Актуальность проекта
В 8 классе на уроках химии мы знакомились с химическими элементами. Именно происхождение названий
элементов заинтересовало меня, когда мы впервые познакомились с Периодической системой Д.И. Менделеева. Учитель познакомил нас с классификацией химических элементов: по их химическим свойствам, «Элементы-памятники», по их техническим характеристикам, названные в честь мифологических персонажей, «светлые» элементы, «Новые» элементы, названные по их физическим свойствам, по географическим объектам, элементы минерального происхождения, вещества названные по сходству свойств с другими элементами. Меня заинтересовал вопрос: если названия, связанные с
химическими и физическими свойствами элементов, их техническими характеристиками и даже именами учёных объяснимы, то почему ряду химических элементов были даны названия, связанные с мифологическими персонажами?
Цели и задачи проекта
Цель: доказать, что в основе выбора названий химических элементов, названных в честь мифологических персонажей, лежат какие-либо свойства этих элементов и их соединений или обстоятельства их открытия.
Задачи:
1. изучить историю открытия, исследования элементов, названных в честь мифологических персонажей;
2. познакомиться с физическими и химическими свойствами этих элементов;
3. вспомнить мифы о персонажах, в честь которых названы химические элементы;
4. выявить возможную взаимосвязь между названием химического элемента и обстоятельствами его открытия, исследования, а также его свойствами.
Объект: этимология (происхождение) названий химических элементов Периодической системы
Д.И. Менделеева, история открытия и исследования химических элементов.
Предмет: группа элементов Периодической системы Д.И. Менделеева:
- He 2– Гелий
- Ti 22 – Титан
- V 23 – Ванадий
- Co 27 – Кобальт
- Ni 28 – Никель
- Se 34 – Селен
- Nb 41 – Ниобий
- Pd 46 – Палладий
- Te 52 – Теллур
- Pm 61 – Прометий
- Ta 73– Тантал
- Th - 90 Торий
- U 92 – Уран
- Np 93 – Нептун
- Pu 94 – Плутон
Гипотеза
в основе выбора названий химических элементов, названных в честь мифологических персонажей,
лежат какие-либо свойства этих элементов и их соединений или обстоятельства их открытия.
Аннотация проекта
Этапы проекта: 1 этап: организационный
Я выбрала тема исследования, связанная с химическими элементами Периодической системы Д.И. Менделеева, названными в честь мифологических персонажей; определила цели и задачи исследования; составила план работы, определила формы и методы исследования
2 этап: поисковый
Я изучала литературу и материалы, опубликованные в Интернете
3 этап: создание продукта
Продуктом проектной деятельности стало создание презентации и наглядных пособий «Мифологические персонажи в таблице Д.И. Менделеева»
4 этап: предъявление проекта и его продукта
Демонстрация презентации и наглядных пособий учащимся 9-х классов
Целевая аудитория
учащиеся 8-х классов
Результат проекта
Каждая наука говорит на своём языке, состоящем из определённых терминов и понятий. Этот специфический язык
формируется и развивается вместе с наукой. Для изучения и понимания науки очень важно владеть языком, на котором она говорит. Причём, актуально не только владение современным научным языком, но и знание этимологии терминов и понятий, которыми он оперирует. Зачастую этимология терминов даёт возможность «расшифровать» их, получить дополнительную информацию о самом термине, о научном явлении, которое он характеризует, а также об истории его
исследования. Данная работа была направлена на изучения этимологии названий пятнадцати химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева, которые в некоторых классификациях относились к элементам, названным в честь героев мифов. В ходе изучения истории их открытия было выяснено, что семь из них (Гелий, Теллур, Селен, Палладий, Уран, Нептун, Плутон) названы в честь небесных тел, а не мифологических персонажей. А восемь элементов (Титан, Ванадий, Кобальт, Никель, Ниобий, Прометий, Тантал, Торий) названы в честь мифологических
персонажей. В результате исследования моя гипотеза, в целом нашла своё подтверждение. В основе выбора названий химических элементов, носящих имена мифологических персонажей лежат:
- какие-либо физические, химические свойства этих элементов, иногда, отразившихся и в обстоятельствах их открытия (Титан, Тантал, Ниобий, Прометий);
- легенды, сложенные людьми ещё до открытия и исследования этих элементов, связанные с их свойствами (Кобальт, Никель);
- некоторые названия были даны исследователями, исходя из субъективного мнения.
Интересен тот факт, что «законодатель» в химии п.п. 19 века шведский химик Йенс Якоб Берцелиус имел отношение к присвоению имён мифических персонажей элементам Ванадию, Танталу, Торию ещё до их полного изучения. Позже исследования выявили, что элементам в какой-то мере присущи свойства их мифических прототипов:
- Титан – прочен,
- Ванадий – отличается постоянством,
- Торий – радиоактивен, то есть способен извергать молнии.
Однако это не единственные знания, полученные мной в ходе работы над проектом. Изучая этимологию названий пятнадцати химических элементов, я узнала, кем и как они были открыты, сколько настойчивости и упорного труда, не всегда приводившего к успеху, требовалось от учёных для открытия каждого элемента. Я узнала о вкладе многих выдающихся учёных в развитие химической науки. Я подробнее ознакомилась и с физическими и химическими элементами, узнала об области их применения. Таким образом, я не только расширила знания по химии элементов, но и подойти к ним межпредметно, привлекая знания по мифологии, смогла дополнить их знаниями их других наук. Химические элементы, которые попали в круг исследуемых в этом проекте, теперь стали для меня не просто ячейками в Периодической системе Д.И. Менделеева. Поэтому практической частью моего проекта стал комплект наглядных таблиц «Мифологические персонажи в таблице Д.И. Менделеева» (приложение ), на которых приведены не только сведения об элементах, содержащиеся в таблице Д.И. Менделеева, но изображены герои мифов, в честь которых они названы.
Практическая значимость проекта
Думаю, что такие наглядные пособия будут способствовать познавательному интересу учащихся 8-го класса, которые
только начинают знакомство химическими элементами в Периодической системе Д.И. Менделеева.Так же данные пособия можно использовать на уроках химии 8,9,11 классов при изучении следующих тем: «Периодическая система Д.И. Менделеева», «Химический элемент».
Перспективы развития проекта
С данным проектом я планирую выступать на научно- практических конференциях, а так же на уроках химии в 8-х классах
Список использованных источников
1. Леенсон И.А. Откуда твое имя?, ж-л «Химия и жизнь», Москва, №3 , 2004г.
2. Николаев Г. И. Металл века. М.: Металлургия. 1982
3. Петрянов-Соколов И.В. «Популярная библиотека химических элементов» в 2 частях, Москва, Наука, 1983г.
4. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. Москва, Наука, 1970г.
5. Чуркин Е.О. Этимология названий химических элементов как отражение истории науки. Сборник статей по
материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова. г.Томск, 2006 г.
6. alhimik.ru
7. alhimikov.net
8. himya.ucoz.ru
9. myfhology.info
Описание особенностей конструкторских решений*
* для технических (конструкторских) проектов.
Не указан
Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*
* для социальных проектов.
Не указан