"Сохраним первоцветы"

Актуальность проекта


Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. К сожалению, под влиянием деятельности человека травянистая растительность средней полосы Европейской части России претерпела значительные изменения.
В начале 20 века из-за сельскохозяйственного освоения степей большая часть растительного покрова была уничтожена, и популяции растений оказались раздробленными. Данные изменения коснулись и нашего Алексеевского района, расположенного в Волгоградской области на юго-востоке европейской части России, в которой степные и луговые пространства в основном используются для выпаса скота и заготовки сена. Поэтому степная растительность, сильно измененная выпасом, осталась только по склонам балок и холмов, непригодных для сельскохозяйственного использования. В связи с этим большинство растений, особенно раннецветущих, стали редкими. Но первоцветы страдают не только от изменения среды обитания, но и от физическогоуничтожения - сбора населением в качестве лекарственных и декоративных растений.

В настоящее время все более необходимым становится формирование у школьников экологически ориентированного
мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью в школе проводится самая разнообразная внеклассная работа экологической направленности, где учащиеся имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Наш проект направлен на сохранение первоцветов. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу Волгоградской области. Без помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны первоцветов.

 

Первые вестники пробуждения природы, раннецветущие растения, вызывают необыкновенное чувство восхищения, радуя взгляд пестротой окраски на фоне еще только просыпающегося серого леса. Первоцветы в наших лесах образуют, не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения. Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

 

 

Цели и задачи проекта


Цель:

- определить
флористический состав раннецветущих весенних растений на исследуемых территориях;

- создание условий для
формирования социальной компетенции, путем совместной работы ученик – педагог.

 

Задачи:

· узнать особенности первоцветов;

· изучить видовой состав первоцветов, встречающихся на изучаемых территориях,

· отметить преобладающие виды и их биологическое состояние;

· составить геоботанические описания местообитаний первоцветов и биологические характеристики для каждого вида;

· отметить частоту встречаемости, и выявить влияние антропогенного фактора на их жизненность;

· отметить первоцветы, занесённые в Красную книгу Волгоградской области;

· разработать рекомендации по охране первоцветов,

· воспитание любви к природе родного края;

· воспитание экологической культуры.

Гипотеза


Если я изучу особенности первоцветов и выявлю уникальность этих растений, то найду пути их сохранения.

Аннотация проекта


Планирование работы:

1.Определение темы проекта « Сохраним первоцветы»
2.Определение проблемы «Почему первоцветы находятся на грани исчезновения?

3.Определение вопросов направляющих проект:

- основополагающий вопрос: кто такие первоцветы?

 учебные вопросы:

1.Чем первоцветы отличаются от других цветковых растений?

2.Каковы их биологические особенности?

3.Каков видовой состав первоцветов на территории Алексеевского района?

4.Как антропогенное воздействие сказывается на жизнеспособности первоцветов?

 

4. Работа над исследованием видового состава первоцветов на территории Алексеевского района.

5.Планирование работы с обучающимися.

*собрать информацию о биологических особенностях первоцветов, их видовом разнообразии, об их экологии;
* собрать информацию о видовом составе первоцветов на территории Алексеевского района, изготовить листовки о первоцветах и развесить их в местах массового пребывания жителей;

*провести исследования в байрачном лесу, на меловой «горе».

3. Мероприятия по проекту:
1.Общешкольная линейка « Сохраним первоцветы»
2. Классный час «Природа- наш дом»
3.Подготовка презентации « Кто такие первоцветы?»

4.Изготовление листовок и развешивание их на территории сельского поселения.
 5.Проведение исследований по первоцветам.

 

 

Целевая аудитория


Учащиеся 5-9 классов МБОУ Стеженской СОШ.

Результат проекта


1. На первом этапе нашей работы по литературным источникам и интернет ресурсам были изучены биологические особенности первоцветов. Нами установлено, что первоцветы относятся к эфемероидам. Их особенностью является то, раннецветущие растения приспособились цвести, тогда когда в лесу еще лежит снег, и на деревьях нет листвы. Это дает возможность первоцвета получить достаточно солнечного света, которому ничто не мешает беспрепятственно проникать до самой земли. Кроме того, земля после схода снега насыщена влагой, которая также является необходимым условием для нормального развития растений. Биологический процесс у первоцветов весной проходит очень активно, они растут, цветут, плодоносят, а к лету совершенно исчезают из растительного покрова, оставляя в земле живые подземные органы - клубни, луковицы, корневища.

2.Определен видовой состав эфемероидов растущих в байрачном лесу, на склоне «меловой горы». Было установлено, в состав изучаемых территорий входит: 9 видов из 7 родов и 5 семейств первоцветов. Большее число первоцветов относится к семейству Лилейные (Liliaceae), их количество составило 57%, от общего числа первоцветов. К монотипным семействам относятся: Семейства Безвременниковые (Colchicaceae), Сложноцветные (Compositae), Дымянковые (Fumariaceae), представленные одним родом и одним видом.

3. Было установлено, что раннецветущая флора состоит из нескольких видов.

4. Доминирующим первоцветом является пролеска сибирская (Scilla sibirika Andrews). Имея диффузный характер распределения, она занимает проективное покрытие от 30% до 60% и обилие от (Об1) до (Об3). Другим часто встречающимся (Об1) до (Об2) на данной территории видом является хохлатка Галлера (Corydalis halleri Willd). Проективное покрытие данного растения составляет 30-50% . Все определенные растения являются насекомоопыляемыми.

Мы считаем, что на обилие и состояние раннецветущих растений, влияет рекреационная нагрузка. Негативное влияние
отдыхающих. Мусор приводит к загрязнению почвы. Вытаптывание почвенного покрова, приводит к ее уплотнению, что ведет к изменению условий водоснабжения, которое отрицательно влияние на растения - исчезает возобновление деревьев и кустарников. Меняется травянистая растительность. Так же громадный ущерб флоре наносит сбор растений в букеты, особенно при этом больше всего страдают редкие растения.Исходя из полученных данных и используя шкалу
визуальных наблюдений, мы можем прийти к следующему выводу: изученный нами широколиственный лес, находящийся внепосредственной близости от проселочной дороги и подвергающийся рекреационной нагрузке, пока что имеет ещё незначительно нарушенный фитоценоз.

5. Среди первоцветов есть виды занесённые в Красную книгу Волгоградской области.

6. Рекомендации по улучшению экологической ситуации и сохранению первоцветов. Все первоцветы нуждаются в охране. Мы предлагаем реализовать следующие меры для защиты первоцветов:

1.Проводить среди населения информационно – разъяснительную работу о необходимости охраны первоцветов.

2.Для сохранения видового разнообразия дикорастущих первоцветов:

-Создавать особо охраняемые природные территории (государственные и частные) в местах массового произрастания особо охраняемых первоцветов.

-Организовать десанты совместно взрослых и детей по очистку леса от мусора, сушняка.

-Искусственно поддерживать видовое разнообразие на существующих ООПТ (высаживать первоцветы).

- Улучшить качество топлива.

3. Экологическое образование и просвещение населения:

Организовать PR-кампании по защите первоцветов на добровольной основе с участием Администраций сельских поселений, руководителей предприятий, учеников, родителей, учителей, а также средств массой информации. Все мероприятия по охране первоцветов проводить под девизом: «Не дадимПервоцветам исчезнуть!»

4.Организация и проведение с учащимися образовательных учреждений мероприятий о роли первоцветов, конкурса рисунков в защиту первоцветов.

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих аленьких сил

И тихо спросил:

 «Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

(П.С.Соловьёва)

Практическая значимость проекта


Первоцветы очень красивы. Они и привлекательны, потому что это первые цветущие растения. Мимо нельзя пройти и не заметить, уж очень яркие, необыкновенно насыщенные цвета у первоцветов. Поэтому люди рвут букетики, а иногда и целые охапки и приносят их домой, не задумываясь порой,что жизнь букетика всего 2-3 дня, и что в природе эти цветы радовали бы нас 2-3 недели. Люди рвут, много вытаптывают, уничтожают луковицы первоцветов, и их становится все меньше на Земле. Для сохранения первоцветов мы учащиеся Стеженской СОШ ведем пропагандистскую работу,  изготавливаем и развешиваем листовки, призывающие беречь и сохранять первоцветы, проводим природоохранные мероприятия в школе, рассказываем учащимся о первоцветах, призываем не рвать букеты, а любоваться первоцветами в природе, ведем наблюденияза первоцветами,учитываем места их произрастания, проводим исследования.

X

Перспективы развития проекта


Планируем в дальнейшем продолжить изучение первоцветов Алексеевского района в рамках сотрудничества с ВолГУ.

Привлечение учащихся младших классов к работе сохранения первоцветов, а также активистов ТОС.

Список использованных источников


1. Ассеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас – Просвещение, М., 1964, 200 с. + 92 цв. табл.

2. География и экология Волгоградской области под ред. В. А. Брылева М. «Глобус» 2009г.

3. Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Учебное пособие. Москва, МГУ, 1992, 400с.

4. Методы геоботанических исследований: Методическое пособие (сост. А.С. Боголюбов). Москва, Экосистема, 1996, 21с.

5. Неронов В.В. Полевая практика по геоботанике в средней полосе Европейской России: Методическое пособие. – М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2002, 139 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

X

Описание особенностей конструкторских решений*

* для технических (конструкторских) проектов.

 

Не указан

Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*

* для социальных проектов.

 

Не указан