Учительские династии

 

Номинация: Земляки--герои

 

 

Тема исследовательской работы:

Учительские династии -- гордость земли нашей!

 

 

Авторы:

Баубель Юлия Игоревна, ученица 7 "Б" класса,

Земцова Анастасия Сергеевна, ученица 6 "Б" класса,

Савченко Лада Андреевна, ученица 6 "Б" класса,

Соколова Алина Алексеевна, ученица 6 "Б" класса

МБОУ "Новониколаевская СОШ №3"

Новониколаевского района Волгоградской области

 

 

Руководитель работы: Сычева Елена Викторовна, 

учитель русского языка и литературы 

МБОУ "Новониколаевская СОШ № 3"

 

 

2014 г.

 

 

Введение

Проблема исследования:

Учительский труд -- это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Сколько терпения, такта и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию, которую, к сожалению, престижной и выскооплачиваемой сейчас не назовешь.А когда мы узнали, что в учебных заведениях нашего поселка работали и работают династии педагогов, посвятивших свою жизнь школе, то перед нами возникли вопросы: "Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию, зная о всех сложностях работы? Что движет людьми при  выборе: генетическая предрасположенность, особый дар -- учить, интерес, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое?" Проблема заключается в отсутствии полной информации об учительских династиях, их вкладе в общественную жизнь родного края. Все вышесказанное и обусловливает потребность в исследовании жизни и трудового пути представителей династий педагогов.

Цель исследования:

Изучение и систематизирование материалов о представителях учительских династий поселка, выявление причин выбора данной профессии из поколения в поколение и роли династий в развитии образования в Новониколаевском районе.

 

 

Тема исследования:

Учительские династии -- гордость земли нашей!

Объект исследования:

Объектом исследовательской работы являются жизнь и трудовая деятельность учительских династий.

Предмет исследования:

Предметом исследования выступает вклад каждого представителя педагогических династий в развитие образования и общественную жизнь Новониколаевского района.

Гипотеза исследования:

Наверное, выбор профессии учителя представителями педагогических династий был и остается осознанным и закономерным и на него не влияют ни низкая зарплата, ни падение престижа профессии. Мы предполагаем, что представители учительских династий внесли огромный вклад в дело развития образования и общественную жизнь поселка, района.

Задачи исследования:

Исходя из цели, мы поставили перед собой задачи:

  • уточнить понятие "учительские династии";
  • выявить педагогические династии поселка;
  • найти и изучить документальные материалы о каждом представителе учительских династий поселка (газетные статьи, документы, грамоты, фото из семейных архивов и районного краеведческого и школьного музеев);
  • провести интервьюирование представителей династий, их коллег по работе, выпускников, учеников, работников краеведческого музея;
  • обобщить собранный материал и сделать определенные выводы;
  • осветить жизненный путь и трудовую деятельность педагогических династий для популяризациии професссии учителя.

Список и анализ источников:

Список использованных источников. 

Устные источники:

Интервью с представителями учительских династий:

  1. Филипповой (Мелиховой) Раисой Ивановной, Фомченковой (Филипповой) Ларисой Евгеньевной, Водяновой (Фомченковой) Викторией Викторовной;
  2. Митяшовым Петром Викторовичем, Митяшовой (Харитоновой) Ириной Владимировной, Митяшовым Данилой Петровичем;
  3. Юриной (Никулиной) Александрой Ивановной, Юаубель (Юриной) Ниной Георгиевной, Баубель (Аникеевой) Еленой Юрьевной;
  4. Гущиной (Стрепетовой) Ириной Федоровной.

Интервью с бывшими учениками Фомченковой Л.Е., Митяшова П.В., Стрепетовой Н.К. -- Родиной М.А., Савченко И.Н., Березневой Л.Т.

Периодическая печать:

  1. Бобылева Н. Боль памяти // Вестник. -- 1994.-- 2 июля. -- С.2.
  2. Куроплина Т. Линия жизни // Вестник. -- 2005. -- 14 мая. -- С.3.
  3. Горемыкина О. Душа и гордость школы // Вестник. -- 2005. -- 19апреля. -- С.2.
  4. Степыгин Н.А. Здесь жизнь идеями кипит // Волгоградская правда. -- 2006. -- 17 мая. -- С.3.
  5. Власова О. Они учили нас жизни // Вестник. -- 2011. -- 4 октября. -- С.3.
  6. Дерябин А. Речка памяти // Вестник. -- 2006. -- 25 мая. -- С.3.
  7. Лучшие люди России: энциклопедия. -- М.: Спец-Адрес, 2004.

Фотографии из семейных архивов учителей: Баубель Н.Г. и Е.Ю. (17 шт.), Митяшовой И.В. (12 шт.), Водяновой В.В. (17 шт.), Гущиной И.Ф. (18 шт.). Хранятся в семейных архивах учителей.

Документы из школьного музея: альбом "Учительские династии", 21 страница, создан к юбилею школы №3 в  2012 г. Хранится в школьном музее.

Документы из семейных архивов:

Аттестаты и дипломы об окончании учебных заведений:

  1. Аттестат № 289332  на звание учителя начальной школы Юриной А. И. Дата выдачи – 27.07.1940 г. Хранится у Юриной А.И.
  2. Диплом Юриной Н.Г. об окончании Волгоградского государственного педагогического института, 29.06.1968 г. Хранится у Баубель Н.Г.
  3. Диплом Баубель (Аникеевой) Е.Ю. об окончании Борисоглебского государственного педагогического института, 12.06.1993 г. Хранится у Баубель Е.Ю.
  4. Диплом Мелиховой Р.А. об окончании естественно-географического отделения Ташкентского Государственного Учительского института им. Низами, 1953 г. Хранится у Филипповой Р.И. 
  5. Диплом Фомченковой Л.Е. об окончании Борисоглебского педагогического училища по специальности дошкольное воспитание, 29.06.1986 г. Хранится у Фомченковой Л.Е. 
  6. Диплом  Алексенко В.В. об окончании ВГПУ по специальности «Физика», 28.06.2002 г. Хранится у Водяновой В.В.

Студенческие и партийные билеты:

  1. Студенческий билет № 64365 Юриной Н. Г. Дата выдачи билета -- 01.09.1964 г. Хранится у Баубель Н.Г.
  2. Партийный билет Баубель Н. Г. Дата выдачи --  30.10.1975 г. Хранится у Баубель Н.Г.

Трудовые книжки:

  1. Трудовая книжка Юриной А.И. Дата заполнения книжки -- 20.01.1939 г. Последняя запись датирована 09.07.1970 г. в связи с уходом на пенсию по старости. Хранится у Юриной А. И.
  2. Трудовая книжка Баубель Н.Г. Дата заполнения книжки -- 16.08.1968 г. Хранится у Баубель Н.Г.

Удостоверения:

  1. Удостоверение  «Ветеран труда» Юриной А. И. Дата выдачи -- 23.08.2004 г. Хранится у Юриной А.И.
  2. Удостоверение ветерана Великой Отечественной войны Юриной А.И. Дата выдачи -- 23.08.2004 г. Хранится у Юриной А.И.
  3. Удостоверение "За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны" Юриной А. И. Дата выдачи -- 11.03.1992 г. Хранится у Юриной А.И.
  4. Удостоверение «Отличник народного просвещения» Баубель Н.Г., 17.06.1988 г. Хранится у Баубель Н.Г.
  5. Удостоверение к ведомственной награде Министерства образования и науки РФ "Почетный работник общего образования РФ" Митяшовой И.В., 2012 г. Хранится у Митяшовой И.В.
  6. Удостоверение ветерана труда Митяшовой И.В., 13.12.2011 г. Хранится у Митяшовой И.В.
  7. Удостоверение к знаку «Победитель социалистического соревнования 1976 года» Стрепетовой Н. К., 29.12.1976 г. Хранится у Гущиной И.Ф.
  8. Удостоверение "За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941 -- 1945 гг." Стрепетовой Н.К., АБ № 783238. Хранится у Гущиной И.Ф.
  9. Удостоверение к медали «Ветеран труда» за долголетний добросовестный труд Стрепетовой Н.К., 28.02.1980 г. Хранится у Гущиной И. Ф.
  10. Удостоверение к юбилейной медали  «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 -- 1945 гг.» Стрепетовой Н. К. Хранится у Гущиной И.Ф.
  11. Удостоверение к значку «Отличник народного просвещения» Фомченковой Л.Е., 29.05.95 г. Хранится у Фомченковой Л.Е.

Почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы вручены педагогам  в разные периоды жизни:

Юриной А.И. (1 шт., 1963 г.), Баубель Н.Г. (32 шт.), Баубель Е.Ю. (17 шт., 1999 -- 2014 гг.), Митяшову П.В. (20 шт., 2002 -- 2013 гг.), Митяшовой И.В. (19 шт., 2006 --2014 гг.), Водяновой В.В. (25 шт., 2011 -- 2014 гг.), Стрепетовой Н.К. (5 шт., 1963 -- 1979 гг.), Стрепетову Ф.Н. (1 шт., 1973 г.), Гущиной И.Ф. (9 шт., 2006 -- 2014 г.). Хранятся в личных архивах учителей.

Характеристика Мелиховой Р.И., 30.07.1956 г. Хранится у Филипповой Р.И.

Награды:

  1. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -- 1945 гг.» Юриной А.И., 11.03.1992 г. Хранится у Юриной А. И.
  2. Почетный значок «Отличник народного просвещения» Баубель Н.Г., 17.06.1988 г. Хранится у Баубель Н.Г.
  3. Почетный знак «Почетный работник общего образования» Митяшовой И.В., 2012 г. Хранится у Митяшовой И.В.
  4. Значок "Отличник народного просвещения" Фомченковой Л.Е., 29.05.1995 г. Хранится у Фомченковой Л.Е.
  5. Медаль «Ветеран труда» Стрепетовой Н. К., 28.02.1980 г. Хранится у Гущиной И.Ф.

 

Анализ источников:

  1. Беседы с представителями учительских династий были проведены в апреле 2014 года дома у Юриной А.И., Баубель Н.Г. и Е.Ю., Филипповой Р.И., по месту работы учителей. Эти первоисточники, записанные на бумагу, представляют собой информацию о биографиях педагогов. Интерес вызвали воспоминания о ярких моментах жизни, достижениях и успехах учителей в сфере образования.
  2. Воспоминания бывших учеников помогают понять, какими были учителя, какими качествами должен обладать настоящий учитель.
  3. Статьи из газет, вторичные источники информации,  знакомят с фактической информацией о педагогах Юриной А.И., Баубель Н.Г., Митяшове В.Р., рассказывают об их таланте, высоком профессионализме, опыте, подчеркивают вклад учителей в общественную жизнь района, обеспечивают понимание событий прошлого времени. Газеты хранятся в семейных архивах учителей.
  4. Фотографии из семейных архивов учителей --  иллюстративный материал, который отражает разные стороны жизни педагогов (памятные моменты, важные мероприятия), помогает точнее представить реальные картины прошлого, не освещенные в официальных источниках.
  5. Школьный альбом содержит краткую информацию о биографиях педагогов из 8 учительских династий, насчитывающих, в основном, 2 -- 3 поколения: годы жизни, образование, место работы, фотографии.
  6. Документы из семейных архивов содержат сведения об образовании учителей, поощрениях и наградах, свидетельствуют о добросовестном отношении учителей к труду, высоких достижениях в области образования, об авторитете среди учащихся, учителей школы и жителей района. Источники говорят о том, что педагоги занимали и занимают активную жизненную позицию, неравнодушны к делам района, поселка. 
  7. Награды -- это источники, которые иллюстрируют достижения членов династий учителей.

Анализ литературы:

Мы не нашли научной литературы, посвященной учительским династиям. Для уточнения понятия "династия" обратились к толковому словарю Ожегова С.И. и материалу из Википедии. А научная статья Левочкиной А.В. познакомила с понятием "профессиональные династии". Статьи  Куроплиной Т., Горемыкиной О., Власовой О. и Бобылевой Н., напечатанные в районной газете "Вестник", а также статья Степыгина Н.А. из газеты "Волгоградская правда" рассказывают о жизни и педагогической деятельности учителей Юриной А.И., Баубель Н.Г. Статья Дерябина А. знакомит нас с талантливым поэтом и педагогом Митяшовым В.Р.

Основная часть

В нашем поселке есть семьи, представители которых из поколения в поколение выбирают одну из ответственных профессий -- профессию учителя. Речь идет о династиях (в переносном значении), «о тружениках, передающих от поколения к поколению мастерство, трудовые традиции» [8]. Нас заинтересовал тот факт, что дети, внуки, зная о всех трудностях работы в школе, все равно обращаются к профессии своих родителей, бабушек и дедушек.

Учительские династии в наше время -- явление уникальное и драгоценное, порой необъяснимое. К сожалению, оно мало освещено в печати. По мнению А.В. Левочкиной,  «понятие профессиональные династии следует рассматривать с позиций рода и семьи» [7]. Поэтому основу этой работы  о династиях учителей, насчитывающих 3 -- 4 поколения, составляют воспоминания каждого представителя династий о жизни и педагогической деятельности, беседы с коллегами, бывшими учениками, а также анализ различных документов (см. Приложение 1).

Учительская династия Митяшовых.

image

Одна из известных  династий учителей нашего района -- семья Митяшовых. Она насчитывает четыре поколения педагогов. Общий педагогический стаж -- около 121 года.

Учительская династия Митяшовых началась с  двоюродного деда Петра Викторовича Митяшова -- Никиты Тихоновича, который проработал всю свою жизнь учителем начальных классов в Серпомолотской средней школе. Педагогом стал и  отец П.В. Митяшова -- Виктор Романович. Свою трудовую деятельность он провел в Киквидзенской школе с 1962 год по 2007 год: преподавал русский язык, литературу и историю, некоторое время работал директором. Сейчас он на пенсии, живет в п. Панфилово Новоаннинского района, но по-прежнему интересуется школой, образованием и литературой, пишет стихи и публикуется в газетах (фото 1, 2). Он же и повлиял на выбор профессии своего сына Петра (см. Приложение 2).

Петр Викторович Митяшов сначала учился в восьмилетней Киквидзенской школе, среднее образование получил в Галушкинской средней школе Новоаннинского района. Затем год работы  в родном хозяйстве, потом учеба в педагогическом институте. По окончании вуза Петр Викторович работал в Волгоградском кооперативном техникуме, позже в Волгоградском комитете по телевидению и радиовещанию и один год в сельской школе. А в 1992 году решил вернуться в родной район и 11 лет преподавал  русский язык и литературу в средней школе №3. Бывшие его ученики с теплотой вспоминают о педагоге и его уроках (см. Приложение 3). Опыт, накопленный за время работы учителем, помогает и сейчас Петру Викторовичу в должности председателя МКУ «Комитет по образованию Новониколаевского района» Волгоградской области. При его участии произошло много изменений в образовании района. Огромное внимание уделяется повышению профессионального мастерства и гуманитарной культуры педагогов района. Петр Викторович участвует в конференциях и семинарах, встречается с известными учеными,  стал инициатором открытия педкласса, где и проводит занятия, ведет научную деятельность, публикует свои статьи в научных журналах. А еще П.В. Митяшов является председателем Новониколаевской районной Думы. К участию в выборах его подтолкнули «интересы дела», так как он хочет, чтобы поселок, а также жизнь школ стали лучше (фото 3 -- 5).

