Средь шумного бала...

Актуальность проекта

Актуальность данной темы состоит в современном понимании необходимости постижения и сохранения исторического и культурного наследия наших предков.

Цели и задачи проекта

Цель: изучить историю русского бала и традиции его проведения, в России начиная с XVIII в.
Задачи:
• Проанализировать теоретические источники по данной теме;
• Выявить предпосылки и причины появления бала как формы светского общения русского дворянства;
• исследовать традиции и черты русского бала XVIII, XIX, начала XX веков;
• Выяснить, в каких литературных произведениях упоминаются балы

Гипотеза

Не указан

Аннотация проекта

К сожалению, в наше время утрачиваются культурные связи поколений и традиции, наблюдается всеобщее падение нравов, культурных ценностей, излишняя свобода в отношениях людей, уходит в прошлое танцевальная культура и светский этикет.  В связи с этим, данная проблема требует разрешения и очевидно, что необходимо возрождать интерес к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества.
Балы как явление культуры изучены недостаточно, и новизна работы заключается в том, что нами сделана попытка исследовать традиции развития балов как необходимость постижения и сохранения исторических и культурных ценностей наших предков.
Проблема данной работы заключается в потребности возрождения интереса к изучению русских национальных традиций, исторических танцев, к старинной моде и светскому этикету.
Таким образом, выбор темы работы обусловлен необходимостью изучать и возрождать бальную культуру, светский этикет как явление культуры общества.
Объект исследования – традиции танцевальной культуры России.
Предмет исследования - балы XVIII, XIX и XX веков
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной и публицистической литературы.
2. Синтез информации и обобщение результатов исследования.
3. Социологический опрос учащихся, родителей .
Ход проекта:
1. Выбор команды учащихся, которые будут заниматься проектом.
2. Распределение учащихся по микрогруппам.
Определение и обсуждение темы проектной работы.
3. Обсуждение целей и задач проекта.
4. Составление плана работы над проектом.
5. Определение заданий для каждой микрогруппы: определить особенности, основные черты, традиции, функции, влияние балов на развитие культуры.
Первая группа: подбирает и изучает материал о балах 18-19 веков.
Вторая группа подбирает и изучает материал о балах конца 19 - начала 20 веков и современных балах.
Третья группа проводит анкетирование учеников, социологический опрос родителей
Совместно: изучают художественную литературу, готовят слайдовую презентацию, разучивают танец «Менуэт», который открывает бал и основной танец «Вальс», посещают мероприятие в МБОУ ГСОШ 3 - «Осенний бал».
6. Обсуждение в группах собранного материала, разработка сценария своей части проекта.
7. Обобщение полученной информации.
8. Работа групп по оформлению результатов проекта в целом.
9. Написание проектной работы.
10. Составление защиты проекта.
11. Подготовка презентации к защите проекта.
12. Защита проекта.
13. Анализ выполнения проекта.

Проект выполнили ученики 4 "В" класса: Компанеева Олеся, Пасечник Алексей, Кусков Матвей.

 

Целевая аудитория

10- 12 лет

Результат проекта

В ходе нашего проекта, мы сделали следующие выводы:
Балы неоднозначно повлияли на быт и культуру российского общества. Во-первых, сформировалась развлекательная культура России. Во-вторых, зародился светский этикет. В-третьих, уничтожен затворнический образ жизни женщин. В-четвёртых, появилась возможность участия на балах всех слоев населения.
К сожалению, культура танца и светский этикет постепенно исчезли, а культурные связи поколений стали утрачиваться. Отсутствие бальной культуры, несомненно, повлияло на культуру общества в целом. Поэтому, неслучайно, в настоящее время появилась необходимость в возрождении балов. В целях возрождения интереса к изучению русских национальных традиций, исторических танцев как одного из направлений формирования культуры нашего общества, привлечения детей в кружки и секции, выступили перед учащимися 4-х классов МБОУ ГСОШ 1, провели анкетирование учащихся и их родителей.

Продукт: Рекламный проспект - буклет, в котором содержится информация об учреждениях, в которых можно обучаться различным видам танца. Адреса, телефоны и люди к которым можно обращаться за информацией.

Практическая значимость проекта

 Работу можно будет использовать на уроках ОРКСЭ, МХК, истории и для внеурочной занятости учащихся.

Перспективы развития проекта

Мероприятия школьного уровня.
1. С целью возрождении маскарадов, в школе проводить костюмированные новогодние балы-маскарады.
2. Проводить вечера «Леди и джентльмены», на которых учащиеся могли бы познакомиться с культурой танца, этикетом.
Мероприятия районного уровня.
1. На традиционном ежегодном фестивале детских и педагогических фантазий школьников ввести номинацию «Бальный танец».

Список использованных источников

1. Балы и праздники в России // Детская энциклопедия. — М., 2009.
2. Дружининская О.В. Лексика бальных вечеров XVIII – XIX веков/О.В. Дружининская//Русская речь. – 2006. - № 2.- С.15.
3. Климова О. Что такое бал // журнал «Человек без границ». - №5, 2007.- С.22-23.
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVII-начало XIX века).— Санкт-Петербург, 1997. — С. 225.
http://www.referats.5-ka.ru/44/39722/1.html - Бал на страницах русской классики
http://www.rimv.ru/aeroport/2_na_balu.htm - Бал в России – 18 век
http://www.rosizo.ru/life/archives/2002/japan-etiket.html
http://www.svyatki.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=47&limit=1&limitstart=0 – Что такое бал?
http://www.venskibal.ru/2007/ru_geschichte.htm - Король балов - вальс
http://villanella.ru/_dances/index3.php?razd2=19vek&doc=FAQ+по+балам – Бал 19 века
http://wikipedia.org/wiki/Бал - Из истории бала

 

Описание особенностей конструкторских решений*

* для технических (конструкторских) проектов.

 

Не указан

Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*

* для социальных проектов.

 

Не указан