История создания краеведческого музея

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

Муниципальное образовательное учреждение "Нижнедобринская средняя общеобразовательная школа" Жирновского муниципального района Волгоградской области





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Наш музей




"Традиции  и  современность:от  малой  Родины  к  большой  стране "
(использование  возможностей  школьного  музея  в  патриотическом  воспитании  современных  школьников)





Авторы:
Федосеева Любовь Георгиевна




Научные руководители:
Фомина Ольга Александровна






2013 г.

Объект исследования: 

Создание  школьного  музея  " Крестьянская  изба"- как  одна  из  форм  работ  по  патриотическому  воспитанию . 

Предмет исследования: 

Составление  дизайна  крестьянской   избы.

Проблема исследования: 

Сердце  России  - русская  деревня, где  утро  начинается  с  заливистой  песни  петуха, где  избы  стоят  ровными  улицами, а  в  проулке  бегают  босоногие  дети, где  солнце   восходит   на  востоке,  а  садится  на  западе  под  трель  соловья. И  главным  украшением   деревни  является   деревянная  крестьянская  изба. Сегодня, к  сожалению, люди    не  ценят  красоту  жилища, в  котором  проживают. Интерьер  меняют  согласно  моде   изделиями  из  пластмассы  и  ламината; обои  и  натяжные  потолки, пластиковые  окна, сайдинг, крыши   вместо  соломы   покрывают  черепицей. Сегодня  важно  сохранить  частицы  и  следы  старины, протянув  нить  из  прошлого  в  будущее.

Проблема: Интерьер  русской  избы, как  одна  из  достопримечательностей  русского  народа.

Цель исследования: 

  • изучить  особенности  быта   крестьянской  семьи  на  примере   русской  избы  конца  19- начала  20  века  в населенном  пункте  село   Нижняя  Добринка  Жирновского  района  Волгоградской  области.
  • воссоздать  макет  крестьянской  избы  в  школьном  музее.
  • создание  условий, способствующих  нравственно-патриотическому  и  духовному  развитию  личности  ребенка.

 

Гипотеза исследования: 

Все   в  избе  крестьянина  было  продумано  до  мелочей. При  этом  люди  не  останавливались  на  достигнутом  и  постоянно  пытались   усовершенствовать  предметы   быта  с  целью  продуктивности  своего  труда  и  улучшения  бытовых  условий.

Задачи исследования: 

Задачи:

  • изучить  литературу, посвященную   данному  вопросу;
  • изучить   особенности  крестьянского  быта  жителей  села  Нижняя  Добринка;
  • познакомиться  с  особенностями  организации   крестьянского  жилища;
  • познакомиться  с   разнообразием  предметов  домашнего  обихода, их  названиями  и  назначением;
  • грамотное  оформление   экспозиции,  установление  контакта  с  архивами, музеями, привлечение  к  проекту   учеников,  родителей  учащихся, общественности.

Перечень использованных источников:  

Предметы  материальной  культуры: одежда, предметы  быта, произведения  искусства:

  1. Порядковый   номер-005
  2. Дата  и  автор  записи- 0 5.05.2009  г., Червякова  П.Д., заведующая  музеем  "Крестьянская  изба"   МОУ   "Нижнедобринская  СОШ".
  3. "Время, источник, способ  поступления".    "От  Крашенинникова  М.Д.,  жительницы  села  Нижняя   Добринка. Дар. Акт. ВХ  №23   от   5  мая  2009  г."
  4. "Наименование  предмета, автор/изготовитель, место  изготовления, датировка.  Описание  предмета. "Зеркало   настенное",  1950-е   годы  20  века.  " Зеркало   настенное,  рама  деревянная, резная, коричневого  цвета ; прямоугольной  формы.
  5. "Сохранность" . В  сохранности.
  1. Порядковый  номер  -006
  2. Дата  и  автор  записи - 12.02.03  г., Червякова  П.Д., заведующая   музеем  "Крестьянская   изба"   МОУ   "Нижнедобринская  СОШ".
  3. Время, источник, способ  поступления.  От   Серова  Л.В.,  жительницы  села  Нижняя  Добринка. Дар. Акт. ВХ  №13    от  12  февраля   2003  г.
  4. Наименование   предмета, автор/изготовитель, место  изготовления, датировка.  Описание  предмета. " Часы  настенные  с  кукушкой", начало  20  века, материал- медь,  латунь, красное  дерево".
  5. "Сохранность".  В  сохранности.
  1. Порядковый  номер - 061
  2. Дата  и  автор   записи - 04  апреля  2009  г., Червякова  П.Д., заведующая  музеем   "Крестьянская  изба"  МОУ   "Нижнедобринская  СОШ".
  3. Время, источник, способ  поступления.  От  Бусалаева   Е.Н., жительницы  села   Нижняя  Добринка. Дар. Акт.ВХ  № 78   от  4   апреля   2009  года.
  4. Наименование  предмета, автор/изготовитель,  место   изготовления, датировка.Описание  предмета.  "Дорожка домотканная - половик"  (2  шт.) , 1950-е  годы   20  века., материал - пряжа, разноцветная  нить".
  5. "Сохранность". В  сохранности.
  1. Порядковый  номер- 025
  2. Дата  и  автор   записи- 15  сентября  2010  года, Червякова  П.Д., заведующая  музеем   "Крестьянская  изба"   МОУ  "Нижнедобринская  СОШ".
  3. Время, источник, способ  поступления. От  Капустина  М.М., жительницы  села  Нижняя  Добринка.Дар. Акт  ВХ    №  78  от  15  сентября   2010  года.
  4. Наименование  предмета, автор/изготовитель, место   изготовления, датировка. Описание  предмета.
  5. "Ухваты "1940-е    годы  20  века,  материал- чугун, сталь".
  6. " Сохранность". В  сохранности.
  1. Порядковый  номер-009
  2. Дата  и  автор  записи  -12  марта  2009  г., Червякова  П.Д., заведующая   музеем  "Крестьянская  изба" МОУ   "Нижнедобринская  СОШ".
  3. Время, источник, способ  поступления. От  Романова  Т.А., жительницы  с.Нижняя  Добринка, Дар.Акт.ВХ  №45  от  12  марта  2009  года.
  4. Наименование  предмета, автор/изготовитель, место   изготовления, датировка. Описание  предмета. "вышивка  болгарским   крестиком,  рамка  деревянная, стекло, название-цветы, материалы- цветные  нити, ситец."
  5. "Сохранность". В   сохранности.

 Устные  источники:

  1. Наименование  музейного  предмета:  книга  "История   села  Нижней   Добринки"  Иванов  Ф.Г.
  2. Дата  поступления  -19  мая  1990  г., акт  №10
  3. Инвентарный   номер:  № 12
  4. Материал  изготовления:  картон,  бумага.
  5. Количество:1
  6. Сохранность : две  страницы  утеряны. Способ  поступления:  передан  в  дар  школе  Федором  Герасимовичем  Ивановым, уроженцем  села  Нижняя  Добринка, ул. Садовая, 17.
  7. Описание:Книга   автора  Иванова  Ф.Г. написана   об  истории  родного  поселения, охватывает  период  с  конца  19  века  по  80-е   годы  20  века, с  упоминанием   народных  преданий   и  легенд   об  образовании  села. В  ней  краевед  описывает  жизнь  дореволюционного   крестьянства: сцены  кулачных  боев, быт  крестьянской  семьи,  мир  крестьянских  детей, природу  родного  края.
  1. Наименование   музейного   предмета:  книга  "История   села   Нижняя  Добринка"  Луночкин  Михаил  Николаевич.
  2. Дата  поступления- 05.декабря  2008  года, акт  № 36
  3. Инвентарный   номер : № 47
  4. Материал  изготовления:  бумага, картон
  5. Количество: 1
  6. Сохранность: в  полной  сохранности.
  7. Способ  поступления: передан   в  дар   МОУ   "Нижнедобринская  СОШ" историком -краеведом, основателем  и  директором  Чернышковского   казачьего   музея   истории  и  этнографии  Луночкиным  М.Н., уроженцем  села  Нижняя  Добринка,  проживающем  в   чернышковском  районе  Волгоградской  области.
  8. Описание : Основываясь  на  архивных  данных  и  на  ранее  опубликованных   источниках,  написал  книгу  о  родном   крае   и  глубже  развить  тему   истории  Нижней  Добринки. Он  дополнил  ее  свидетельствами  очевидцев, малоизвестными   архивными  документами, сведениями почерпнутыми  из  других  источников.
  1. Наименование   музейного   предмета: книга  "Лица  моих  сельчан"  Бусалаев  А.П., Цыкин  И.В.
  2. Дата  поступления - 01  мая  2011  года, акт  № 53
  3. Инвентарный   номер: №  59
  4. Материал  изготовления:  бумага   офсетная,  картон.
  5. Количество:1
  6. Сохранность:  в  полной   сохранности.
  7. Способ  поступления:  передан  в  дар   МОУ  "Нижнедобринской  СОШ"   Бусалаевым  А.П. профессиональным   военным, полковником. кандидатом  военных  наук, уроженцем  села  Нижняя  Добринка,  проживающем  в  Москве   и  Цыкиным  И. В.-кандидатом  технических  наук, руководителем  предприятия  на  севере  страны  ОАО  "Самотлорнефтегаз", уроженцем  села  Н.Добринка, проживающем   на  севере  в  Нижневартовске.
  8. Описание: книга  "Лица  моих  сельчан"- сборник  очерков   о  родном  крае, возрождении  села, ратных  и  трудовых  подвигах  добрян.
  1. Наименование   музейного  предмета :  компакт  диск  -СD-ROM
  2. Дата   поступления: 17  апреля  2010  года, акт  №  47
  3. Инвентарный  номер:  №  63
  4. Материал  изготовления:  пластиковый  компакт-диск
  5. Количество:1
  6. Сохранность: в  полной  сохранности
  7. Способ  поступления:  видеоролик   снимался  для   районного  конкурса  музеев.
  8. Описание:  ролик  снимался  в  музее  "Крестьянская  изба", где  основатель  музея   Червякова  П.Д.  очень  подробно  рассказывала   о  своем  увлечении.

Обоснование выбора использованных источников: 

Предметы  материальной  культуры

Зеркало.
Элемент  убранства   нашей  крестьянской   избы - зеркало. Форма  зеркала- прямоугольная. Обрамление  зеркала   изготовлено  из  дерева  так, что  отражающая   поверхность  несколько  утопает   в  оправе, украшено  рельефной   резьбой. В русской  деревне   распространилось  поздно, в  19  веке, являя  собой  предмет  роскоши  и  показатель   зажиточности дома. Согласно  своей   роли  в  быту ,  зеркало  почти  всегда  украшается  дополнительно  к  росписи  и  резьбе   нарядными полотенцами  с  декоративными  вышивками.  В  нашем   музее  весящее  на  стене   зеркало,  передано  в  музей  потомками семьи Крашенинниковых.

Часы  с  кукушкой.
На  стене  крестьянской  избы  висят   старинные  гиревые  часы  с  римскими  цифрами  на  циферблате.  Ранее, отбивая   каждый  час, выскакивала  кукушка, чтобы  известить, о  том, сколько  времени  уже  прошло. У   нас  на  селе  имелись  такие часы  всего  в  нескольких  зажиточных  домах.  Переданы  в  дар  музею  потомками  семьи  Серовых.

Дорожка  домотканная.
На  полу  лежат  красивые, разноцветные  дорожки, напоминавшие  по  своей  форме  дорогу, стелющуюся  по  земле.Женщины    ткали  их  сами, используя  остатки  разной  пряжи. Такие  дорожки  украшали  избу  и  делали   ее  еще  более  уютной. Нам  в  музей их  подарила  дочь  местной  мастерицы- Бусалаева  Е.Н.

Ухваты.
Ухваты- это  "рогатые"  полукруглые    приспособления, для  того, чтобы  ставить  горшки  в  печку. Без  них  в  крестьянской избе было  просто  не  обойтись.На  постоянное  хранение  их  передала  основатель  музея  - Червякова  П.Д. Они  достались ей от матери.

Вышивка  болгарским  крестиком.
Наше   село  Нижняя  Добринка  очень  славится   своими  умельцами. Это  и  резчики  по  дереву, и   искусные  вязальщицы  и вышивальщицы. И  вот  одна  из  них  -Капустина  М.М. Это  известная   рукодельница. А  какие  вышивала   картины- просто заглядение. Свое  умение  вышивать  передала  дочери. В  нашем  музее  хранятся  многие  ее  работы. 

Устные  источники

Книга  об  истории  села  Нижней  Добринки.
Книга  написана  жителем  села  Ивановым  Ф.Г.   Иванов  Ф.Г.  всю  жизнь  прожил  в  Нижней   Добринке. Здесь  окончил  церковно-приходскую  школу   и  одноклассное  начальное  министерское  училище. Несколько  раз  его  воспоминания  публиковались   в  местной  районной  газете. И  это  привело  его  к  мысли  написать  книгу   об  истории  своего  поселения. В  1981  году  он  заканчивает  ее   писать.  А  в  1982  году   один  экземпляр  дарит   Нижнедобринской   школе.

Книга  "История  села  Нижняя  Добринка".
Написана  уроженцем  села, но  в  настоящий  момент  здесь  не  проживающим, Луночкиным  М.Н. Он  работает  и  проживает в Чернышковском районе Волгоградской  области. Является  основателем  и  первым  директором  Чернышковского   казачьего  музея    истории  и  этнографии.  Приезжал  в  село  и  на  классных  часах  в  школе  рассказывал старшеклассникам   об  истории  поселения. Оставил  в  дар  свою  книгу.

Книга  "Лица  моих  сельчан".
"Лица  моих  сельчан"- сборник   очерков  о  родном  крае, возрождении  села, ратных  и  трудовых  подвигах  добрян, об  их  культуре  и  традициях. Написана  земляками- Бусалаевым  А.П.  профессиональным  военным, кандидатом  военных  наук  и  Цыкиным  И.В. -руководителем  ОАО  "Самотлорнефтегаз"  на  севере  страны. Презентация  книга  проходила   в  родном  селе.

CD-ROM.
На   диске  хранится    видеозапись, сделанная   в  музее  "Крестьянская  изба". Здесь, основатель  музея Червякова  П.Д. рассказывает  о  том, как   научилась  вышивать, кто  ее  этому  научил. Тяжело  ли  было  освоить  технику  вышивания болгарским  крестиком. А  также  сдесь   можно  увидеть  убранство  музея.

Описание источников: 

 

Предметы  материальной  культуры: одежда, предметы  быта, произведения  искусства:

  1. Порядковый   номер-005
  2. Дата  и  автор  записи- 0 5.05.2009  г., Червякова  П.Д., заведующая  музеем  "Крестьянская  изба"   МОУ   "Нижнедобринская  СОШ".
  3. "Время, источник, способ  поступления".    "От  Крашенинникова  М.Д.,  жительницы  села  Нижняя   Добринка. Дар. Акт. ВХ  №23   от   5  мая  2009  г."
  4. "Наименование  предмета, автор/изготовитель, место  изготовления, датировка.  Описание  предмета. "Зеркало   настенное",  1950-е   годы  20  века.  " Зеркало   настенное,  рама  деревянная, резная, коричневого  цвета ; прямоугольной  формы.
  5. "Сохранность" . В  сохранности.
  1. Порядковый  номер  -006
  2. Дата  и  автор  записи - 12.02.03  г., Червякова  П.Д., заведующая   музеем  "Крестьянская   изба"   МОУ   "Нижнедобринская  СОШ".
  3. Время, источник, способ  поступления.  От   Серова  Л.В.,  жительницы  села  Нижняя  Добринка. Дар. Акт. ВХ  №13    от  12  февраля   2003  г.
  4. Наименование   предмета, автор/изготовитель, место  изготовления, датировка.  Описание  предмета. " Часы  настенные  с  кукушкой", начало  20  века, материал- медь,  латунь, красное  дерево".
  5. "Сохранность".  В  сохранности.
  1. Порядковый  номер - 061
  2. Дата  и  автор   записи - 04  апреля  2009  г., Червякова  П.Д., заведующая  музеем   "Крестьянская  изба"  МОУ   "Нижнедобринская  СОШ".
  3. Время, источник, способ  поступления.  От  Бусалаева   Е.Н., жительницы  села   Нижняя  Добринка. Дар. Акт.ВХ  № 78   от  4   апреля   2009  года.
  4. Наименование  предмета, автор/изготовитель,  место   изготовления, датировка.Описание  предмета.  "Дорожка домотканная - половик"  (2  шт.) , 1950-е  годы   20  века., материал - пряжа, разноцветная  нить".
  5. "Сохранность". В  сохранности.
  1. Порядковый  номер- 025
  2. Дата  и  автор   записи- 15  сентября  2010  года, Червякова  П.Д., заведующая  музеем   "Крестьянская  изба"   МОУ  "Нижнедобринская  СОШ".
  3. Время, источник, способ  поступления. От  Капустина  М.М., жительницы  села  Нижняя  Добринка.Дар. Акт  ВХ    №  78  от  15  сентября   2010  года.
  4. Наименование  предмета, автор/изготовитель, место   изготовления, датировка. Описание  предмета.
  5. "Ухваты "1940-е    годы  20  века,  материал- чугун, сталь".
  6. " Сохранность". В  сохранности.
  1. Порядковый  номер-009
  2. Дата  и  автор  записи  -12  марта  2009  г., Червякова  П.Д., заведующая   музеем  "Крестьянская  изба" МОУ   "Нижнедобринская  СОШ".
  3. Время, источник, способ  поступления. От  Романова  Т.А., жительницы  с.Нижняя  Добринка, Дар.Акт.ВХ  №45  от  12  марта  2009  года.
  4. Наименование  предмета, автор/изготовитель, место   изготовления, датировка. Описание  предмета. "вышивка  болгарским   крестиком,  рамка  деревянная, стекло, название-цветы, материалы- цветные  нити, ситец."
  5. "Сохранность". В   сохранности.

 Устные  источники:

  1. Наименование  музейного  предмета:  книга  "История   села  Нижней   Добринки"  Иванов  Ф.Г.
  2. Дата  поступления  -19  мая  1990  г., акт  №10
  3. Инвентарный   номер:  № 12
  4. Материал  изготовления:  картон,  бумага.
  5. Количество:1
  6. Сохранность : две  страницы  утеряны. Способ  поступления:  передан  в  дар  школе  Федором  Герасимовичем  Ивановым, уроженцем  села  Нижняя  Добринка, ул. Садовая, 17.
  7. Описание:Книга   автора  Иванова  Ф.Г. написана   об  истории  родного  поселения, охватывает  период  с  конца  19  века  по  80-е   годы  20  века, с  упоминанием   народных  преданий   и  легенд   об  образовании  села. В  ней  краевед  описывает  жизнь  дореволюционного   крестьянства: сцены  кулачных  боев, быт  крестьянской  семьи,  мир  крестьянских  детей, природу  родного  края.
  1. Наименование   музейного   предмета:  книга  "История   села   Нижняя  Добринка"  Луночкин  Михаил  Николаевич.
  2. Дата  поступления- 05.декабря  2008  года, акт  № 36
  3. Инвентарный   номер : № 47
  4. Материал  изготовления:  бумага, картон
  5. Количество: 1
  6. Сохранность: в  полной  сохранности.
  7. Способ  поступления: передан   в  дар   МОУ   "Нижнедобринская  СОШ" историком -краеведом, основателем  и  директором  Чернышковского   казачьего   музея   истории  и  этнографии  Луночкиным  М.Н., уроженцем  села  Нижняя  Добринка,  проживающем  в   чернышковском  районе  Волгоградской  области.
  8. Описание : Основываясь  на  архивных  данных  и  на  ранее  опубликованных   источниках,  написал  книгу  о  родном   крае   и  глубже  развить  тему   истории  Нижней  Добринки. Он  дополнил  ее  свидетельствами  очевидцев, малоизвестными   архивными  документами, сведениями почерпнутыми  из  других  источников.
  1. Наименование   музейного   предмета: книга  "Лица  моих  сельчан"  Бусалаев  А.П., Цыкин  И.В.
  2. Дата  поступления - 01  мая  2011  года, акт  № 53
  3. Инвентарный   номер: №  59
  4. Материал  изготовления:  бумага   офсетная,  картон.
  5. Количество:1
  6. Сохранность:  в  полной   сохранности.
  7. Способ  поступления:  передан  в  дар   МОУ  "Нижнедобринской  СОШ"   Бусалаевым  А.П. профессиональным   военным, полковником. кандидатом  военных  наук, уроженцем  села  Нижняя  Добринка,  проживающем  в  Москве   и  Цыкиным  И. В.-кандидатом  технических  наук, руководителем  предприятия  на  севере  страны  ОАО  "Самотлорнефтегаз", уроженцем  села  Н.Добринка, проживающем   на  севере  в  Нижневартовске.
  8. Описание: книга  "Лица  моих  сельчан"- сборник  очерков   о  родном  крае, возрождении  села, ратных  и  трудовых  подвигах  добрян.
  1. Наименование   музейного  предмета :  компакт  диск  -СD-ROM
  2. Дата   поступления: 17  апреля  2010  года, акт  №  47
  3. Инвентарный  номер:  №  63
  4. Материал  изготовления:  пластиковый  компакт-диск
  5. Количество:1
  6. Сохранность: в  полной  сохранности
  7. Способ  поступления:  видеоролик   снимался  для   районного  конкурса  музеев.
  8. Описание:  ролик  снимался  в  музее  "Крестьянская  изба", где  основатель  музея   Червякова  П.Д.  очень  подробно  рассказывала   о  своем  увлечении.

Основная часть:  

.

"Путешествие по крестьянской избе"

Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям  российским -
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью,
С мягким, пышным хлебом – солью!

Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”

Милости просим в нашу музейную комнату. Сегодня мы хотим вам рассказать о жизни крестьян в далекие, далекие времена. В этом нам помогут предметы, которые находятся в этой комнате.

Примерно так выглядел быт в избе деревенских жителей. Основную часть интерьера составляли: печь, стол, лавки, шкаф для посуды, кровать, зыбка – люлька для качания детей (в деревенских семья всегда было много детей). В одном из углов находилась печь. Она занимала большую часть избы. Печь играла самую важную роль в жизни крестьянской семьи. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори, хранила огонь. Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорили: «Печь краса – в доме чудеса». На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Посуда наша  для щей и каши,
Не бьётся, не ломается,
Порче никакой не подвергается!

 Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Рядом с печкой или под печкой хранили железные ухваты разного размера, которыми ставили в печь и доставали из печи чугуны, горшки, корчаги для приготовления пищи для семьи и скота. Тут же хранили лопаты для выпечки хлеба, кочерга и помело для очистки пода печи. Над потолком около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали. Зимой детвора пряталась там от холода, играла там. А во время праздников, свадеб полати для детей были наблюдательным пунктом за происходящим в избе. От дверей до боковой стены избы широкая лавка. На ней мужчины занимались хозяйственными работами долгими зимними вечерами. Около печи часто устраивалась широкая лавка - лежанка, на которой могли  прилечь отдохнуть или женщины садились прясть, вязать. От печи исходило тепло.

На зиму в избе устанавливался деревянный ткацкий станок, на котором женщины при лучине ткали полотна для приготовления одежды.   Для ткацкой работы нужны были волокна – нити. Их тоже готовили сами. Долгий путь проходило льняное семечко до того, как станет рубашкой. Сначала его надо посеять, вырастить. Лён зацветал голубым красивым цветком, из которого превращался в маленькую круглую коробочку с семечками. Затем лен надо было вытеребить, связать снопами, высушить, околотить головки с семенами. Из коробочек отделить семена, которые шли на посев, а часть на приготовление вкусного льняного масла. Снопы замачивали в реке, затем сушили, мяли на специальном устройстве или в ступе, а затем трепали и чесали на дощечке с зубьями, чтобы отделить кору стебля – костру и волокно. Расчесанное волокно называли куделей. Кудель привязывали к прялке и пряли волокно.  Прялки – незаменимые спутницы женщин. Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения , и донца – горизонтального сиденья для пряхи. Прялки были ручные и ножные. На ручной прялке волокно наматывалось на веретено, а на ножной - на катушку. Полученные нити использовались для вязания, шитья, приготовления дратвы и канатов, веревок и получения полотна на ткацком станке. На одном ткали половики, а на другом полотна для изготовления полотенец, одежды, портянок (онуч). Нити наматывались на трубочку (чевечку), которая вставлялась в лодочку (челнок). Он пробегал между нитями в станке. Чтобы нити уплотнить применялось устройство (бёдро), которое передвигалось вдоль нитей. Чтобы во время работы маленькие дети не мешали, около себя или за столом ставились вот такие приспособления в виде трубы с сидением внутри – дупла (в современном мире детские стульчики). В них усаживали ребенка, который сам еще плохо мог сидеть, чтобы он не падал, давали в руки тряпичные куклы или другие игрушки.

В избе было немало предметов, которые использовались крестьянской семьей. Это лукошки и корзины из лозы, короба, которые плелись из бересты или липовой коры  (луба, лыка),   туески,  глиняная и деревянная посуда различных видов и форм. В более крупных горшках готовили пищу, хранили запасы продуктов. Мелкие чаши использовались в качестве столовой посуды.  

Самым почетным местом в избе был «красный угол».
Всё лучшее, что  есть в природе,
И всюду, где его найдем,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.

Есть в каждом доме красный угол,
Почётный, праздничный –  для тех,
Кто честь имеет быть нам другом,
С кем делим горе и успех!

В углу, на особой полочке стояли иконы, висела лампадка. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным. Стол накрывали льняной скатертью. Вокруг стола стояли лавки, где семя обедала. На пол стелили половики, дорожки или самотканые ковры. Они напоминали дорожку, стелющуюся по земле.

А эти старинные предметы, наверное, встречались вам не раз. Деревянные сундуки для хранения приданого молодушкам, невестам. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Праздничные одежды, скатерти, края покрывал – подзоры, концы полотенец все было украшено тканым или вышитым орнаментом. Чем  больше был сундук, тем богаче считалась невеста. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа. Вся одежда хранилась в сундуках.  Одеяла были сшиты из лоскутов ткани.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку – зыбку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца.

Когда спускались сумерки, зажигались лучины или керосиновые лампы. Мужчины в это время плели из лыка (кора молодой липы со счесанным верхним слоем) лапти, делали дратву (промазанная гудроном-варом с мылом или свиным салом нить, чтобы она не намокала и не гнила) и подшивали валенки. Девушки занимались рукоделием: вышивали, ткали, вязали, шили. Во время рукоделия пели песни, загадывали загадки, рассказывали различные истории, делились своими секретами. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый народ.

Холод времени не остудит то, что собрано по крупицам,
И душой посветлеют люди, и окупится труд сторицей!

Вот и завершилось ваше путешествие по крестьянской избе. Надеемся, что оно было интересным и полезным. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, вы стали умнее, научились понимать язык ушедшего времени. И,  напоследок, хочется  сказать  о  том, что  изучая  предков    и  их  традиции, мы  изучаем  себя.

Заключение:  

То  что  я  предложила  вашему  вниманию, фактически  является  виртуальной  экскурсией  по  экспозициям  нашего  музея. Считаю, что музейное  дело  очень  важно  в  современных  реалиях, так  как  знакомит  нас  с  культурой, предметами  быта, историей  родного  края, России. Мы  обязаны  знать, как  жили  наши  предки, чем  занимались, чем  интересовались. Ведь  все   познается  в  сравнении. Что-то  удивляет, что-то  заставляет  задуматься, а  что-то  обязывает  идти  в  библиотеку  и  искать  там  ответы  на  возникшие  вопросы.

Эту  экскурсию  можно  использовать  на  уроках  истории, при  проведении  классных  часов  и  на  уроках  русского  языка, когда  изучается  раздел  "Лексика", тема  "Устаревшие  слова".

Наш музей "Крестьянская  изба" распахнул свои двери 1  сентября  2010  года. Но  на  этом  поисковая  работа не заканчивается. И уже в третьей  комнате  школьного  музея - "История родной школы и ее выпускников" кипит работа. Мы знаем, что без прошлого нет будущего! Нужно стремиться познавать мир!

Литература:  

  1. Жирновский  муниципальный  район. Официальный  сайт. Нижнедобринское  сельское  поселение ( HTML). www.admzhirn.ru
  2. Цыкин  И., Бусалаев А. "Лица  моих  сельчан".
  3. Гомулов  В.И. "Очерки  истории  Жирновского  района".
  4. Минх  А.Н. Историко-географический  словарь  Саратовской  губернии. 
  5. Луночкин  М.Н., Зюзин  П.,  Червяков  В.  "История  села  Нижняя  Добринка".
  6. Иванов  Ф.Г.  "История   села  Нижней  Добринки"