Мы вместе

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Урюпинского муниципального района Волгоградской области

__________________________________________________________________

403140, улица Ленина, дом 54 а, хутор Петровский,

Урюпинский район, Волгоградская область

тел. (84442)  3-91-92,  факс (84442) 3-90-19       ИНН / КПП  3431004647 / 343101001

E-mail: Urypsk114@mail.ru

Директор МБОУ Петровской СОШ – Шаповалова  Людмила Николаевна

Автор – Неретина Надежда Валентиновна

Должность – педагог-психолог

Стаж работы – 7 лет

Телефон, электронный адрес – 8-902-095-91-35; nadezhda-neretina@yandex.ru

 

Сценарий агитационного мероприятия по профилактике ВИЧ, СПИД

 

Агитбригада группы волонтеров

 

«Мы вместе»

 

2013-2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Актуальность выбранной темы: 

За последние десятилетия здоровье  российских подростков заметно ухудшилось. Статистические показатели различных видов заболеваний выросли почти на 40 %. При этом быстрыми темпами росла заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), включая ВИЧ.

         Распространение ВИЧ обусловлено рядом фактов. Одним из них является рискованное половое поведение: раннее начало половой жизни, беспорядочные половые контакты, пренебрежение средствами личной защиты. Другой важный фактор – злоупотребление алкоголем и наркотиками.

         В нашей стране 70- 80 % ВИЧ - инфицированных – подростки и молодежь в возрасте 15- 25 лет. Увеличивается доля  ВИЧ - инфицированных женщин, имевших половые беспорядочные связи, растет количество детей, рожденных от таких матерей.

         Поэтому сдерживание рискованного поведения подростков – важнейшая задача превентивного обучения.     Среди специалистов нет однозначного мнения относительно программ по предупреждению ВИЧ. СПИДа в образовательных учреждениях. С одной стороны, основную информацию о ВИЧ учащиеся получают на уроках биологии и основ безопасности жизнедеятельности. Такое информирование несет медицинские и биологические ведения, опирается на научно установленные факты и легко осуществляется в рамках традиционной методологии обучения. С другой стороны,  этот подход явно недостаточен: исследования показывают, что информирование о ВИЧ и СПИДе не меняет поведенческих установок подростков и не влияет на процесс принятия решений в отношении здоровья. Поэтому воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих предполагает обращение учреждений образования к групповым, активным, методам обучения.

Цели мероприятия: 

Вовлечение детей из неблагополучных семей в волонтерское движении;

Повышение информированности учащихся;

Содействие духовно - нравственному воспитанию подростков, формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике ПАВ

Задачи мероприятия: 

  • Предоставить объективную, научно обоснованную информацию о ВИЧ, СПИДе.
  • Способствовать формированию навыков ответственного поведения в отношении к своему здоровью;
  • разработка мероприятий первичной профилактики вредных привычек в образовательном учреждений; апробация мероприятий профилактики вредных привычек детей подросткового возраста, особенно из неблагополучных семей; обобщение полученных результатов и трансляция опыта работы.
  • 1.Сформировать у детей следующие конструктивные навыки взаимодействия:
  •     *умение безопасно и эффективно общаться;
  •     *умение понимать и выражать свои чувства;
  •     *умение противостоять давлению, побуждающему к приёму  психоактивных веществ.
  • 2.Способствовать выработке у детей защитных личностных  качеств:
  •      *уверенности в себе;
  •      *честности;
  •      *открытости;
  •      *чувства юмора.
  • и навыков:
  •      *умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
  •      *умения принимать решения;
  •      *умения преодолевать кризисные ситуации.

Контингент участников: 

обучающиеся 5-11-х классов; дети из социально-неблагополучных семей

Ожидаемые результаты: 

работа рассчитана на работу с обучающимися общеобразовательной школы, детей из социально-неблагополучных семей;

на уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушению и злоупотреблению наркотиков;

формирование у детей нравственных качеств, силы воли, представлений об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни:

формирование навыков поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

Кратко о внедрении разработки: 

Если наркотизация рассматривается как недопустимый вариант поведения, то взамен ребенку должны быть предложены другие варианты реализации своих потребностей.

Данная работа учитывает взаимодействие и внешних, и внутренних факторов, поэтому содержание в основном нацелено на обучение и помощь молодым людям в социальной адаптации. То есть наркотизация не столько запрещается, сколько «выдавливается» иными, позитивными формами поведения.

При реализации программы используются различные формы работы, с детьми, их родителями. Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.

Социальный мониторинг позволяет отслеживать изменения в окружающей ребенка социальной среде.

Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой - это одно из приоритетных направлений.

Учитель должен находит убедительные, яркие и эмоциональные факты и доводы, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека на уроках.

Методы и приемы работы: 

Работа с детьми.

В работе с детьми предполагается использовать огромное количество наглядного материала, а том числе через презентации, устные журналы и выступления антинаркотических агитбригад, проведение конкурсов рисунков антинаркотической направленности и пропаганда здорового образа жизни. Использование в работе видеофильмов о пагубной страсти, о ее последствиях.

 При реализации используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность.

Учебная деятельность:

Используются образовательные технологии, направленные на формирование активного образа жизни, навыков и привычек саморегуляции.

Реальной альтернативой наркомании является физическая культура и спорт. Создание условий для занятий массовыми видами спорта, физической культурой.

        Учитывая, что основной деятельностью школы является образовательная деятельность, а основной ведущей организационно-педагогической формой образовательной деятельности является урок, в школе реализуется школьная учебная программа антинаркотического воспитания.

Суть этого направления заключается в том, что вся учебная деятельность средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения.

       Антинаркотическое просвещение школьников в учебном процессе осуществляется педагогическим коллективом в едином комплексе с нравственным, трудовым, военно-патриотическим и физическим воспитанием. Главная задача – добиться не только хорошего знания учащимися особенностей действия наркотических веществ на организм, но и научить руководствоваться этой информацией в жизни и никогда не употреблять наркотические, психотропные и другие вредные вещества, пагубно влияющие на здоровье.

Волонтерские отряды

Организация тренингов, шоу, агитбригад, конкурсов рисунков. Проведение тематических дискуссий. Выпуск агитационных плакатов и стенгазет.

 

Работа с родителями.

     Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркогенного заражения) и образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).

Для работы с родителями предлагаются следующие формы работы такие как: родительские лектории, круглые столы, индивидуальные консультации и привлечение родителей к участию в антинаркотической школьной программе.

 

Индивидуальная работа.

При организации педагогической профилактики целый ряд важных функций выполняет анкетирование. При помощи вопросов определяется актуальность профилактики для данной группы детей, преимущественные направления, а так же анкетирование служит показателем эффективности работы.

Привлечение учащихся  к занятиям в спортивных секциях школы. Проведение уроков здоровья. Методика проведения уроков строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность учащихся.

Необходимое оборудование: 

футболки с логотипом «СПИДу – НЕТ» , музыкальное сопровождение (по желанию); таблички с надписью: смерть, СПИД, алкоголь, курение, наркотики, жизнь, здоровье, любовь, счастье; имитация сигарет шприца; выпуск буклетов и изготовление красных лент.

Методические рекомендации: 

  1. Системность - построение деятельности базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение детей в отношении сбережения собственного здоровья.
  2. Активность в усвоении информации
  3. Дифференциация - деление детей на группы, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.
  4. Увлекательность- информация должна быть «эмоционально заряженной», завоевать души детей.
  5. Порциальность- профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания личности и реализуется через формирование у детей навыков позитивной социальной адаптации.  Длительность выступления: 15-20 минут. Кол-во обучающихся 5-11 классы, дети из социально-неблагополучных семей.

 

Ход мероприятия: 

Голос. В этом замкнутом круге, крути – не крути,

Не удастся конца и начала найти.

Наша роль в этом мире – прийти и уйти…

Кто нам скажет о цели, о смысле пути?

 

Ребята (хором)  Мы! (выбегают дети, строятся в 2 шеренги)

 1 уч.  Здравствуйте взрослые!

 2 уч. Здравствуйте, дети!

 3 уч. Здравствуйте все, кто живёт на планете!

 4 уч. Здравствуйте,  дяди!

 5уч. Здравствуйте, тёти!

6 уч. Давайте забудем на миг о работе!

7уч. На сцене не шутки и не приколы…

 8 уч. Волонтеры Петровской школы!

9 уч. К чему сегодня будем призывать?

10 уч. Напомним мы про то…

Все: Что каждый должен знать!

 

1 уч. Человек рождается на свет,

Чтоб творить, дерзать и не иначе…

 2 уч.Чтоб оставить в жизни добрый свет,

И решить все трудные задачи!

 3 уч. Человек рождается на свет…

Для чего? Ищите свой ответ!

4 уч. Проблема 21 века –

Как уберечь на Земле человека?

 

(Из глубины на свет движется человек в черном балахоне - это монах. Он останавливается в круге света, читает молитву).

Монах. Господи, помоги всем нам, помоги, не оставь, прислушайся к мольбам моим! Человечество шагнуло в третье тысячелетие, не задумываясь о будущем, не зная, что ждет его через четверть века. СПИД - это твоя кара, и это послал ты нам, как спасение против глупости и беспечности, а мы не поняли, продолжаем жить, не задумываясь о завтрашнем дне, о детях, продолжаем предаваться порокам: алкоголю, наркотикам, - радуемся доступности удовольствий и безнаказанности. Помоги, Господи, подскажи, как жить нам дальше, подскажи, какое покаяние нужно, чтобы простил Ты грехи наши, что сделать, чтобы наши дети вновь увидели солнце, вновь научились жить, любить, смеяться, свободно дышать... Взываю к Тебе, к Твоей милости. (Монах падает ниц)

 

1 ученик: Не думай ты о СПИДе свысока!              

