Летопись станицы Етеревской

Конкурсная работа

Номинация «Населенные пункты»
_______________________________________________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ:
с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы.

Человек, уважающий свой народ, должен всегда интересоваться его историей, особенно историей родного края, своей семьи. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой утверждал,  что люди, как реки: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот - родной дом, место, где ты родился и вырос. Изучая родной край, мы припадаем к такому источнику, который не иссякает со временем, а наоборот, все больше и больше будет проявлять желание узнавать своё прошлое, биографии своих родных и близких. В музеях, в архивах, по книгам и картинам, по воспоминаниям односельчан можно узнать, когда основан тот или иной населённый пункт и почему он так называется, элементы топонимического анализа. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца его жизни.

Край мой родимый,
Край мой казачий,
Дорог ты мне
Мы гордимся тобой!
Степью широкой,
Волгой и Доном,
Тихой Медведицей,
Быстрым Хопром.
Любим Михайловку,
Любим Етеревку
Любим родные просторы кругом!

Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое станицы Етеревской.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  1. Анализ документальных источников и специальной литературы, содержащиинформацию об истории  станицы,  из  личных воспоминаний старожилов, интервью с лицами, имеющими отношение к станице;
  2.  Изучение  местных топонимов.
  3.  Раскрытие новых страниц в летописи родных мест.

При создании работы использованы основные исследовательские методы:

  1. теоретический (изучение литературных источников);
  2. метод опроса (беседы со старожилами, родственниками, жителями станицы);
  3. метод изучения документов (официальных и личных).

Для достижения поставленной цели выбран следующий ход исследования:

Основными источниками информации, помимо воспоминаний земляков, стали сведения из архива Етеревского сельского совета, документы школьного музея, периодика, редкий фотоматериал.

В ходе работы сканировали фотографии, картографический материал которые хочется сохранить на память для последующих поколений.  Все эти материалы по истории станицы Етеревской собирались  учителями и учащимися на протяжении нескольких лет. Собирали его по крупицам во время краеведческих экспедиций, экскурсий, изучая статьи газет, литературные источники местных краеведов, воспоминания старожилов, средства Интернета.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  Библиография.

  1.   Выродов С.В. Нижне-Волжсий Сборник  Царицынского Генеалогического  Общества, выпуск 3, Волгоград, 2011.
  2. Рос. об-ва историков- архивистов, Волгогр.фил. Рос.фонда культуры. – Волгоград: Царицынская полиграфическая компания,2011.
  3. Долгачев И.Г. Язык земли родного края.- Волгоград: Ниж.-Волж. КН. Изд-во, 1986.
  4. Королев В.Н. Донские казачьи городки – Новочеркасск: Информационно-издательский центр «Дончак», 2007.
  5. Лащилин Б.С. На родных просторах..Нижне-Волжское книжное издательство. 1968.
  6. Мишин Б. А., Михайловка, Волгоград, 1977.
  7. Памятная книжка Войска Донского на 1902г. – Новочеркасск, 1902.
  8. Шалыгин В.В. Мой край родной казачий.Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского 3- изд. – Волгоград, Станица, 2007.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
результаты исследования, их обсуждение.

Глава 1.Страницы летописи станицы Етеревской.

Более четырехсот лет тому назад Великий луг, или иначе дикое поле, как именовались эти земли, считались глухим и необжитым местом. Можно было проехать сотки километров по донским степям и не встретить ни одного следа человеческого жилья.  Но в дремучих лесах Дона, Медведицы и Хопра проживали народы, которые в дружбе жили и с монголотатарами.   

Некоторые историки указывают, что в составе войск Золотой Орды были и казаки, так же как и в составе московских войск, до Ивана Грозного.

В эти дикие места, служившие долгое  время надежным и безопасным убежищем, из русских деревень бежали крестьяне, спасаясь от произвола крепостников, преследований царских чиновников и церкви. Они селились по берегам рек создавали и пополняли станицы и хутора, занимались ловлей рыбы и добычей зверя.

В шестнадцатом веке шло расселение на берегах реки Медведицы, так называемого вольного люда - донских  казаков. Это они дали реке такое название – Медведица. В начале  семнадцатого века Кондратий Булавин, охотясь по Хопру, указывал об обилии в этих местах, где он имел встречу и с медведем, а уж об обилии рыбы и не стоило вести разговор. С богатством реки – рыбой – связано и название станицы на её берегу – Етеревской. Основание её относится ко второй половине шестнадцатого века, более четырехсот с лишним лет тому назад.

Старинное слово "ятво" у людей, селившихся на нетронутых, девственных землях Нижнего Поволжья и Придонья, означало обилие, стаю рыб. Возникшая на одном из богатых уловом мест станица донских казаков и стала именоваться Ятерьевской, а затем приобрела теперешнее наименование" [Мишин Б.А. Михайловка - Волгоград, Ниж.-Волж. кн. изд.-во, 1977 - 119 с.; С.8].

(Приложение № 1 )

Скорее всего, это был казачий городок или укрепление, находившимся в центре лесного массива, на правом берегу реки. И хотя казачий городок в лесном массиве был мало заметным, на него часто нападали кочевые племена, подвергая его разгрому, сжиганию и уводу людей в плен. Для охраны своих городов, станицу казаки нарывали курганы, ставили на них высокие деревянные вышки, на которых ставили часовых, они следили за приближением врага и, в случае появления, предупреждали об опасности дымом с вышки. По сигналу казаки седлали лошадей и отправлялись на защиту своего пепелища или вообще растворялись в лесном массиве. Такие  курганы сохранились до сих пор в окрестностях станицы Етеревской, это Хавронин. В лесу курган  в Большом углу, что в шести километрах от станицы и против хутора Субботин

Следующую версию о происхождении названия станицы Етеревская излагает в своей статье "К ВОПРОСУ О ТОПОНИМЕ "ЕТЕРЕВСКАЯ СТАНИЦА", Сергей Владимирович Выродов, член «Историко-родословного общества в Москве» и «Царицынского Генеалогического Общества в сборнике  ЦАРИЦЫНСКОГО ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

«На основании  проведённого  этимологического  исследования топонима  «Етеревская  станица»,  можно  предположить, что  название  Етеревская (Евтеревская)  станица - происходит  от  греческого  имени собственного  ЕЛЕВТЕРИЙ> ЕВТЕРИЙ, имени  первопоселенца  селения, от имени  которого  возникла  первооснова топонима.  По нашему  мнению  человек, получивший  имянаречение (по крещению)  имя  собственное Евтерий  - в простонародье звался – Евтеря / Етеря )). Именно это имя легло в основу названию поселения:  чей  хутор? - Евтерев // Евтерёв  – позднее, названный ЕВТЕРЕВ / Е(В)ТЕРЕВ городок, а впоследствии  ставший  именоваться ЕВТЕРЕВСКОЙ  /  ЕТЕРЕВСКОЙ  станицей.

В те далекие годы мало кто из жителей и краеведов знал о существовании еще более древней легенды о названии станицы Етеревской, которую трактуют в своей работе Гомулов В.И., Павлов А.А. Станица Етеревская: история, география, генеалогия.

По устным преданиям и ряду письменных источников свое название станица получила от монаха - отшельника Етери, некогда жившего вблизи ее первого месторасположения. Примерно в первой половине XVII века он поселился в уединенные и малодоступные чащобы, располагавшиеся по обоим берегам реки Медведицы. Свою аскетическую жизнь Етеря проводил в молитвах и постах, питаясь дарами окружающей природы – плодами и ягодами, кореньями, рыбой и птицей пернатой. ( Гомулов В.И., Павлов А.А. Станица Етеревская: история, география, генеалогия)

Вот такие три легенды о названии станицы предлагают нам разные авторы, но мы надеемся, что они позволят значительно расширить исторический кругозор о родном крае.

Шло время, менялась и обновлялась местность, это было связано с изменениями климата. Несколько раз изменялось и русло реки Медведицы. Примерно в конце семнадцатого века она протекала там, где сейчас находится озеро «Старая река», а население изменило свое место жительства и переселилось на другое место, которое сейчас называется «Старые базы» (Приложение №2). Доказательством тому , обнаруженный(2011г.) на берегу  реки Медведица, останки рубленного колодца»(Приложение 3). На этом новом месте, она стала называться станицей Тютеревской.

Историк А.И.Ригельман приводит интересные факты «о жительстве и селении на Дону Донских Козаков и о числе оных». Он указывает, что по Медведице имелось 11 станиц.

Опись от 1768 года. Станица называлась Тютеревская:

  • Служащих казаков – 244,
  • Отставных – 28,
  • Малолетних – 25(от15 до 19лет),
  • Всего – 297.

Из 11 станиц Тютеревская была на четвертом месте по числу казаков. Жили казаки своим укладом, не зная ни бояр, ни дворян, ни царских чиновников. Земли свои отвоевывали в упорной борьбе и становились закаленными воинами. Отношение с Москвой последовательно менялось:

  1. Совершенно независимое.
  2. Несли службу по договору с московскими князьями.
  3. Служили по присяге.
  4. Вошли в состав Российского государства, как неотъемлемая  ее составная часть.

Наша станица входила (и по настоящее время) в состав Усть – Медведицкого округа области Войска Донского, центром которого был город Новочеркасск. Все вопросы казачьей жизни решались на общих казачьих собраниях, носивших название «Войсковой круг».

Недаром В.Г.Белинский писал: «История донского казачества – побочная река, впадающая в большую реку русской истории». С освоением земель, с развитием сельского хозяйства, с развитием торговли произошло и переселение казаков поближе к более плодородным землям. Из места «Старые базы» станица постепенно переселилось чуть выше прежней, поближе к плодородной почве, растянувшись по правому берегу реки Медведицы.

В связи с этим, по всей вероятности, происходит и переименование станицы, из  Тютеревской, новая станица стала называться Етеревской.

В конце 18 – века, когда казаки стали заниматься и земледелием, помимо государевой службы, они основывали хутора вблизи своих земель. Так появились хутора, которые приписаны к станице: Кабанов, Лопатин, Буянов, Фатеев, Хопер, Месюгин, Малый Ильменский, Старая Глушица и другие.

В станице была церковь, так как  православие испокон веков служило духовным стержнем Казачества, а казаки были верными защитниками Православной Церкви.Тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура,  при  станичной церкви имелась церковно-приходская школа (Приложение№4). Из рассказа Копыловой Александры Ивановны, уроженки станицы Етеревской: «Очень хорошо сохранилась в моей памяти церковь: она стояла на самом высоком месте станицы. Входишь в коридор, из него -  большая комната, в которой была перегородка, там продавали свечи и другие ритуальные предметы. Здесь же проходила служба и отпевание бедных людей, а также их венчание с серебряными венцами. Справа этой комнаты  был небольшой алтарь. Следующая комната тоже была по размерам большая и самая светлая .И именно здесь  проходили венчания с золотыми венцами и отпевания богатых. Далее шли два алтаря, очень красивые внутри  с позолоченными люстрами. Перед алтарем с обеих сторон располагались клиросы, места для певчих.

И было два выхода: справа и слева.

Иногда нас, маленьких девочек, посылали мыть полы в церкви, мы делали эту работу с удовольствием. Я украдкой пробиралась в алтарь и примеряла там и серебряные и позолоченные венцы,хотя подружки и нагоняли на меня страху, мне было очень любопытно посмотреть, что там внутри…»

В начале двадцатого века в станице насчитывалось около трехсот тысяч дворов с населением около 15 тысяч человек. В станице было много улиц. Улица, которая называлась Рябовка, получила название по первой поселившейся семье Рябовых. В конце улицы Рябовки были два колодца – Рябовский и Акимов. В них была прекрасная чистая родниковая вода (Приложение №5)

Жители всей станицы пользовались водой из этих двух колодцев для питья. С ведрами на коромыслах шли и шли со всех станичных улиц сюда за водой.

Красная улица – это самая красивая улица станицы, и называлась она так потому, что дома на ней стояли большие, круглые, крытые красным железом. На ней располагалась церковь, школа, площадь. На этой улице селились богатые, знатные казаки. (Приложение №6)  Махоркин дом, Михайлов, Киселев, Захаров. Впоследствии их хозяева были раскулачены и вывезены на Север. Эти дома долго стояли забитые вместе со всем убранством и домашней утварью, но постепенно все равно разграблено, а сами дома заимели других владельцев.

