Развитие общения со взрослыми в старшем дошкольном возрасте.*

Информация об авторах:

Психологические проблемы обучения и воспитания / Экспериментальная работа

Панкратова Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Волгоградский государственный социально-педагогический университет"

Факультет дошкольного и начального образования

3 курс. группа ДБSZ - 31

Научный руководитель: Спицына В.В. стар. преп.

 

Аннотация работы:

Данная работа посвящена проблеме развития общения старших дошкольников со взрослыми. Описаны результаты теоретического исследования и экспериментальной проверки развития общения  у детей старшего  дошкольного возраста со взрослыми.

Используемые методики исследования:

  • Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина)
  • Беседа с воспитателем на выявления уровня развития общения

Основной текст:

В жизни каждого человека происходит невероятное множество встреч и контактов  с других людьми.  Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире. Для маленького ребёнка общение с другими людьми — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

        Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, ре­шение которых может существенно улучшить процесс развития общения дошкольников со взрослыми. К таким относятся противоречия:

  • между необходимостью изучения содержания форм общения со взрослыми  и недостаточной осведомленностью педагога;
  • между необходимостью формирования психологической грамотности у родителей и недостаточным количеством информации по реализации данной проблемы;
  • между необходимостью проведения игр, направленных на развитие общения и недостаточной подготовленностью социальных и близких взрослых.

         Данные противоречия позволили определить  тему иссле­дования: «Развитие общения со взрослыми в старшем дошкольном возрасте».

На этапе изучения психологической литературы построили гипотезу исследования, что целенаправленное проведение игр, направленных на развитие общения дошкольников, будет способствовать устойчивым и позитивным изменениям в общении старших дошкольников со взрослыми.

 В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты развития общения со взрослыми в старшем дошкольном возрасте.

 Во второй главе раскрыли организацию диагностического, формирующего и контрольного этапов исследования.

         Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

Задача 1.  Проанализировать исследования по проблеме развития общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в отечественной психологии.

Задача 2.  Экспериментально   выявить   особенности   развития  общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.

Задача  3.  Провести работу направленную на  развитие общения  у детей старшего  дошкольного возраста со взрослыми, проанализировать результаты.

      Для эксперимента были использованы следующие методики:

  1. Методика диагностики форм общения (М.И. Лисина)

       Цель: Определение ведущей формы общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми. (В процессе обследования создавались три ситуации, каждая из которых являлась оптимальной для выявления одной из трех форм общения. Во время обследования при выборе каждой новой ситуации мы  заполняли  протокол, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:  порядок выбора ситуаций;  основной объект внимания в первые минуты опыта;  характер активности по отношению к объекту внимания;  уровень комфортности во время эксперимента;  анализ речевых высказываний;  желательная для ребенка продолжительность дея­тельности.Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель).

          2.  Беседа с воспитателем на выявления уровня развития общения по четырем показателям: умение слушать и слышать взрослого; умение следовать инструкции взрослого; отношение к допущенным ошибкам; направленность бесед со взрослым. По каждому показателю параметров имеются критерии оценки уровня коммуникативных умений от 1 до 3 баллов.

Нами были подобраны игры по развитию общения на основе работ Л. М. Шипицыной, Л. В.,  Чернецкой Л.В., Андрющенко Т. Ю., Шашлова Г.М.

    Игры были направлены на расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания и умения задавать вопросы; активизацию процесса самопознания; повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

На этом этапе велась работа с родителями  по вопросам психологической грамотности по решению данной проблемы. Были проведены беседы, в  информационном уголке размещены консультации, изготовлен буклет  «Общение с ребенком».

Гипотеза «целенаправленное проведение игр, направленных на развитие общения дошкольников, будет способствовать устойчивым и позитивным изменениям в общении старших дошкольников со взрослыми»  получила подтверждение в процессе анализа полученных экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее результатов для воспитателей детских садов, а также родителей.

Список литературы:

  1. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 96 с. (соавторстве с Г.М. Шашловой).
  2.  Афонькина, ЮА., Урунтаева, ГА. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - М.,2008.- 291 с.
  3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004.
  4. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. 2- е издание, переработанное и дополненное. / Н.В. Клюева, Ю. В. Филиппова.- Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 c.
  5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - Питер, 2009.- 320 c.
  6. Шашлова Г.М. Содержание общения ребенка со взрослым в период кризиса семи лет. Москва, 2000. 24 с.
  7. Шипицына Л.М,Защиринская О.В, Азбука общения. Развитие личности ребёнка,навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство пресс.,2007
  8. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.