Осторожно: секты. Формула отказа при вовлечении в деятельность НМО и сект

 

Комитет по образованию администрации

Калачевского муниципального района Волгоградской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»

 404540 Волгоградская область,   Калачевский район, п. Октябрьский  МКОУ «Октябрьский лицей», тел. (факс) (84472) 6-12-21, тел. (84472) 6-13-23  sashinn@mail.ru    – электронная почта, r34kloktlic.ru –адрес сайта лицея, e-mail: r34kloktlic@nxt.ru 

 

Руководитель образовательной организации: директор МКОУ «Октябрьский лицей»  Зиновьев Валерий Викторович.

 Автор: Чекашёва Наталья Владимировна, социальный педагог.

Стаж работы: 14 лет 4 месяца.

Контактный телефон, электронный адрес автора: сот.8-905-393-07-37, дом.тел. (84472) 6-15-47,  эл.адрес natavlad1973@mail.ru

 Форма проведения: внеклассное мероприятие для учащихся 8 – 11 классов.

 

 

 Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально-неблагополучных семей.

Номинация: Внеклассное мероприятие с обучающими.

 

Тема:«Осторожно: секты. Формула отказа при вовлечении в деятельность  НМО и сект».

 

Год подготовки работы: 2013- 2014 учебный год.


Актуальность выбранной темы: 

Пояснительная записка

Актуальность данной темы очевидна.     Молодежь как особая возрастная категория всегда стремится к наибольшей внутренней идентичности не  только возможностям своего скромного опыта, но и новым возможностям, которые открывает зарождающаяся  перед  ней  эпоха.  Современное  массовое  сознание  открывает  перед  молодым  поколением  невероятное  богатство  взглядов,  переполненных  идеологическими  стереотипами,    фрагменты которых в разных пропорциях и разными путями проникают в сознание молодежи и различным образом потребляются в том или ином образе их жизни. Социальная профилактика как система опережающих и упреждающих мер и усилий, нацеленных на консолидацию общества, оказывается как никогда актуальной и активно востребованной именно в современную  эпоху.

Количество сект увеличивается, они обладают профессионально выстроенной и психологически выверенной системой вовлечения новых членов. Наиболее серьезную деятельность по вовлечению молодежи в свои ряды,  развернули следующие организации: "Церковь Муна", "Церковь саентологии", "Церковь Свидетелей Иеговы", "Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней", "Фотинья", "Церковь Христа", "Международное общество сознания Кришны", "Холософское общество", "Белое братство", "Церковь Сатаны", "Богородичный центр".

В этих условиях необходимо большее внимание обращать на проблему социального самоопределения молодежи, психологической безопасности личности в образовательном пространстве, безопасности среды, в которой существует ребенок, развивать социально-психологические службы, нацеленные на обеспечение психологически безопасной образовательной среды, одним из путей решения данной проблемы я вижу в социальной профилактике как системе опережающих и упреждающих мер и усилий.  Поэтому  воспитание  молодежи  требует  конкретного,  точного,  адресного 

понимания широкого разнообразия возможностей с полноценным видением общей сути современной эпохи. 

Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.

Цели мероприятия: 

Цель: дать общее представление об опасности тоталитарных сект и НМО, и способах избегания попадания под воздействие деструктивных религиозных культов и НФО.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

  • выделить опасность тоталитарных сект для различных сфер жизни общества и человека;
  • дать краткую характеристику понятию «тоталитарная секта» и выявить её основные признаки, отличия от традиционных религиозных культур
  • развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;
  • дать учащимся представление о деятельности неформальных молодежных объединений.

       Контингент участников: учащиеся 8 - 11 классов.

Контингент участников: 

       Контингент участников: учащиеся 8 - 11 классов.

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые  результаты:

- формирование у обучающихся  установок на негативные последствия деятельности сект и НМО;

- формирование социального опыта;

- регулирование отношений внутри ученического коллектива;

- социальная защита ребёнка;

- нацелить на обеспечение психологически безопасной  среды, в которой находятся дети.

 - нахождение оптимальных решений  некоторых проблем в общении.

Кратко о внедрении разработки: 

Данная модель использовалась в 2013-2014 учебных году на базе 8-9 классов.

Методы и приемы работы: 

Методы и приемы работы

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии, показом презентации. Беседа сопровождалась показом слайдов, выполненных в программе MicrosoftPowerPoint, использовались фрагменты фильмов: «Религиозные секты: свобода от совести» (Информационный центр «Сектор» при содействии Троицкого собора города Костромы, автор – Александр Егорцев), «Секты» («Совершенно секретно: информация к размышлению»).

Необходимое оборудование: 

        Необходимое оборудование

 Компьютер, мультимидийный проектор, экран.

Методические рекомендации: 

Отдельное помещение, внеклассное мероприятие продолжительностью 1 час. 1 классный коллектив от 18 до 25 человек.

Ход мероприятия: 

Развернутый конспект мероприятия

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

              Мф. 7,15

Мы живём в период опасностей: они подстерегают нас повсюду: на работе, дома, на улице, в учебном заведении. Опасности грозят нам (а особенно нашим детям) с экранов телевизоров и во Всемирной Паутине.

Многие опасности мы научились преодолевать – мы знаем, куда бежать, если вдруг произойдёт авария на ядовитом производстве возле нашего дома, мы учим своих детей не разговаривать с незнакомцами на улицах, как вести себя в тех или иных экстремальных ситуациях. Для того, чтобы преодолевать опасности современного мира вполне разумно и обоснованно был создан целый предмет: Основы безопасности жизнедеятельности. Безусловно, он даёт очень ценную информацию подрастающему поколению.

И всё же одного, по моему мнению, очень важного раздела, в учебниках по ОБЖ нет. Этот раздел - «Духовная безопасность», ведь современные угрозы могут быть направлены не только против тела юноши или девушки, но и против их души, и ещё неизвестно, какие угрозы – душевные или телесные – более для них опасны. Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом  нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды.

Наверное, ребята, были случаи,  когда в городе к Вам не раз приставали «навязчивые незнакомцы» с разными предложениями о посещении «семинаров», «диспутов», «психологических аутотренингов» и т.д. и т.п. Как правило, мы просто отмахиваемся от них, совершенно не задумываясь, куда они призывают и по какому пути идут. Когда же мы в очередной раз слышим рассказ знакомых о том, что кто-то из их родственников ушёл из семьи, продал квартиру, покончил жизнь самоубийством, наслушавшись проповедей новоиспечённого «гуру», просто растерянно пожимаем плечами, говоря, что «ещё остались на свете чудаки».

Когда же беда случается с нашими близкими, или теми, кого мы учим, как правило, возникает вопрос: «Почему это произошло? Что побудило этого человека уйти в секту?».

Если речь идёт о взрослом, сформировавшемся человеке, я могу только сожалеть о его выборе. Но если речь идёт о подростке, чья психика ещё не сформировалось окончательно и он просто пока не в состоянии сделать осознанный выбор, задача старших (прежде всего, конечно, родителей, но и нас – педагогов) по крайней мере, предупредить, сделать всё возможное, чтобы он не совершил роковой для всей своей жизни выбор.

Но, по моему мнению, самое страшная опасность тоталитарных сект заключается  в том, что они обращают своё острие именно против тех молодых людей, кто в состоянии задать себе вопросы о Боге и Вечности, кто задумывается над многими вечными вопросами бытия и не может найти на них ответ.

Свой классный час с рассказа о страшном конце  секты «Джонстаун».

В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсом секты “Народный храм”. На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах лежащих на поляне посреди тропического леса. Мертвые тела. Всего 912 человек. Они уверовали в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших их внутренности, а затем затихнуть навсегда.

Главный вопрос-проблема классного часа: «В чём опасность тоталитарных сект, как их распознать и, самое главное, как избавиться от их влияния?».

Прежде всего,  хочется предостеречь от мифа, который бытует в среде педагогов и многих молодых людей: большинство незнакомых с проблемой людей считают, что они никогда, ни при каких обстоятельствах, не попадут ни в какую секту. Однако благодаря законам, существующим в нашей стране, в России действует огромное количество религиозных организаций, каждая из которых разработала уникальную методику для вербовки новых членов.

Так, для Церкви Объединения («Муннитов») кандидату должно быть от 18 до 24 лет, он должен быть серьёзным, ищущим Истину, не имеющим семьи и постоянной профессии.

Представители саентологии никогда не обращаются к беднякам, так как, по их мнению, у них больной дух и они не годятся для выполнения миссии, кандидат должен быть финансово обеспечен.

Любая секта начинает знакомство со своими новыми адептами с обмана. «Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле; вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им о всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас».

Секты часто скрываются под вполне невинными названиями: «Изучение Библии» (секта Муна и секта «Свидетелей Иеговы»), «Изучение английского языка» («Мормоны»), «Собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» (Рериховское движение, секта «Святая Русь»), «Психологический тренинг, разрешение проблем общения» (секта саентологии), «Воспитание детей, благотворительные концерты» (секта «Семья»), «Семинары по вопросам педагогики и медицины» (секта Акбашева).

В чём же опасность тоталитарных сект? Секты несут опасность на нескольких уровнях:

Члены секты муна («Церковь объединения») совершают три полных земных поклона (лицом до земли) перед алтарем с портретом корейского предпринимателя и повторяют клятву верности Богу, своему «истинному» отцу Муну и своему «истинному» отечеству — Корее.

 Одним из наиболее яростных разрушителей семейных ценностей является «Международное общество сознания Кришны». Это псевдоиндуистская секта была создана в 1966 г.  "Привязанность к семье до самого конца жизни - это самая последняя степень деградации человека"-  утверждается в священной книге сектантов "Шримад-Бхагаватам" (песнь 1, гл.13, комм. к т.24). "Для удовлетворения Господа годится все, потому что это связано с Абсолютной Истиной. Нам также представилась возможность обмануть членов нашей семьи и оставить дом, чтобы заняться служением "Шримад Бхагаватам". Этот обман необходим во имя великого дела, и от такого трансцендентного мошенничества не проигрывает ни одна сторона" ("Шримад-Бхагаватам", песнь 1, гл.13, комм. к т.37).

Что же такое тоталитарная секта? По мнению А.Л. Дворкина - это авторитарная организация, главный смысл существования которой - власть и деньги для руководства.

Распознать тоталитарную секту можно по ряду признаков. Во-первых, это обман при вербовке. Нет ни одного человека, который сам бы пришёл в секту. В секту всегда приводят. Очень часто сектанты, завлекая людей на множественные «семинары», говорят или полу-правду или вообще не правду. Это и понятно: если человеку предварительно сказать, что в этой «милой организации» он заключит кабальный договор, будет дневать и ночевать в этой секте, что его могут заставить совершать преступления и почти наверняка порвать со своими знакомыми и близкими, которые не будут разделять его взглядов, то он, естественно, откажется даже знакомиться с основными идеями таких религиозных организаций. Потому и нужен обман. Как уже говорилось, секты скрываются под разными названиями, вербовщики, ходящие по улицам, никогда не представятся «Свидетелями Иеговы». Адепты саентологии вообще будут заявлять, что их организация не имеет никакого отношения к религии.

Гармоничная личность редко попадает под влияние сектантов. Чаще попадают люди с определенными акцентуациями характера. Характерными чертами таких людей могут быть интровертированность, замкнутость, ригидность, недостаточно развитое критическое мышление, истероидность (желание быть на виду, в центре внимания) паранойяльность (зацикленность на одной какой-то идее) т. е. это просто психопатические больные люди. Из здоровых личностей в секте могут оказаться те, кто в состоянии стресса, краха надежд, острой хронической психологической травматизации не получает сочувствия и поддержки, в первую очередь в семье. Подростки - либо не получают жизненных ценностных ориентаций в семье, либо ценности быстро меняются (смена места жительства, смена профессии родителей, развод), либо он оказывается одиноким на информационном рынке идей и должен сам решить, чему отдаться. Если же человек, попавшись на удочку, придёт в организацию просто для «интереса», начинается его психологическая обработка. У муннитов это называется «бомбардировка любовью». Ошарашенному человеку (иногда имеющему проблемы с общением) вдруг начинают говорить: «Неужели никто не говорил Вам, что Вы так умны!»; «Откуда у Вас такое умение одеваться!»: «Такое ощущение, что Вы знаете несравненно больше того, что дают Вам в Вашей школе!». Человека начинают превозносить, ему становится чрезвычайно комфортно в среде новых «друзей». Именно на этом этапе ему могут открыть, куда он попал на самом деле, начинают знакомить с некоторыми принципами данной организации, которые неофит может и не разделять. Тогда он задаёт какой-нибудь «неудобный вопрос», то «лучшие друзья» сразу становятся хмурыми, резкими, сухими, отворачиваются от него. Чтобы вернуть их расположения, новичок не задаёт больше «неудобных вопросов», начинает поступать, как говорят его «друзья» - а это уже начало отказа от свободы.

Ещё одним очень важным признаком секты является гуруизм. Если религия ставит целью восстановление связи человека и Бога, то в секте всё начинается с лидером и на нём же и заканчивается. Для примера приведу фразу основателя кришнаизма Бхактиведанты Свами Прабхупады: “Если у вас есть проблемы с Богом, помочь вам может только гуру. Если же у вас есть проблемы с гуру, помочь вам уже не может ни кто”.

Как же обезопасить себя от попадания в секту? Прежде всего знать о сектах необходимую информацию, «предупреждён – значит вооружён». Как говорит известный специалист по борьбы с сектами А. Дворкин «Единственный способ освободиться от секты – это никогда не вступать в неё».

У подростков колоссальная потребность общаться друг с другом и именно в общении искать и находить способы преодоления себя, реализации своих желаний и возможностей. Молодёжь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными последствиями. Поскольку ее не могут удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы времяпровождения – придумывается свой способ. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взглд на мир. Молодёжные движения можно разделить на такие группы:

- связанные со спортом: спортивные фанаты, байкеры, роллеры и др.

- связанные с музыкой, последователи музыкальных стилей: рокеры, металлисты, готы, рэперы, панки и др.

- отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, панки, растаманы.

- связанные с компьютерными играми, уходом в другую реальность: боевики, толкиенисты, геймеры.

- связанные скомпьютерными технологиями: хакеры, юзера.

- враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхеды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты.

- религионзные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты.

- группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники.

- антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Само слово  неформал, неформальный означает необычность, яркость, незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «Я – личность!», бросить вызов миру. Все больше подростков во всех странах мира становятся неформалами, поэтому необходимо знать о них и быть готовым столкнуться с их представителями в реальной жизни. Проблемы могут возникнуть в том случае, если неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Наибольшая опасность подстерегает подростков тогда, когда стихийно сложившиеся группировки, попадают  под влияние и авторитет деморализованной личности, старшей по возрасту, вожака. Который навязывает им свою мораль и заставляет жить и действовать по своим правилам. Поэтому подростковые группы умело используют в своих целях и интересах националистические организации. Например, конопля проповедуется «истинными хиппи», а растаманы считают курение «косячков» обязательным атрибутом. Субкультура байкеров опасна для жизни, но  опаснее всего секты. Например секта сатанистов (Очень немногие «поступившие» туда могут вернуться).

III. Подведение итогов. Вопросы к учащимся.

  1. Как вы думаете «Почему для большинства людей объединение в неформальные молодежные организации является необходимостью?»
  2. Встречались ли вы с представителями НМО?
  3. Встречались ли вы с представителями религиозных сект в своем районе?

 

Раздача учащимся Памятки «16 признаков тоталитарных сект».

Рефлексия:   учащиеся получают листы с заданием:

Продолжим фразу:

  1. Я научился …
  2. Я считаю полезным …
  3. Теперь бы я хотел ещё узнать …
  4. Самым интересным на занятии для меня было …
  5. Самым неинтересным на занятии для меня было …
  6. Самым скучным на занятии было …

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. – Нижний Новгород:  Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002 [Электронный ресурс. Режим доступа:  http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=911 ,   18.08.2013]
  2. Дворкин Л.А. Единственный способ освободиться от секты – это никогда не вступать в нее // Православная газета № 13 (26)1995г.2002 Электронный ресурс . Режим доступа: http://orthodox.etel.ru/Best/Sekt/dvorkin.htm 18.08.2013
  3. Деструктивные тоталитарные секты [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.scorcher.ru/mist/sects/sects.php , 18.08.2013]
  4. Новопашин А.,Тоталитарные секты - УГРОЗА СЕМЬЕ [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/10.htm, 18.08.2013]
  5. Низамутдинов Э. М. «Осторожно: секты. Методическая разработка классного часа».
  6. Интернет сайты республики Белоруссии.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

http://yadi.sk/d/5iejE636Hrqrp

Практическая апробация: 

Занятие апробировано на базе МКОУ «Октябрьский лицей» в декабре 2013 году в 8 А,

 9 А, 9 Б классах количество учащихся 50 человек. Проанализировав ход мероприятия

и его результат было принято решение продолжить данную работу, исследование в этом

направление, так как данное мероприятие нашло очень большой отклик среди учащихся,

было много вопросов.

Отсканированная рецензия: