Последствия дефицита родительской любви

МКОУ "Страховская ООШ", 403330 Волгоградская область, Михайловский район, х. Страховский, ул. Школьная д.№ 1

тел. 6 - 46 - 49

директор школы: Пригода Александр Петрович

автор : Желудкова Нина Степановна учитель английского языка , стаж работы 33 года,

контактный телефон: 89047505786.

 

 

                                                                             


Актуальность выбранной темы: 

Многие проблемы в развитии ребенка в настоящее время объясняются нехваткой родительского внимания и любви, особенно остро это проявляется в неблагополучных семьях.

Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития личности, выходит за пределы детского возраста, она имеет большое социальное значение. Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности («нужности другому») - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие для нормального нравственного, умственного, физического развития ребенка. 

Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия, которые будут являться основными причинами и корнями психологических проблем в будущем. Освещение круга основных проблем семейного воспитания, семейных взаимоотношений, а также отрицательных последствий при дефиците родительского внимания позволит избежать деформации детско-родительских отношений. В этом заключается актуальность взаимодействия педагога с родителями в условиях выбранной темы лектория.

Цели мероприятия: 

помочь учителям и родителям расширить свой педагогический инструментарий, обеспечивающий возможности адаптации в современных социальных реалиях и успешной реализации родителями воспитательного процесса в семье

Задачи мероприятия: 

- вооружить родителей современными психолого – педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных  возрастных этапах его жизни;

- раскрыть основные последствия дефицита родительской любви;

- раскрыть эмоциональные связи и отношения матери и ребенка.

Контингент участников: 

родители, педагоги школы, учащиеся 1-9 классов

Ожидаемые результаты: 

психологически настроить родителей на гармоничные отношения в семье, основанные на атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. Призвать родителей к осознанию негативных последствий дефицита родительского внимания в целях предотвращения негативных межличностных отношений между членами семьи, влекущих деформацию личности ребёнка.

Кратко о внедрении разработки: 

лекторий для родителей проводился  Желудковой Ниной Степановной - учителем английского языка МКОУ "Страховская ООШ" Михайловского района Волгоградской области

Методы и приемы работы: 

беседа; проблемное изложение материала; объяснительно-иллюстративный метод; метод преобразования жизненных ситуаций; коллективное обсуждение проблемы; дискуссия; групповой метод, работа в парах; элементы социально-психологического тренинга с использованием приёмов  психофизических упражнений; самоанализа, рефлексии; проективная методика «Рисунок дня».

Необходимое оборудование: 

интегрированная доска, инвентарь для проведения комплекса психофизических упражнений (листы бумаги, цветные карандаши, шарфы для завязывания глаз, стулья, бумажные контуры  в виде бабочек, бумажный конверт («Пакет откровения»)  и др.).

Методические рекомендации: 

для проведения требуется просторная аудитория, оборудованная  интегрированной доской; время, отводимое на проведение занятия – 1 час; численность родителей  на лектории – до 25 человек, на завершительных этапах лектория в процессе проведения комплекса психофизических упражнений привлекаются к работе дети.

 

Ход мероприятия: 

Цель: - помочь учителям и родителям расширить свой педагогический инструментарий, обеспечивающий возможности адаптации в современных социальных реалиях и успешной реализации родителями воспитательного процесса в семье

Задачи:

- вооружить родителей современными психолого – педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных  возрастных этапах его жизни;

- раскрыть основные последствия дефицита родительской любви;

- раскрыть эмоциональные связи и отношения матери и ребенка.

Участники: родители, педагоги школы, учащиеся 1-9 классов, присутствующие только при проведении психофизических упражнений, завершающих родительский лекторий.

Оборудование: интегрированная доска, «пакет откровения», объяснения детей в любви своим родителям, написанные на бумажных бабочках, шарфы для завязывания глаз, листы, карандаши для рисования.

 

Ход родительского лектория

IВступительное слово

Наш сегодняшний родительский лекторий посвящен теме родительской любви, но, прежде чем подойти непосредственно к нашей теме, хочется в предисловии сказать следующее: основная задача образования - дать каждому ребенку с учетом его психофизических возможностей тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, развить его потенциальные способности. В системе созидания личности семья безнадежно сдала свои позиции. Главным воспитателем ребят является телевизор. Он - главный идеолог, эстет и учитель детей юного возраста. За ним следует видеомагнитофон, дискотека, подворотня и подростковая группа, нередко асоциального поведения. Но непостижимый парадокс: родители все еще нужны детям. Даже «трудным» детям, искушенным в самых низменных человеческих отношениях, озлобленным, не раз преступившим закон, нужны домашний очаг, забота, надежность семейных отношений. Нашим детям от нас надо очень немного -  ни деньги, ни карьера, ни образование, а только доброе сердце, любовь, терпение, умение слушать и верить. Ни один мальчишка на зоне не возмутился тем, что «его отец бедный неудачник, а мать серая некрасивая мышка, что живет его семья в деревенской развалюхе, а не в фешенебельном тереме». Они, наши дети, благородно прощают нам, родителям, многие наши слабости, несовершенства, неустроенность быта, лень, но не могут они вынести и простить равнодушия, предательства, отсутствия чувства долга, бесхарактерности и бесхребетности.

         Количество педагогически запущенных детей с каждым годом растет прямо пропорционально увеличению числа провоцирующих факторов, которые и способствуют формированию отклоняющегося поведения. А что такое отклоняющееся поведение? Это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

  

II. Приемы разгрузки, применяемые в начале родительского собрания

Сейчас проведем с Вами психофизические упражнения, но перед этим вспомним правила работы в группе:

- быть реальными для осуществления;

- быть понятными;

- не противоречить друг другу;

- быть доступными для исполнения здесь и сейчас.

         Первое наше упражнение называется «Игра в имена». Участники по очереди называют свое имя и по первой букве своего имени называют качество любящего родителя:

Я  - Олег (обязательный);

Я – Даша (добрая).

 Воспитание ребенка - трудоемкий разносторонний процесс. Его можно сравнить не только с равниной, но и с крутым подъемом и головокружительным спуском. Наше следующее упражнение называется «Экспедиция». Сейчас мы с завязанными глазами отправимся в поход. Участники выстраиваются в колонну по одному за ведущим, который информирует, какую местность они должны преодолеть: «Идем по горячей пустыне, сейчас вступаем в топкое болото, пробираемся через густой лес, плывем через реку, преодолевая пороги».  Скажите, что вы чувствовали, преодолевая разную местность?  

            Следующая наша игра «Скульптура» . Все участники разбиваются на пары. Каждая пара должна составить скульптуру, олицетворяющую собой чувство, без которого не возможна любовь между родителями и ребенком. Остальные должны угадать это чувство и озвучить его. Скульптура создается невербально.

Рефлексия

  1. Как вы себя чувствовали в каждой роли?
  2. Какая роль была по душе, а какая трудная?

                 Сообщение основного материала родителям

А теперь займите свои места, мы продолжим нашу лекцию.

 Мгновенного падения в «моральную» пропасть не бывает. Всегда работает фактор времени, критическая масса накапливается постепенно. И сейчас я хочу раскрыть некоторые понятия последствий дефицита родительской любви, представленной для Вас в этой схеме на интегрированной доске (см. схема 1)

 

                                                       «Сексуальные насилия»

Существуют признаки, по которым родители могут предположить, что их ребенок развивается по феномену «Чикатило»: замкнут, угрюм, избегает общения со сверстниками, не имеет друзей, неспособен постоять за себя. В семьях серийных убийц превалирует роль матери. Отец, как правило, выступает в роли униженного, оттесненного на второй план человека. Подростки, совершающие такого рода насилия, в своих фантазиях видят себя сильными, унижающие других, распоряжающимися чужими жизнями, их свободой и телом. На смену накопившимся обидам приходит чувство полового вожделения. Спровоцировать проявления насилия могут жестокие сцены, увиденные на экране. Маньяки, проходящие экспертизу, сознавались, что в детстве не были нужны своим матерям. Маньяки – социально опасные страдальцы.  

                                                  «Донжуанство»

         Если ребенок не познал в детстве любви и нежности, для него существует два пути развития: а) прятаться под маской агрессивности; б) стремиться компенсировать недостаток ласки всю жизнь, т. е. человек обречён вечно «скитаться по рукам» и быть ненасытным, как Дон Жуан, и таким же несчастным.

                                               «Женская фригидность»

Недоласканная до 6 лет девочка будет слушаться мать только в период полового созревания, а потом станет совершенно безразличной как к ласковым прикосновениям, так и к выбору партнера. Мы вырастили целое поколение женщин, у которых не работают эстрогенитальные зоны, они фригидны, т.е. не получают удовольствия от прикосновений, а некоторых трясет от ласк, они  не выносят, когда их гладят. В городе Набережные Челны есть детский сад, где создана спецгруппа «риска по проституции». Эту группу посещают девочки, у которых зафиксирована острая потребность в ласке. По мнению психологов, такие дети могут вырасти глубоко несчастными и даже в супружестве могут искать удовлетворение на стороне, а чтобы этого не произошло, в качестве эксперимента создаются такие группы.

                                                      «Синдром Сальери»

Есть люди, чья жизнь протекает между завистью и злорадством. Чужой успех для них, как пощечина, а единственное, что доставляет удовольствие им – это неудача другого. Этим людям надо все время держать свои раны незаживающими, чтобы в любой момент предъявить миру претензию: «Если со мной поступали плохо, почему я должен  кого - то щадить».

Почему возникает такой синдром?

Девочка вначале родилась мёртвой. Врачи несколько часов бились, чтобы оживить ребёнка. У матери девочки был шок от такого известия и,  когда она пришла в себя, не смогла принять девочку. Мать не отказалась от дочери, но при каждом удобном случае старалась держаться от неё подальше, отправляя её то в санаторий, то на пятидневку. В детстве и отрочестве мать относилась  к дочери холодно, отстраненно. До 13 лет девочка писалась, и её в детском саду выставляли в одних трусах перед мокрым матрасом на смех всей группе. В пионерских лагерях и в школе мальчишки исподтишка показывали на неё пальцем, никто не приглашал её на танцы, никто не предлагал ей дружбу. И она в бессильной злобе повторяла: «Я не прощу вам этого, вы ещё меня узнаете». Так она вступила в борьбу со всем миром. Так от недостатка тепла и материнской заботы девочка превратилась в желчную, завистливую, злобную женщину.

                                               

«Суицид»

Это крайнее проявление отсутствия счастья у ребёнка в семье. В подростковой психике есть черты, предрасполагающие к самоубийству:

а) страсть к самоутверждению;

б) отсутствие представления о ценности жизни; подростки легко манипулируют и своим здоровьем, и своей жизнью;

в) недорого оценивают свою жизнь за доказательство своей правоты;

г) подростковый максимализм.

Родителям надо быть очень внимательными к настроению своих детей, к их уходу в себя, чтобы предотвратить непоправимое.

                                       

                                    «Синдром детдомовских детей»

У психотерапевтов есть даже специальный диагноз - «острый недостаток ласки». От отсутствия ласки страдают те дети, чьи родители работают с утра до вечера, отдавая ребенка на воспитание бабушкам или в круглосуточный детсад, а когда у матери вдруг вспыхивает любовь к дитяти, то она натыкается на чёрствость и безразличие. Недоласканные дети  не умеют находить общего языка со сверстниками, не умеют играть, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми, могут ударить и даже избить. Плохо развитые эмоционально, они не могут даже правильно обнять и из-за неумения выразить свои чувства прибегают к агрессии.

 

                                              «Детская жестокость»

В благополучной семье воспитывались два отличных ребёнка, послушных, исполнительных, а третий по принципу «в семье не без урода» пропускал занятия, не слушался родителей, грубил взрослым. Отец ругал его, наказывал. Мальчик взял отцовское ружьё и перестрелял всю семью. Подросток не может жить в состоянии постоянного душевного дискомфорта, не может постоянно чувствовать себя плохим, он начинает защищаться. Когда ему стало совсем невмоготу, он всех перестрелял, как бы освободился от оков, позвал приятелей и устроил пир. Семья и школа не до любили  этого ребёнка.

                          

«Благотворное влияние родительской любви»

Что такое любить своего ребёнка?

- заботиться о нем;

- интересоваться его жизнью;

- обувать, одевать в лучшее.

Любить своего ребёнка – это говорить ему «Я тебя люблю». Именно эти слова ребёнок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова. Они питают:

а) всё существо малыша;

б) существование повзрослевших юноши и девушки;

в) родительскую любовь наши взрослые дети переносят во вновь созданные семьи;

г) любовь, которую получает ребёнок в детстве, питает его всю жизнь, помогая преодолеть все невзгоды и трудности, которые встретятся на его пути, когда он станет взрослым.

      Как – то на перемене я спросила одного мальчика: «Когда последний раз родители говорили тебе, что они тебя любят?»

-  И папа, и мама говорили вчера.

- А кто ещё живет с вами?

- Бабушка и дедушка.

- А они давно говорили тебе об этом?

- Вчера.

- А что было вчера?

- Мой день рождения.

Говорить о любви своему ребёнку надо не в связи с чем – то, а вопреки всему. Вы его любите не за что – то, а за то, что он просто есть. На классном собрании с детьми я сказала им: «Ребята, пока ваши родители с вами, успейте сказать им о том, как вы их любите. А сейчас нарисуйте каждый красивую бабочку и с обратной стороны напишите о своей любви к родителям».

«Счастливые воспоминания детства спасают человека всю жизнь», - утверждает Достоевский. Литературная классика знает немало примеров такому воспитанию. Все помнят из биографии Горького такие слова: «Бабушка Алеши Пешкова Акулина Ивановна «сказки сказывала тихо, таинственно, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливала в сердце моё силу, поднимающую меня. Говорила она, как – то особенно выпевая слова,  и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы. Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудовой жизни». Много трудностей преодолел Алёша и «в людях», и «в университетах», но выстоял, а сила для борьбы была заложена Акулиной Ивановной. Не выбраться маленькому человеку на поверхность без таких вот «инъекций», которые родители время от времени должны «вводить» своим детям.

 

Уважаемые родители! Для каждого из вас приготовлен сюрприз. На этом столе вас ждут письма ваших детей, которые  они написали с особой теплотой и любовью. Подойдите, пожалуйста, к этому столу и найдите свой сюрприз. Родители подходят к столу, на котором разложены бабочки. Задача родителей - найти свою бабочку (письмо своего ребенка) (см. рисунок 1 и 2).

 

б) «Телесный контакт с родителями»

Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки, заболевать.

Ласка – одна из разновидностей тактильных ощущений, одна из биологических потребностей организма, а с научной точки зрения, разновидность массажа. Кожа, важнейший, крупнейший после мозга, орган человека. При поглаживании, надавливании на кожу происходят изменения на биологическом уровне. Импульсы от кожных рецепторов поступают в кору головного мозга, а потом в гипоталамус, а тот стимулирует выработку специальных гормонов, подавляющих агрессию и служащих естественным обезболивающим. Важную роль играет частота поглаживаний, 40 движений в минуту -оптимальный вариант. ВИЧ-инфицированные младенцы быстрее прибавляют в весе и спокойнее спят благодаря массажу. Здоровые взрослые после сеанса массажа лучше решают математические задачи.

         До 7-8 лет девочки и мальчики одинаково нуждаются в ласке. После 8 лет для мальчиков особенно важна позиция папы: через мужские руки (борьбу, возню) передаётся та мужественность, какую мы хотим воспитать в мальчиках, но нельзя давить на подростка мальчика бытующим в обществе стереотипом «мужественности», то есть требовать только мужского поведения. Это значит, что мужчина должен быть менее эмоционален, более сдержанным, рациональным. Но погасив эмоциональные порывы, получите холодного, расчетливого человека. К тому же постоянное подавление эмоций часто приводит к неврозам и дальше к соматическим заболеваниям.

         Для девочек с 11 лет важен контакт с отцом: через поглаживания, прижимания идет подчеркивание женского типа. Этот телесный контакт с отцом положительно влияет на то, что девочки в будущем будут нормально реагировать на знаки внимания со стороны мальчиков. А девочки, лишённые такого контакта с отцом или отчимом, подвержены ранней сексуальности. Известный психотерапевт Вирджиния Сатир большое значение уделяла телесным контактам детей и родителей. Чтобы просто выжить, необходимо 4 объятия в день с ребенком. Для хорошего самочувствия - не менее 8 раз в день. А чтобы интеллектуально развиваться, ему нужно 12 объятий.

А сейчас давайте поиграем. Игра называется  «Найди меня по ладошке». Матери и дети стоят напротив друг друга, прижавшись ладонями, запоминая тепло ладони своего ребенка, а затем матерям завязывают глаза, разъединяют со своим ребенком и каждая мать, прикасаясь к ладоням каждого присутствующего ребенка, отыскивает своего.

В конце игры присутствующим представлены пары матери и ребенка, быстрее всех нашедшие друг друга по теплу ладоней.

в)«Мудрость родительской любви»

        Все проблемы идут из детства. Если в семье у мальчика есть сестра, и отношения с нею теплые, то в 2,5 раза реже будет разводов у детей, когда они станут взрослыми, в 3 раза меньше эти дети будут совершать преступления, в 5 раз реже могут попасть эти дети в тюрьму. Есть семьи, когда с младенчества ребенок вообще не знает никакого тепла.

Тогда ребенок либо не сможет выжить, либо останется на всю жизнь духовно неполноценным. Даже порой в благополучных семьях в день на воспитание тратится всего 18 минут. Если продолжить эту тенденцию и дальше, то в будущем дети обречены на полное невнимание домашних. То есть мы держим своих детей на всё более и более голодной «познавательной» диете. В 21 веке детский голод в навыках и знаниях тепла и заботы достигает такой степени, когда не избежать гибели от этой дистрофии. В ответ на эти социальные перемены появилось новое лицо детской безнадзорности – безнадзорность психологическая.

 

           Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребёнка таких родителей видно сразу. У такого ребенка мир и покой на душе, стойкое душевное здоровье, вера в добро, в учителя, в чуткость к людям.

 

Ш. Приемы завершения родительского лектория

  1.  «Пакет откровения»

Уважаемые родители, вы получили трогательные признания в любви от своих детей, но, наряду с искренними признаниями, ваши дети хотели бы кое-что подкорректировать в ваших с ними отношениях. На этих листочках, которые я держу в руках, ваши дети поделились со мной некоторыми проблемами, которые требуют безотлагательного решения. Я складываю  эти листочки и передаю по кругу. Кому попадает этот пакет, достаньте любой листочек и зачитайте детскую проблему, на которую ваши дети хотят получить ответ. Мы сообща будем искать правильное решение. Высказываются все.

  1. «Давно хочу тебе сказать…»

Родители и дети сидят рядом в круге. Родитель сначала говорит своему ребенку, затем ребенок – родителю фразу, которая начинается словами «Мама (папа), я давно хотела тебе сказать…».

«Дорогой сын (дочь), я давно хотела тебе сказать…».

А теперь, заканчивая наш лекторий, выразите своё отношение к нему.

         3.        «Рисунок дня»

Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя при необходимости его смысл.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

по итогам проведённого лектория были получены положительные отзывы родителей и учителей.

Список используемой литературы: 

1. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» М,1986 г.

2. Корчак Януш «Как любить детей». М, 2000 г.

3. Сатир В. «Семейная терапия». Воронеж, 1993 г.

4. «Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту» под редакцией  И.В. Дубровиной. – М. Педагогика, 1987 г.

5. Ниебржидовски Л. «Детский ум растет в тепле родительского внимания»// Журнал «Семья и школа» - № 7, 1993

6. «Школьный психолог»// Журналы 1998 г.   № 15   2006 г.,  № 45    2004 г.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

лекторий для родителей проводился  учителем английского языка МКОУ "Страховская ООШ" Михайловского района Волгоградской области Желудковой Ниной Степановной. Было охвачено 25 родителей на завершительных этапах лектория в процессе проведения комплекса психофизических упражнений привлекались к работе дети.

 

Отсканированная рецензия: