Проект "Театр Книги"

Актуальность проекта

На уроках литературы наша главная задача – понять точку зрения автора. И хотя это бывает непросто, мы совершаем важные открытия. Книга помогает нам узнавать секреты о жизни, заставляет отвечать на многие вопросы:

Как отличить добро от зла? Можно ли спастись в одиночку? Зачем отдавать поклон всякому встречному и поперечному? Как преодолевать испытания? Надо ли надеяться на помощь и всегда ли она придет? Чем опасна зависть? Важно ли быть благодарным? Стыдно ли просить о помощи?

Отвечая на эти вопросы, мы растем как читатели. Но еще важнее открывать проявление человечности не только в книгах, в героях, а самим совершать добрые поступки, чтобы вокруг стало чуточку теплее и ярче.

В мире есть люди, нуждающиеся в помощи, обычном человеческом участии, понимающем взгляде. Особенно грустно видеть, как страдают дети с тяжелыми заболеваниями. Их мир порой ограничивается больничной палатой и закрытым окном. Непросто приходится и их родителям, которые всем сердцем переживают за своих  ребят. Как помочь человеку, испытывающему боль? Как наполнить мир добротой? Как проявить милосердие к ближнему?

Одним из способов решения проблемы является создание школьного театра. Именно театр развивает в человеке способность слышать другого, понимать иной взгляд на мир. Репетиции заставляют нас быть внимательными и ответственными, терпеливыми и уважительными.

Особенность нашего театра в том, что он «дарит» зрителю книгу особым выразительным способом. Наши постановки – это ожившие страницы доброй классики: и отечественной, и зарубежной.

Может быть, наш театр – самый обычный, каких много в каждой школе. Но ведь это и хорошо, если нас всех объединяет любовь к книге, желание думать и сопереживать.

 

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

силой художественного слова убеждать людей в необходимости жить в добре.

Задачи:

- создать волонтерскую группу в лицее;

- познакомиться со взрослыми волонтерами с целью познания опыта;

- разработать сценарии театральных постановок на основе художественных текстов;

- выступить со спектаклем.

 

Гипотеза

«Театр Книги» поможет детям (и участникам, и зрителям) видеть мир радостным, красивым, милосердным. А также создаст условия для развития творческих способностей. Кроме того, позволит расти читателю, пробудит интерес к художественной литературе.

 

Аннотация проекта

В ходе проекта предполагается создание сценариев на основе классических художественных текстов, подготовка спектаклей.

Понять другого способна только отзывчивая, нравственно чистая и духовно богатая личность. Театр книги помогает растить добрые чувства в человеке. Раскрывая позицию автора художественного текста, ребенок-актер стремится воплотить на сцене художественный образ и ведет диалог со зрителем, постигающим нравственный опыт.

Зрителями могут быть взрослые (родители, учителя), дети (особенно страдающие из-за различных заболеваний и вынужденные подолгу находиться в больницах).

На 1 этапе  - знакомство со старшими товарищами, приобщение к опыту. На 2 этапе будет проходить игра-посвящение в волонтеры. На 3 этапе – создание перспективного планирования (определение художественных текстов и создание сценариев). 4 этап – репетиционный. 5 этап – демонстрация спектаклей.

Проект будет выполняться отрядом волонтеров, учащихся 5 класса МОУ лицея № 10 Кировского района г. Волгограда  под руководством учителя Лосевой Ольгой Владимировной. Особую помощь будут оказывать зав.информационно-библиотечным центром лицея № 10 Поддубнова О.Н., а также родители и студенты.

В результате деятельности «Театра Книги» поднимется роль книги в жизни человека, творческая деятельность поможет проявлять у детей лучшие качества .

 

 

Целевая аудитория

Согласитесь, театральная деятельность интересна всем: и детям, и взрослым. Мы с радостью приглашаем на спектакли  родителей, педагогов, воспитателей.

Но, конечно, проект рассчитан, прежде всего, на детскую аудиторию: младших школьников и младших подростков. Особый зритель – это дети с различными заболеваниями. Для них особенно хочется постараться, чтобы встреча с героями получилась доброй, подарила надежду и радость жизни.

 

Результат проекта

1.           
В ходе проекта мы познакомились со взрослыми волонтерами, именующими себя «Рыцарями легкого пуха» (один из участников этой организации – наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы Лосева Ольга Владимировна), а также студенткой ВолГУ Просиковой Алиной, активной участницей общественной организации в Волгограде «Дом дружбы».

2.               
В  своем 5-а классе создали театральный коллектив, который и стал волонтерской группой. Провели этап посвящения в
«рыцари»

3.               
Создано перспективное планирование. Определены художественные тексты, на основе которых создается сценарий. Обращение к таким авторам как А.С. Пушкин, Е. Шварц, С. Козлов, А. де Сент-Экзюпери помогает раскрывать глубокие философские вопросы о красоте, живой душе, «зоркости» сердца. Подготовлены следующие сценарии: «И кто придумал всю эту красоту?» по сказкам С.Козлова: «Красота», «Как хорошо, что мы есть», «Чей это холм», «Радуга», «Кто все это придумал», «Большое спасибо», «Осенняя сказка»; сказка «Золушка» по пьесе Е.Шварца; спектакль «Светильники надо
беречь» по повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

4.               
Подготовлены и проведены следующие мероприятия

Дата проведения Основной смысл (слова героев, рассказчика, автора) Зрители
  Спектакль «Красота» (по сказкам С.Козлова)
14.10.2014 Как хорошо, что мы с тобой есть!   Пойдем наберем веточек. Голых ветвей. А на некоторых один или два листика. Знаешь, как красиво! Родители лицеистов-младших школьников
23. 10. 2014 - 28.10.2014   Младшие лицеисты (начальная школа)
   

Сказка С. Козлова «Красота»,

украшенная детскими  и бардовскими песнями

 
 14.11. 2014  Разве это ошалеть — из трех веточек сделать для всех красоту?   Дети и родители (детский онкогематологический центр)
 

 Спектакль «И кто придумал всю эту красоту?»

(7 сценических миниатюр по сказкам С.Козлова)

 
 27.11.2014  Кто же этот невидимый, необыкновенный, кто так постарался, что вышла такая красота? Посмотри, как здорово брызгаться и ловить сквозь ресницы радугу.   Дети и родители (детский онкогематологический центр)
   Сказка «Золушка» по пьесе Е.Шварца   
15.01.2015 16.01.2015 23.01.2015 И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. Младшие лицеисты (начальная школа)
 

Спектакль «Светильники надо беречь» по сказке

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 
апрель Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить. Судить не по словам, а по делам. Аромат одного цветка может озарить целую жизнь. По-настоящему владеть можно только тем, чему отдаешь себя. Видеть нужно сердцем  

 

 

Практическая значимость проекта

Социальная значимость проекта заключается в возможности преображения себя и мира вокруг, наполнение его добротой и любовью с помощью чистого выразительного художественного слова.

Вот как об этом отзываются наши старшие товарищи на сайте газеты «Московский комсомолец» в Волгограде: «Несколько месяцев назад самые юные «рыцари» – учащиеся лицея № 10 – во главе с «добрых дел наставником» – учителем русского языка и литературы Ольгой Лосевой – начали посещать детский онкогематологический центр, показывая ребятам жизнеутверждающие спектакли.

- Мы хотим продолжить работу и в этом направлении, - признается отец Владимир. – Дети с онкологическими заболеваниями нуждаются во внимании и общении ничуть не меньше, чем ребята из детдома. Большая часть находящихся в диспансере не может посещать образовательные учреждения, и выступления школьного театра – для них одна из возможностей пообщаться со сверстниками. Полезно это и для нравственного развития лицеистов: они видят и другую сторону жизни, учатся любви, сопереживанию, состраданию».

 

Перспективы развития проекта

Встречи со зрителями, особенно с детьми из онкогематологического центра, должны стать доброй традицией. Надеемся,
что карантин, не будет продолжительным.

Есть идея познакомиться с представителями Благотворительного фонда «Дети в беде», договориться о встречах
с детьми-инвалидами.

Кроме того, есть перспектива создания и развития кукольного театра.

 

Список использованных источников

  1. Буренина, А. И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля. – СПб, 2002.
  2. Волгоградские «рыцари» делают мир вокруг нас чуточку теплее и ярче. – Электронный доступ к ресурсу: http://volg.mk.ru/articles/2014/12/17/volgogradskie-rycari-delayut-mir-vokrug-nas-chutochku-teplee-i-yarche.html
  3. Ганелин,Е.Р. Школьный театр. - СПб, 2002.
  4. Никитина А. Б.,Тюханова Е. И. Любите ли Вы театр? Учебное пособие для учеников средней школы. -М.: «Авангард», 1996.

 

Описание особенностей конструкторских решений*

* для технических (конструкторских) проектов.

 

Не указан

Описание эффектов / эффекта от реализации проекта*

* для социальных проектов.

 

Театр.…

С самого раннего детства мы с родителями ходили в театр: кукольный, музыкальный, юного зрителя. Мы с удовольствием их посещали.

И вот в один прекрасный сентябрьский день нам самим посчастливилось принять участие в работе театра  книги! Мы были очень рады, так как достаточно давно мечтали играть в театре. Это было не развлечение,   не способ отдохнуть, а действительно настоящая самостоятельная работа.  Театр позволил нам говорить о том, что нас очень сильно волнует. Поэтому этап выбора произведения был важным, хотя и непростым.  Приходилось учитывать много моментов: ведь у каждого своя книга, а тексты должны были быть интересны всем, в том числе и взрослым.

На репетициях мы учились раскрывать и понимать смысл произведений, спрятанный автором, воплощать сказку в жизнь, чувствовать поступки героев, использовать мимику и жесты и просто общаться друг с другом. Мы поняли, что в театральной деятельности «нет возраста». А есть общая цель. Ведь это огромное счастье давать людям радость, доброту и любовь! Видеть их улыбки и искренние аплодисменты. Раскрывать душу и сердце, читая превосходные тексты  талантливых писателей, таких как С. Козлов, Е. Шварц и А. де Сент-Экзюпери.

Познакомившись с опытом волонтеров, мы решили провести игру «Посвящение в рыцари», в основе которой были интересные исторические события, примеры из художественной литературы и творческие задания. Предполагая трудности, мы в то же время долго не раздумывали над предложением показать нашу творческую работу детям, которые лежат в больнице. Когда мы перед ними выступали, мы чувствовали большую ответственность за их настроение, переживали за их эмоции. Ведь так хочется сделать их жизнь немного ярче. Дети отзывались не просто аплодисментами, а сами показывали нам свои таланты и даже принимали участие в небольших развлекательных программах. Мы и не представляли, что маленькие ребята могут быть такими фантазёрами.

А ещё наш театр помогает приобретать новых друзей, теснее общаться с ними и уметь слушать друг друга. У них есть прекрасные имена: Анжелика, 2 Маши, Егор, Андрей, Настя,Данила, Даша, Ваня, Коля, Рома, Никита, Ксюша и Вадим. И все мы большая и дружная семья.

Театр книги вместе со зрителями стал пространством встречи больших и маленьких, художников и учителей, мудрых и простодушных.

Занимаясь в театре, мы поняли, что в мире точно есть добро, любовь, радость и взаимопомощь!                       
В театре мы учимся жить!!!