Актуальность проекта
На уроках литературы наша главная задача – понять точку зрения автора. И хотя это бывает непросто, мы совершаем важные открытия. Книга помогает нам узнавать секреты о жизни, заставляет отвечать на многие вопросы:
Как отличить добро от зла? Можно ли спастись в одиночку? Зачем отдавать поклон всякому встречному и поперечному? Как преодолевать испытания? Надо ли надеяться на помощь и всегда ли она придет? Чем опасна зависть? Важно ли быть благодарным? Стыдно ли просить о помощи?
Отвечая на эти вопросы, мы растем как читатели. Но еще важнее открывать проявление человечности не только в книгах, в героях, а самим совершать добрые поступки, чтобы вокруг стало чуточку теплее и ярче.
В мире есть люди, нуждающиеся в помощи, обычном человеческом участии, понимающем взгляде. Особенно грустно видеть, как страдают дети с тяжелыми заболеваниями. Их мир порой ограничивается больничной палатой и закрытым окном. Непросто приходится и их родителям, которые всем сердцем переживают за своих ребят. Как помочь человеку, испытывающему боль? Как наполнить мир добротой? Как проявить милосердие к ближнему?
Одним из способов решения проблемы является создание школьного театра. Именно театр развивает в человеке способность слышать другого, понимать иной взгляд на мир. Репетиции заставляют нас быть внимательными и ответственными, терпеливыми и уважительными.
Особенность нашего театра в том, что он «дарит» зрителю книгу особым выразительным способом. Наши постановки – это ожившие страницы доброй классики: и отечественной, и зарубежной.
Может быть, наш театр – самый обычный, каких много в каждой школе. Но ведь это и хорошо, если нас всех объединяет любовь к книге, желание думать и сопереживать.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
силой художественного слова убеждать людей в необходимости жить в добре.
Задачи:
- создать волонтерскую группу в лицее;
- познакомиться со взрослыми волонтерами с целью познания опыта;
- разработать сценарии театральных постановок на основе художественных текстов;
- выступить со спектаклем.
Гипотеза
«Театр Книги» поможет детям (и участникам, и зрителям) видеть мир радостным, красивым, милосердным. А также создаст условия для развития творческих способностей. Кроме того, позволит расти читателю, пробудит интерес к художественной литературе.
Аннотация проекта
В ходе проекта предполагается создание сценариев на основе классических художественных текстов, подготовка спектаклей.
Понять другого способна только отзывчивая, нравственно чистая и духовно богатая личность. Театр книги помогает растить добрые чувства в человеке. Раскрывая позицию автора художественного текста, ребенок-актер стремится воплотить на сцене художественный образ и ведет диалог со зрителем, постигающим нравственный опыт.
Зрителями могут быть взрослые (родители, учителя), дети (особенно страдающие из-за различных заболеваний и вынужденные подолгу находиться в больницах).
На 1 этапе - знакомство со старшими товарищами, приобщение к опыту. На 2 этапе будет проходить игра-посвящение в волонтеры. На 3 этапе – создание перспективного планирования (определение художественных текстов и создание сценариев). 4 этап – репетиционный. 5 этап – демонстрация спектаклей.
Проект будет выполняться отрядом волонтеров, учащихся 5 класса МОУ лицея № 10 Кировского района г. Волгограда под руководством учителя Лосевой Ольгой Владимировной. Особую помощь будут оказывать зав.информационно-библиотечным центром лицея № 10 Поддубнова О.Н., а также родители и студенты.
В результате деятельности «Театра Книги» поднимется роль книги в жизни человека, творческая деятельность поможет проявлять у детей лучшие качества .
Целевая аудитория
Согласитесь, театральная деятельность интересна всем: и детям, и взрослым. Мы с радостью приглашаем на спектакли родителей, педагогов, воспитателей.
Но, конечно, проект рассчитан, прежде всего, на детскую аудиторию: младших школьников и младших подростков. Особый зритель – это дети с различными заболеваниями. Для них особенно хочется постараться, чтобы встреча с героями получилась доброй, подарила надежду и радость жизни.
Результат проекта
1.
В ходе проекта мы познакомились со взрослыми волонтерами, именующими себя «Рыцарями легкого пуха» (один из участников этой организации – наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы Лосева Ольга Владимировна), а также студенткой ВолГУ Просиковой Алиной, активной участницей общественной организации в Волгограде «Дом дружбы».
2.
В своем 5-а классе создали театральный коллектив, который и стал волонтерской группой. Провели этап посвящения в
«рыцари»
3.
Создано перспективное планирование. Определены художественные тексты, на основе которых создается сценарий. Обращение к таким авторам как А.С. Пушкин, Е. Шварц, С. Козлов, А. де Сент-Экзюпери помогает раскрывать глубокие философские вопросы о красоте, живой душе, «зоркости» сердца. Подготовлены следующие сценарии: «И кто придумал всю эту красоту?» по сказкам С.Козлова: «Красота», «Как хорошо, что мы есть», «Чей это холм», «Радуга», «Кто все это придумал», «Большое спасибо», «Осенняя сказка»; сказка «Золушка» по пьесе Е.Шварца; спектакль «Светильники надо
беречь» по повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
4.
Подготовлены и проведены следующие мероприятия
Дата проведения | Основной смысл (слова героев, рассказчика, автора) | Зрители |
Спектакль «Красота» (по сказкам С.Козлова) | ||
14.10.2014 | Как хорошо, что мы с тобой есть! Пойдем наберем веточек. Голых ветвей. А на некоторых один или два листика. Знаешь, как красиво! | Родители лицеистов-младших школьников |
23. 10. 2014 - 28.10.2014 | Младшие лицеисты (начальная школа) | |
Сказка С. Козлова «Красота», украшенная детскими и бардовскими песнями |
||
14.11. 2014 | Разве это ошалеть — из трех веточек сделать для всех красоту? | Дети и родители (детский онкогематологический центр) |
Спектакль «И кто придумал всю эту красоту?» (7 сценических миниатюр по сказкам С.Козлова) |
||
27.11.2014 | Кто же этот невидимый, необыкновенный, кто так постарался, что вышла такая красота? Посмотри, как здорово брызгаться и ловить сквозь ресницы радугу. | Дети и родители (детский онкогематологический центр) |
Сказка «Золушка» по пьесе Е.Шварца | ||
15.01.2015 16.01.2015 23.01.2015 | И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. | Младшие лицеисты (начальная школа) |
Спектакль «Светильники надо беречь» по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
||
апрель | Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить. Судить не по словам, а по делам. Аромат одного цветка может озарить целую жизнь. По-настоящему владеть можно только тем, чему отдаешь себя. Видеть нужно сердцем |
Практическая значимость проекта
Социальная значимость проекта заключается в возможности преображения себя и мира вокруг, наполнение его добротой и любовью с помощью чистого выразительного художественного слова.
Вот как об этом отзываются наши старшие товарищи на сайте газеты «Московский комсомолец» в Волгограде: «Несколько месяцев назад самые юные «рыцари» – учащиеся лицея № 10 – во главе с «добрых дел наставником» – учителем русского языка и литературы Ольгой Лосевой – начали посещать детский онкогематологический центр, показывая ребятам жизнеутверждающие спектакли.
- Мы хотим продолжить работу и в этом направлении, - признается отец Владимир. – Дети с онкологическими заболеваниями нуждаются во внимании и общении ничуть не меньше, чем ребята из детдома. Большая часть находящихся в диспансере не может посещать образовательные учреждения, и выступления школьного театра – для них одна из возможностей пообщаться со сверстниками. Полезно это и для нравственного развития лицеистов: они видят и другую сторону жизни, учатся любви, сопереживанию, состраданию».
Перспективы развития проекта
Встречи со зрителями, особенно с детьми из онкогематологического центра, должны стать доброй традицией. Надеемся,
что карантин, не будет продолжительным.
Есть идея познакомиться с представителями Благотворительного фонда «Дети в беде», договориться о встречах
с детьми-инвалидами.
Кроме того, есть перспектива создания и развития кукольного театра.
Список использованных источников
- Буренина, А. И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля. – СПб, 2002.
- Волгоградские «рыцари» делают мир вокруг нас чуточку теплее и ярче. – Электронный доступ к ресурсу: http://volg.mk.ru/articles/2014/12/17/volgogradskie-rycari-delayut-mir-vokrug-nas-chutochku-teplee-i-yarche.html
- Ганелин,Е.Р. Школьный театр. - СПб, 2002.
- Никитина А. Б.,Тюханова Е. И. Любите ли Вы театр? Учебное пособие для учеников средней школы. -М.: «Авангард», 1996.
Описание особенностей конструкторских решений*
* для технических (конструкторских) проектов.
Не указан
Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*
* для социальных проектов.
Театр.…
С самого раннего детства мы с родителями ходили в театр: кукольный, музыкальный, юного зрителя. Мы с удовольствием их посещали.
И вот в один прекрасный сентябрьский день нам самим посчастливилось принять участие в работе театра книги! Мы были очень рады, так как достаточно давно мечтали играть в театре. Это было не развлечение, не способ отдохнуть, а действительно настоящая самостоятельная работа. Театр позволил нам говорить о том, что нас очень сильно волнует. Поэтому этап выбора произведения был важным, хотя и непростым. Приходилось учитывать много моментов: ведь у каждого своя книга, а тексты должны были быть интересны всем, в том числе и взрослым.
На репетициях мы учились раскрывать и понимать смысл произведений, спрятанный автором, воплощать сказку в жизнь, чувствовать поступки героев, использовать мимику и жесты и просто общаться друг с другом. Мы поняли, что в театральной деятельности «нет возраста». А есть общая цель. Ведь это огромное счастье давать людям радость, доброту и любовь! Видеть их улыбки и искренние аплодисменты. Раскрывать душу и сердце, читая превосходные тексты талантливых писателей, таких как С. Козлов, Е. Шварц и А. де Сент-Экзюпери.
Познакомившись с опытом волонтеров, мы решили провести игру «Посвящение в рыцари», в основе которой были интересные исторические события, примеры из художественной литературы и творческие задания. Предполагая трудности, мы в то же время долго не раздумывали над предложением показать нашу творческую работу детям, которые лежат в больнице. Когда мы перед ними выступали, мы чувствовали большую ответственность за их настроение, переживали за их эмоции. Ведь так хочется сделать их жизнь немного ярче. Дети отзывались не просто аплодисментами, а сами показывали нам свои таланты и даже принимали участие в небольших развлекательных программах. Мы и не представляли, что маленькие ребята могут быть такими фантазёрами.
А ещё наш театр помогает приобретать новых друзей, теснее общаться с ними и уметь слушать друг друга. У них есть прекрасные имена: Анжелика, 2 Маши, Егор, Андрей, Настя,Данила, Даша, Ваня, Коля, Рома, Никита, Ксюша и Вадим. И все мы большая и дружная семья.
Театр книги вместе со зрителями стал пространством встречи больших и маленьких, художников и учителей, мудрых и простодушных.
Занимаясь в театре, мы поняли, что в мире точно есть добро, любовь, радость и взаимопомощь!
В театре мы учимся жить!!!