Ветеран ВОВ - Балалаев Петр Матвеевич

Информация об авторах:

Муниципальная бюджетная общеоброазовательная организация "Новониколаевская средняя общеобразовательная школа № 3" Новониколаевского муниципального района Волгоградской области.

Руководитель: Земцова Екатерина Геннадьевна, учащаяся социально-педагогического класса.

Авторы:

  • Юрина Надежда Павловна, ученица 6 класса.
  • Губина Ольга Андреевна, ученица 6 класса.
  • Ермакова Виктория Алексеевна, ученица 6 класса.
Волгоградская область, Новониколаевский район, поселок Новониколаевский 

Информация о ветеране:

Балалаев Петр Матвеевич, родился 10 июля 1927 года.

Содержание работы:

Проблема исследования:

Новые поколения должны помнить, что наши прадеды, в том числе и наши земляки, отстояли право на жизнь и свободу нашего и последующих поколений ценою собственной жизни. Отстояли это право на жизнь, сражаясь на передовой и работая  в тылу врага. Влад каждого нашего соотечественника, приближавшего Великую Победу бесценен! Об этом должны помнить потомки.

Герои, которых помнит вся Россия, были простыми людьми: рабочими, крестьянами, строителями, шахтёрами, но в важный для Родины час все они стали на её защиту. Какова же она нелёгкая судьба простого русского труженика?

Цель исследования: Выявление роли простого русского труженика во время Великой Отечественной войны на примере биографии жителя нашего посёлка Балалаева  Петра Матвеевича, участника Великой Отечественной войны.

Тема исследования: Балалаев Петр Матвеевич - ветеран Великой Отечественной войны.

Объект исследования: Биография Балалаева  Петра Матвеевича.

Предмет исследования: Участие Балалаева  Петра Матвеевича в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: Огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне внесли простые русские труженики, вставшие на защиту своей родины.

Задачи исследования:

  1. поиск и изучение материалов об участии Балалаева  Петра Матвеевича в Великой Отечественной войне;
  2. поиск и изучение материалов о событиях, происходивших в нашем посёлке,  в годы Великой Отечественной войны;
  3. анализ и обобщение собранных фактов по теме.

 Основная часть:

«Человеку трудящемуся разорительна всякая война;
полезна для него только та война,
которая ведется для отражения врагов от пределов отечества».

Николай Гаврилович Чернышевский

Война… Как много боли, страданий и горечи заключено в этом слове. Только за 5000 лет истории человечества, насчитывается более 5,5 тысяч войн. Она всегда стояла у человечества за спиной… Эта сила приносит с собой большие утраты и одиночество. Ведь именно во время войны погибают самые дорогие и близкие нам люди.

Одной из самых страшных войн была - Великая Отечественная война. Нашими соотечественниками было пройдено множество тяжелых испытаний, приносящих большие потери. Но они не сдались, не отдали нашу страну в руки захватчиков, и одержали победу!

Идут года, а Россия не забывает своих сынов и дочерей, отдавших годы жизни, а порой и саму жизнь во спасение Родины, не забывает проявленный героизм на поле боя и самоотверженный труд в тылу. Если бы не наши прадеды, восставшие на защиту Родины против фашизма, может быть, нас бы и не было. Они отдали свои жизни, ради жизни и счастья других поколений.

А мы, в свою очередь, должны бережно хранить память о героях Великой Отечественной войны, и передать эту реликвию следующим поколениям. Об этой войне много рассказано, написано книг, снято фильмов. Идёт время, а глубокая благодарность за победу не исчезает. Но, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше очевидцев войны – ветеранов.  Они настоящие, живые легенды - наши герои.

В нашем родном поселке Новониколаевском, Волгоградской области осталось  только 30 живых ветеранов. А ведь почти 70 лет назад  9200 новониколаевцев сражались на фронте, около 4000 из них погибли. Весь район вместе со всем советским народом встал на защиту своей родины. Только представьте, мы, возможно, последние поколение, которое видело своими глазами наших защитников – дорогих ветеранов. И наша задача, как можно больше узнать о всех тяжбах военного времени, на примере жизни Балалаева Петра Матвеевича, очевидца и ветерана Великой Отечественной войны.

Балалаев Петр Матвеевич родился  в 1927 году. Семья была большая, жили бедно. После окончания 6 классов Петр Матвеевич устроился разнорабочим в колхозе. Работа была тяжелой, но ребята не жаловались. В июне 1941 года известие о войне потрясло всех в хуторе от мала до велика.

Со многими бедами пришлось столкнуться нашим землякам. Годы войны стали большим испытанием на прочность и сплоченность для всего рабочего люда. Борьба с фашистскими захватчиками велась не только на фронте, но и в тылу. Женщины, дети, старики, все те, кто остался в районе принялись растить хлеб, картофель, овощи, для отправки на поле боя солдатам.

Молодые девушки садились за руль тракторов и комбайнов, работали без устали, неделями не возвращались домой. Техника часто ломалась, и им, хрупким и юным приходилось самим ее чинить. Женщины становились за станки, косили сено, работали и днем и ночью.

Все отправляли на фронт – всё для победы! Новониколаевцы, как впрочем и всё население нашей великой страны, недоедали, недосыпали, были плохо одеты, но в их сердцах была одна единственная мысль о скорейшей победе, которая сплачивала их в самые трудные минуты.

Через станцию Алексиково передвигались поезда, которые везли боевую технику, продукты питания, лошадей, боеприпасы, а также эшелоны с военнослужащими. 25 июля 1942 года 16 немецких самолетов, сбросили на станцию Алексиково 190 авиабомб. (Приложение №1, №2 )  Большое количество людей погибло сразу. Часть из них были мобилизованными солдатами, так и не успевшими попасть на фронт. После бомбежки было важно как можно скорее освободить железнодорожные пути, шла война, каждая секунда была на счету. Это был один самых страшных дней в истории Новониколаевска.

В годы войны Балалаев Пётр Матвеевич, как и все наши земляки, которые приближали победу в тылу, трудился и день и ночь. Работа была разной и в поле, и на ферме, и на подвозе продовольствия к железнодорожной станции.

В 17 лет, Пётр Матвеевич был направлен на работу в Астраханскую область.  Недолго думая, Петр Матвеевич  и его товарищи прибыли на место работы. Работать приходилось на плантации – выращивать овощи для поставки на фронт. Проработав там несколько месяцев, Петр Матвеевич вернулся домой, в хутор Двойновский.

Шел 1944 г, очень тяжелое время. Через несколько дней после прибытия ему пришла повестка в Советскую армию. Перед тем как отправить ребят на фронт, им вручили комсомольские билеты. Там, на фронте,  Петр Матвеевич принял военную присягу. После этого их направили за Сталинград, станция Садовая  в запасной стрелковый полк.

Приезжали «купцы» с фронта,  брали солдат для пополнения в ряды советской армии, которая сражалась на передовой.  Но его не взяли из-за недостаточного количества лет, ему было только 17.

После окончания войны солдат направляют в Сибирь, но на самом деле их везут на Дальний Восток, где и шла война с Японией. 8 августа 1945 г. СССР объявил войну Японии. Война длилась до момента подписания Акта о капитуляции Японии (2 сентября 1945 г). Остатки японских войск были вынуждены спасаться бегством. Работа Петра Матвеевича и остальных солдат заключалась в поимке японских дезертиров (Приложение №3 ). После окончания войны с Японией, и до 1951 года Балалаев Петр Матвеевич находился в рядах Советской армии на Дальнем востоке.

Возвратившись домой в хутор Двойновский,  Петр Матвеевич узнал от соседей, что его родители давно умерли. Это стало большим ударом для прошедшего войну солдата. Но его ждало еще одно потрясение, любимая девушка, которая должна была его дождаться с войны, уже давно вышла замуж. Было очень тяжело, вспоминает с тревогой на сердце Петр Матвеевич. Но жизнь продолжается, и полученная в Армии специальность шофера помогла ему и в мирной жизни.

Балалаев Петр Матвеевич проработал шофёрам с 1951 по 1968 год. Продав дом в Двойных, он переезжает в районный посёлок Новониколаевский, где и женится. Сейчас у Петра Матвеевича есть 2 сына. В данный момент он проживает на улице Пионерской д.1, и даже сейчас в свои 87 лет, он не сидит сложа руки, а занимается выращиванием картофеля, помидоров, огурцов, капусты, моркови, кукурузы на своем огороде.

Заключение:

Приступив к исследованию, мы немного растерялись. Получится ли у нас такая сложная работа? Ведь нам предстоит прикоснуться к событиям Великой Отечественной войны – очень важному и кардинально изменившему ход истории событию.

Свою работу мы начали с похода к ветерану Великой Отечественной войны – Балалаеву Петру Матвеевичу. Дедушка оказал нам очень теплый прием. Угостив чаем, он поведал нам историю своей жизни.Было видно, как Петр Матвеевич, как будто возвращается в давно ушедшие года. Было приятно видеть искреннюю улыбку и слышать теплые слова о победе СССР над фашизмом. (Приложение №4, №5)

Встреча с ветераном помогла нам окунуться в величайшее достояние человечества. И спустя года, мы будем с большой гордостью и теплом в сердце вспоминать о наших ветеранах. Эту важную встречу мы не забудем никогда.

В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная цель и решены соответствующие задачи. При изучении источников об участии Балалаева Петра Матвеевича  в Великой Отечественной войне пришли к выводу, что он внёс существенный вклад в Победу в этой войне. Поиск и изучение материалов о событиях, происходивших в годы войны в нашем посёлке, также позволяет сделать вывод, о значительном вкладе наших земляков в общее дело освобождения родины.

Таким образом, обобщение собранных фактов позволило сделать вывод, что огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне внесли простые труженики, простые рабочие люди. Они с достоинством справились с ролью защитников Родины.

То есть цель работы достигнута, гипотеза подтверждена. Опираясь на результаты проведённого исследования, планируем провести тематические классные часы в нашей школе. Собранный по теме материал позволяет продолжить исследование по данной тематике. И хотелось бы завершить свою работу стихотворением  «Помни»  А. Досталя.

Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом,
Сорок пятом –
Шли солдаты за правду на бой.

Помни, как земля содрогалась и слепла,
Как заря поднималась из пепла,
Гром орудий
Не забудем
Мы с тобой.

Помни: грозный смерч над землей в небе синем –
Это черная смерть в Хиросиме,
В Хиросиме,
В небе синем –
Черный пепел в сердцах навсегда. 

Помни, не забудь обожженные лица –
Это может опять повториться.
Не забудем
Это, люди,
Никогда.

Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,
Мы за счастье и слезы в ответе,
На планете
Наши дети –
Поколение юных живет...

Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Не забудь эти грозные годы!
Путь наш труден,
Встаньте, люди,
Жизнь зовет!

Использованные источники:

Перечень источников:

  1. Интервью с Балалаевым П.М.
  2. Материалы из архива Новониколаевского краеведческого музея.

Список литературы: 

  1. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников.[Текст] / сост. И.А. Дамаскин, П.А. Кошель. - М.: ОЛМА - Пресс, 2005. - 496 с.

Фотогалерея: