Свадебные наряды

Конкурсная работа

Номинация «Традиционная культура»
_______________________________________________________________________________________________________ 

ФОТОГРАФИИ:

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ:

________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Свадебная одежда Поволжья

Содержание:

  1. Введение
  2. Семейные обряды народов Поволжья
  3. Женский свадебный костюм
  4. Мужской свадебный костюм
  5. Заключение
  6. Список литературы

Введение

В Поволжье на протяжении многих веков происходили интенсивные взаимовлияния не только между русскими, пришедшими сюда из разных мест русской земли, но и поволжскими народами, что отразилось и на одежде.

В XIX — начале XX в. существовало большое количество вариантов русских крестьянских свадебных костюмов. Их разнообразие объясняется, прежде всего, огромными просторами нашей страны, ее различными климатическими зонами, историей каждого края, влиянием проживающих по соседству народов и рядом других факторов.

Русские крестьяне Поволжья в первой половине XIX века шили одежду преимущественно из холстов и сукон собственного изготовления. Вся одежда у народов Поволжья до проникновения фабричных тканей шилась из материалов домашней выработки.

Актуальность исследования заключается в том, что изучение традиционного свадебного костюма Поволжья представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды. Также необходимо понять смысл и значение одежды в одном из важнейших событий в жизни крестьянского мира — свадьбе.     

Целью работы является изучение свадебного мужского и женского костюмов народов Поволжья 19-20 веков.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Объект исследования – свадебная одежда Поволжья.

Предмет исследования – женский и мужской свадебные костюмы.

 

Глава 1. Семейные обряды народов Поволжья

Самый важный обряд у всех народов – свадьба. Ей обязательно предшествуют встречи и знакомства во время сельскохозяйственных работ и на вечёрках. Русские играли свадьбу осенью, когда заканчивались работы в поле и было много продуктов. Решение о вступлении в брак принимали родители, ценились в будущей жене не красота, а трудолюбие и душевные качества. При этом не исключались любовь и взаимность молодых.

Обязательными этапами свадьбы у всех народов были сватовство, во время которого определяются время свадебного пира, расходы семей и размер приданого, девичник и свадьба. Сама свадьба представляла собой сложный спектакль, который длился несколько дней.

Начинался обряд сватовства. Ближайшие родственники жениха, женщина-сваха приезжали в дом невесты, сватов усаживали на почетное место (под иконы). Начинался иносказательный разговор о товаре и купце.

Просватанная девушка уже не ходила на посиделки, а занималась приготовлением приданого, подарков жениху и его родне.

У всех поволжских народов перед свадьбой устраивался девичник, на котором исполнялись песни, невеста дарила подругам подарки.

Сначала происходило венчание в церкви. Во время обряда невесте меняли прическу (заплетали две косы вместо одной) и надевали женский головной убор. После венчания все гости ехали в дом жениха на свадебный пир. Здесь родители встречали новую семейную пару хлебом-солью и осыпали хмелем. На второй день проходила шутовская свадьба или «потешный день». Во время этого обряда гости наряжались, кто во что, и шумели, били в горшки. Цель такого обычая – разогнать нечистую силу, которая могла проникнуть в дом вместе с гостями. В этот же день молодую жену заставляли мести пол. Гости в это время бросали мусор и деньги, они шли в пользу женщины.

 

Глава 2. Женский свадебный костюм

Костюм новобрачной состоял, как правило, из рубахи, поневы, передника, пояса, закрытого головного убора или платка, шейных украшений, серег, вязаных чулок, кожаной обуви.

«Наборную» поневу шили из четырех полотнищ ткани (три полотнища — из черной клетчатой, одно — прошва — из однотонной черной шерсти), собранных в верхней части на шнур - «вздержку». Крупные клетки, образованные пересечением широких прерывистых белых полосок, отчетливо выделялись на бархатисто-черном фоне поневного полотна.

Широкая полоса орнамента на подоле представляла собой две линии ромбов, обрамленных узкими косичками. Включение в основную красно-оранжевую гамму вышивки темно-синих, зеленых и вишневых нитей усиливало общую контрастность цветового решения «наборной» поневы, главной характеристикой которой является исключительная красочность.

Рукава сшиты из полутора полотнищ, собранных у запястья в сборки под манжеты, украшенные пышными оборками из шелковой ленты — «брыжжами». На поликах, рукавах и узких вставках располагается черный вышитый узор в виде зеркально отраженных стилизованных женских фигурок и зигзагообразных линий с «древами» — условными изображениями деревьев. Такой орнамент в некоторых селах называли «узором во всю гребенку».

Важной деталью ансамбля является передник - «завеска», сшитый из двух коротких полотнищ белого холста. Полотнища передника собраны вверху под узкую красную обшивку, вместо обычных завязок пришиты недлинные петли.

Полотнища соединены красной шелковой, так называемой дорогой лентой с тканым цветочным орнаментом; аналогичная лента пришита к краю подола. Места соединения белого холста и лент отмечены черным вышитым узором из рядов геометрических фигур и елочек.

Необычно использование в костюме двух поясов. Первый, узкий черный шерстяной поясок, продевали в петли передника и завязывали сзади, на линии талии. Концы пояса украшались овальными «кругами», выполненными из картона и расшитыми цветной шерстью, металлическими блестками, стеклянными бусинами и бисером. Еще один пояс — «подпояска» — широкий шерстяной красного цвета с продольными разноцветными полосками. Его дважды обвязывали вокруг талии, а концы спускались из-под передника - «завески». Грудь молодой женщины украшало ожерелье - «грибатка». Оно представляло собой три узкие полоски черного плетеного на дощечках шнура, соединенные бисером с четырьмя парами таких же, как на поясе, «кругов».

Глава 3. Мужской свадебный костюм

Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Мужская свадебная рубаха по покрою близка женской рубахе той же местности. Она отличается длиной (102 см), пришитой к подолу цветной шелковой лентой, а также отсутствием «золотых ремней» и оборочек - «брыжжей» на манжетах. Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье - «грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Заключение

В ходе проведенного исследования была рассмотрена и изучена различная литература. Было выявлено, что народы Поволжья имели свой традционный свадебный костюм.

  • Костюм новобрачной состоял из рубахи, поневы, передника, пояса, закрытого головного убора или платка, шейных украшений, серег, вязаных чулок, кожаной обуви. Важной деталью ансамбля является передник - «завека», сшитый из двух коротких полотнищ белого холста.
  • Необычно использование в костюме двух поясов. Первый, узкий черный шерстяной поясок, продевали в петли передника и завязывали сзади, на линии талии. Еще один пояс — «подпояска» — широкий шерстяной красного цвета с продольными разноцветными полосками.
  • Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами».
  • Обязательным дополнением к рубахе служило ожерелье - «грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Важнейшее событие в жизни крестьянского мира — свадьба, именно поэтому одежде уделялось большое внимание. Являясь одним из важных элементов материальной культуры, она отражает социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.       

У современной молодёжи есть свобода выбора  во всём. Как одеваться, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть, какие танцы танцевать - решает сам для себя каждый  человек.

Подробное рассмотрение  данной  темы, несомненно, поможет молодым людям  научиться  видеть и понимать красоту, гармоничность, научиться отличать культуру от бескультурья, прививать хороший вкус ко всему, что нас окружает.

Список литературы:

  1. Горожанина, Зайцева «Русский народный свадебный костюм», издательство «Культура и традиции», 2003 г.
  2. Козлинский В., Е.Берман, Е.Курбатова «Русский костюм», издательство «Всероссийское театральное общество», 1960 г.
  3. Маслова Г.С. «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах 19 начало 20 века», издательство «Наука», 1984 г.