Влияние мультипликации на воображение и мышление младших школьников

Информация об авторах:

Психология возрастного развития личности: особенности и проблемы / Эссе

Агапова Мария Алексеевна

ФГБОУ ВПО "ВГСПУ"

ИХО, ХО-МЗБ-21

Научный руководитель: Нецветайлова Екатерина Николаевна.

Эпиграф:

      «Искусство мультипликации не знает границ, потому что

совпадает с границами фантазии». Д.Вукотич.

Основной текст:

Что такое мультипликация для современного ребенка? Несомненно, это целый мир, превращенный в движущуюся картинку сюжет, повествование о каких-либо немаловажных событиях. Пожалуй, сейчас трудно найти ребенка, ни разу не смотревшего мультфильм. Да что там, многие взрослые пытаются догонять своих отпрысков, вникнуть в тот потрясающий мир, засиживаясь у экранов и мониторов. Именно поэтому возникла дилемма – а как именно влияет мультипликация на воображение, мышление, направленность личности? Несет ли она в себе исключительно светлые эмоции, добрые идеи  или негативно влияет, медленно разрушает детский мир? Развивают ли мультфильмы или ставят точку в развитии младших школьников? Это мы и попытаемся выяснить.

     «<…>искусство – общественная техника чувства», - писал выдающийся психолог и ученый Л.С. Выготский.  «Искусство систематизирует совсем особенную среду психики общественного человека – именно сферу его чувства». Что есть мультипликация как не искусство? Нарисованные от руки или сотворенные с помощью техники, двигающиеся картинки вошли в жизнь человечества относительно недавно – в первой половине ХХ столетия. И уже тогда эти изображения плотно переплелись с миром человеческих фантазий, повлияв на мироощущение и мировосприятие каждого, не только ребенка, но и взрослого. Что уж говорить о тех, кто эти самые мультфильмы создавал, о первопроходцах на дороге к пониманию детского мира. Но если сначала целью мультипликации было развлечение, то в современном мире , благодаря огромному количеству мультфильмов и тому времени, которое дети проводят у экранов - очевидно колоссальное влияние на психику ребенка в целом,  на развития воображения и мышления, направленности личности.

     «Модель мира любого человека, даже маленького ребенка», - пишет М.В. Осорина в своей книге «Секретный мир детей», - «доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, «овнешнена», материализована <…>». Обыкновенно в мультфильмах представлен идеальный мир, эдакая утопия, которая на самом деле не существует. Детям показывают мир совершенно другой, отличный от реального, однако не забывают и о том, что мир этот населяют разные персонажи. Добро и Зло представлены в кардинально противоположных образах, чтобы даже самым маленьким было понятно, какой персонаж совершает плохой поступок, а какой – добрый. Идеальная картина мира накладывается на реальную, и постепенно дети начинают осознавать, каким образом могут сделать мир лучше и краше.

     Что делают современные родители, когда хотят чему-то научить ребенка? Показывают наглядно. А что может быть эффективнее цветных движущихся картинок, которые способны в единый миг захватить все внимание малыша. Для маленького ребенка нет ничего лучше, интереснее, и веселее, чем наблюдение.

     Но что начинает происходить с детьми, уже начинающими осознавать собственное «я», мыслить, полноценно пользоваться своим воображением, воплощая его в каких-то материальных вещах?  Мультфильмы оказывают огромное влияние на незащищенную детскую психику. Они показывают, каким может быть мир, какие персонажи живут в нем и к каким последствиям могут привести те или иные действия.

     И  если в младшем возрасте родители могут просто унести ребенка от экрана, то со школьниками, о которых и пойдет речь далее, это сделать гораздо сложнее. Начать с того, что скандала не избежать, ибо современные дети прикованы к гаджетам прочно и надолго.  Что показывают нынешним детям? Какие сюжеты и герои захватывают их мышление и воображение? Очень разные. Достаточно прийти в один из кинотеатров – и непременно там будет яркая афиша, изображающая трехмерного персонажа, приковывающая внимание и вызывающая не всегда радостные эмоции.

     Разумеется, многие современные мультики, прошедшие жесточайший отбор еще на стадии планирования сценария, не учат плохому. Однако после введения возрастного ценза тяга к запретному стала намного сильнее. Доказано, что некоторые мультфильмы, особенно японские, вызывают у детей агрессию, появление различных фобий. А иногда и психических расстройств. Приведу несколько примеров:

  • Более пятисот детей дошкольного возраста были госпитализированы в Японии с симптомами эпилепсии, а причиной послужил просмотр 38-ой серии мультсериала "Покемоны".
  • Прославившаяся на весь мир программа "Телепузики" была придумана и написана под воздействием галлюциногенных веществ.
  • В России родители подали в суд иск на телеканал за трансляцию мультфильмов "Гриффины" и "Симпсоны", основываясь на утверждении психологов, что данные фильмы развращают детей, вызывают агрессию и апатию.
  • Знаменитое аниме «Тетрадь смерти» убивало детей, как в Японии, так и в России. Дети верили, что записанное в тетради их имя означает, что они скоро умрут, и дети заканчивали жизнь самоубийством.

     Этих примеров вполне достаточно, чтобы отметить негативное влияние мультипликации на воображение. Ведь после просмотра того же мультика, в котором фигурируют кровожадные монстры, вампиры, зомби и прочая нечисть, ребенок, обладая богатым воображением, способен увидеть их в пятне на потолке или детальке конструктора. Это вызывает страх, ощущение беспомощности. На «Человеке-пауке» и «Бэтмене» едва ли можно воспитать всесторонне развитую личность. Дети, конечно, от них глупее не становятся, однако многие взрослые замечали, что после просмотра таких детских сериалов их отпрыски начинают перенимать определенные черты героев, думают и ведут себя, копируя агрессивных персонажей.

     Приведем еще пару примеров негативного и позитивного влияния мультфильмов.

     В советском мультфильме «Приключения Фунтика» сразу становится ясна основная его идея – поросенок Фунтик убегает от злой хозяйки, которая пытается нажиться на его попрошайничестве, и начинает странствовать с цирком. Главное в этом мире – доброта, и в каждой песне, в каждом слове героев звучат эти слова. Ведь им, добрым по своей природе, улыбается судьба, им помогают люди и они никогда не унывают. Такое же позитивное влияние на детскую психику оказывают и многие мультфильмы У. Диснея – к примеру, Золушке, которая так же была добра ко всему живому, помогали все, кто только мог помочь – и мыши, и птицы, и даже добрая фея.

     Однако есть и негативная сторона в мультипликации. Множество японских мультфильмов (например, «Эльфийская песнь» и «Killlakill») изобилуют ненужными подробностями – кровавыми сценами и отвратительными существами. То же можно сказать, к примеру, о мультсериале «Губка Боб Квадратные Штаны», в котором от одних визгов даже у взрослого пробегут мурашки по коже.

     Итак, на что же влияет мультипликация?

     - на речь. Ребенок запоминает то, как говорят любимые персонажи, повторяет и запоминает, копирует их манеру. Буквально так же, как это выходит при воспитании непосредственно родителями.

      Примером может послужить активное использование и запоминание детьми определенных выражений и фраз из мультфильмов. Они становятся  афоризмами, формируют речь школьника. Вот  только некоторые, наиболее часто встречающиеся крылатые фразы:

     «Усы, лапы и хвост – вот мои документы!» (Кот Матроскин, «Простоквашино»).

     «Нас и тут неплохо кормят» (Кот, «Возвращение блудного попугая»).

     «А мы тут плюшками балуемся» ( Карлсон, «Малыш и Карлсон»).

     На самом деле, список обширнейший, и каждый эти фразы знает с детства наизусть.

     - на развитие нравственности. А также на начинающее формироваться мировоззрение. Дети делают определенные выводы после того, как мультфильм подошел к логическому завершению. Они понимают, как можно и нужно делать, а как лучше не поступать.

     - на воображение и память. Дети буквально «липнут» к экранам, совершенно ненавязчиво запоминая вещи, которые наверняка окажутся полезными в будущем. Воображение – это созидание новых, ранее не виданных и не испытанных, образов. С помощью воображения дети расслабляются, уходят в собственные миры и учатся мечтать. Они учатся представлять конечный результат какого-либо занятия. Например, та же лепка из пластилина – ребенок рисует в своей голове образ, развивает его, представляя, что может получиться в конечном итоге. Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на картинке.Если говорить о мультипликации, то тут еще проще – маленький человек способен переносить образы из мультика в реальную жизнь посредством запоминания и, конечно, воображения. Придумывать – вот чему учат хорошие, качественные мультфильмы.

     - на мышление.  Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.      Особенности мышления младших школьников: – мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития; – происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах; – активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое.

     С помощью мультиков ребенок непосредственно исследует, познает миры, о которых ему было неизвестно, и таким образом, на основе их учится делать логические умозаключения, что является неотъемлемой частью процесса становления личности, формирует ее направленность.

     Мультфильмы в понятной и доступной форме говорят детям о том, что такое хорошо и что такое плохо, учат мыслить более глубоко, развивают фантазию и воображение и благоприятно влияют на мышление младших школьников.

     Мультфильмы могут быть полезны как родителям, так и педагогам, так как, формируя внутренний мир через мультипликацию, можно и понять детей намного лучше, а с помощью верно выбранных произведений искусства еще и воспитать подрастающее поколение высоконравственным и позитивно мыслящим.

    Таким образом, мы можем увидеть, что мультипликация является неотъемлемой частью развития и воспитания современного ребенка, в том числе и школьника. Она влияет на формирование установок, нравственных критериев, развивает познавательные психические процессы.

Список литературы:

  1. Л.С. Выготский «Психология искусства».
  2. М.В. Осорина «Секретный мир детей».
  3. Л. Обухова «Детская и возрастная психология».
  4. Ф. Н. Гоноболин. "Психология».
  5. http://otvechalkaa.ru/material/multiplikatsionnye-krylatye-vyrazheniya/2/
  6. http://mults.info/vliyanie_multfilmov_na_detey/