Актуальность проекта
Актуальность проекта состоит в том, что возникновение эмоционального напряжения современного подростка, обусловленное длительным действием учебных стрессоров, связанных с перегруженностью, ослабляет защитные силы организма, отрицательно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. Эмоциональное напряжение может постепенно увеличиваться, вследствие того, что в отличие от взрослых, в распоряжении подростков нет ресурсов, необходимых для того, чтобы управлять реакцией организма на стрессоры. Каждый пытается справляться по мере своей устойчивости, обусловленной особенностями темперамента личности. Обучаясь в выпускном классе, в преддверии сдачи ГИА, для меня необходимость управления стрессом стоит наиболее остро. Предупреждение стрессов и разработка стратегии избавления от них, это два ингредиента эффективного управления стрессом, которому необходимо учиться с подросткового возраста.
Цели и задачи проекта
Целью моего исследовательского проекта являлось изучение влияния стрессоров школьной среды на функциональную работу сердечно-сосудистой системы учащихся и выявление зависимости уровня стрессоустойчивости от типа темперамента школьников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить, обобщить, систематизировать данные литературных источников по теме.
2. Определить основные типы стрессоров, влияющих на отклонения функциональных показателей работы сердечно-сосудистой системы учащихся.
3. Определить ведущие (преобладающие) типы темперамента испытуемых учащихся.
4. Выявить взаимосвязь между ведущим темпераментом личности и изменениями в работе сердечно-сосудистой системы при действии стрессора.
5. Дать оценку полученным результатам и подобрать рекомендации по устранению действия стрессоров на работу сердечно-сосудистой системы с учетом ведущего темперамента личности учащихся.
Гипотеза
Зная свой тип темперамента и зависимость от него уровня стрессоустойчивости, можно самостоятельно уменьшить действия школьного стрессора на работу сердечно-сосудистой системы
Аннотация проекта
База исследования: учащиеся 8 и 9 классов МОУ СОШ № 110 Кировского района г. Волгограда.
Определение преобладающего типа темперамента я проводила, используя интерактивный тест Белова «Формула темперамента», состоящий из 4-х групп вопросов, позволяющих определить процентное соотношение черт темперамента, присущих одному человеку. Процент соотношения выявленных типов темперамента учеников выпускного и предвыпускного
классов представлен в работе.
Определение уровня стрессоустойчивости я проводила, используя методику Пономаренко Л.П., Белоусовой Р.В. С целью определения наличия отклонений в работе сердечно-сосудистой системы в данную методику я добавила два вопроса.
В 8 классе у сангвиников выявлен в основном высокий и средний уровни стрессоустойчивости, холериков средний и низкий. У 6 обучающихся выявлены отклонения в работе сердечно-сосудистой системы.В 9 классе отклонения выявлены у учащихся – холериков, меланхоликов.Опираясь на полученные данные, я сделала вывод, что сангвиники обладают повышенной стрессоустойчивостью, по сравнению с остальными типами темпераментов.
Исследование функционирования сердечно-сосудистой системы школьников проводила: в состоянии физиологического
покоя и во время действия стрессора, используя два основных параметра деятельности: частота сердечных сокращений и величина артериального давления. Для проведения мониторинга артериального давления применяла полуавтоматический тонометр. Частоту сердечных сокращений определяла, используя показания пульсовых волн на лучевой артерии. Стрессорами служили полугодовые административные контрольные работы по математике. Во время действия
стрессора я наблюдала увеличение значений артериального давления у холериков и меланхоликов 8 класса в среднем на 10 и 5 мм.рт.ст. соответственно, у испытуемых 9 класса этих же типов темперамента - на 12 и 7 мм.рт. ст. У сангвиников и флегматиков повышение артериального давления было незначительно. Максимальное увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у холериков и меланхоликов. При проведении исследования в 9 классе во время действия стрессора повышение ЧСС было несколько больше, чем у учащихся 8 класса. Я допустила, что такая реакция на действие стрессора была получена в связи с подготовкой к предстоящим выпускным экзаменам и большей загруженностью, а для некоторых учащихся с выбором жизненного пути.
Таким образом, я получила результаты, заключающиеся в изменении работы сердечно-сосудистой системы при действии стрессора. Это изменение наиболее значительно у холериков с низким уровнем стрессоустойчивости. У учащихся
9 класса более выражено эмоциональное напряжение во время действия стрессора, выражающееся в нервозности,
повышенной утомляемости.
Целевая аудитория
Учащиеся предвыпускных и выпускных классов.
Результат проекта
Результаты проекта:
1. Реакция сердечно-сосудистой системы на эмоциональное напряжение, вызванное действием стрессора различна у школьников разных типов темперамента.
2. Школьники, с преобладающим типом темперамента холерика наиболее подвержены эмоциональному напряжению во время действия стрессора.
3. Учащиеся с преобладающим типом темперамента сангвиника испытывали меньшее эмоциональное напряжение при
действии стрессора.
4. Тип темперамента как таковой не может оказывать влияние на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Можно установить закономерность в возникновении трудностей. Значит, можно предположить, что для учащихся с различным типом темперамента необходимо по-разному строить систему самоподготовки и учиться противостоять действию стрессора в виде контрольной работы, экзамена, зачета, так как каждый из них ведет себя в стрессовой ситуации по-разному.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость данного проекта заключается в подборке индивидуальных рекомендаций обучающимся с различными типами темперамента для самоконтроля эмоционального напряжения, отражающегося в нарушении нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы.
Перспективы развития проекта
Перспектива развития данного проекта состоит в дальнейшем изучении функциональной деятельности сердечно-сосудистой системы после сдачи ЕГЭ и ГИА, успешности или неудачи уменьшения действия стрессоров на организм.
Список использованных источников
1.Щербакова, М. Ю., Старцева, А. И. Профилактика сердечно-сосудистой патологии у детей группы высокого риска// Лечащий врач.- 2012. № 2. С. 13
2.Александров А.А., Розанов В.Б. Профилактика артериальной гипертензии с детства: подходы, проблемы, перспективы//Лечащий врач 2004.- №3, с. 5-9.
3. Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход // Школьный психолог. - 2006, № 3.
4. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984
5. Селье Г. На уровне целого организма/Пер. с англ. И. А. Доброхотовой, А. В. Парина. - М.: Наука, 1972 – 132 с.
6. Тихомирова Т.С. Стрессоустойчивость школьника: знания х здоровье = успех, 2009-124с
7. Громбах М. Школа и здоровье учащихся – М.: Просвещение, 2008 - 205 с.
8. Батаршев А.В. От темперамента - к характеру и типологии личности.- М.: ВЛАДОС, 2000 г.
9. http://limnoria.narod.ru/Test_Belova.htm
10. http://www.psihologu.info/content/view/1099/2/
Описание особенностей конструкторских решений*
* для технических (конструкторских) проектов.
Не указан
Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*
* для социальных проектов.
Не указан