Ирина Владимировна Митяшова (Харитонова), жена Петра Викторовича, тоже учитель. С самого детства она знала, что будет учить детей, любила играть в школу с  куклами. Совсем рано, до школы, она научилась сама читать, записалась в колхозную библиотеку и там брала книги. Талантливые педагоги А.П. Аристова, Е.В. Зорникова, Т.В. Храпова укрепили желание Ирины Владимировны стать учителем. После окончания музыкальной школы ей пришлось выбирать: стать учителем музыки или учителем начальных классов. Остановилась она на втором варианте и с 1980 г. по 1984 г. училась  в Михайловском педучилище. Как говорит Ирина Владимировна, ей везло, так как на пути всегда встречались хорошие педагоги. В 1984 году она поступила в Волгоградский пединститут на заочное отделение и пришла работать в СОШ № 3 учителем начальных классов. А в 1989 году по окончании института стала преподавать биологию. Уже 30 лет Ирина Владимировна трудится в стенах СОШ №3, является активным участником  семинаров и конференций, побеждает в различных конкурсах, получила грант главы района, удостоена звания «Почетный работник общего образования» (фото 6 --8).

Продолжатели учительской династии -- Данила и Роман, сыновья Петра Викторовича. Данила Петрович окончил Волгоградский государственный педагогический университет, факультет физической культуры. Год работал в сельской школе Урюпинского района, а сейчас он тренер  в спортивной школе. Организовал занятия и первые в нашем районе соревнования по гандболу. У молодого тренера есть еще одно увлечение -- велосипедный спорт. Данила Петрович мечтает организовать занятия по этому виду спорту.

Роман Петрович Митяшов пошел по стопам отца и деда, решив стать филологом. Сейчас он студент второго курса филологического факультета ВГСПУ (фото 9). Учиться ему очень нравится, он уже сейчас готов заниматься наукой, у него есть свой научный руководитель. Совсем недавно проходила студенческая конференция исследовательских работ по филологии, на которой он занял третье место. Родители во всем поддерживают Романа (см. Приложение 4).

Помимо того, что в семье Митяшовых все учителя, они творческие люди: пишут стихи, прозу, печатают свои произведения в газетах, журналах, участвуют в различных конкурсах. Наверное, ничего этого бы не было, если бы не стремление их к развитию, самообразованию и бесконечная любовь к детям, к своей профессии.

Учительская династия Мелиховых -- Филипповых -- Фомченковых -- Водяновых.

Еще одна известная в поселке учительская династия -- это династия Мелиховых -- Филипповых -- Фомченковых -- Водяновых. Она насчитывает четыре поколения педагогов. Общий педагогический стаж -- около 112  лет.

image

Основоположником педагогической династии является Иван Васильевич Мелихов 1897 года рождения. В детстве был очень умным и смышленым мальчиком. Окончил 7 классов. С 1914 -- 1932 год работал сельским учителем в х. Новая Ольховка Сталинградской области. В годы коллективизации он был причислен к кулакам и в 1932 году был вынужден переселиться в Узбекистан вместе с семьей, где работал бухгалтером (фото 10). Две его дочери из трех, Раиса и Тамара,  выбрали для себя профессию учителя.

В нашем поселке хорошо знают старшую дочь И.В. Мелихова -- Раису Ивановну Филиппову (Мелихову). Она родилась в х. Ольховка Волгоградской области 10 мая 1927 года. Хорошо училась в школе, была очень спортивной девочкой, занималась гимнастикой. Над выбором профессии даже и не задумывалась, она видела себя только учителем. Большое влияние оказали на выбор профессии родители. С 1946 года работала   учителем начальных классов в школе п. Аккурган Ташкентской области. В 1949 году поступила в Ташкентский Государственный Учительский институт, закончила его с отличием в 1951 году по специальности «Естествознание и география». Выбор таких предметов, как естествознание и география,  был связан с любимым уроком в школе -- биологией. После окончания института Раисе Ивановне захотелось вернуться на Родину, она поехала в г. Волгоград и по распределению попала в х. Лазоревка Новониколаевского района, где была назначена директором. После закрытия школы вместе с семьей переехала в районный центр. С 1972 -- 1979 годы  работала учителем биологии в СОШ №3. В  1979 году ушла на пенсию по выслуге лет.  Из сохранившейся характеристики ясно, что Раиса Ивановна была опытным педагогом, творческой личностью, пользовалась авторитетом у детей и родителей (фото 11-- 13).

Продолжила династию Лариса Евгеньевна Фомченкова (Филиппова), дочь Раисы Ивановны. Родилась Лариса Евгеньевна в х. Лазоревском Новониколаевского района Балашовской области 15 сентября 1956 года. Профессия учителя была знакома ей с детства, так как мама тоже была педагогом и часто брала с собой в школу свою дочь. Девочке очень нравилось посещать уроки, и с ранних лет Лариса Евгеньевна мечтала стать учителем. В 1973 году по окончании Новониколаевской школы №1 поступила в Волгоградский педагогический институт на филологический факультет (заочно). В 1973 -- 1974 гг. работала в СОШ №3 вожатой, затем в 1975 -- 1976 гг. -- учителем начальных классов в х. Лазоревка, в 1976 -- 1980 гг. -- учителем русского языка и литературы в х. Орлы. Закончив в 1986 году Борисоглебское педагогическое училище по специальности воспитатель, начала работать в МДОУ «Новониколаевский д/с №2». Много хороших слов от детей и их родителей можно услышать в адрес такого замечательного учителя и воспитателя, как Лариса Евгеньевна (см. Приложение 5). За свой добросовестный труд Л.Е. Фомченкова награждена значком «Отличник народного просвещения» (фото 14, 15).

Четвертым поколением учителей в этой семье стали Виктория Викторовна Водянова (Фомченкова), учитель физики третьей школы, и ее сестра Екатерина Викторовна Попова (Фомченкова), которая в данный момент проживает в Михайловке. В 1997 году Виктория Викторовна окончила СОШ №1, затем училась на физическом факультете ВГПУ, с 2004 года по сегодняшний день работает в нашей школе: сначала психологом, потом педагогом-организатором, а сейчас учителем физики. В.В. Водянова творчески и очень ответственно относится к своей работе. Ни одно важное мероприятие школы не обходится без ее участия. Виктория Викторовна является организатором и координатором  различных всероссийских конкурсов в районе. В портфолио педагога много почетных грамот и благодарственных писем. В 2012 году победила в номинации «Лучший Учитель года» п. Новониколаевского  и ей была вручена грамота главы городского поселения (фото 16, 17).

Пообщавшись с этой большой семьей, мы поняли, что династия не прервется. Возможно, будет и пятое, и шестое поколение, так как подрастает дочь Виктории Викторовны -- Аня. Сейчас, наблюдая за работой мамы и бабушки, она тоже хочет стать учителем русского языка или истории.

Учительская династия Никулиных -- Юриных -- Баубель.

image

В нашей третьей школе в 7 «Б» классе учится Юлия Баубель. Оказалось, что она из семьи педагогов, которых очень хорошо знает весь поселок. Так Юлия рассказывает о своих родных: «Наша учительская династия насчитывает три поколения. Началась она с моей прабабушки -- Александры Ивановны Юриной (Никулиной). Ее биография заслуживает отдельного внимания (см. Приложение 6). Александра Ивановна всегда работала на совесть. Почти сорок лет она преподавала в начальных классах. Сохранилась ее трудовая книжка, начатая в сентябре 1931 года. Ее записи свидетельствуют, как складывался долгий трудовой путь старейшего педагога. За добросовестный труд была отмечена многочисленными почетными грамотами, наградами (фото 18 -- 20). Педколлектив первой школы и многие бывшие ученики с теплотой вспоминают ветерана педагогического труда и свою первую учительницу (см. Приложение 7).

Продолжательницей учительской династии стала  дочь А.И. Юриной -- Нина Георгиевна Баубель (Юрина). После школы моя бабушка решила, как и ее мама, стать педагогом, но выбрала не начальные классы, а историю. И в этом тоже есть своя причина. Преподаватель истории и классный руководитель Мария Васильевна Чекмачева покорила ее своей эрудицией и умением донести свои знания ученикам. Поэтому по окончании школы Нина Георгиевна поступила в Волгоградский государственный педагогический институт им. А.С. Серафимовича на историко-филологический факультет, отделение истории (фото 21). После распределения работала в Мирной средней школе Новониколаевского района, а затем переехала в поселок Новониколаевский и с 1973 года по 2011 год преподавала историю в СОШ №2. Уроки, консультации по предмету, подготовка исторических викторин и игр -- всё это происходило изо дня в день на протяжении долгой трудовой деятельности. Она беззаветно любила свой предмет и всегда старалась, чтобы его в совершенстве знали дети (фото 22). Дома у Н.Г. Баубель прекрасная библиотека, которая постоянно пополняется. Накоплен большой краеведческий материал. Моя бабушка -- на редкость грамотный специалист, душевный и обаятельный человек, она имеет огромный авторитет среди учеников, родителей и своих коллег (см. Приложение 8).

Нина Георгиевна 43 года своей жизни посвятила школе, была награждена грамотой Министерства просвещения РСФСР и заслужила почетное звание «Отличник народного просвещения». За высокие показатели в труде  и профессионализм имя Н.Г. Баубель --  учителя истории и обществознания Новониколаевской СОШ №2, руководителя районного методического объединения   учителей -- занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» (фото 23). Сейчас моя бабушка на заслуженном отдыхе.

Учитель в моей жизни появился с первых дней. В этом нет ничего удивительного, ведь учитель -- моя мама. Елена Юрьевна Баубель (Аникеева)  --  учитель начальных классов в МБОУ «Новониколаевская СОШ №3». Маму связывают с третьей школой уже 36 лет. В 1977 году она пришла сюда первоклассницей, а сразу после окончания школы начала работать, сначала пионервожатой, затем учителем (фото 24). 

У неё очень ответственная и почётная профессия. В первом классе к ней приходят малыши, которым она заменяет маму. Каждому из них она отдаёт частичку себя, и каждый из них занимает особое место в её сердце. Я вижу, сколько времени, терпения, физических сил требует эта работа.  Мысли о школе не покидают маму никогда. Елена Юрьевна рассказала, что ещё в детстве она решила стать учителем. Уже в девятом классе она точно знала, что будет учить малышей.  Трудно подсчитать, сколько учеников «прошло через её руки». Годы проходят, а мамины ученики не забывают о ней: поздравляют с праздниками, приходят в гости и просто звонят. В районной газете «Вестник» не раз ее ученики и их родители писали о Елене Юрьевне статьи, полные любви и благодарности за ее труд.  Некоторые ее ученики тоже стали учителями, например, А. Михайлова, Л. Щукина, О. Земцова. Елена Юрьевна участвует в различных районных, региональных и всероссийских конкурсах и конференциях. Проводит интересные и познавательные мероприятия. Имеет много почетных грамот. Она очень умная, добрая, внимательная, ответственная и трудолюбивая (фото 25).

Таким образом, общий педагогический стаж нашей династии насчитывает 109 лет. И я еще не знаю, продолжу ли я династию педагогов, но уже сейчас понимаю, что подойти к выбору профессии надо со всей ответственностью».

Учительская династия Стрепетовых -- Гущиных.

image

В нашей школе работает Гущина Ирина Федоровна. Она принадлежит к учительской династии, которая насчитывает 3 поколения. Отец И.Ф. Гущиной (Стрепетовой) --  Федор Никифорович Стрепетов. Родился он в 1916 году в х. Алексиковском Новониколаевского района Балашовской области. До 1937 года учился в Новониколаевской средней школе. Окончил в 1939 году Астраханский  Учительский государственный институт им. Кирова по специальности «Физика и математика» и начал работать учителем в Новониколаевской вечерней средней школе. Затем война. Был награжден орденами и медалями, неоднократно командование объявляло ему благодарность. После войны с 1948 по 1950 гг. преподавал  математику в Алексиковской семилетней школе №1, а в  1950 -- 1976 гг. -- в  Новониколаевской  средней школе №2 (фото 26, 27).

Мать Ирины Федоровны, Нина Кузьминична Стрепетова, родилась в 1922 году в х. Краснянки Хоперского района. В 1940 -- 1943 годы  работала учителем математики в Рождественской НСШ, затем год -- учителем математики НСШ №2 Новониколаевского района, в 1944 --1945 гг. -- инспектором районо, в 1945 -- 1946гг. -- в Алексиковской семилетней школе. С 1948 по 1952 г. училась в Борисоглебском Государственном учительском институте. В 1950 -- 1979 гг. преподавала математику в Новониколаевской СШ № 2.  Награждена медалями  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -- 1945гг.» и «Ветеран труда», почетными грамотами районо, райкома партии и исполкома райсовета (фото 28, 29).

По словам И.Ф. Гущиной, родители выбрали эту профессию потому, что  в то время это было нужно, перспективно и престижно. Нина Кузьминична и Федор Никифорович Стрепетовы как учителя внесли немалый  вклад в развитие образования в поселке. Они принимали активное участие в организации и проведении праздников поселка, часто проводили лектории среди населения, даже пели в хоре. Нина Кузьминична вела активный образ жизни и часто возила своих учеников в города-герои: Харьков, Киев, Ленинград.

Ирина Федоровна продолжила учительскую династию (фото 30). После окончания Новониколаевской средней школы №2 с 1981 по 1985 годы училась в Борисоглебском  государственном  педагогическом институте. Над выбором своей профессии она не задумывалась. Быть учителем начальных классов она хотела с самого раннего детства, потому что росла в педагогической семье и очень любила маленьких детей. В 1985 году И.Ф. Гущина была принята на работу в Новониколаевскую СОШ №3, где и работает до сих пор. Сразу учителем она не стала, первое время работала в группе продленного дня. И только через некоторое время ей дали первый класс. Сейчас для Ирины Федоровны школа -- это дом, частичка ее души, цель и смысл всей жизни. В другой профессии она себя не представляет. Ирина Федоровна говорит про свою работу так: «Профессия учителя начальных классов важна и ценна для каждого человека, так как первый учитель не только учит читать, писать, считать, но и знакомит детей с окружающим миром, помогает школьникам адаптироваться в этом мире, раскрыть свои творческие способности. И результат работы налицо. Через короткий промежуток времени школьники начинают участвовать в конкурсах и олимпиадах». В 2006 году И.Ф. Гущина награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Профессию педагога выбрали и ученики Ирины Федоровны -- Светлана Щербанева, Николай Миронов.

Татьяна Никифоровна Белокопытова, Александра Никифоровна Топилина, Вера Никифоровна Стрепетова, Тамара Макаровна Анисимова, тети Ирины Федоровны, проработали всю свою жизнь учителями. Сейчас они живут в разных городах страны. А династию продолжают  племянницы И.Ф. Гущиной -- Надежда Владиславовна и  Татьяна Владиславовна Савченко, которые живут и работают в г. Волжском. Таким образом, общий педагогический стаж  этой династии -- около 260 лет.

Такие разные династии... И у каждой из них свои традиции, свои секреты успешной педагогической деятельности, которые передаются из поколения в поколение.

Заключение

Отсутствие в школьном и районном краеведческом музеях полной информации об учительских династиях нашего края подтолкнуло нас к данному исследованию. В ходе работы мы близко познакомились с четырьмя династиями педагогов Митяшовых, Мелиховых -- Филипповых -- Фомченковых -- Водяновых, Никулиных -- Юриных -- Баубель, Стрепетовых -- Гущиных. Беседы с учителями помогли нам выяснить причины выбора данной профессии членами семей из поколения в поколение. На их осознанный выбор повлияли:

  • образ жизни родителей-учителей;
  • любовь к детям;
  • интерес к определенным предметам: русскому языку, литературе, истории, биологии, физике, математике;
  • стремление к самореализации, творчеству;
  • талантливые учителя.

Мы поняли, что работа учителя сложная, но интересная. Во все времена данная профессия была уважаемой, востребованной и нужной в поселке. Представители четырех династий с успехом реализовали себя в профессии,  внесли огромный вклад в развитие образования и общественную жизнь родного края, заслужили уважение жителей поселка. Об этом свидетельствуют воспоминания учеников, документы из семейных архивов и статьи в местной газете «Вестник».

Мы увидели уникальность каждой династии, отметили их высокий профессионализм. Уверенно можно сказать, что учительские династии Митяшовых, Мелиховых -- Филипповых -- Фомченковых -- Водяновых, Никулиных -- Юриных -- Баубель, Стрепетовых -- Гущиных -- гордость нашей земли. Они творили и творят историю края, и их по праву можно назвать героями. Радует, что династии учителей продолжаются. Из поколения в поколения передаются высокие идеалы добра, гражданского долга, любви и верности профессии. Собранные и представленные здесь материалы помогут школьникам осознать значимость профессии учителя в наше время. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, выдвинутая проблема выяснена, гипотеза доказана. 

Рамки данной исследовательской работы не позволили осветить весь материал о династиях педагогов, многое осталось "за кадром": биография каждого учителя словно книга опыта и мудрости, десятки черно-белых фотографий из старых фотоальбомов, грамоты и благодарственные письма, медали и значки прочно хранят память о каждом педагоге. Работа может быть продолжена, так как учительских династий в поселке, районе значительно больше, чем представлено в данном исследовании, и все они заслуживают нашего внимания, судьба каждого педагога интересна и уникальна.

 

Список литературы

Список литературы:

  1. Бобылева Н. Боль памяти //Вестник. -- 1994. -- 2 июля. -- С.2.
  2. Власова О. Они учили нас жизни // Вестник. -- 2011. -- 4 октября. -- С.3.
  3. Горемыкина О. Душа и гордость школы // Вестник. -- 2005. -- 19 апреля . -- С.3.
  4. Дерябин А. Речка памяти // Вестник. -- 2006. -- 25 мая. -- С.3.
  5. Династия. Материал из Википедии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 06.04.2014 г.).
  6. Куроплина Т. Линия жизни // Вестник. -- 2005. -- 14 мая. -- С.3.
  7. Левочкина А.В. Сущность и специфика понятия профессиональные династии // Аналитика культурологии: электрон. журнал. Выпуск № 27/2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-ponyatiya-professionalnye-dinastii (дата обращения: 07.04.2014 г.).
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. -- М.: Рус. яз., 1989. --  С. 169.
  9. Степыгин Н.А. Здесь жизнь идеями кипит // Волгоградская правда. -- 2006. -- 17 мая. -- С.3.

Приложения

Приложение 1

Интервью с представителями учительских династий.

  1. Сколько поколений насчитывает Ваша учительская династия?
  2. Кто был родоначальником Вашей династии?
  3. Каков  общий педагогический стаж династии?
  4. Почему Вы выбрали профессию учителя? Кто Вам помог определиться с выбором профессии?
  5. А что значит для Вас школа и профессия учителя? Что привлекает в этой профессии?
  6. Расскажите о представителях Вашей педагогической династии. Какие традиции существуют в Вашей семье?
  7. Что интересного, особенного запомнилось Вам из практики работы?
  8. Чем Вы сейчас занимаетесь? Что Вас особенно волнует в современном образовании?
  9. Кто из Ваших детей, учеников пошел по Вашим стопам?

Интервью с бывшими учениками.

  1. Мы знаем, что Вашим учителем начальных классов/истории/русского языка/ биологии был/а …. Расскажите об учителе -- представителе династий педагогов? Каким он запомнился Вам?
  2. Каков стиль его преподавания?
  3. Как он относился к ученикам?
  4. Какое яркое событие из школьной жизни, связанное с именем этого учителя,  Вы помните?
  5. Оказал ли учитель влияние на Ваш выбор профессии?

 Приложение 2

Воспоминания Петра Викторовича Митяшова о детстве.

Из воспоминаний Петра Викторовича Митяшова, сына Виктора Романовича: «У нас дома была большая библиотека. Одним из самых ярких воспоминаний моего детства было то, когда моя старшая сестра Татьяна читала стихи вслух, а я и отец слушали и потом высказывали свое мнение, делились впечатлениями. Все эти обсуждения и взгляды на поэзию, наверное, со временем каким-то образом повлияли на мое решение стать учителем. Еще я очень любил играть в школу: писать мелом на доске, представлять, как я объясняю какой-либо материал…»

Приложение 3

Ученики о Петре Викторовиче Митяшове.

Ирина Николаевна Савченко, как бывшая ученица, говорит о П.В. Митяшове: «Петр Викторович был необыкновенным преподавателем, он с уважением относился к мнению каждого ученика. На уроках литературы он умело использовал афоризмы и интересные отрывки из литературных произведений, зачитывал стихи собственного сочинения, чем вызывал интерес к поэзии, литературе и чтению. Даже самые непоседливые мальчишки обожали учителя и любили его предмет. На классных часах и тематических вечерах он очень часто беседовал с нами о музыке, играл на гитаре и исполнял песни собственного сочинения». 

 Приложение 4

Слово о воспитании сына.

Из рассказа П.В. Митяшова о сыне Романе: «Мне нравится  то, что сын понимает, что можно совмещать работу в школе и занятия научной деятельностью, делать определённые шаги по карьерной лестнице. В этом наши мнения схожи, поскольку я считаю, что, чем бы сын ни занимался, он должен начинать свою трудовую деятельность именно в школе. В этом плане даже не я являюсь для него примером, а профессор  Е.А. Ямбург, создавший свою школу, который говорил о том, что он как ученый, как писатель и как управленец состоялся именно в школе». 

О том, повлиял ли П.В. Митяшов как отец на выбор профессии сына, Петр Викторович говорит следующее: «Один писатель на вопрос о том, как его воспитывал отец, ответил, что отец напрямую его не воспитывал, однако сын засыпал, видя, как тот сидит за своим письменным столом. Видимо, так отец и воспитывал будущего писателя.

Я по своей природе трудоголик, много времени уделял становлению своего профессионального мастерства. С детства подсовывал своему сыну интересные книги, у нас в доме также были многие интересные люди и преподаватели. Думаю, что, находясь с самого раннего детства в такой обстановке, сын сам определил свою будущую профессию. До седьмого класса Роман читал неохотно, я очень сильно расстраивался, думая: «В кого он такой растёт?» А потом Роман стал уделять очень много внимания литературе и науке».

Приложение 5

Ученики о Ларисе Евгеньевне Фомченковой.

Марина Алексеевна Родина, бывшая ученица Ларисы Евгеньевны Фомченковой,  вспоминает об учителе: «Лариса Евгеньевна поощряла самостоятельность, учитывала не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Ее основными методами воздействия были просьба и совет. Она располагала учащихся к себе своей улыбкой и добрым взглядом».

Приложение 6

Биография Александры Ивановны Юриной (Никулиной).

Родилась Александра Ивановна Никулина 23 апреля 1915 году в хуторе Двойновском Новониколаевского района Волгоградской области (Хоперского округа войска Донского) в семье казака Ивана Григорьевича Никулина и его жены Марины Лаврентьевны. Спустя три года, после смерти матери, Шуру на воспитание берет Василий Григорьевич, родной брат отца,  и его жена Домна Фоминична. Так у девочки и было два отца. Впоследствии Василий Григорьевич умер в 44-м, а Иван Григорьевич жил и здравствовал до 1962 года. Александра Ивановна с Домной Фоминичной и дядей жили на улице Кирова. Девочка закончила школу-глинобитку. Была активисткой, комсомолкой. После окончания школы, когда пришло время выбирать профессию, роно направило Александру в Урюпинск получать специальность учителя. После учебы было первое назначение в Мироновскую сельскую школу преподавателем. Так начиналась трудовая биография Александры Ивановны. Ее первые ученики были гораздо старше нее, тогда молоденькой девушки. Чуть позже довелось ей трудиться в Салтынской политотделовской газете корректором. И вот направление в Комсомольскую школу. В 31-м году она приступила к работе.

В конце 30-х Александра знакомится с Георгием Никандровичем Юриным и выходит за него замуж. Появился сын Гена. Г.Н. Юрин прошел войну от начала до конца, имел много наград. В июле 1941 года заболел сын и умер от дифтерии. Александре приходилось очень тяжело, но надо было жить дальше. Она вплоть до 44-го учила сельских ребят. В трудных условиях приходилось работать в школах во время войны. В здании было холодно, даже чернила замерзали, учащиеся занимались одетые, в шапках. Не хватало учебников, не было бумаги, писали на старых газетах, книгах между строчками. Чернила делали из сажи, красной  свеклы.

В начале 1946 года муж вернулся домой. В конце 1946 года у Юриных родилась дочь Нина. К тому времени Александру Ивановну перевели в райцентр, в школу №1. С 44-го по 70-й годы работала здесь учителем начальных классов вплоть до ухода на пенсию. В 2014 году А.И. Юриной исполнилось 99 лет.

Приложение 7

Ученики об Александре Ивановне Юриной.

М.К. Земцова рассказывает о своей любимой учительнице А.И. Юриной: «Александра Ивановна для нас сама делала тетради из оберточной бумаги. Ночами разлиновывала их, а утром приносила нам в класс» [1].

У Александры Ивановны хранятся подаренные учениками открытки, картина, шкатулка, книга О. Туберовской «В гостях у картин», подписанная учеником 1 класса Новониколаевской  средней школы №1 Материкиным Сашей. В настоящее время Материкин Александр Васильевич является директором Волгоградского областного краеведческого музея. В 2013 году, будучи на малой родине в р. п. Новониколаевском,  Александр Васильевич побывал в доме своей первой учительницы, подарил торт и цветы, они сфотографировались на память о встрече и провели время в задушевной беседе за чашкой чая.

Приложение 8

Коллеги о Нине Георгиевне Баубель.

Директор МБОУ "Новониколаевская СОШ №2" О.Г. Горемыкина в статье о Нине Георгиевне в районной газете «Вестник» писала: «Те, кто учился у нее, в том числе и я, до сей поры хорошо помнят прекрасные уроки, семинары, конкурсы. Она -- чудо и умеет творить чудеса: зажигать звезды среди учеников, вносить в общение особый колорит, благородство и достоинство» [3].

Дополнительные материалы:

Не указан

Фотодневник выполнения исследовательской работы: