муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57
с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района г. Волгограда
Социально-педагогическая профилактика девиантного поведение подростков: из опыта работы МОУ СОШ №57
(методическая разработка семинара для педагогических работников)
Авторы работы:
Майорова Татьяна Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе
опыт работы: 6 лет
конт. тел.: 89033705715
Рублева Юлия Васильевна, социальный педагог
опыт работы: 15 лет
адрес ОУ: 400059, г. Волгоград, ул. им. Губкина, 2
тел./факс: (8442) 44-15-81
эл. почта: schoole_57@rambler.ru
директор школы: Осипова Ольга Александровна
Волгоград
2014
Актуальность выбранной темы:
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательного учреждения в решении задач воспитания.
Цели мероприятия:
- создание условий для развития социального партнерства и толерантного отношения друг к другу, приобретение опыта участия в социально значимых проектах
- познакомить участников семинара с опытом работы по профилактике девиантного поведения подростков в МОУ СОШ №57
Задачи мероприятия:
- создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса через использование информационных технологий;
- развитие социальной активности и гражданской ответственности несовершеннолетних посредством участия в социально значимых проектах;
- внедрение и эффективное использование новых информационных систем и технологий воспитания и социализации учащихся
Контингент участников:
- социальные педагоги,
- заместители директора по воспитательной работе,
- классные руководители
Ожидаемые результаты:
- Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения табакокурения, использования нецензурных выражений, пропаганду здорового образа жизни.
- Активный интерес к социальному проектированию, как к эффективному методу воздействия на подрастающее поколение.
Кратко о внедрении разработки:
В марте 2013г. прошел районный семинар по заявленной теме для социальных педагогов и заместителей директоров по воспитательной работе Кировского района г. Волгограда. На котором социальный педагог рассказала о формах и методах профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Одной из наиболее эффективных форм работы стало привлечение учащихся к созданию социальных проектов. Ребята 8 - 9 классов рассказали о проделанной работе по разработке и проведении социальных мини-проектов по профилактике курения, нецензурных выражений и внешнего вида учащихся школы. В разработке проектов принимали участие дети, состоящие на внутришкольном учете, и дети из "проблемных" классов.
Вторая часть семинара была посвящена практической деятельности, во время которой непосредственно педагоги разрабатывали и защищали свои социальные проекты, опираясь на опыт и идеи, представленные ранее.
В конце семинара в качестве позитива был показан короткометражный мультипликационный фильм "Моя жизнь"
Методы и приемы работы:
- "мозговой штурм",
- социальное проектирование,
- беседа
Необходимое оборудование:
- компьютер, проектор
- канц.товары: бумага А4, маркеры, шариковые ручки
Методические рекомендации:
Место проведения: учебный кабинет или конференц-зал с проектором, компьютером, белой доской
Время проведения: 1,5 часа
Участники: заместители директора по ВР, социальные педагоги, классные руководители, педагоги.
Количество человек: 20 - 30.
Ход мероприятия:
Ход семинара
- Вступительная часть (5 мин.).
Задание для аудитории: Необходимо выделить признаки девиантного поведения подростка.
(на доске с помощью магнитов крепятся называемые признаки вокруг «человечка»)
- агрессия,
- бродяжничество (уход из дома),
- участие в неформальных организациях,
- вандализм,
- наркомания,
- токсикомания,
- курение,
- сквернословие,
- употребление алкогольных напитков,
- физическое насилие,
- вызывающий внешний вид.
2. Выступление «Из опыта работы соц. педагога Рублевой Ю.В. по проблеме организации социально-педагогической коррекции поведения»(10 мин.):
- понятие социально-педагогической коррекции,
- метод «спонтанного» рисования,
- метод «говорящей» газеты,
- социальное проектирование.
3. Отчет обучающихся по выполнению социальных мини-проектов (15 мин.):
- «Сквернословие в нашей жизни»,
- «Девичья коса – девичья краса»,
- «Курить – здоровью вредить».
4. Практическая часть семинара (20 мин.).
Задание для аудитории: Необходимо разработать этапы социального мини-проекта для учащихся сроком в 1 месяц по выбранной теме и представить его:
1 группа – «Вандализм в школе».
2 группа – «Бить или не бить: физическое насилие в школе».
3 группа – «Спортивная форма одежды в неспортивной школе».
5. Подведение итогов. Просмотр м/ф «Моя жизнь» (5мин.)
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Рефлексия проводится в форме высказываний желающих (или всех по очереди – в зависимости от настроя группы) на вопрос «Что в прошедшем семинаре для вас оказалось наиболее важным и наиболее полезным в практическом плане?».
Список используемой литературы:
- Пономаренко Ю.В. Индивидуальные маршруты участия в школьных социальных проектах как эффективный способ организации воспитательного процесса.// Ж. " Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе" № 1, 2013, с. 54 - 62.
- Трофимова Л.П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа социальной компетентности школьников. // Ж. " Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе" № 1, 2013, с. 83 - 87.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
В марте 2013г. прошел районный семинар по заявленной теме для социальных педагогов и заместителей директоров по воспитательной работе Кировского района г. Волгограда. На котором социальный педагог рассказала о формах и методах профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Одной из наиболее эффективных форм работы стало привлечение учащихся к созданию социальных проектов. Ребята 8 - 9 классов рассказали о проделанной работе по разработке и проведении социальных мини-проектов по профилактике курения, нецензурных выражений и внешнего вида учащихся школы. В разработке проектов принимали участие дети, состоящие на внутришкольном учете, и дети из "проблемных" классов.
Вторая часть семинара была посвящена практической деятельности, во время которой непосредственно педагоги разрабатывали и защищали свои социальные проекты, опираясь на опыт и идеи, представленные ранее.
В конце семинара в качестве позитива был показан короткометражный мультипликационный фильм "Моя жизнь"
Отсканированная рецензия: