Связь времён

Министерство образования и молодежной политики Волгоградской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Большеивановская средняя общеобразовательная школа Иловлинского района Волгоградской области





Областной конкурс "Музей-школа-музей"

Номинация: Уникальная фотография




Долгая дорога к могиле отца





Авторы:




Научные руководители:
Загребайлова Таиса Ивановна






2013 г.



Объект исследования: 

фотография и личные архивные документы

Предмет исследования: 

Почему так труден поиск пропавших без вести?

Проблема исследования: 

Долгий срок поиска родственников похороненных в братской могиле на территории села Большая Иванеовка Иловлинского района Волгоградской области 

Цель исследования: 

Выяснить, почему так труден путь без вести пропавшего бойца?

Гипотеза исследования: 

Отсутствие единой базы данных 

Задачи исследования: 
  1. Изучить материалы личного архива Матрохина Ю. П.
  2. Презентовать материал на празднике "Салют,  Победа"
Перечень использованных источников:  
  1. Архивные материалы школьного музея
  2. Личный архив Матрохина Ю.П. 
  3. Статья А. А. Матрохиной "Судьба бойца" в газете "Белорецкий рабочий"
  4. Статья Ю. П. Матрохина "Спасибо за память" в газете "Донской вестник"
Обоснование выбора использованных источников: 

отсутствие других источников информации по данной теме

 

Описание источников: 

письма родственников погибших

сведения из военкомата о захороненных в братской могиле села Большая Ивановка

запросы поисковой группы школьного музея по адресам, данным районным военкоматом

Основная часть:  

II Основная часть

  1. Работа краеведческой группы «Поиск»

С 1967 года, когда на братской могиле погибших в годы гражданской войны и участников Сталинградских сражений, умерших в Большеивановском госпитале,  был установлен памятник «Скорбящий солдат», по разным адресам нашей страны организованная в Большеивановской средней школе группа «Поиск» разостлала письма такого содержания:

«Уважаемые товарищи!

Пишут вам учащиеся Большеивановской школы Иловлинского района Волгоградской области.

Во время Сталинградской битвы на территории нашего села находился госпиталь. Более 220 воинов умерли от ран и болезней. Похоронены они в братской могиле в центре нашего села. В списках значится и ваш родственник…(сообщались данные о бойце). Очень просим откликнуться на наше письмо. Если знаете что-либо об этом человеке, просим написать нам».

И пошли письма из Липецкой области, Орловской, Виннецкой, Бурятской АСР. Интересная переписка завязалось с женой погибшего политрука 384-го артполка Слезкиной Валентиной Константиновной, проживающей в городе Балашове Саратовской области. В 1942 году она получила похоронку на мужа, где был указан адрес его захоронения: колхоз имени Кирова Сталинградской области. И только через 40 лет, благодаря поисковой работе группы, Слезкина В.К. нашла могилу своего мужа.

 Были не только письма, но и встречи. На могилу к мужу и отцу в 1967 году приезжали родственники бойца Скирда И. П.

Правление колхоза, школа проявили большое внимание к гостям: организовали проживание, встречу с сельчанами и праздничный концерт, оплатили дорогу, преподнесли памятные подарки. Долго продолжалась переписка с этой семьёй.

В 2009 году 9 Мая на открытие нового мемориала погибшим в ВОВ приезжала племянница рядового Еремеева А.С. с мужем, дочерьми и внуками.

Горят поминальные свечи, на гранит ложатся цветы. Александра Павловна не скрывает слёз: они нашли могилу своего дядю, хоть и ушло на это более 60 лет.

  1. Поиск без вести пропавшего отца

В сентябре  2009 года  в нашем селе побывал полковник в отставке Матрохин Юрий Петрович. 50 лет своей жизни он потратил на поиск могилы своего отца, Матрохина Петра Борисовича. Это было непросто.

Поиск начался в 1958 году. Обращение в Главное управление кадров  Министерства обороны СССР не дало никаких результатов. В картотеке учёта политсостава Советской Армии значится:

«Политрук Матрохин  П.Б. (место рождения, год призыва не указаны) приказом Уральского Военного  Округа  № 0439/п. от 25.04.1942 г. Присвоено в/звание «политрук» по окончании Военно-политического училища.

Приказом 8 Армии № 04/п. от 11.07.1942 г. Назначен политруком роты  Противотанковых ружей 422 отделения противотанкового дивизиона. Пропал без вести в октябре 1942 года.

Исключён из списков офицерского состава приказом ГУК НКО № 02215 от 24.08.1945 г. Жена - Симбирцева Зоя Яковлевна проживала - Белорецкий район, пос. Зигаза, больница. Других сведений о службе и судьбе нет».

В картотеке учёта безвозвратных потерь офицерского состава также не числится в  списках офицерского состава, и других сведений не имеется. В политдонесениях политотдела 221 стрелковой дивизии за 1942 год записано:

 «За время боевых действий, начатых дивизии 05.09.1942 г. в подразделениях выдвинулся ряд хороших агитаторов, которые подкрепляют свои беседы личным примером смелости и стойкости в бою.

В роте ПТР 422 отд. Противотанкового дивизиона лучшим агитатором был сам политрук подразделения Матрохин (имя и отчество не указаны).

Матрохин беседовал почти с каждым бойцом своей роты. Он призывал бойцов, не жалея сил и жизни своей, бить немцев и выполнять боевой приказ. В наступлении он шёл первым, и каждый боец видел, что слова политрука не расходятся с делом. Матрохин, даже будучи раненым, долго не уходил из подразделения. Рота отбила контратаку автоматчиков и четырёх бронемашин противника». Из оперативной сводки на 19.09.1942 г.:

«…Штаб 221 стрелковой дивизии располагался в 2.5 км. Северо-восточного направления п. Самофаловка. Части 221 с.д. выполняют поставленную задачу,

 с 15: 00 атакуют высоту 154.2. Противник оказывает сильное огневое сопротивление с высоты 154.2. В бою уничтожены танковый пулемёт и два окопа противника с пехотой, подавлена миномётная батарея.

671 стрелковый полк с батареей 422 отд. Противотанкового дивизиона, преодолевая упорное сопротивление противника, с большим трудом продвигается вперёд, отражая танковую атаку, достиг высоты 154.2 и закрепляется.

В боях части 221 с.д. потеряли убитыми и ранеными по неполным данным за 19.09.1942 г. 315 человек ».

Документов 221 с.д. за 1942 год необходимых для наведения справки о дальнейшей судьбе Матрохина П.Б. на хранении нет. (Личные дела на офицеров, окончивших ускоренные курсы во время ВОВ, как правило, не заводились).

Из архива Министерства  обороны СССР Отдел «6» 13 мая 1967 года.

 Город  Подольск, Московская область. Матрохин Ю.П. узнал, что политрук Митрохин П.Б  (так в тексте) был политическим руководителем штрафной роты и список сослуживцев отца. Это дало возможность вести дальнейший поиск.

По крупицам, благодаря откликам неравнодушных людей удалось найти хоть что-то. Писал, обращался в газеты, переписывался с писателем Карповым, автором романа  «Полководец», узнал о штрафбатах, информация о которых долгие годы бала закрыта.

 В1975 году в Белорецке на территории школы № 15, директором который до войны был Матрохин П.Б. , стараниями юных следопытов был установлен обелиск с именами учителей и учащихся, не вернувшихся с поля боя. Юрий Петрович присутствовал на закладке обелиска - памятника. Бывший директор школы возглавляет список погибших.

В 1988 году, после с трудом полученного документа подтверждения «награждения П.Б. Матрохина в составе Сталинградского фронта», его имя было навеки занесено в списки защитников Сталинграда.

А через 47 лет (!!!) в сентябре 1989 года в газете «Ветеран» было напечатано, что политрук П.Б. Матрохин награждён орденом Боевого Красного Знамени. В 1990 году орден и орденская книжка были вручены жене бойца.

 27.04. 2005 г. директор памятника - ансамбля Героям Сталинградской битвы В.И. Берлов присылает в г. Москву  Матрохину  Ю.П. подтверждение: «Сообщаем, что имя Вашего отца Матрохина Петра Борисовича увековечено в памятных списках воинов, погибших в период Сталинградской битвы. Списки оформлены в форме алфавитной картотеки». В этом документе указывается место захоронения: «в районе Котлубань Городищенского района».

2 июня 2009 г. в интернете появилась информация для Юрия Петровича.

«…возможно, найдено место захоронения Вашего папы Матрохина П.Б. Это село Большая Ивановка Иловлинского района.

Правда, существует одна деталь: фамилии Матрохин нет, но есть Мотрокин Петр Борисович 1914 г. р. и дата смерти  22.10.42. Возможно, это именно Ваш папа.

Есть место, есть памятник - это значит, что судьба человека восстановлена до конца. Дай, Бог, чтобы так было».

Юрий Петрович связался  с главой поселковой администрации Желудковой А.И. и был приглашён на 9 Мая 2010 года на юбилей Победы. «Ну, разве я мог отложить свидание с могилой дорогого мне человека?! И вот мы с дочкой в сентябре 2009 года побывали в Большой Ивановке.

Нет слов, которыми можно описать те чувства, то волнение, которые переполняли меня в тот момент, когда я  оказался на братской могиле, на могиле моего отца. Завершился долгий этап его поисков. Теперь он перешёл из категории без вести пропавших в защитники Сталинграда. Теперь мне известна и дата его смерти – 22.10.42. », - так писал о своих впечатлениях от поездки в наше село в районную газету «Донской вестник» полковник в отставке, ветеран военной службы Юрий Петрович Матрохин, прослуживший в армии более 35 лет.

  1. Судьба бойца

В газете «Белорецкий рабочий» от 4 августа 2005 года опубликована статья «Пекло войны» ученицы 10 класса одной из московских школ, члена клуба юных журналистов при МГУ, Анастасии Матрохиной, правнучки Матрохина П.Б.

Она собрала и обобщила материал о той суровой године и участии в войне своих близких родственников, в том числе и прадеда. Благодаря этой статье, мы можем теперь ясно представить судьбу бойца Матрохина Петра Борисовича.

Великая Отечественная...

Еще недавно за этими сло­вами для меня стоял лишь период истории нашей страны 1941-1945 годов.

    Я принадлежу к поколению, знающему о войне лишь из учебников по истории Отечества. К поколению, не понимающему до конца боль переживших это испытание, трагичность судеб людей.

Мое отношение к Великой Отечественной войне изменилось после того, как в мои руки попали письма военного времени. Писал их мой прадед.

Накануне

Раньше явление этой войны было для меня довольно абстрактным. На уроках истории нам объясняли ход сражений - без эмоций и совершенно не­интересно. После прочтения этих писем я поняла: война - это не просто цифры, боевые действия и миллионы погибших. Миллионы - это не безликая масса. Это отцы, мужья; сыновья и братья. Среди них был и мой прадед, и брат моей прабабушки, и многие другие родственники. Война - это истории семей и людей.

В начале сорок первого года семья, о которой я хочу рассказать, была полной и счастливой. Мама - Симбирцева Зоя Яковлевна (моя прабабушка), папа - Матрохин Петр Борисович (мой прадед) и их шестилетний сын Юрий (мой дедушка). Жили они на Урале, в маленьком городке Белорецке. Прадед был директором школы № 15, партийным человеком, строящим «светлое будущее».

Жизнь текла спокойно. Люди учились и работали, мечтали и любили, верили и стремились к лучшему. Но нагрянула война. И осталась только надежда. Надежда на скорую победу.

 

Разбить и уничтожить

Узнав о вторжении фашистских войск, мой прадед сразу решил отправиться добровольцем на фронт. Но из-за увечья правой руки взяли его лишь с третьего раза.

В письме своей сестре от 24 сентября1941 года он пишет: «Иду в армию с громадным желанием скорее, как можно скорее принять непосредственное участие в уничтожении фашистских изуверов. Уверен, что подлый враг будет разбит». Там же он говорит о настроении семьи: «Юрка очень горд и доволен, что и его папа будет красноармейцем».

Дедушка помнит, как провожали в армию отца: грохот оркестра на вокзале, плач, объятия, прощание.

4 октября 1941 года мой дед выехал на место расположения части в Челябинске. Работы ему и там хватало: его сразу же избрали членом полкового комитета ВЛКСМ.

А в декабре 1941 года прадеда направили в Свердловск на учебу. Там, на ускоренных курсах, он должен был получить «всестороннюю подготовку». Несмотря на покалеченную в детстве руку, у моего прадеда всегда были высшие оценки по «подготовке к бою». Он пишет оттуда: «Я твердо вошел в колею новой обстановки, в упор взялся за овладение новой специальностью - более нужной в настоящий момент для страны. Успехи мои пока неплохи - являюсь отличником в своем подразделении, имею благодарность командования за результаты первой стрельбы и сдачу зачетов по ряду учебных предметов». За короткий срок ему пришлось познать то, что другие узнавали на протяжении нескольких лет в службе в РККА. Окончив курсы в звании младшего, политрука, сдав все экзамены на «отлично», он был отправлен на фронт под Сталинград. Воевал в составе Сталинградского фронта в 422-м отдельном истребительно-противотанковом дивизионе 226-й стрелковой дивизии. Назначили его политруком в штрафную роту. Штрафники - особые подразделения, их составляли «смертники», которых броса­ли на самые опасные направления или против прорвавшихся танков. Главным средством ведения боя была бутылка с зажигательной смесью. У бойцов обычно было два исхода: чаще - смерть, а если «повезёт» - глубокий калека. А ко­мандирами и политруками назначали лучших.

Высота 102,0

Теперь надо представить, что происходило в то время под Сталинградом, в какое «пекло» попал мой дед.

К середине лета 1942 года сражения Великой Отечественной войны докатились до берегов Волги. Хорошо подготовленная и вооружённая, численно превосходившая нашу, гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград, а советские воины ценой неимоверных усилий должны были сдержать натиск врага. Силам наступающего врага противостоял Сталинградский фронт.

Сложность обстановки состояла в том, что наши войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии, в ряде соединений не хватало боеприпасов. Большинство дивизий, прибывших из резерва Ставки, еще не имели боевого опыта, другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить удары по советским войскам и наносить большой урон людям, вооружению и боевой технике.

28 июля 1942 года вышел приказ наркома обороны №227 с требованием «Ни шагу назад!». В нем говорилось о полной мобилизации сил на отпор врага. Боям за главную полосу обороны предшествовали бои передовых отрядов. В них входили и курсантские полки. Только что покинувшие стены военных училищ, молодые офицеры шли в свою первую атаку как рядовые бойцы. Среди них был и мой прадед.

Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей города и его защитников стало 23 августа 1942 года. С этого дня начались массированные воздушные бомбардировки города. Всего, за два часа во второй половине дня вражеская авиация произвела около двух тысяч вылетов. Были разрушены предприятия, уничтожены культурные ценности. Из разбомбленных баков хранилища, находившегося на берегу Волги, текла пылающая нефть и разливалась по реке. Горели пристани, пароходы. Казалось, что горит сама Волга. Огромный костер был виден на десятки километров вокруг...

Только после полуночи атаки фашистской авиации прекратились. В этот день погибло более сорока тысяч мирных жителей.

Последнее письмо с фронта от моего прадеда датировано 6 сентября 1942 года, в котором он пишет сестре: «Сегодня второй день, как вступил в бой с фашистами. Чувствую себя хорошо, бодр и здоров».

Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначался как "высота 102,0" и имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. Удержать эту высоту для 62-й армии было вопросом жизни и смерти. В середине сентября Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки. Гитлеровцы по многу раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию.

Сослуживец прадеда боец Сосновских сообщил подробности боя недалеко от Мамаева кургана, в котором они отражали танковую атаку. Дед был ранен осколком в область живота. От эвакуации он отказался, передал свою полевую сумку с боевыми документами своему помощнику и самостоятельно пошел в тыл, в медсанбат. Но, пройдя полтора километра, из-за большой потери крови  упал без сознания на обочине дороги, где его через некоторое время подобрали и отправи­ли в медсанбат. Оттуда тяжелораненых, в том числе и его, на барже по Волге отправили в город Камышин. Видимо, по пути в Камышин баржа попала под бомбежку и затонула. Сообщение на этом заканчивается.

В октябре 1942 года родственники получили извещение о том, что «политрук Матрохин Петр Борисович пропал без вести».

Надежда

Случаи, когда человек пропадал без вести, а потом возвращался, были очень частыми в то время. Оставалась надежда - ведь это не «похоронка». Но прадед не вернулся. Ему было 28 лет.

В семь лет мой дедушка остался без отца. Память детская избирательна, чаще всего ребенок запоминает не события, а эмоции: слезы горя и отчаяния матери, счастье тех, чьи родные возвращались с фронта, необычайное единение людей, которых сплотила общая боль потерь и вера в Победу. Он хорошо помнит, как счастливая довоенная городская жизнь сменилась выживанием во время войны. Они с мамой вынуждены были уехать к ее родителям в глухую деревню Зигазу. Спасала корова, работа отца моей бабушки в пекарне, огород. Труд, лишения, ограничения, сводки с фронта, которые ждали, пересказывали друг другу...

В 1945 году моему дедушке было уже десять лет. День Победы он помнит очень хорошо. Собрались все около «тарелки», долго ждали. Ко­нечно, слово «капитуляция» было мальчишке непонятно. Но - Победа! Долгожданная, выстраданная. И - гордость за страну, счастье, переполняющее душу, слезы, объятия.

Еще долго возвращались фронтовики. Кто-то лечился в госпиталях, кто-то, считаясь пропавшим без вести, возвращался через годы из плена, сначала фашистского, а потом из советских лагерей. Были случаи, когда  «похоронки» были получены и оплаканы.  И вдруг - чудо: возвращение.

Веру очень долго не теряли и у нас в семье.

 

Заключение:  

III  Заключение

Проделанная работа  сыном по поиску пропавшего без вести  отца в огненные годы войны, наглядно убеждает нас о возможности и необходимости сбора информации о тех, кто одной строкой живёт на мраморной плите или обелиске. Школа имеет свой опыт поиска родных тех, кто лежит в братской могиле нашего села. Упорство и терпение в поиске могилы отца Матрохиным Ю. П. вызывают восхищение и служат для нас примером в работе по этому направлению. Считаю это долгом сегодняшнего молодого поколения, поэтому собранный материал передаю в школьный музей. Он никогда не потеряет своей актуальности, потому что это наша история, это наглядная связь поколений, это та святость, которую все живущие должны беречь и охранять, как самое ценное, потому что жизнь человека и жизнь Родины – одно целое. История нашей страны в этом нас  убеждает.

Литература:  
  1. Архивные материалы школьного музея.
  2. Личный архив семьи Матрохиных.
  3. Статья А. Матрохиной из газеты «Белорецкий рабочий» от 04.08.05.
  4. Статья Ю. П. Матрохина «Спасибо за память» из газеты «Донской вестник» от 27.10.09.
  5. Статья «Поиски были не напрасны» в газете «Донской вестник» от 28.08.08.