Формирование искажённого правосознания у подростков с девиантным поведением

Информация об авторах:

Психологические проблемы обучения и воспитания / Эссе

Эссе на тему: "Формирование искажённого правосознания у подростков с девиантным поведением"

ФГБОУ ВПО "ВГСПУ"

Факультет Истории и Права

студент 1 курса магистратуры

группа ИП-ПРМ-11

Петросян Диана Арсени

Научный руководитель: Плотникова Н.Н.

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ВГСПУ

Эпиграф:

 «Умение подчиняться законам – высшее выражение свободы»

(Сухомлинский)

 

Основной текст:

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки.  В ряде исследований отмечается, что для подростков правонарушителей характерен низкий уровень развития общественных и познавательных интересов.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для отрицательных подростков преобладает мотив принуждения.  Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогом, порождая в его поведении негативизм.

В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают, те кто  не нашли себя в школьном коллективе, в связи с отрицательными отношениями с ними.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь внешней социальный  среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которое обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Личность трудного подростка прежде всего характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки его воспитания в семье в школе. С другой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера-улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

В процессе развития ребёнок переживает определенные кризисные периоды, характеризующие качественно новыми скачками в развитии его психики и организма, приводящие к формированию определенных психологических новообразований.

Скачкообразное, резкое появление качественно новых свойств психики подростка в свою очередь требует от родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер воздействий.

Повышенная конфликтность особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но т тем, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми и со сверстниками. «Мораль подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребёнка со взрослыми, вследствие обостренного чувства зрелости подросток стремиться заменить на «мораль равенство». Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых подросток становиться весьма критичным  по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения, высказывания старших.

Таким образом, возникает достаточное количество поводов для возникновения острых конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками, как в семье, так и в школе на улице, в общественных местах.

Кризисность подросткового возраста с более или мене, выраженной тенденцией к криминализации проявляется также в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально-значимой полезной деятельности .Если это не происходит по каким то причинам и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях, в форме асоциальных явлений, оно может стать опасным кризисным явлением.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев  являются отрицательные семейные условия.

Например, частые ссоры, скандалы родителей, физические наказания подростков, естественно, приводят к разрушению тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости повышенной возбудимости, несдержанности. Чаще всего встречаются следующие психические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие, одиночество, равнодушие.

Однако не все случаи искажения действительности,  и в частности правовой действительности исходят из семей, где происходят ссоры и не заботятся о ребёнке. Нередки случаи, когда искажение происходит в атмосфере заботы и любви, когда родители  желают ребенку только наилучшего, но в силу недостаточной правовой и педагогической культуры не могут этого осуществить.

И важно  отметить так же и такой фактор. Рост потребностей многих современных подростков значительно опережает рост возможностей их удовлетворить.

И то насколько важен данный фактор, мы можем судить по следующему факту.  При расследовании уголовного дела, совершенного несовершеннолетним тщательным образом  анализируются ближайшее социальное окружение, личностные характеристики и правосознание подростка.

Таким образом,  необходимо отметить, что формирование правосознание и, в том числе, искаженного это процесс многофакторный. И мы выдели несколько фактов, такие как семья, сверстники, школьный коллектив, референтная группа. И искажение правосознания как мы выделили происходит часто в подростковом возрасте, поэтому педагогам и родителям в этом возрасте необходимо особое внимание уделить педагогическим и правовым мера, методам и способам воспитания.

Список литературы:

1. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы "риска"// Завуч.-1992.-1999.-№2.-С.76-83.

2. Арефьев А.Л. Девиантеные явления в среде учащейся молодёжи// Народное образование.-2003.-№7С.193-200.

3.Беличева С.А., Фокин В.М.Охрано-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося девиантного поведения несовершеннолетних. М., 2008.

4. Батько Ю.И., Ладно А.С.Девиантное поведение подростков// СоцИс-2009.-№4

5. Гиндикин В.Я. Социально-психологическая Характеристика различных контингентов трудных подростков// Дети с тклонениями в поведении.-М., 2009.-С.78-94.

6. Курганов С.И. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей//СоцИс.-2008.-№5