащие рекрутскому набору.
Наш поэт-земляк В.В. Леднев в одном из стихотворений пишет:
Тут рядом – пустыня.
Откуда ж в селенья
Названия сочные попринесло:
Камышин,
Ольховка,
Дубовка,
Оленье –
притихшее в балке родное село.
Наверно когда-то леса тут гудели,
И гордо откинув
литые рога
на Волгу
с обрыва
олени глядели
и в чащу летели,
почуяв врага…
В 1860 году в Оленье было 48 дворов, 345 душ обоего пола бывших государственных крестьян.
В «Историко-географическом словаре Саратовской губернии», его составитель член императорского русского географического общества А.Н. Минх, побывавший в селах Камышинского и Царицынского уездов, писал, что в деревне Оленье проживают коренные жители однодворцы, приписавшиеся в податное сословие, почему и называются окольными жителями – дворянами, а деревня – Дворянкой (однодворец – поселение, считающее себя дворянского рода). К податному сословию относились крестьяне и мещане.
Близ деревни три усадьбы дворян Корбутовских, Даниловых, Марковых.
Мне удалось найти некоторые сведения о них в Интернете. Корбутовские - это русские дворяне. Их предок выехал из Польши в 1661 году и получил поместье. В конце XIX века у Корбутовских было 2750 десятин земли В Екатериновке: Николай Павлович, саратовский помещик, - 800 десятин, - 910 десятин Павел Николаевич.
Корбутовский Павел Николаевич (1828-1902). Помещик Царицинского уезда (дер. Екатериновка Песковатской волости - 910 десятин). Окончил Саратовскую гимназию, с 1849 г. служил в Камышинском и Царицинском уездном суде, а с 1851 г. по выборам дворянства. Было два брата Апполон (1820) и Николай (1823). В Царицинском уезде Песковатской волости в селе Екатериновка у Корбутовских в конце XIX века было 2750 десятин. В том числе у Николая Михайловича - 400; Павла Николаевича - 910; Сергея Павловича - 500; Николая Павловича – 800 десятин. (Минх А. Н. Историко-Географический словарь Саратовской губернии. Саратов., 1898. С. 506-507).
Марков Валериан Александрович – дворянин, владел 400 десятинами земли при деревнях Александровке и Оленье. Марков Леонид Александрович имел 400 десятин земли при деревнях Михайловке и Оленье. (По сведениям дворянского депутатского собрания 1895 год).
О Данилове П.И. просто сказано – помещик деревни Оленье.
В 1894 году в селе уже было 111 дворов. Строения деревянные, крытые большей частью тесом, и 30 изб соломою; 3 избы каменные. Росла и численность населения. Водою для питья жители пользовались из речки и двух колодцев. Имелось 2 ветряные мельницы, 5 водяных, 1 корчма, 1 мелочная лавка.
По сведениям полиции в Оленье в 1894 году имеется 1500 десятин удобной, 570 десятин неудобной, всего 2070 десятин земли. Земли на душу приходилось по 6,5 десятин. Крестьяне занимаются исключительно хлебопашеством. Но кроме выращивания хлеба, занимаются скотоводством, огородничеством и бахчеводством. В 1911 году имелось скота: лошадей – 64, волов – 144, верблюдов – 4. коров – 117, гулевого скота (жеребят, телят, бугаев) – 228, мелкого скота (свиней, овец) – 140. Из инвентаря имелось: железных плугов – 25. жнеек – 14, веялок – 10.
Лошади и быки были главной тягловой силой. На пахоте были незаменимы волы. Но особенная привязанность была к лошадям. На них выполняли все сельскохозяйственные работы.
Сеяли вручную из лукошка. Хлеб убирали в основном косами. Работа на уборке хлебов была тяжелой, работали от зари до зари. Лучшая часть земли принадлежала помещикам и Дубовскому женскому монастырю. Крестьяне арендовали землю у помещиков за довольно высокую плату или уходили на заработки в Царицын.
Ремесел оленьевцы не знали. Отличительной чертой их была страсть к напиткам (особенно в праздники и на свадьбах) и роскоши, преимущественно в женской среде. По этому поводу у них даже сложилась пословица: «Хоть голоден – да моден!» И так живут они, продавая последнюю скотину и покупая жене и дочерям наряды. Есть в деревне сборная изба – это клуб крестьян, где деловые разговоры велись очень редко.
Через Оленье проходил грунтовый тракт Астрахань – Саратов. В 1909-1910 годах была построена телефонная линия.
В 1911 году была уже церковь, земская школа, фельдшерско-акушерский пункт. Около села пролегала почтовая и скотопрогонная дорога из Царицына в Камышин. Из материалов Саратовского государственного архива я узнала, что в 1911году в селе Оленье была построена земская школа, вмещавшая 10-12 учащихся. В школе было всего два учителя.
В школьном музее сохранились воспоминания Гайдамакиной Татьяны Григорьевны 1906 года рождения:
«В том здании, где сейчас находится медпункт, была до революции школа. Помещение было небольшое. Когда мне исполнилось 8 лет, я пошла учиться в школу. Ученики были разновозрастные, все классы учились вместе. Учила Зинаида Васильевна, дочь священника—отца Василия. Она учила детей чтению, письму, арифметике, а по вторникам отец Василий учил детей молитвам.
Каждое воскресенье все дети должны были посещать церковь. Все ученики хором произносили молитву:
«Прости, Господи, и пошли благодать нам духа твоего святого, дарствующего и укрепляющего нашу силу. Выросли мы тебе нашему создателю во славу церкви и Отечеству на пользу, родителям же нашим на утешение. Аминь!»
Учительница была строгая, и отец Василий был сердитым. Провинившихся учеников ставили в угол, а кто плохо учился, оставляли после уроков и на второй год. После революции церковь закрыли, а попа и дочь его увезли куда-то.»
О Николаевской церкви в с. Оленье есть записи в метрической книге за 1917 г.
После Октябрьской революции, когда начались гонения на церкви, в Оленье сняли с церкви купола и открыли в ней начальную школу.
Хутор Костин поселен на надельной земле Песковатского общества. По сведениям волостного правления в 1898 г. имел 13 дворов с населением 75 душ обоего полу. От Оленья над балкой расположены отруба – Пронин, Леднев (родина поэта-земляка В.В. Леднева), Андрианов, Демино, Кузьмины. В них было по несколько домов, часто связанные родственными узами. Ои возникли в результате столыпинской реформы. При выходе на отруб крестьянам предоставлялся полевой надел в одном месте.
Екатериновка (Слободка) – деревня первого стана – селение, где меняли обывательских лошадей, позже ямских. Она находилась в полутора верстах от Оленья. Крестьяне – бывшие крепостные помещика Корбутовского, обрусевшие малороссы – поселены здесь в 1800 году. Украинский этнос появился в Царицынской губернии в XVIII веке. Они были выходцами из Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. Малороссы поселялись отдельной слободой, часто с великороссами и другими народностями. Постепенно вместе с русскими они теряли свои типичные отличия. По всей вероятности, деревня получила название в честь Екатерины II. Хотя среди жителей села есть мнение, что здесь жила барыня по имени Екатерина и деревню назвали в честь нее. Жители села разным его частям дали названия: Даниловка, Анапа и другие.
Место, где расположилась деревня очень живописно: это низина с протекающей когда-то речкой. (Приложение 2) Весной в балках белорозовой кипенью цветут дикие яблони, груши, боярышник, розовыми цветами одеваются кусты шиповника, в зарослях деревьев поют соловьи.
Обрусевшие малороссы - это мои предки по линии отца - Гайдамакины.
По данным центрального статистического комитета, изданного в 1862 году, Екатериновка состояла из двух деревень. В одной 5 дворов и проживали 43 души обоего пола, а в другой – 23 двора и 155 душ обоего пола. А в1894 году по сведениям Саратовской губернской земской управы в Екатериновке проживало 325 душ, составляющих одно общество.
В поселении был общественный хлебный запасный магазин, одна ветряная мельница и фруктовые сады. Фруктовыми садами, кстати, славились поместья Корбутовских. Как и в Оленье крестьяне занимаются хлебопашеством, скотоводством, бахчеводством.
Недалеко от этих названных поселков расположен большой хутор Вебера (бывший хутор Даниловка). Хутор заселен исключительно немцами, вышедшими из Саратовской губернии. На приток немцев в Нижнее Поволжье повлиял Манифест Екатерины II, согласно которого заселяли пустующие земли.
Они засевают в большом количестве мяту, табак и прочие растения. Из мяты вырабатывается мятное масло, которое сбывается в Саратове, Москве и других городах. Хутор Веберов обставлен довольно хорошо и в нем замечательный порядок и аккуратность, что отчасти весьма полезно для окольных крестьян, всматривающихся в немецкие порядки. Была на хуторе немецкая школа.
Урожай на полях был, как правило, низким: мешали суховеи. Судьба урожая почти целиком зависела от прошедших вовремя дождей. Местные крестьяне говорили: «У нас не земля родит, а небо».
Были и другие враги: суслики, саранча и другие вредители. «Саратовские губернские ведомости» сообщали, что «земледельцы, отчаявшись в борьбе с ними (сусликами), хотели было совершенно оставить свое занятие».
Так что неурожаи и голод для Нижнего Поволжья – часто повторяющееся бедствие для многих времен.
Немцы привнесли свой национальный опыт природопользования. Они всячески пытались извлечь пользу из земли. Их привычка к чистоте и порядку, видимо, вызывала зависть у соседей, им было чему у них поучиться.
(Приложение 3. Карта распределения общественной земли 19- нач. 20 века)
Я живу в доме моего прапрадеда Гайдамакина Андрея Петровича в Екатериновке. Это самый старый дом в селе – ему больше ста лет. (Приложение 4) И Андрей Петрович прожил долгую жизнь – 104 года, воспитал и вырастил 6 детей. В дни Сталинградской битвы дом использовали под госпиталь.
В настоящее время в Екатериновке почти не осталось коренных жителей: кто-то переехал в село Оленье, кто-то умер. Живут в основном дачники или переселенцы из разных уголков страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.
Прошлое окружает нас в большом и малом. Память и знание прошлого делают наш мир интересным. Но мы должны не только знать свое прошлое, но и беречь и приумножать то, что оставили нам в наследство наши предки. В кратком описании всех поселений Волгоградской области есть современные сведения о нашем селе:
«Село Оленье, центр Оленьевской сельской администрации. Расположено в 15 км севернее г. Дубовка, на берегу Оленьевского залива Волгоградского водохранилища… Рядом автодорога федерального назначения… В трех километрах от села (южный склон балки Екатериниская) находится родник с питьевой водой – государственный памятник природы «Родник Екатерининский». (Приложение 5) Условия для рыбалки. В 3,5 км северо-западнее – Екатерининское месторождение кварцевых песков, Добываемое здесь сырье поставляется на единственный в России и СНГ завод спецнефтематериалов. Родина поэта Леднева В.В., а также известного общественного и политического деятеля, бывшего руководителя и организатора сельскохозяйственного производства Новикова Е.Ф.»
В настоящее время Оленье и Екатериновка – одно поселение. В 2014 году селу Оленье исполнилось 195 лет. В день села на празднике в сельском Доме культуры звучали стихи местных поэтов.
Дороги разные петляют по России,
Но может привести одна туда,
Где даже небо кажется синее,
А в лужах – родниковая вода.
Почти два века, как мое селенье
Раскинулось на волжском берегу.
Тобой живу, тобой дышу, Оленье!
И чувствую – расстаться не смогу!
И. Ставицкая
Село родное – малая наша родина. Здесь мы родились, выросли, здесь живем, идем по жизненной тропе, изменяемся, взрослеем, обретая опыт. Вместе с нами и село растет, меняет облик свой. Перемены, проносящиеся по всей великой России, задевают и наши Оленье и Екатериновку..
«Обросло» оно новыми постройками, новыми людьми – переселенцами, обзавелось новыми порядками и новыми экономическими отношениями.
Так стирается память лет, истончается и постепенно обрывается нить, связывающая поколения…
И вот теперь нам представилась такая возможность прикоснуться к истории нашего села, приоткрыть краешек завесы, скрывающей то далекое время. В процессе работы я увидела, как прекрасен наш край, а красота нашего села незабываема.
Исчезают с лица земли деревни, стираются с памяти людской их названия. Можем ли мы чем-то помочь своей малой родине? Если мы не можем спасти ее, мы можем помочь сохранить память о ней для будущих поколений. Если не сохранить этого сейчас, восстановить будет невозможно. Данная исследовательская работа позволяет приподнять завесу в прошлое родного края, в ее историю. Известно, что любой народ силен своими корнями, землей своих предков, память о которых бережно хранится, передается из поколения в поколение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
- «Колхоз им. 50-летия СССР. Страницы истории», 1987 г.,
- «Очерки по истории Волгоградского края», Волгоград, 1974 г. под редакцией БС. Абалихина,
- «История родного края: Волгоградский регион 1589-2007 г. 2007 г. автор Г,В, Орлов
- «Поселения Волгоградской области» 2000 г., автор А.В. Воробьев
- А.Н. Минх «Историко-географический словарь Саратовской губернии», 1898 г.
- Материалы Интернета
- Материалы школьного музея
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.
ВИДЕОЗАПИСИ: