Конкурсная работа
Номинация «Публицистика в защиту природы и культуры».
_______________________________________________________________________________________________________
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
свободная форма, объем не должен превышать 36 000 знаков.
Чтобы не прервалась связь времен...
|
Из давних пор, с начала света Течет река сквозь пальцы века… |
У каждого человека есть такое место на Земле, где он чувствует себя хорошо и спокойно, где все, куда бы ни обратился его взгляд, кажется до боли родным и знакомым, и тогда в душе его разгорается страстное чувство любви к людям, ко всему окружающему, и приходит понимание того, что хороши все, и хорош ты, и жизнь не кажется тяжелым камнем, придавившим человека. Это чудо душевного исцеления называется родиной.
Моя родина – это огромная великая страна, которой я безмерно горжусь, - Россия и маленький, затерявшийся на карте хуторок в Волгоградской области – Исакиевский, насчитывающий всего-то 230 человек жителей.
Мне посчастливилось жить в сельской местности. Понимаю, что скоро окончу школу, и нужно будет учиться дальше, устраиваться на работу, и понимаю так же, как неизбежно и тяжело будет расставание.
Я люблю тихую, иногда неприметную природу нашего края. Люблю бродить под темно-синим небом по холмистым окрестностям и смотреть на наш хутор с высоты птичьего полета. Люблю глухие тропы диких садов. Люблю ни с чем несравнимый запах осеннего леса. Люблю заросшие травой тихие озера, ивы над водой, ягоды ежевики на изумрудных листах. Люблю небо: в облаках и пустынное, грозное и нежно-голубое. Люблю грозу над полем, люблю молнии в ослепляющей дикой пляске. Но куда бы я ни пошла, я обязательно приду к тихим берегам своего родного Бузулука.
Бузулук - одна из самых чистых рек Европы, питающая своими водами Хопер. Начало свое берет в Даниловском районе. Но, прежде чем соединиться с Хопром, пройдет он по землям Еланского, Киквидзенского, Новоаннинского и Алексеевского районов. Всего-то чуть больше трехсот верст его протяженность, но сколько больших, малых хуторов и станиц нашли с давних пор приют на его берегах!
Мой Бузулук – это мой друг. Я люблю его, как человека. Когда мне очень-очень плохо или меня переполняет радость, я иду на свое любимое место на берегу, под раскидистым дубом – ведь река будто приходит ко мне из густого девственного леса, и дальше уже течет, огибая обрывы оврага. И тогда я погружаюсь в таинственный, неосознанный мир чувств. Тот мир, из которого в твоей душе вдруг появляется то, чего ты не понимаешь, не знаешь, но все это твое, единственное, не похожее на других.
Я люблю долго стоять над рекой, уходя взглядом в глубину и будто возвращаясь в себя, к своей душе… Я часто думаю: кто они были, те люди, которые первыми увидели эту красивую дикую реку, как приручили ее, почему дали такое имя? Имя звучное, так непривычно непонятное для наших мест.
Название Бузулук появилось в 13-14 столетиях. Во время летних кочевий татары появлялись в нижнем и среднем течении Хопра. Они доходили до Теллермановского леса, то есть, примерно, до теперешней границы Волгоградской и Воронежской областей. Как память о своем пребывании, татары оставили в прихоперских местах названия некоторых урочищ и речек. К их числу относится как раз и Бузулук.
В далеком прошлом река в своем верхнем течении была пределом кочевья татар, далее которого они не решались продвигаться на запад, возможно, отсюда и название – Бузулук - от общетюркского «бозау», что значит околица, окраина. Многие жители татарской национальности в Волгограде говорят, что Бузулук означает «ледяная вода» (от «буз» - лед). Возможно также, что это более позднее переосмысление раннетюркского «бузулык» - целина, степь. Но мне ближе всех еще одно предположение: до 16 века тюрки не занимались скотоводством, поэтому в их языке слово «бозау» обозначало детенышей не только коров, но и оленей. Значит, гидроним имел значение «река оленят».
Теперь оленей в лесу почти нет, редко можно встретить этих красивых и гордых животных, хотя территория, прилегающая к хутору, относится частично к Нижнехоперскому природному парку. К сожалению, мир людей вытеснил мир оленей, да и не только их.
Почему так случается? Почему человек все больше и больше отдаляет себя от природы, вырывает себя из нее с корнем? А что дерево без корней? Человек не хозяин природы (крамольная мысль о всевластии человека над природой укоренилась только в 20 веке), а только малая ее часть. Те первые поселенцы, осваивающие реку, еще осознавали себя единым целым с нею. Когда же связь прервалась?
Я смотрю на плавное течение реки и вижу в своем отражении, как прямо на этом месте, раскинувшись на береговом просторе, стоит кочевой шатер, тянет дымком, слышен смех резвящихся на берегу детей и заунывная песнь старухи, готовившей у костра. А на меня, не отрывая взгляда, смотрит печально, прямо в душу, девушка-татарка с черно-огненными глазами: «Почему не уберегли?»
До тех пор, пока человек не поймет, что он неотделимая часть природы, всегда найдутся те, кто продолжит ее убивать, медленно и жестоко.
Кочевники – люди неприхотливые. Но вот на смену им в конце 16 – начале 17 века приходит новый народ – казаки. Это мои предки. Люди свободные и гордые. Окруженные со всех сторон враждебными кочевниками, казаки устраивали свои поселения-городки в низинах, камышовых зарослях, на островах — в местах, неудобных для жилья, но дающих возможность быстро укрыться, уйти через реку на лодках, в которых легко умещалось все имущество. Примерно через 100 лет после начала заселения этого района в результате активизации внешнеполитической деятельности Русского государства на юге, угрозы нападений кочевников перестали быть каждодневной проблемой. Поселения были перенесены в более удобные места. Уже к концу XVII века край был заселен очень плотно. Важную роль в хозяйстве казаков стало играть хлебопашество, поэтому юрты (земельные наделы) соседних станиц были четко разграничены. Царские писцы насчитали по Бузулуку 15 городков.
И ожил Бузулук.
В легком плеске его волн я слышу протяжную песнь казачки, звон сабель и фырканье коней, спустившихся к водопою. Если прийти на речку ранним летним утром, то увидишь над ней и надо всем пространством по лугу и прямо до самого леса разлившийся молочно-белый туман. Не дальше, чем в километре, на противоположном берегу Бузулука стояла когда-то станица Карповская. Мое представление о ней настолько живо, что мне легко разглядеть сквозь дымку тумана едва поблескивающие купола церкви. От реки тянет прохладой, доносятся с луга ароматы скошенных трав, вот и петух пропел свою веселую песню. Скоро проснется станица. Она величаво раскинулась по обоим берегам. Здесь живут настоящие казаки. Во всем у них порядок и стать. Они защищают родную землю и честь, почитают старших, не терпят несправедливости. Скоро совсем рассветет, и поплывет над станицей переливчатый колокольный звон, откроются глазу ладные и чистенькие хаты, ухоженные огороды и скотные базы. Помашет весело своими руками-лопастями мельница, построенная чуть ниже Красновского брода. И начнется день. И будет жить станица…
Станица, которой нет. Она жива только в моем воображении. И смотрит на меня с немым укором сквозь речное зеркало молодая казачка, может быть, это моя прапрабабушка?
Казаки любили реку, жили с ней в мире и согласии: она и кормилица, и глазу отрада. Но век технического прогресса неумолимо несся сквозь время, чтобы запустить свою грязную лапу в прозрачные воды реки. Человек-хозяин сковал реку бетонными мостами, построил по ее берегам заводы, фермы, чтобы легче было избавляться от смертоносных отходов, вспорол железными плугами пойменные земли. А во второй четверти 20 века были почти уничтожены и казаки.
Мой край с богатой историей сохранил до наших дней самобытный этнос донского и хоперского казачества, живописную и мало нарушенную природу, поражающую своим разнообразием и величием, просторами разнотравно-ковыльных степей, многочисленными байрачными лесами.
Да, Бузулук изменился. Обмелел, местами зарос буйными камышовыми островками и другой водяной растительностью. Моя мама помнит, как лет 20 назад, на левом берегу Бузулука, рядом с мостом, по обеим его сторонам, начиная от самого леса и до того места, где река делает поворот, были песчаные пляжи. Сейчас – буйная поросль мелких кустов, колючего репья и лопушистой травы, нет даже и намека на то, что совсем недавно там с наслаждением можно было поваляться на теплом песочке.
Но изменился не только Бузулук. Исчезла сначала крепкая казачья станица, затем хутор Карповский. В округе нет хуторов Гореловского, Лукьяновского, Красновского, Иголинского, Макаровского, Кагальницкого. Все они канули в лету. Что осталось от них? Одни фантомы. Не таким был раньше и мой хутор. Все напористее наступает на него запустение и какая-то всеобщая разруха. Вместо животноводческих ферм – жалкие разрушенные кирпичные остовы, там, где раньше был шумный бригадный двор и жизнь била ключом, редко услышишь глухой голос заводимого трактора. Но самое страшное зрелище – заброшенные дома. Они одиноко и испуганно выглядывают из окружающего их бурьяна и уже не ждут, что когда-нибудь хозяин вернется, любовно поправит обвалившуюся завалинку, покосившиеся от горя ставни, починит крышу и забор и вдохнет жизнь в дом.
Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Вот и нашел, в силу разных обстоятельств, не мне о них судить, теплое комфортное место. Место, где нет той родины, с которой сросся душой и телом, куда всегда хочется вернуться, где ощущаешь себя частью природы.
Оторвался человек от родины – оторвался от природы. Я уверена, она это чувствует, поэтому и выглядит порой какой-то осиротелой. Я верю в те неясные, неожиданные силы человека, которые, вдруг проснувшись, заставляют искать, дают надежды, мысли, желание действия, те силы, которые долго хранятся в каждом, хранятся, как неоткрытое чудо, незамеченное сокровище.
Мне хочется сказать всем людям: «Любите Бузулук так, как люблю его я. Чтобы не прервалась связь поколений, чтобы он жил, чтобы мои потомки, придя к реке, увидели бы в ней мое отражение и не прокляли бы меня».
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
свободная форма, объем не должен превышать 1 800 знаков.
К конкурсной работе «Моя малая родина: природа, культура, этнос». Номинация: «Публицистика в защиту природы и культуры».
Форма работы: очерк-размышление.
Тема работы: размышление о судьбе родного края, сохранении его природы, культуры, этноса; рассказ о реке Бузулук.
Название работы: «Чтобы не прервалась связь времен…»
Сведения об авторе: Елецкова Анастасия Дмитриевна, ученица 8 класса, увлекается музыкой, чтением и любит природу. Вышеназванная работа не была опубликована ранее. Опыта публикаций нет.