Это нам поведала самая старейшая жительница станицы Етеревской Копылова Екатерина Деяновна, которой в этом году исполнилось 99 лет.

Улицы Крюковки Большая и Малая – называются по первым поселившимся казакам Крюковым ( Приложение № 7 ).

Улица Чесноки называется так потому, что на этой местности до заселения рос дикий чеснок.

В станице жили и иногородние. Землей они не наделялись, а занимались различными ремеслами. Они платили налоги. Казачью одежду одевать им запрещалось, а к службе в казачьих войсках вообще не допускались. Не допускались  и к управлению станицей.

Управлялась станица атаманом и выборными казаками. У станичного атамана был казначей, военный и гражданский писарь.

В каждом приписном хуторе был свой хуторской атаман, который беспрекословно  выполнял распоряжения станичного атамана.

В 1902 году в станице Етеревской атаманом был урядник Никандр Васильевич Романовсков, а в хуторах входящих в состав станицы были атаманами:

  • Ильменском – урядник Андрей Лавров
  • Буянове – казак Прокофий Дикарев
  • Фатееве – казак Степан Дьяков
  • Месюгине – казак Тихон Макридин
  • Глушице – казак Василий Марков

В станице для решения спорных вопросов были и почетные судьи. В это время, почетными судьями были: урядник Антон Васильевич Макаров, ур.Филипп Федорович Болдырев, ур.Захар Иванович Трушин, ур.Никонор Кузнецов, казак Максим Макридин.   

Во время революции в станице волнений не было, но очень много казаков призвали на подавление большевиков. После Гражданской  войны, в апреле 1921 года станица Етеревская была причислена к Царицынской губернии.

Прошло время….Благодарные потомки, в лице действующего атамана станицы Девкина В.А., Меренцовой   Н.В.- главы поселения, при участии станичных казаков установили памятник на местном кладбище, последнему атаману Никандру  Васильевичу  Романовскову (Приложение №8)

Глава 2. Топонимы станицы  Етеревской.

Теперь переходим к рассмотрению отдельных географических названий, в краткой форме сообщим об их значении и происхождении. Живописно выглядят Яры правого берега Медведицы.

Яр – обрывистый  берег, пропасть. Красный яр – это название одного из крутых берегов реки. Называется этот обрывистый берег Красным, потому что в составе песка  у этого яра находится примесь особой красной глины (Приложение №9). Красный яр – место очень красивое, находится недалеко от Старых базов - места где когда-то располагалась наша станица. По дороге к реке, к Красному яру, расположился большой песчаный холм – Хавронин бугор (Приложение №10). Название это он получил по имени казака Хаврошки, который жил на этом месте. По воспоминаниям старожилов он отличался чудковатостью.

За станицей в песках есть Слезовой курган (Приложение №11). Традиционное место прощания. Находиться он недалеко от кладбища, где раньше была прямая дорога через хутор Моховой на Михайловку. Солдат, уходивших в армию, на войну, провожали до этого места, где, расставались. Сюда же матери и жёны приходили встречать своих мужей, сыновей, братьев. Часто не дождавшись, плача, возвращались обратно.

Займище – место, занятое под луг.

Меловатка – это глубокий овраг: крутояры Меловатки пластованы из белой глины. Отсюда и название. Меловатка тянется из степи вдоль Еланской дороги и заканчивается «распадком» у хутора Ильменский – II, в окрестностях станицы Етеревской.  По рассказам старожилов, Меловатка – страшное место. Сколько она покалечила и   придушила насмерть людей своими коварными обвалами! В зарослях  и колдобинах этого оврага испокон веков плодятся волчьи выводки. Меловатка – бич поселения. В весенний паводок овраг наполняется водой, бурлит меловой жизнью, сметая всё на своём пути. Тогда в поле через Меловатку не проехать. Жители ездили в объезд, по плохим дорогам, калечили тягло, рвали упряжь и проклинали свою горькую жизнь и заодно своих атаманов, не заботившихся о полевых дорогах.

По названию народности возник гидроним Башкирка. Один из старожилов станицы Раздорской Г.Ф.Кузнецов рассказывал такую историю. После битвы с татарами на Кубанском бугре казаки хутора Сенного обнаружили в глубоком овраге оборванных и голодных татар. На вопрос урядника: «Сколько вас?», один из татар Мирза ответил: «Баш Кырх». Казаки, не понимая ответа, засмеялись и всё твердили: «Башкыр, башкир! Чума вас занесла». Так возникло адаптированное название речки Башкирка. Другой старожил С.Н.Земцов утверждает, что в период монголо-татарского владычества русские называли завоевателей и башкирами и татарами: от их пребывания в этих местах речка получила имя Башкирка.

Широко распространены в окрестностях станицы озёра. Озеро Ильмень – в русских диалектах, нарицательное «ильмень» означает мелкое озеро с берегами, заросшими камышом, заполненную водой старицу, маленькое озеро. Возникнув в речи новгородцев, старинное слово «ильмень» было перенесено на Дон и Волгу и составило целый ряд различных названий (озёр, населенных пунктов.

Немало озёр названо по растительности, окружающей их, дну, цвету воды, течению и т.д.: Осинское, Водорезное и Старая протока.

Озеро Глубокое – самое красивое озеро в округе станицы. Располагалось в живописнейшем месте станицы. Место традиционных гуляний станичников (Приложение №12).

Названия животных, птиц и рыб дали не только рекам, но и озёрам, например Бобровое. С жизнью и деятельностью человека связаны гидронимы: Рубежное – по границе между землями Раздорской – затоны, слово «затон» общеславянское, образовалось от «затони», родственные слова «тонуть, топить»

Колдобань – (из тюрского) котловина, заполняемая  весенней водой, иногда пересыхает летом.

Музга – ещё меньше по размеру чем колдобань: в засушливые годы обычно пересыхает: зарастает кугой, лещугом и другими травами ( Приложение №13) .

Вообще, в наших местах очень много красивых уголков со своими названиями, происхождение которых уже никто и не помнит, но они эти названия, звучат прекрасной музыкой для слуха каждого, кто  любит и бережёт свой край, кто черпает силы в кладезе мудрости и красоты нашего родимого края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

Заключение

В ходе исследования и поисков была проделана огромная работа по сбору материалов истории станицы Етеревской. В результате проделанной работы:

  • опрошены десятки людей;
  • после встреч записаны воспоминания;
  • на основе официальных документов дополнена и     
  • проанализирована история станицы Етеревской;
  • собран богатый фотоматериал;
  • изучена и дополнена топонимика станицы.

В ходе проведенного исследования нам удалось достигнуть поставленной цели.

В полном объеме изучена история «малой родины».

Ведь совершенно очевидно, что  люди, знающие историю родного уголка,  умеют ценить его прошлое, любить настоящее и будут вносить свою лепту для процветания любимого края.

Недаром существует русская пословица: « Где родился, там и пригодился.»Несмотря на притягательность больших городов, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей «малой родине».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  Библиография.

  1. Выродов С.В. Нижне-Волжсий Сборник  Царицынского Генеалогического  Общества, выпуск 3, Волгоград, 2011.
  2. Рос. об-ва историков- архивистов, Волгогр.фил. Рос.фонда культуры. – Волгоград: Царицынская полиграфическая компания,2011.
  3. Долгачев И.Г. Язык земли родного края.- Волгоград: Ниж.-Волж. КН. Изд-во, 1986.

  4. Королев В.Н. Донские казачьи городки – Новочеркасск: Информационно-издательский центр «Дончак», 2007. 

  5. Лащилин Б.С. На родных просторах..Нижне-Волжское книжное издательство. 1968.

  6. Мишин Б. А., Михайловка, Волгоград, 1977.

  7. Памятная книжка Войска Донского на 1902г. – Новочеркасск, 1902.

  8. Шалыгин В.В. Мой край родной казачий.Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского 3- изд. – Волгоград, Станица, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЯ:
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другой иллюстративный материал.

ВИДЕОЗАПИСИ: