Психологический брейн-ринг «Бумеранг доброты»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
КРАСНООКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

Почтовый адресс: school49@inbox.ru

Ф.И.О. руководителя: Резникова Татьяна Ивановна

Ф.И.О. автора: Алимова Оксана Васильевна

Должност автора: педагог-психолог,

Стаж работы: 5 лет

Контактный телефон: 8 (917) 842-51-42

Ф.И.О. автора: Севостьянова Юлия Сергеевна

Должность автора: педагог-психолог

Стаж работы: 5 лет

Контактный телефон: 8 (902) 384-82-09

 


Актуальность выбранной темы: 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает свой первый жизненный опыт, в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры), не будет любить его и заботиться о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Но везде ее главной особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Поэтому дети становятся более замкнутыми, тревожными, агрессивными, они страдают от недостатка родительского внимания, общения со сверстниками как такового, непонимания их проблем взрослыми, а также снижается их познавательный интерес к учению в целом.

Педагогами-психологами МОУ СОШ №49 было разработано мероприятие, которое является одной из наиболее эффективных интеллектуальных игр, проводимых с детьми из неблагополучных семей.

Цели мероприятия: 

Развитие качеств личности, таких как доброта и дружба, интеллектуальных способностей; воспитание командного духа; популяризация интеллектуальных игр среди школьников.

Задачи мероприятия: 

  1. Вовлечь детей из социально неблагополучных семей во внеклассную деятельность школы;
  2. Способствовать развитию познавательной и творческой активности;
  3. Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности, участия и взаимоподдержки;
  4. Применить брейн-ринг в работе с детьми из социально-неблагополучных семей для достижения цели мероприятия.

Контингент участников: 

3 команды по 4 человека в каждой команде (7-е классы)

Ожидаемые результаты: 

В финале команда набравшая наибольшее количество баллов становится победителем и награждается грамотой победителя. Остальные участники получают грамоты за участие или поощрительные призы.

Кратко о внедрении разработки: 

Не указан

Методы и приемы работы: 

Словесно-наглядные, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.

Необходимое оборудование: 

  • 3 стола с флажками,
  • протоколы жеребьевки,
  • часы,
  • материал для карточек,
  • таблички для счета очков,
  • трибуна,
  • гонг,
  • проектор,
  • призы,
  • грамоты.

Методические рекомендации: 

Брейг-ринг "Бумеранг доброты" проводится в классе с заранее подготовленными местами для команд, болельщиков и жюри. Каласс должен быть оснащен проектором и интерактивной доской. Участники: 3 команды по четыре человека в каждой команде. Время проведения мероприятия 45 минут.

Ход мероприятия: 

  1. Звучит музыка, в зале собираются участники.
  2. «Приветствие»

Ведущий: - Добрый день, дорогие игроки!  Приветствую интеллектуалов нашей школы  на Брейн-ринге «Бумеранг доброты». Сегодня участвовать в интеллектуальной игре будут три команды, а следить за ходом игры и определять лучших игроков будет Совет мудрейших ____________ (ФИО членов жюри)

Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и брейн-ринг не исключение. Здесь правила таковы:

1)                Каждая команда придумывает название и девиз;

2)                По жребию будут выбраны капитаны команды;

3)                Ведущий зачитывает вопрос, команда в течение определенного времени должна дать свой ответ, если ответ неверный, ход переходит к другой команде. После каждого правильного ответа команда получает одно очко. В случае если ни одна из команд не дала правильного ответа, счет остается прежним.

4)                Между турами могут быть использованы  музыкальные паузы.

5)                В финале команда, набравшая больше всех очков, становится победителем.

  1. I Раунд (по 3 мин. 1-3 балла)

Ведущий: - Уважаемые участники ваша задача выбрать капитана, придумать название вашей команды и девиз. Выбранный вами капитан должен будет представиться, озвучить название команды и зачитать девиз.

  1.  II Раунд (по 30 сек. 1 балл)

Ведущий: - Каждой команде предлагается внимательно посмотреть на экран, на котором будут отображены слова в определенном порядке. Участникам  нужно будет изменить одну букву в слове, чтобы получилось новое (например: сода-сова). За каждый правильный ответ команде присваивается 1 балл. Отвечает первой та команда, которая быстрее поднимет флажок. Итак, начинаем:

ВОСК –

ЛИСТ –

РОЗА –

ОДА-

КОРОНА-

ОБОД-

ЛЕС-

ГОРКА-

ГОЛ-

ЩИТ-

МОТ-

ТИР-

  1. III Раунд (по 30 сек. 1 балл)

Ведущий: - Командам будут зачитаны вопросы, на которые нужно будет дать правильные ответы. Отвечает первой та команда, которая быстрее поднимет флажок.

  1. Что принадлежит только вам, но пользуетесь вы этим реже других? (имя)
  2. Что нужно возить, если любишь кататься? (саночки)
  3. Что можно приготовить, но нельзя съесть?  (уроки)
  4. Какое дерево является символом России? (береза)
  5. Какой гриб носит название лесного зверя? (лисичка)
  6. Какое имя девочки получится, если написать  тридцать «Я»? (Зоя)
  7. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет     говорить)
  8. Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать? (когда два часа дня)
  9. Названия, каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (март и август)
  10. Какой город летает? (Орел)
  11. Что случилось  31 февраля? (такого числа не бывает)
  12. Что ребенок может поднять с Земли, а силач не перекинет через забор? (перо)
  13. Чем оканчивается день и ночь? (мягким знаком)
  14. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)
  15. Ты да я, да мы с тобой? Сколько нас? (двое)
  16. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)
  17. Какая ягода заменяет лимон? (лимон)
  18. Слова, обозначающие предмет? (имена существительные)
  19. Какое колесо у машины не крутится? (запасное)
  20. Какой цветок имеет и женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)

6. IVРаунд (по 1 мин. 1-3 балл)

Ведущий: - Составьте за одну минуту рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву. Победит та команда, у которой рассказ получится более содержательным и интересным, а так же будет использовано большое количество слов. По окончании времени, капитаны команд по очереди зачитывают свой рассказ и предоставляют его жюри для оценивания.

  1. Полуфинал (по 3 мин. 1-3 балл)

Ведущий: - Капитанам команд предлагается выбирать по жребию одно из трех психологических терминов: «ЛЮБОВЬ», «ДРУЖБА», «ДОБРОТА».  Задача каждой команды дать определение термину и показать его на примере конкретной ситуации. Оцениваться будет точность,  содержание понятия и творческие способности участников.

  1.   Финал (конкурс капитанов - 1 мин. 1-3 балла)

Ведущий: - От каждой команды остаются капитаны, которым будет предложено одно общее понятие «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ». Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту составить как можно больше слов из данного понятия. Жюри оценивают конкурс капитанов по количеству слов. В классе должна быть тишина, какие-либо подсказки запрещены.

Ведущий: - Пока жюри подводит итоги, каждый участник брейн-ринга напишет свои пожелания на «Бумеранге доброты» и озвучит их. В итоге бумеранг должен будет обойти все команды и вернуться к ведущему.

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Побеждает команда набравшая наибольшее количество баллов. По окончании мероприятия все участники получают поощрительные призы,а команда  победителей награждается грамотой.

Список используемой литературы: 

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник.-М.:Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
  2.  Образцова Т.Н. Книга: Логические игры для детей, Издание М., 2005. -102 с.
  3.  Психология подростка: Полное руководство/Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с. С. 185.
  4. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Владос-Пресс, 2006.С.2234. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. С.144

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: