Практический аспект исследования агрессивного поведения в старшем школьном возрасте

Информация об авторах:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Естественно-географический факультет

Психологические проблемы обучения и воспитания / Экспериментальная работа 

Подготовила:

студентка ЕГ-БХБ-321

Тарцан Анастасия Геннадиевна

Аннотация работы:

Актуальность затрагиваемой проблемы обусловлена тем, что в современных школах педагоги и психологи часто сталкиваются с агрессивным поведением старшеклассников. Это выражено в негативном отношении ребенка к родителям, ровесникам, учителям и другим близким и знакомым людям. Из-за этого появляются конфликты, которые нередко заканчиваются плачевно, прежде всего, для самого старшеклассника.

Следует отметить, что данная проблема не является новой. Ею уже занимались в разные годы такие ученые, как Фрейд З., Фромм Э., Басс А., Дарки А., Реан А., Бэрон Р., Ричардсон Д., Лоренц К., Доллард Д., Айсмонтас Б.Б., Фурманов И., Адлер А.,  Аммон Г., Берковиц Л., Бандура А., Паренса Г., Сукиасян С., Уолтре У. и др.

Используемые методики исследования:

Методы исследования: эмпирические (тестирование (методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности, доминирующие стратегии конфликтного поведения), изучение и обобщение педагогического опыта, сравнение) и статистические (математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов).

Основной текст:

 

1. ЦЕЛЬ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

16 ноября 2013 г. в МОУ СОШ №125 было проведено исследование в 10-ом и 11-ом классах. На момент исследования в 10-ом классе было 15 человек (9 мальчиков и 6 девочек) из 17 учеников, а в 11-ом классе было 17 человек (12 мальчиков и 5 девочек) из 20 учеников.

В ходе исследования, были использованы следующие тесты:

  1. методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности;
  2. доминирующие стратегии конфликтного поведения.

Методик было найдено много. Однако выбор пал именно на эти, т. к. старшеклассники требуют особого подхода к себе.

Целью исследования являлось диагностирование агрессивности в старшем школьном возрасте и выявление типа конфликтного поведения, который влияет на агрессивность ребенка.

Методика определения агрессивности А. Басса и А. Дарки. Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Она имеет разную степень выраженности: от пониженных значений до завышенных. А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1) физическая агрессия;

2) косвенная;

3) раздражение;

4) негативизм;

5) обида;

6) подозрительность;

7) вербальная агрессия;

8) чувство вины.

Ответы группируются в восемь вышеперечисленных шкал, на основании которых можно судить о характерных способах проявления агрессии. На основании этих шкал вычисляются также две производные шкалы — индекс враждебности (включает в себя 5 и 6 шкалу) и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) (шкалы 1, 3, 7).

 

Доминирующие стратегии конфликтного поведения. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений.

По соотношению двух доминирующих целей, отражающих направленность «на себя» и «взаимодействие с другими людьми», выделены следующие метафорические стратегии конфликтного поведения:

Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.

Тип II. «Акула» - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны; взаимоотношения - нет.

Тип III. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов.

Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса.

Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимен, отношения.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

10-ый класс

Тест №1. Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности

Результаты исследования были разделены на следующие типы агрессии:

  1. повышенная физическая агрессия была выявлена у 12-ти детей (6 мальчиков и 6 девочек), в норме она оказалась у 3-их детей (3 мальчика);
  2. повышенная косвенная  агрессия была выявлена у 10-ти детей (5 мальчиков и 5 девочек), в норме она оказалась у 5-ти детей (4 мальчика и 1 девочка);
  3. повышенное раздражение было выявлено у 8-ми детей (4 мальчика и 4 девочки), в норме оно оказалось у 7-ми детей (5 мальчиков и 2 девочки);
  4. повышенный негативизм был выявлен у 12-ти детей (6 мальчиков и 6 девочек), в норме он оказался у 3-их детей (3 мальчика);
  5. повышенная обида была выявлена у 13-ти детей (8 мальчиков и 5 девочек), в норме она оказалась у 2-их детей (1 мальчик и 1 девочка);
  6. повышенная подозрительность была выявлена у 14-ти детей (8 мальчиков и 6 девочек), в норме она оказалась 1 ребенка (1 мальчик);
  7. повышенная вербальная агрессия была выявлена у 13-ти детей (7 мальчиков и 6 девочек), в норме она оказалась у 2-х детей (2 мальчика);
  8. повышенное чувство вины было выявлено у 10-ти детей (5 мальчиков и 5 девочек), в норме  оно оказалось у 5-ти детей (4 мальчика и 1 девочка).

Повышенный индекс агрессии был выявлен у 2-их детей (1 мальчик и 1 девочка); в норме у 11-ти детей (6 мальчиков и 5 девочек); пониженный у 2-х детей (2 мальчика).

Повышенный индекс враждебности был выявлен у 8-ми ребят (4 мальчика и 4 девочки); в норме у 7-ми детей (5 мальчиков и 2 девочки); пониженного выявлено не было.

В итоге потенциал агрессии был выявлен у 6-ти детей (4 мальчика и 2 девочки); норма агрессии у 5-ти детей (2 мальчика и 3 девочки); подавление личности у 4-х детей (3 мальчика и 1 девочка).

Тест №2. Доминирующие стратегии конфликтного поведения.

Следует отметить, что у многих ребят был выявлен смешенный тип конфликтного поведения.

Однозначно тип обнаружен у 8-ми детей (5 мальчиков и 3 девочки), два типа у 5-ти детей (3 мальчика и 2 девочки), три типа у 2-х детей (1 мальчик и 1 девочка).

Тип 1. «Черепаха»  был выявлен у 1 ребенка (1 мальчик).

Тип 2. «Акула» был выявлен у 3-их детей (2 мальчика и 1 девочка).

Тип 3. «Медвежонок» выявлен у 6-ти детей (4 мальчика и 2 девочки).

Тип 4. «Лиса» был выявлен у 6-ти детей (3 мальчика и 3 девочки).

Тип 5. «Сова» был выявлен у 8-ми детей (4 мальчика и 4 девочки).

 

11-ый класс

Тест №1. Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности

Результаты исследования были разделены на следующие типы агрессии:

  1. повышенная физическая агрессия была выявлена у 13-ти детей (9 мальчиков и 4 девочки), в норме она оказалась у 4-ых детей (3 мальчика и 1 девочка);
  2. повышенная косвенная  агрессия была выявлена у 12-ти детей (9 мальчиков и 3 девочки), в норме она оказалась у 5-ти детей (3 мальчика и 2 девочка);
  3. повышенное раздражение было выявлено у 8-ми детей (6 мальчиков и 2 девочки), в норме оно оказалось у 9-ти детей (6 мальчиков и 2 девочки);
  4. повышенный негативизм был выявлен у 13-ти детей (11 мальчиков и 2 девочки), в норме он оказался у 4-ых детей (1 мальчик и 3 девочки);
  5. повышенная обида была выявлена у 12-ти детей (8 мальчиков и 4 девочек), в норме она оказалась у 5-ти детей (4 мальчика и 1 девочка);
  6. повышенная подозрительность была выявлена у 13-ти детей (8 мальчиков и 5 девочек), в норме она оказалась 4-ых детей (4 мальчика);
  7. повышенная вербальная агрессия была выявлена у 11-ти детей (8 мальчиков и 3 девочки), в норме она оказалась у 6-ти детей (4 мальчика и 2 девочки);
  8. повышенное чувство вины было выявлено у 11-ти детей (6 мальчиков и 5 девочек), в норме  оно оказалось у 6-ти детей (6 мальчиков).

Повышенный индекс агрессии был выявлен у 3-их детей (1 мальчик и 2 девочки); в норме у 10-ти детей (9 мальчиков и 1 девочка); пониженный у 4-х детей (2 мальчика и 2 девочки).

Повышенный индекс враждебности был выявлен у 8-ми ребят (5 мальчиков и 3 девочки); в норме у 7-ми детей (5 мальчиков и 2 девочки); пониженный у 2-их детей (2 мальчика)

В итоге потенциал агрессии был выявлен у 7-ми детей (5 мальчиков и 2 девочки); норма агрессии у 6-ти детей (3 мальчика и 3 девочки); подавление личности у 4-х детей (4 мальчика).

Тест №2. Доминирующие стратегии конфликтного поведения.

Следует отметить, что у многих ребят был выявлен смешенный тип конфликтного поведения.

Однозначно тип обнаружен у 10-ти детей (9 мальчиков и 1 девочка), два типа у 5-ти детей (3 мальчика и 2 девочки), три типа у 2-х детей (2 мальчика).

Тип 1. «Черепаха»  был выявлен у 2-их детей (1 мальчик и 1 девочка).

Тип 2. «Акула» выявлен не был.

Тип 3. «Медвежонок» выявлен у 5-ти детей (2 мальчика и 3 девочки).

Тип 4. «Лиса» был выявлен у 8-ми детей (5 мальчиков и 3 девочки).

Тип 5. «Сова» был выявлен у 11-ти детей (7 мальчиков и 4 девочки).

 

При сравнение было выявлено:

  • индекс агрессии – выявлено незначительное повышение агрессии у 11-ого класса, причем у ребят 11-ого класса сильнее выражено понижение агрессии.
  • индекс враждебности – немного понижается у с 11-ого класса, к тому же, низкий уровень враждебности больше выражен у 11-ого класса

Тест №2. Доминирующие стратегии конфликтного поведения.

Выявление какого-либо типа конфликтного поведения и в 10-ом, и в 11-ом классах показало практически идентичные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №125  Красноармейского района г. Волгограда среди учащихся 10-ого и 11-ого классов. Всего в исследовании приняло участие 32 человека.

В результате исследования были получены хорошие результаты. У подавляющего большинства ребят индекс агрессии в норме. Тем не менее, потенциал к агрессии существует.

Агрессивное поведение испытуемых проявлялось в неуважительном отношении к сверстникам и педагoгам, многочисленных конфликтах с окружающими, дисциплинарных нарушениях, драках, ругани.

Список литературы:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. - 296с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
  3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.
  4. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 157 с.
  5. Михайлина М. Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград.:Учитель, 2009. - 116 с.
  6. Ратгер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. - 424 с.
  7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
  8. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы столкновения личности. М.: Мир, 1994. - 320с.
  9. Романов,А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей: диагностические и коррекционные методики : пособие для дефектологов, воспитателей, родителей. – М: Школьная пресса, 2003. - 48 с.
  10. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. - 113с.
  11. Фрейд З. Введение в психоанализ. -  СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
  12. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.