Актуальность проекта
Актуальность данной темы заключается в привлечении учащихся к решению олимпиадных математических задач, с помощью шахматной математики и повышению их интереса к математике.
Цели и задачи проекта
Цель работы: установить связь между способами решения математических и шахматных задач.
Задачи:
1. Провести анализ истории математики и шахмат.
2. Продемонстрировать математические решения задач, связанных с шахматной доской.
3. Продемонстрировать математические решения задач, связанных с шахматными фигурами.
Гипотеза
Шахматы — это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ понимания решения математических задач, познания себя и окружающего мира.
Аннотация проекта
В ходе проекта предполагается исследовать связь математики и шахмат, рассмотреть решение математических задач, связанных с шахматной доской, а также, способы решения математических задач, связанных с шахматными фигурами.
Тема связи математики и шахмат недостаточно освящена в современной литературе, хотя применение шахматной теории часто встречается на олимпиадах по математике различного уровня. Шахматы – удобная модель многих важных и сложных задач, возникающих на практике. Выбор успешного решения в сложной жизненной ситуации можно сравнить с выбором хорошего хода в шахматной партии.
В ходе проекта будут изучены библиографические данные, изучены решения, и решены самостоятельно некоторые шахматные и математические задачи. В работе используется частично-поисковый метод.
Проект выполнял ученик 7 б класса МОУ гимназии № 12 Краснооктябрьского района Волгограда Олифер Егор, кандидат в мастера спорта по шахматам, под руководством учителя математики Барышниковой Наталии Владимировны.
В результате выполнения проекта автором были решены все поставленные задачи, возникло желание дальнейшего, более детального, изучения связи математики и шахмат.
Целевая аудитория
Данный проект будет интересен всем ученикам, интересующимся математикой, желающим узнать больше, чем предлагают авторы учебников по математике. Кроме того работа будет полезна учителям для использования на занятиях элективных курсов, кружковой работе, а также при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по математике.
Результат проекта
Результатом является учебно-исследовательская работа по заявленной теме.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный материал можно использовать на занятиях как математического, так и шахматного кружков, в том числе для подготовки учащихся к олимпиадам по математике.
Перспективы развития проекта
В дальнейшем работа может быть продолжена в направлениях: шахматы в олимпиадных задачах, комбинаторика на шахматной доске, математика шахматных турниров, шахматы и ПК и т.д..
Список использованных источников
1. Береславский Л.Я., Береславский М.Л. Шахматы. – М.: Астрель: АСТ, 2001. – 240с.
2. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971. – 511 с.
3. Гарднер М. Математические новеллы. – М.: Мир, 1974. – 456 с.
4. Гик Е.Я. Шахматы и математика. – М.: Наука, 1983. – 176 с.
5. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 9 класс. – М.: Просвещение, 2009. – 271 с.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Задача о ходе коня.
Описание особенностей конструкторских решений*
* для технических (конструкторских) проектов.
Не указан
Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*
* для социальных проектов.
Не указан