Наступит время, сам поймешь, наверное.

Он просвистит, как пуля у виска,

Перечеркнув всю жизнь в одно мгновение!

О СПИДе говорить нам есть резон.

И бить в колокола, кричать о смерти нам!

2 ученик: А СПИДом заболеть не есть позор,

А есть беда у нашего столетия!

Пока еще не поздно, нужно нам                      

Вести борьбу за право на бессмертие,        

Чтоб человечество могло                                   

Войти без СПИДа в новое столетие!       

 

5 уч. 1декабря – всемирный день борьбы со СПИДом . Все люди нашей планеты в этот день говорят решительное НЕТ страшной болезни, унесшей миллионы жизней, болезни под названием СПИД!

6 уч. СПИД... От него умирает каждый заразившийся человек.

7 уч. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона.

8 уч. СПИД представляет большую опасность для всех. Нет ни лекарств, ни вакцин   

         против СПИДа. Единственная мера защиты — профилактика. А узнать, сколько

         тебе осталось, как это знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом страшно.

9 уч. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное

        летоисчисление. У кого-то цепочка цифр окажется короче, у кого-то — длиннее.

        Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения:

        СПИД — это далеко, СПИД — это не у нас, СПИД — все же редкость...

10 уч. Сегодня в потоке событий,  человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что

       она не коснется его. А с каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-

       инфицированных, в том числе и детей. Сотни тысяч никому не известных людей, а

        завтра это может быть любой из нас. Подумайте об этом сегодня, сейчас!

(На сцену выходят Юноша и Девушка)

Девушка. Пусть мы с тобой еще юны.

Возможно даже дети

Как будто даже и за сны

Еще мы не в ответе…

Но день придет, и каждый миг

Сегодняшних деяний

Воскликнет: «Вот вас и настиг!»

И очень больно станет.

Юноша.  Ведь нам отцами с вами быть

(И мамами конечно!)

Но можем нынче мы убить

Всех поколений вечность!

Есть смысл один у жизней всех:

Продлиться в наших детях.

И счастье их, любовь и смех

Всего милей на свете!

Из глубины сцены выходит ребёнок  между юношей и девушкой.

Малыш. Что это?

Девушка: Это мир, малыш, это жизнь.

Юноша: Ну, иди, иди смелее, шагай.

Малыш проходит ближе .

Девушка: Иди…, а я, я так боюсь за него, так боюсь за наш мир! И не позволю никому, ничему ужасному, плохому, дурному коснуться его.

(девушка и юноша уходят, малыш остаётся один, к нему с одной стороны выходят СПИД, смерть, алкоголь, наркотики, табак, а с другой – жизнь, здоровье, любовь, счастье)

 СПИД (выходит ломаясь) Я здесь! Я рядом! Среди вас! Моими станете рабами; Лекарства нет еще сейчас, Число больных растет с годами. (Обращается к свои «коллегам».) А вы, мне преданные слуги, И вы, развратницы подруги, Вершите черные дела, Чтоб слава обо мне пошла!

 (Жизнь, здоровье, любовь, счастье по очереди, отгоняя пороки):

Жизнь.               Нет! Не позволим, не дадим!                             Пороки злые победим!

  Счастье.           Вы молоды, сильны, красивы.                            И вправе сами выбирать... Здоровье.         В здоровье долго жить счастливо.                           Или о болезнях умирать! Любовь.          А с кем ты - с нами или с ними,                          Подумай, прежде чем решить! Жизнь.            Тебе с пороками такими.                         На свете долго не прожить!

Счастье          И если ты все-таки сомневаешься...

Любовь          Призадумайся...

Здоровье         Испугайся...

Жизнь             Ужаснись...

Счастье          И не пробуй никогда!!!

                       Прими наш девиз -  

Вместе:   XXI век - без пороков.

 Малыш. Не хочу я смириться с судьбой

И скажу всем девчонкам, Мальчишкам: «Постой! Эти игры со смертью. К беде приведут. И для жизни, для счастья Ничего не дадут». И совет мой, наверное, Очень простой, Скажем, дружное «НЕТ» Этой смерти пустой. Будет счастлив по-своему. Каждый из ВАС, Чтоб костер этой жизни. Никогда не погас!

1 уч. Как страшно жить в кромешной тьме!          Свой путь ты правильно найди. 2 уч.  Чтобы всегда тебе и мне.           Был свет надежды впереди. 3 уч.  У всех есть выбор: быть или не быть –          Земля в цветах или огонь в потемках. 4 уч.  Нельзя нам так бездушно хоронить.           То, что на свете вверено потомкам!

 5 уч.  И мы повторяем на всех языках:           «Тревога! Проснитесь, люди! 6 уч.   Спасенье планеты в наших руках –            Другого шанса не будет!»

10 уч. Пока планета еще жива,            Пока о зимах мечтают весны,            На жизнь предъявим свои права.           Пока не поздно!          Спасём от СПИДа людей живых -          Пусть мирно спится под небом звездным.          Здоровье будет у молодых.         Пока не поздно!        Пусть сигареты и алкоголь       Нас не подкупят, братья и сестры!      Уйдут печали, покинет боль.     Пока не поздно!

7уч. Давайте жить интересно, ведь, сколько удовольствия можно получать от занятий спортом, танцами,  музыкой,  а самое главное, от общения друг с другом. Ведь жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и, случается, меньше всего берегут.

8 уч. Волонтеры завершают выступление!

9 уч. Вас приглашаем присоединяться!

10уч. Мы показали в нашем выступлении

Все вместе:  Здоровье  - это главное богатство!

1 уч. Жизнь даётся лишь одна.

2 уч. Здоровой быть она должна!

3 уч. Образ жизни здоровый веди!

         Если ты с нами, давай выходи!

4 уч. Я выбираю здоровье и спорт!

 5 уч. Я выбираю теннисный корт!

6  уч. Мы выбираем лес и палатку!

7 уч Для волейбола, футбола площадку!

 Я выбираю лёд и коньки!

8 уч. А я в бассейне всех впереди!

9 уч. Мы выбираем чистое небо,

10 уч. Мы выбираем удачу, победу!

Все вместе:  В наши ряды смелее вставай!

Здоровую жизнь ты выбирай!

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Ожидаемые результаты:

  Недопущение появления в школе детей, употребляющих наркотические, алкогольные, токсикоманические  и другие вещества этой направленности.

Укрепление общего соматического, психического здоровья детей и  подростков.

Повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся.

Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении.

Проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности обучающихся.

 

Критерии оценки эффективности программы.

  Для оценки эффективности программы главным критерием является развитие личности ребенка, сформированность у него стойкого нравственного иммунитета к негативным факторам жизни.

  Качественный анализ эффективности антинаркотической программы осуществляется мониторингом успешности воспитательной работы, уровнем воспитанности школьников.

Формирование    навыков    и    привычек    здорового    образа    жизни, ценностного отношения к себе и своему здоровью. Преодоление  социальных  отклонений  школьников,   перевоспитание детей с девиантным поведением.

 Для повышения эффективности программы следует учитывать несколько условий ее реализации:

- хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категорического запрета ПАВ, а при формировании критического мышления к существующей проблеме;

- в реализацию программы следует включить максимальное количество инициативных учащихся всех классов, родителей, учителей. Надо постараться сделать ее «собственностью»  всех, кто учится и работает в школе. Программа должна состоять из многих форм активности, и если некоторые из них окажутся не работающими, то оставшиеся дадут эффект и конечный результат будет достигнут;

- изучение эффекта и регулярная оценка того, как идет программа, - важная часть любого проекта. Поэтому контроль за ее осуществлением должен быть объективным. Обо всех мероприятиях программы,  ее успехах и проблемах необходимо сообщать всей школе, родителям, вышестоящему  руководству.

При всем многообразии форм профилактической работы (оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, внеклассные виды деятельности, родительские собрания, сотрудничество со специализированными органами и т.п.) основное направление программы – профилактические занятия в 1-11 классах.

 

 

 

 

Список используемой литературы: 

  1. Биология в школе № 7 – 2000 г. (журнал) А.Е. Маслобойщика “Нет” дороге в ад!
  2. Биология в школе № 6 – 2001 г. (журнал) С.А. Кузнецова, В.В. Зорина, М.А. Завизин, МПУ. “…Я сегодня бросил курить”.
  3. “Последний звонок” (газета) № 6 – 2004 г. М.А. Гуща “Здоровье нации в опасности!”

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Мероприятие апробировано с обучающимися 5-11 классов в месячник профилактики ПАВ в 2013-2014 учебном году. Участниками действия стали обучающиеся группы "риска" и подростки, стоящие на внутришкольном учете, волонтеры.  Волонтерами школы были проведены профилактические мероприятия, одним из них выступление агитбригады «Мы вместе» под руководством педагога-психолога Н.В.Неретиной. В сценарии активное участие приняли 15 человек, в мероприятии участвовало 103  ученика. В заключении обучающимся было предложено вступать в ряды волонтеров и пропагандировать здоровый образ жизни.

 

Отсканированная рецензия: