Сценарий урока-сказки по профилактике вредных привычек "Как черные силы решили завоевать мир

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Урюпинского муниципального района Волгоградской области

__________________________________________________________________

403140, улица Ленина, дом 54 а, хутор Петровский,

Урюпинский район, Волгоградская область

тел. (84442)  3-91-92,  факс (84442) 3-90-19       ИНН / КПП  3431004647 / 343101001

E-mail: Urypsk114@mail.ru

Директор МБОУ Петровской СОШ – Шаповалова  Людмила Николаевна

Автор – Неретина Надежда Валентиновна

Должность – педагог-психолог

Стаж работы – 7 лет

Телефон, электронный адрес – 8-902-095-91-35; nadezhda-neretina@yandex.ru

 

Сценарий занятия по профилактике вредных привычек

 

Урок-сказка

 

«Как черные братья  решили завоевать мир»

 

2013-2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Актуальность выбранной темы: 

Всем с детства известно о вреде наркотических средств и приблизительном уроне, который они наносят организму, но почему столько людей своими, же руками уничтожают драгоценное здоровье!? Профилактика вредных привычек необходима с раннего возраста. И детям нужно внушать, что плохо, а что хорошо.

Дети убеждены, что в малых дозах ни сигареты, ни алкоголь, ни наркотики вреда не несут, и что, начав употреблять что-то, у человека хватит силы воли бросить вредную привычку.

Также у детей слабая медицинская база знаний. То есть, человек прекрасно знает, что наркотические вещества вредны, но на что именно они влияют, не имеют понятия. Либо совсем об этом не задумываются, либо думают, что если угроза и есть, то для каких-то не самых важных частей организма, которые легко потом можно будет вылечить.

Но это не так, эти препараты усыпляют бдительность человека, заставляя его идти дальше по скользкому пути вредных привычек, и урон, который каждый из них наносит организму, к сожалению, необратим или вылечивается с большим трудом.

Самое печальное то, что вредные привычки наносят вред, не только себе, но и окружающим их людей. Пьяные за рулём, буйные от любого вида опьянения, бестактные люди, обрекающие окружающих на роль пассивных курильщиков, безответственные родители, плодящие больных и недоразвитых детей. Это не просто те, кто сознательно шагает в могилу, но и те, кто тянет за собой многих других.

Цели мероприятия: 

 Познакомить обучающихся с навыками уверенного поведения через умение отказывать. Формировать здоровый образ жизни. Закреплять знания о вреде курения, алкоголизма, наркомании. Через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека. Воспитывать способность выбора между здоровым образом жизни и вредными привычками. Создать условия для предупреждения девиантного поведения. 

Задачи мероприятия: 

Изучение психолого-педагогической литературы об особенностях детей, выявление причин приобщения детей к психо-активным веществам; разработка мероприятий первичной профилактики вредных привычек в образовательном учреждений; апробация мероприятий профилактики вредных привычек детей подросткового возраста, особенно из неблагополучных семей; обобщение полученных результатов и трансляция опыта работы.

Контингент участников: 

обучающиеся 4-6 классов общеобразовательных учреждений; дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (из неблагополучных семей)

Ожидаемые результаты: 

Работа направлена на уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушению и злоупотреблению ПАВ в детской среде;

формирование у детей нравственных качеств, силы воли, представлений об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни:

формирование навыков поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

Кратко о внедрении разработки: 

Практика профилактической работы в образовательной среде показывает наибольшую распространенность и, к сожалению, наименьшую эффективность так называемой негативной профилактики, то есть информации о негативных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Наибольшей эффективностью обладают подходы, основанные на выработке у несовершеннолетних уверенности в себе, эффективной коммуникабельности, умения действовать в неопределенных  ситуациях, продуктивно решать конфликты, навыков саморегуляции поведения и эмоционального состояния.

Методы и приемы работы: 

в работе с обучающимися мы применяем разнообразные методы:

Метод убеждения (доверие, сотрудничество)

Метод переключения – занятие детей трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью (надо заметить, что общественные поручения – часто меняем)

 беседы

- презентации

- элементы тренинга

- обучающие игры

- сказкотерапия

- проигрывание жизненных ситуаций

- дискуссии

- урок-сказка

Необходимое оборудование: 

Интерактивная доска, проектор; видеоролик из мультфильма «Ну, погоди» (5 серия); картинка – Волк с сигаретой во рту; музыка к песне «От улыбки хмурый день светлей…»; карточки-характеристики со словами высокий, стройный, неуклюжий, ловкий, сутулый, сильный, слабый, красивый, желтозубый, больной, злой, агрессивный, добрый (игра-определение «Девочки-мальчики и черные братья»); плакаты «Не курить!» и «Место для курения», «Хотя многие курят отравляя себя и близких людей – Я НЕ КУРЮ!!! И ВАМ НЕ СОВЕТУЮ! В ВАШИХ СИЛАХ СДЕЛАТЬ КУРЕНИЕ «НЕ МОДНЫМ» Я НЕ КУРЮ И ЭТО МНЕ НРАВИТЬСЯ»;

«СПАСИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК!»; « К 2020 году от курения ежегодно будет погибать 10.000.000 человек. ОСТАНОВИМ ЭТУ ТЕНДЕНЦИЮ»

Методические рекомендации: 

Для достижения наибольшей результативности профилактической работы школы необходим профессиональный концептуально обоснованный подход к планированию данной деятельности, ее системность, определение конкретных целей, задач, алгоритма всех действий и многообразие форм деятельности со всеми участниками образовательного процесса.

Время проведения: 30-40 минут

Численность об-ся: 20-25 учеников

Ход мероприятия: 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Участники: обучающиеся 4-6 классов

Автор

Фея:          Жизнь

Колдунья: Смерть

Пороки:     Алкоголь

                  Наркотик

                  Табак

                  Депрессия

                  Лень

 

Автор: Давным-давно злые пороки Алкоголь, Наркотик, Табак решили завладеть миром, чтобы люди стали их рабами. Однажды в стране Страдания собрались злые пороки и колдуньи. Слетелись они на свой шабаш (сход) на огромную поляну, в темном, старом лесу.

         Выходят герои сказки, Колдунья Смерть садится в центре, остальные пороки стоят по кругу.  Колдунья взмахнула рукой,  призывая к вниманию.

Колдунья Смерть: Сегодня мы встретились здесь, дорогие пороки, чтобы решить один очень важный вопрос. Пришел тот час, когда мы можем завладеть царством Здоровья, но и миром!

Все:  Да, мы согласны! Мы хотим править миром! Наш час настал!

Колдунья Смерть:  Эта сложная задача!Нам нужен план! Фея Жизни не так уж слаба, как кажется, да и людишки просто так, без боя, не сдадутся.

Думайте, думайте, пороки!

(вперед выходят Алкоголь, Наркотик  в черных плащах, под плащами яркие одежды).

Алкоголь: Позволь нам, колдунья Смерть, двум братьям Алкоголю и Наркотику, вмешаться первым в завладении миром и предложить свой план. Он гениально прост.

 

Наркотик: Мы отправимся в мир людей, чтобы сделать самое сложное – поработить людей. Затем мы пригласим и всех остальных, в первую очередь, конечно, наших верных друзей (показывает в сторону алкоголя, табака).

Лень:  А почему вы? Мы тоже хотим быть первыми. Вас, страшил в черных плащах, люди сразу разоблачат.

Алкоголь: Не разоблачат. Посмотрите! (скидывает плащ, а под ним яркая одежда)

Наркотик: Да вы что! В такой одежде мы обманем любого. Ведь мы представляемся людям в образе прекрасного друга, мы утешим в печали, развеселим в грусти. И человек вовсе не догадается, что радужная одежда может быть скрыта черным плащом. А время-то уйдет!

Алкоголь: Вы, наши верные спутники – пороки, будете всегда рядом (Табак злобно захихикал).

Наркотик:  Для пьянства есть такие поводы:

                   Поминки, праздник, встреча, проводы,

                   Крестины, свадьба и развод,

                   Мороз, охота, Новый год,

                   Выздоровленье, новоселье,

                   Печаль, раскаянье, веселье,

                   Успех, награда, новый чин

                   А после ---- пьянство без причин!!!

Колдунья Смерть: Мне нравиться ваш настрой и план. Быть может,  в нем есть не большие недочеты, но они могут быть исправлены в процессе работы.  Вперед, пороки! Желаю удачи. А вы, Депрессия и Лень будете их сопровождать и всячески помогать (все уходят, кланяясь, Колдунья Смерть последняя – задумчивая)

Автор: Тут же, черным братьям оседлали коней и выехали из страны Страданья в сопровождении своих спутников. Так началась борьба со здоровьем и счастьем людей. Мы не должны им поддаваться.

ЧЕМ опасны черные братья - пороки? (обсуждение с ребятами…)

 

(входит Фея Жизнь, сзади подбираются Алкоголь, Наркотики, Депрессия и Лень)

Автор: Хочу представить Вам, друзья – это фея Жизнь. Она поможет Вам и  научит Вас, как можно победить «черных братьев».

ФЕЯ Жизнь: Друзья, Вы можете каждый день  встретиться с «черными братьями» - пороками, в обличии добрых друзей, которые будет предлагать вам попробовать вещества, опасные для здоровья. В таких ситуациях нужно быть очень внимательными и осторожными и уметь решительно и твердо отказаться от знакомства с ними.

Автор: Злые пороки будут убеждать Вас, что эти вещества не опасны, а от одной пробы ничего страшного не произойдет. Они могут смеяться над вами и дразнить: «слабаком», «трусом», «маменьким сынком», если Вы скажете решительное «НЕТ» на их уговоры.

РОЛЕВАЯ ИГРА «Умей сказать – НЕТ!»

Фея Жизнь: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать "нет"». В этой игре мы будем учиться отказываться оттого, чего мы не хотим делать.Алкоголь, Наркотики: (шепотом) Хи-хи-хи, сейчас мы и начнем реализовывать свой планчик.

(обращаясь к Феи Жизни)

Алкоголь, Наркотики: А можно мы с вами поиграем, мы тоже много знаем о вредных привычках.

(хихикая)  Сейчас-то мы их и проверим, нам еще ни кто не отказывал!

Фея Жизнь: Как вы считаете, кто оказался сильнее в этой игре? Вы – ребята или наши гости (ответы детей)

(Алкоголь и  Наркотики дразнятся и убегают)

ФЕЯ Жизнь: Разве можно дразнить человека, который знает о злых пороках и не поддается их сладостным влечениям?  (показывают картинку – Волк с сигаретой во рту)

 

Ребята, посмотрите на картинку, что Вы видите? Как убедить волка не курить? Как вы поступите в той ситуации, если взрослый курит?... (высказываются дети).

Нужно вежливо попросить взрослых не курить, и если они не перестанут уйти из комнаты.  Взрослым не стоит объяснять, почему курить вредно и опасно, они уже знают. Если у Вас возникнут вопросы о вреде курения, поговорите с  родителями.

Депрессия: (подсаживаясь к ребенку, который грустит в зале) Тебе одиноко? Тебе грустно?? Тебя никто не любит, и все тебя обижают? Ну, их всех, давай закурим, я тебе расскажу смешную историю и буду с тобой дружить.

Ученик - ….(отвечает)

ФЕЯ Жизнь: Ребята, мы не можем оставить нашего друга в таком депрессивном состоянии. Что же можно сделать?

- Игра «Комплимент»

- песня – танцуем «От улыбки хмурый день светлей…»

(Депрессия испуганно пятится назад, уходит)

Лень:  (подсаживаясь к ребенку, самому не активному)  Да, ну их всех! Надоело! Давай лучше пойдем, побродим и (шепотом) покурим от скуки, пока никто не видит и выпьем.

Ученик - ….(отвечает)

Автор: Как помочь нашему другу? Что можно сделать? Ребята, помогите!

ФЕЯ Жизнь: Ребята, Вы согласитесь со мной - нужно читать, рисовать, танцевать, заниматься спортом, придумывать смешные истории!

Лень: С Вами скучно, пойду, поищу себе другого, ленивца!

(Лень с гордо поднятой головой уходит, закуривая)

Автор: Друзья, у меня к Вам вопрос, как вы думаете, что чувствует курящий человек, и что происходит с людьми, которые его окружают.

 

ФЕЯ Жизнь: Мы сейчас  посмотрим с вами фрагмент мультфильма, а потом обсудим то, что увидели (смотрят запись мультфильма «Ну, погоди» (5 серия).

Автор: Почему Волк взял в рот сразу несколько сигарет? (чтобы напустить побольше дыма)

ФЕЯ Жизнь: Что произошло с Волком, когда он стал курить сразу несколько сигарет? (покраснел, у него закружилась голова, чуть не попал под машину, упал, сильно ударился)

Автор: Почему Заяц в будке стал кашлять, хотя сам не курил? (потому что табачный дым вреден и для тех, кто его вдыхает, когда находится рядом с курящим, раздражает бронхи)

ФЕЯ Жизнь: Какое влияние оказывает табачный дым на человека, когда он курит? (затрудняется проникновение воздуха в организм, загрязнятся легкие, работа сердца. От курения желтеют зубы и появляется плохой запах из рта и т.д.)   

Игра-определение «Девочки-мальчики и черные братья»

Автор: Ребята, подумайте, какими станут мальчик или девочка, подружившись с «черными братьями», злыми пороками? Выберите из предложенных характеристик те, которые больше всего подходят. На доске представлены карточки-характеристики, выберите из предложенных: высокий, стройный, неуклюжий, ловкий, сутулый, сильный, слабый, красивый, желтозубый, больной, злой, агрессивный, добрый …

( появляется Табак)

Табак:      Разве это так опасно, что у тех, кто курит,

                 Часто легкие похожи на прокопченный мешок?

                 Ну, подумаешь, что вместе с кровью к клеткам для дыханья

                 Поступает непрерывно неприятный, едкий дым.

                 Пусть при этом очень сложно сердцу – органу-мотору –

                 Свои важные задачи, не сбиваясь выполнять.

                 И совсем не важно то, что у курящих очень быстро

                 Разрушаются порою зубы белые во рту.

                 Человеку много ль надо?

                 Пусть их выпадет десяток,

                 Остальных надолго хватит – что печалиться, грустить?

ФЕЯ Жизнь: Ребята, вы  с эти согласны? Конечно нет, вы так не думаете!

Объясните, почему?

Автор: Давайте решим задачку:

«На решение одной задачи уходит 10 минут. Урок длится 40 мин. Каждая выкуренная сигарета увеличивает время решения в 2 раза. Сколько задач за урок успеет решить тролль Бодрячок, который не курит, и орк   Недотёпа, который выкурил 2 сигареты?».

(появляется Колдунья Смерть, в окружении слуг – пороков)

Колдунья Смерть: Ха-ха-ха! Ну и что умненькие, да? Думаете, у Вас все получилось? Ничего это не доказывает! Может ему просто не хотелось их быстро решать! Правда, ребята?

(пороки и колдунья Смерть держаться вместе)

ФЕЯ Жизнь: Ребята, вы тоже так думаете? (обсуждение)

Ребята, а если бы наш тролль Бодрячок просто стоял рядом с курящим человеком, это бы сказалось на скорости решения задачки? (да, пассивное курение)

(плакаты «Не курить!» и «Место для курения»)

Автор: Ребята, обратите внимание на плакаты. Встречали ли вы их в повседневной жизни? (ответы детей). Если видите знак «Место для курения», что нужно делать? – отойти в сторону, чтобы не вдыхать дым.

Колдунья Смерть: Есть много вредных привычек-пороков, всех их, Вам не победить!  А не хотите ли Вы поиграть с моими верными слугами – пороками поиграть в игру «Замени»? В случае победы, так и быть не будем завоевывать ваше Царство Здоровья, оставим Вас. Но вам придется  очень сильно постараться. Просто так мы вам не сдадимся!

Я буду называть вредные привычки, а Вы  будете заменять их на полезные!

                    

  Игра: «Замени»

(Лень – трудолюбие; трусость – храбрость; безделье – труд; курение – спорт, закаливание,  ……?????).

ФЕЯ Жизнь: Молодцы ребята! Мы победили! Колдунья Смерть и  Вы пороки, убирайтесь в свою Страну Страданий! Нам с Вами не по пути!

Колдунья Смерть, Алкоголь, Наркотики, Табак: (вместе) Эх, провалился наш план, не удалось погубить людей! Скорее, скорее, бежим отсюда…

(пороки убегают)

Автор: И в заключении подведем итог. Нездоровый образ жизни – это алкоголизм, курение, наркомания, которые приводят к болезням, несчастьям и бесславной гибели. Каждый человек добровольно выбирает для себя здоровый или нездоровый образ жизни, то есть сам выбирает «ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ». Так что же мы выбираем? (ответы учеников).

В конце нашего урока-сказки хочется пожелать всем участникам крепкого здоровья. И помните, что мы выбираем жизнь без вредных привычек!

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе –

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?

И только так – здоровье сохранить?

Взгляни вокруг: прекрасная Природа

Нас призывает с нею в мире жить.

                                 (Давид Тухманов)

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Результат: Прояснение позиции каждого участника обучения в отношении актуальности проблемы распространения ПАВ среди несовершеннолетних.

Критерии достижения результата:

Работа с различными источниками информации о современном комплексе проблем в области распространения рискованных форм поведения среди несовершеннолетних, способствующих возникновению и развитию ПАВ; 

Результат: Осознание личной и профессиональной ответственности за решение проблемы распространения ПАВ среди несовершеннолетних.

Критерии достижения результата:

Инициирование педагогами (обучающимися, родителями) мероприятий по усилению профилактической работы и участие в их реализации.

Формирование и развитие  активов в целевых группах, в том числе добровольческого движения в подростково-молодежной среде, направленного на профилактику распространения ПАВ.

Результат: Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.

Критерии достижения результата:

 Расширение межведомственного сотрудничества в сфере построения активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения. 

Результа : Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Критерии достижения результата:

Преобладание  мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач, усиление потребности в достижении цели, рост мотивации к здоровому образу жизни в конце обучения по сравнению с исходным в начале обучения.

образу жизни.

 Результат: Формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков).

Критерии достижения результата: Знает что такое ассертивность. Применяет навыки ассертивного поведения. 

 Результат: Обеспечение информационной, консультативной психолого-педагогической поддержки семьям по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения.

Список используемой литературы: 

Список использованных источников:

Печатная литература:

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Графф, 2002
  2. Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя. Серия «в помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/ составитель серии Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш – Изд-во «Эфлакс», 2003.
  3. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по организации профилактической работы с учащимися – Ростов н/Д, 2001
  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Веб - документы:

  1. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ: РОЛЬ И МЕСТО ПСИХОЛОГА

А.А. АЛЕКСАНДРОВ, В.Ю. АЛЕКСАНДРОВА М.: Медиа-Сфера, 1996.– Всероссийская виртуальная энциклопедия  PORTALUS.RU.mht

Бюллетень «контакт» №16, № 25, 2005г-  http://contact.tobinfo.org/p/

 

 

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Мероприятие апробировано с обучающимися 4-6 классов в месячника профилактики ПАВ в 2013-2014 учебном году. Участниками действия стали обучающиеся группы "риска" и подростки, стоящие на внутришкольном учете, волонтеры.  Волонтерами школы были проведены профилактические мероприятия, одним из них инсценированная сказка « Как черные силы решили завоевать мир» под руководством педагога-психолога Н.В.Неретиной. В сценарии активное участие приняли 10 человек, в мероприятии участвовало 65  ученика. В заключении подведен  итог, что каждый человек добровольно выбирает для себя здоровый или нездоровый образ жизни, то есть сам выбирает «ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ».

Отсканированная рецензия: