Игровой тренинг "Скажи наркотикам – нет!"

муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 57

с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района г. Волгограда

 

 

Игровой тренинг "Скажи наркотикам - нет!"

 

                                                                                                                                     

                                                                                                                                         Автор работы: 

                                                                                                                                         Майорова Татьяна Владимировна,

                                                                                                                                         заместитель директора по воспитательной работе

                                                                                                                                         опыт работы: 6 лет

                                                                                                                                         конт. тел.: 89033705715

                                                                                                                                        адрес ОУ: 400059, г. Волгоград, ул. им. Губкина, 2

                                                                                                                                        тел./факс: (8442) 44-15-81

                                                                                                                                        эл. почта: schoole_57@rambler.ru

                                                                                                                                        директор школы: Осипова Ольга Александровна

 

 

Волгоград

2014


Актуальность выбранной темы: 

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни.

Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам.

Актуальность данного мероприятия состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Цели мероприятия: 

  • формирование у детей и подростков системы взглядов, принципов, норм поведения здорового образа жизни;
  • предупреждение употребления алкоголя, курения, наркотических веществ.

Задачи мероприятия: 

  1. Учить детей лучше понимать самих себя, уметь общаться и анализировать свои поступки.
  2. Развитие навыков поведения, ведущее к здоровому образу жизни.
  3. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
  4. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о психоактивных веществах.

Контингент участников: 

12 - 14 лет.

Ожидаемые результаты: 

  1. Повышение образовательного уровня детей по вопросам здорового образа жизни.
  2. Информационное взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

Кратко о внедрении разработки: 

Игра проводилась в рамках Дня здоровья для обучающихся 6 - 8 классов по параллелям. На каждом этапе находился педагог, который объяснял ребятам правила этапа и являлся главным судьей. В конце мероприятия подводились итоги, подсчитывались набранные баллы, учитывалось затраченное время. Команды – победители награждались грамотами и сладкими призами.

Методы и приемы работы: 

Используется игровой метод: объявляются правила игры.

Необходимое оборудование: 

  • канцелярские товары: маркеры, ватман, шариковые ручки;
  • фоновая музыка, или песни о здоровом образе жизни, спорте;
  • секундомер;
  • метровая линейка.

Методические рекомендации: 

Для проведения мероприятия можно задействовать:

  • Учебные кабинеты (для станций «Викторина», «Писатель», «Рифмоплет»);
  • Территорию школьного двора, стадион.

Необходимы маршрутные листы, таблички с названиями каждого этапа.

  • Каждый этап проводит педагог. 
  • Игра рассчитана на учащихся 12 – 14 лет.
  • Время проведения: 1,5 – 2 часа.

Ход мероприятия: 

Структура мероприятия:

  1. Получение маршрутного листа (5 мин.).
  2. Выполнение заданий маршрутного листа (1,5-2 часа).
  3. Подведение итогов, награждение (10 мин.).

Задания-станции игрового тренинга «Скажи наркотикам – нет!».

Этап 1. Сбор информации.

По сигналу команда обходит нужных преподавателей, задавая им вопросы и запоминая или записывая полученные ответы. Важно быстро и точно собрать требуемую информацию (время 5 минут). Вопросы:

  1. Какую книгу сейчас читает заместитель директора по УВР?
  2. Умеет ли плавать учитель информатики?
  3. Сколько иностранных языков знает учитель иностранного языка?
  4. Пробовали ли курить в детстве, соц. педагог?
  5. Делает ли по утрам зарядку учитель биологии?
  6. Что знает о наркотиках учитель истории?
  7. Каким видом спорта занималась в детстве учитель иностранного языка?
  8. Ходила ли в туристические походы в детстве учитель русского языка и литературы?

Этап 2. Вредные привычки – путь к болезни (викторина).

  1. Почему курильщику, как правило, трудно выучить стихотворение?
    (при систематическом курении у человека ухудшается память)
  2. Какое воздействие оказывает курение на зубы?
    (при курении образуются клейкие смолы, от которых зубы желтеют)
  3. Как влияет алкоголь на развитие подростка?
    (алкоголь задерживает психическое, умственное и физическое развитие подростка)
  4. Какое вредное воздействие оказывает алкоголь на органы пищеварения?
    (употребление алкоголя вызывает такие заболевания, как гастрит, язва и рак)
  5. Почему человек, употребивший алкоголь, при соответствующей обстановке может получить обморок?

Этап 3. Группеншприген.

Команда из 8 человек должна прыгнуть в длину. Далее складываются полученные результаты, получая длину «группового» прыжка.

Этап 4. Сороконожка.

Вся команда выстраивается в одну колонну в полуприсяде, левой рукой держат за правую руку впереди стоящего, правую руку между ног протягивают сзади стоящему. Команда должна пройти 10 м не разорвав цепь.

Этап 5. Писатель.

Команда придумывает и называет слова-ассоциации к слову «НАРКОТИК».

Например,
Н – насилие, никотин
А - агрессия
Р - рок
К – «красные глаза»
О - отчаяние
Т – «травка»
И - игла
К - кошмар

Этап 6. Математический забег.

Станция проводится на стадионе в форме эстафеты, участвуют 5 человек команды. Каждый человек должен пробежать 100 м, но перед тем как передать эстафетную палочку он должен ответить на вопрос. Вопросы составляются на основании фактов по проблемам профилактики вредных привычек, наркомании. Например,

  1. Какова средняя продолжительность жизни человека, употребляющего наркотические вещества? (21 год)
  2. Сколько человек (в процентах), употребляющих наркотические вещества, доживают до 30 лет? (13 %)
  3. Сколько наркоманов (в процентах) погибает через полгода после начала приема наркотических веществ? (50%)
  4. Сколько человек (в процентах), употребляющих наркотические вещества, доживают до 40 лет? (1 %)

Этап 7. Кричалка.

Придумать стихотворение - кричалку, используя слова:

Обман – наркоман,
Слезы – грезы,
Сигарета – планета.

Этап 8. Рифмоплет.

Команде предлагается набор слов и предлогов, из которых они должны собрать крылатое выражение:
«Не пейте спиртных напитков, пьющему – яд, окружающим – пытка!» (В. Маяковский)

Этап 9. Креатив.

Команда должна сложить аббревиатуру своего класса. Например, 6 «а», используя весь состав своей группы.

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Каждый этап оценивается по 5-тибалльной системе. Победителем становится команда, набравшая наибольшее число очков среди команд своего возраста.

Список используемой литературы: 

  1. Гаевая В.В. За здоровый образ жизни 9 класс: элективный курс. Волгоград, “Учитель”, 2009.
  2. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5-7 классы. Москва: ВАКО, 2008.
  3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  4. Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур. Волгоград: “Учитель”, 2006.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Игровой тренинг "Скажи наркотикам - нет!", предназначенный для учащихся 6-8 классов, был реализован в апреле 2012 года в МОУ СОШ №57 с углубленным изучениме отдельных предметов Кировского района г. Волгограда. по методической разработке, представленной заместителем директора по воспитательной работе Майоровой Т.В. На базе школы игровой тренинг проводился в рамках месячника по профилактике правонарушений, вредных привычек, пропоганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних.

Отсканированная рецензия: