Конкурсная работа
Номинация «Живой символ малой родины».
_______________________________________________________________________________________________________
ФОТОГРАФИИ:
_______________________________________________________________________________________________________
ПИСЬМЕННОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА «ЖИВОГО СИМВОЛА»:
объемом от 1 800 до 5 400 символов.
Объект исследования: процесс экологического воспитания в стенах Волгоградского мужского педагогического лицея.
Предмет исследования: процесс педагогического сопровождения профессионально-нравственного становления будущего учителя в педагогическом лицее.
Проблема исследования: “Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против близких. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким”. Так сказал Аристотель.
Пройдет время, и другой философ – Гегель разовьет эту мысль таким образом: “Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то это еще не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера”.
Это верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врождённые, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать и желательно не нотациями и нравоучениями, а правильно организованными и полезными воспитательными делами.
Задачи исследования:
- Формирование экологического мировоззрения, отказ от потребительского подхода к природе.
- Определение своей личной причастности к проблемам сохранения окружающей среды и живым символам Родины.
- Активизировать работу по патриотическому воспитанию.
- Совершенствование методов исследовательской работы в области краеведения.
Гипотеза исследования: “Экологическое воспитание школьников будет более успешным, если будет активизирован гражданский потенциал общественности в решении социально-экологических проблем с привлечением детей к такой социально-значимой работе. Это будет способствовать улучшению эколого-образовательной базы в учреждениях образования, определению в выборе будущей профессии, раскрытия человека с лучшей стороны, расширения знаний и умений учащихся, способствовать саморазвитию, самореализации личности, формированию патриотизма и гражданственности.
Организация такой деятельности в школах позволит ощутить вкус труда успешного, коллективного, увидеть его плоды и ощутить его значение.
Организация экологического воспитания в школе позволяет ощутить свою личную причастность к самому главному делу на земле – сохранению жизни.
Агашинская березка - живой символ малой Родины.
Не волнуйтесь берёзы,
Никогда, никогда.
Над безмолвным солдатом
Не померкнет звезда.
И всегда нам, ребятам,
В нашей жизни большой
Будет подвиг солдата
Путеводной звездой.
(К. Ибраева)
Агашинская березка – это воистину символ Волгограда, символ любви, чистоты, благородства. В ней воплощаются все чувства людей, которые они испытывают к ближнему. Многие туристы приезжают в Волгоград для того, чтобы только посмотреть на неё. Ее богатая история, и события, с которыми она связана – величественны. Несколько поколений прошли через ее свет и радость, которые она приносила людям. При жизни М. Агашина передала березку нашему Волгоградскому лицею и с тех пор лицей заботится о ней, растит и опекает. Маргарита Константиновна многое делала для березки, для ее благополучия. Мы гордимся, что именно нам выпала честь оберегать березку, и я верю, что эта традиция будет продолжаться и в будущем.
Однако, как и у каждого дерева у березы есть свой срок жизни. Именно по этим причинам Берёзка умерла. А через некоторое время на этом месте лицеисты посадили новые берёзки, которые являются преемницами Агашинской.
Нельзя забыть фильм, где звучит песня «Растет в Волгограде березка», и упоминается наша берёзка, что ещё раз подчеркивает значимость живого символа Волгограда.
РАСТЕТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЕЗКА
Музыка Г. Пономаренко
Слова М. Агашиной
Ты тоже родился в России,
Краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне – береза,
Береза под каждым окном.
На каждой весенней полянке -
Их белый живой хоровод...
Но есть в Волгограде березка, –
Увидишь - и сердце замрет.*
Ее привезли издалека
В края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
К огню Волгоградской земли!
Как долго она тосковала
О светлых лесах на Руси…
Лежат под березкой ребята,
Об этом у них расспроси.**
Трава под березкой не смята –
Никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
Чтоб кто-то над ним горевал.
И плакал светло, как невеста,
И помнил – навеки, - как мать!
Ты тоже родился солдатом –
Тебе ли того не понять!
Ты тоже родился в России, –
В березовом, милом краю...
Теперь, где ни встретишь березу,
Ты вспомнишь березку мою, -
Ее молчаливые ветки,
Ее терпеливую грусть...
Растет в Волгограде березка...
Попробуй ее позабудь!
Растет в Волгограде березка...
Попробуй ее позабудь!
(1970)
Наша театральная студия лицея, тоже поставила спектакль с названием “Свет родных берёз”. Ребята с удовольствием участвовали в спектакле. Это говорит о том, что лицеисты ощущают себя преемниками славы и доблести народа и государства Российского, их долг - беречь Россию, защищать ее честь и достоинство своим трудом и своей жизнью..
Историческая справка:200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва, много героических страниц в её истории. Одна из самых тяжёлых боев за высоту 102, или Мамаев Курган, как привыкли называть его коренные жители. В дни битвы он стал одной из ключевых позиций в обороне Сталинграда. Только через несколько лет после окончания боёв на кургане стала расти трава. Вся почва была перемешана с металлом, изрыта воронками и траншеями.
В 60 годы 20 века начинается активная работа по благоустройству и озеленению города. 13 апреля 1965 года, к 20-летию победы в Великой Отечественной войне, в Волгограде по инициативе работницы тракторного завода, участницы Сталинградской битвы Лидии Пластиковой люди из разных мест стали сажать деревья в память о погибших: «У кого в семье есть погибшие на войне, а могила родного человека затерялась на полях битвы между Волгой и Эльбой, приезжайте на берег русской реки к Мамаеву Кургану, сажайте деревья: на каждого близкого по дереву. Пусть деревья, посаженные нашими руками на земле, которую они защищали, будут светлой памятью о них».
Люди приезжали из других городов, сел, сажали деревья в память о тех, кто не вернулся с войны. Поднимались топольки, клены, березы. Дети, братья, жены, отцы собирались здесь, по старинному обычаю крошили под деревцами хлеб, поминая родных и близких.
До сих пор растут в мемориальном парке у подножия Мамаева Кургана деревья, посаженные космонавтами и студентами, героями Великой Отечественной войны и гостями из разных стран, городов-побратимов: Хиросимы, Льежа, Ковентри и др.
Сейчас в парке более 20 тыс. деревьев, он занимает территорию от проспекта Ленина до линии железной дороги (106 гектаров). Рядом с тополями и акациями растут каштаны, березы и ели. Первое дерево на Аллее дружбы посадил М.Кантария – Герой Советского Союза, водрузивший знамя над рейхстагом в Берлине.
Россия и береза! Эти два слова как бы слиты воедино. Мы произносим их и мысленно видим тысячи березок, которые протянули свои гибкие ветки к могилам воинов, отдавших свою жизнь за наше счастье за независимость и свободу Родины. А сколько пришлось увидеть за свой долгий век русской березке в грозные годы испытаний! Она стала символом непобедимой России.
И где бы ни росла, везде она людям в радость, везде она людям – свет! Стоит она, красавица русского леса, ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее листья, живительное солнце греет ее, а зимой снежная шуба прячет от мороза. Какое сердце не отзовется радостью, при взгляде на нашу березку? Это же сама Россия, милая Родина наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир! И будет стоять она вечно, как наш народ, как наша русская Земля! Удивительная судьба нашей русской березки! На миру она – в радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга, в войну – воин.
Но березки на Мамаевом Кургане вызывают какое-то непередаваемое чувство. Может быть, потому, что березы никогда не росли в наших краях, их привезли из далека. Пробившись через осколки и металл, выстояв в суровых условиях нашего климата, они стали гимном жизни.
В память о своих четырех братьях, погибших смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны, посадил березку рабочий завода «Красный Октябрь» Федор Рыкунов. И эта заветная березка, о которой поется в известной песне композитора Григория Пономаренко и волгоградского поэта Маргариты Агашиной, тоже растет в мемориальном парке на Мамаевом Кургане.
Волгоградская поэтесса М. Агашина вспомнила, как она каждую неделю приходила на Мамаев Курган, услышав призыв Л. C. Пластиковой «В несколько недель там возрос целый парк. Это невозможно описать - как стояли по всему кургану деревца, налитые слезами. И однажды я увидела берёзку с табличкой «Моим четырём братьям». Так родились поэтические строки. 22 января 1967 года газета «Волгоградская правда» впервые опубликовала стихотворение Маргариты Агашиной «Растет в Волгограде Берёзка ».
Решающей стала для нее встреча с Григорием Пономаренко, их знакомство состоялось в 1963 году. Как-то на встрече в редакции «Волгоградской правды» ему подарили сборник М. Агашиной. Композитора удивила простота и душевная прелесть её стихов. Лирическим гимном городу стала их общая песня о волгоградской берёзке. Григорий Фёдорович часто ходил на Мамаев курган, вспоминая брата-партизана замученного фашистами. Видел те, именные, берёзки, и рождалась мелодия.
Прошло много лет после окончания Сталинградской битвы, но снова и снова тысячи людей приходят посмотреть на эту «заветную волгоградскую берёзку». Дерево, которое стало символом памяти, любви и благодарности от нас, живущих, тем, кто был «Зарыт в шар земной» во имя жизни, во имя будущего, во имя Победы.
В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне появилась на Мамаевом кургане берёзовая аллея кавалеров ордена Славы Героев Советского Союза. 60 молодых березок вскинули свою молодую листву в приветственном салюте победителям.
Не забыты и авторы песни «Растет в Волгограде березка». М. Агашина удостоена орденов Трудового Красного знамени и ордена «Знак Почета», ее именем названа улица в Волгограде, ей установлен памятник и мемориальная доска.
Песни композитора Г. Пономаренко заняли достойное место в музыкальном репертуаре нашей области. На крупных концертах, встречах ветеранов, школьных праздников нет-нет да защемит сердце, когда услышишь «Волгоградскую березку».
Более 40 лет песня «Растет в Волгограде березка» звучит как гимн мужеству защитников Сталинграда и является визитной карточкой нашего города.
К сожалению, березка недавно погибла и попала под вырубку сухих деревьев. Теперь на месте старой берёзы учащиеся Волгоградского мужского педагогического лицея высадили новые деревья, над которыми взяли шефство.
Педагоги и ученики считают, что обновление березовой аллеи – это не только их вклад в благоустройство города, но и символический акт сохранения исторической памяти и пропаганды патриотизма.
- Через каждые несколько лет будем прививать саженцы, а Сталинградская березка, воспетая Маргаритой Агашиной, будет расти на этом месте всегда, - сказал директор Волгоградского мужского педагогического лицея ветеран Великой Отечественной войны Федор Федорович Слипченко.
Заключение: Наша страна многонациональна. И каждый может назвать своим любимым деревом берёзу. Но обычаи и традиции русского народа настолько тесно связанны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание “русская берёза”.
Наши пращуры не только любовались красотой берёзки, но и поклонялись ей. Священное белое дерево было символом главной языческой богини славян берегини-матери всех духов и богатств земли. Береза воспринималась как живое существо, исполняющее желание.
Среди русских народных загадок о березе существует такая: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; второе дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает». К этим четырем делам мы бы еще одно назвали – память хранит. В своей работе мы рассказали о березке на Мамаевом кургане, посаженной рабочим завода «Красный Октябрь» Федором Рыкуновым в память о своих четырех братьях, погибших смертью храбрых, в годы Великой Отечественной войны.
Об этой заветной березе поется в песне «Растет в Волгограде березка…» на слова М.Агашиной, музыка Г.Пономаренко.
Эта березка опекаемая юношами, будущими сельскими учителями, Волгоградского лицея – символ всей России.
Используемая литература
- «Военно-патриотическое воспитание в школе». Автор статьи М.В.Видякин и др. Волгоград: учитель 2005 г.
- Журнал «Воспитание школьников» №4 и №9
- «Символы Волгоградской области» Автор:С.В.Ворошилова и др. Москва «Глобус»
- Журнал «Экономия и здоровье» №3 и №4 2003 г.