Письмо продедушке

Информация об авторах:

Муниципальное казенное образовательное учреждение "Дьяконовская сельская общеобразовательная школа" Урюпинского муниципального района Волгоградской области.

Руководитель: Прячкина Светлана Николаевна.

Автор: Ломтев Данила Денисович.

Волгоградская область, Урюпинский район, хутор Дьяконовский-2й.

 

Информация о ветеране:

Ломтев Никита Арсентьевич 23.10.1911

Содержание работы:

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
    - Воспоминания родных
    - Экскурсия в библиотеку
    - Посещение школьного музея
    - Систематизация и обработка материала
    - Письмо прадеду
    - Конверт – треугольник
    - Книга памяти
  3. Заключение
  4. Литература
  5. Приложения

Тема проекта:

Письмо прадедушке – герою Великой Отечественной войны.

Цели:

  1. Пообщаться с прадедушкой через письмо;
  2. Выразить слова благодарности за его мужество и героизм, за чистое небо над головой, за счастливое детство;
  3. Сказать ему, что я всегда буду помнить о нём, о его подвиге.
  4. Оформить письмо в книге, чтобы сохранить память о солдате Ломтеве Никите Арсентьевиче, защищавшим нашу Родину от фашистов.

Задачи:

  1. Собрать воспоминания родных о моём прадедушке;
  2. Совершить экскурсию в музей и библиотеку для сбора информации;
  3. В Интернете поискать информацию о тех местах, где воевал прадедушка.
  4. Привлечь внимание сверстников к изучению истории моего прадедушки.
  5. На примере биографии моего прадеда Ломтева Н.А. показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества!

Объект изучения: биография моего прадеда Н.А. Ломтева, участника Великой Отечественной войны.

Форма работы: индивидуальная

Тип проекта: практико-ориентированный

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Этапы проекта:

  1. Сбор информации о прадедушке;
  2. Систематизация и обработка данного материала;
  3. Написание письма прадедушке;
  4. Изготовление конвертов треугольной формы, в которых пересылали письма во время войны;
  5. Оформление письма в книге;
  6. Защита проекта (презентация)

Ход проекта:

I.Введение.

Слово «война» - самое ненавистное людям слово. Война ознаҹает страдания людей, гибель солдат и мирных жителей, разрушения. Она уносит жизни тысяҹ и миллионов людей. Самая страшная война, коснувшаяся нашей Родины, это Великая Отеҹественная.В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многое другое в  жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса.
22 июня, ровно в четыре часа
Чёрные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так началась война.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след, 
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет

Живым не верится, что живы.

Все люди стали на защиту своей Родины. Одним из них был мой прадед.

Я захотел побольше узнать о нём: каким он был, где и  как сражался.

 

II. Сбор информации о прадедушке.

Моего прадедушку зовут Ломтев Никита Арсентьевич (Приложение № 1).

Я никогда не видел его, но мне о нём очень много рассказывал мой дедушка Петя, его сын (Приложение №2). В очередной раз я обратился к нему с просьбой рассказать до мельчайших подробностей всё, что он знает о своём отце и моём прадедушке. Я очень внимательно слушал его рассказы и записывал услышанное в тетрадь. Дедушка показал мне семейные фотографии. К сожалению, их осталось очень мало. Три года назад у них случился пожар и много фотографий сгорело.

Ещё я посетил сельскую библиотеку (Приложение №3), надеясь там что-нибудь узнать о моём прадедушке. И не напрасно. Библиотекарь, Лидия Анатольевна Бедринцева, много интересного поведала о нём и показала альбом, где есть его фотографии.

Не один раз ходил в школьный музей (Приложение №4). У нас в школе ведётся краеведческая работа, и собранный материал хранится в музее. Вот и там я нашёл информацию о прадедушке.

III. Систематизация и обработка собранного материала.

IV.Написание письма.

Чем больше я о нём узнавал, тем сильнее меня переполняло чувство гордости за него.

Я захотел написать ему письмо (Приложение №5), поделиться своими мыслями и чувствами, сказать большое спасибо за то, что он защищал нашу Родину от ненавистного врага, за то, что доблестно сражался под городом Таганрог, бесстрашно бросался под пули, шёл в бой за свою Родину, за наше счастливое будущее. Он и его товарищи отстаивали каждый метр земли, не жалея своей жизни. Они бились с врагом, освобождая сёла от фашистов, оккупировавших их.

Ему было очень тяжело, просто невыносимо тяжело, но согревала мысль о том, что дома его ждут жена и двое маленьких детей. И с этой мыслью шёл в бой, переносил все тяготы солдатской жизни.

Из воспоминаний прадедушки «Мы освободили почти все населенные пункты Матвеево - Курганского района, расположенные на восточном берегу реки Миус. В руках немцев оставалось село Ряженое. Перед нами была поставлена задача - выбить противника из этого села. Ряженое пролегало по обе стороны извилистой в этом районе реки Миус, западнее железной дороги. Западная часть села расположена на высоком, почти отвесном берегу реки, а восточная - на левом, низком. За своим командиром мы устремились вперед и ворвались в село с огнем и гранатами, уничтожая гитлеровских солдат, засевших в домах и дзотах. Враг стал отступать. Много немцев было убито и  взято в плен».

В этом бою моего прадедушку сильно ранило.  На чердаке одного из домов затаился немец и выстрелил, пуля попала прямо в ногу. Его, раненого, на другой берег реки перетащил командир-земляк.

Если бы не этот человек, страшно подумать, прадедушка мог бы не вернуться оттуда. Дедушка Петя говорит, что он часто об этом вспоминал и говорил, что жизнью обязан своему командиру.

Прадедушку отправили в госпиталь. Сделали операцию, и не одну. Ранение оказалось серьёзным: раздробило ногу. После операции одна нога стала короче другой. Долго лечился в госпиталях. Но в строй вернуться он больше не смог. Его комиссовали. Но приказ «Выбить немцев с оккупированных территорий» был выполнен. В этом заслуга моего прадедушки и  таких же смелых, храбрых, мужественных солдат, как он. Мы видим, как сложны и опасны были освободительные операции наших войск.

Дома его ждала семья. Казалось бы, всё хорошо: жена и дети рядом.

Но война давала о себе знать. Ему приходилось испытывать невыносимые боли. Ежегодно делали операции, чтобы извлечь осколки из его  тела.

Несмотря ни на что, он не упал духом. Продолжал жить, работать и растить детей. Он – настоящий герой!

Я горжусь тем, что мой прадед – герой! В своём письме я ему об этом и сказал.

А ещё я ему сказал, что горжусь тем, что живу в хуторе, в котором жил и он, трудился здесь.

В письме я выразил ему слова благодарности за то, что живу, радуюсь солнышку, любуюсь красотой родного края (Приложение №6).

Прадедушка для меня – пример мужества и героизма.

Я очень хочу быть похожим на него.

Как самую большую ценность мы храним в семье его награду – Орден Отечественной войны второй степени (Приложение №7). Эта награда говорит о том, что прадедушка смелый, сильный, мужественный и волевой человек.

Я написал ему о том, что не раз тайком от дедушки доставал из шифоньера его орден (Приложение №7) и примерял. А смог бы я вот так, как он?

Мне захотелось узнать, что же это за город, который защищал мой прадед. Вышел в Интернет (Приложение №8) и узнал много интересного. Город Таганрог основал Пётр I. Здесь родился писатель Чехов. Вообще, Таганрог – красивый город, здесь очень много достопримечательностей.

Я даже на карте нашёл и город Таганрог, и село Ряженое.

И ещё я узнал, что там установили мемориал участникам тех сражений, а, значит, и моему прадедушке. Тысячи людей приходят к монументу. Камень и металл будят в сердцах боль утраты, но они вызывают и другие чувства – великую гордость за свой народ (Приложение №9).

Когда вырасту, я обязательно съезжу к тем памятным местам, где воевал он.

В своём письме я пообещал прадедушке узнать о судьбе его командира – земляка. Я только лишь знаю, что родом он из хутора Котовского Урюпинского района Волгоградской области.

Прадедушка отдал лучшие годы, здоровье, чтобы мы могли жить под мирным небом, видеть солнце, маму.

                                    Он герой! Мой герой! Мой прадед!
                                    Ведь в России семьи нет такой,
                                    Чтобы люди не почитали
                                    Всех, кто связан с этой войной.

Я написал ему в письме, что буду всегда помнить и гордиться своим бесстрашным прадедушкой, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.

Расскажу о нём потом своим детям и детям детей, чтобы тоже запомнили.

Как заклинание звучат слова Р.Рождественского:

                                   Люди! Покуда сердца стучатся,-
                                   Помните! Какою ценой завоевано счастье,-
                                   Пожалуйста, помните!

А своё письмо я закончил словами:

                                   Я горжусь своим прадедом Никитой,
                                   Честно выполнявшим свой долг.
                                   Обещаю, и пусть он знает,
                                   Что я буду достойный внук!

На классном часе «Никто не забыт, ничто не забыто» я рассказал ребятам о прадедушке. Нарисовал рисунок  и сделал поделку на тему: «Война» (Приложение №10).

В школе проходил литературный конкурс чтецов. Мы читали наизусть стихи о войне. А я прочёл стихотворение, которое сам сочинил (Приложение №10).

V. Изготовление конвертов треугольной формы, в которых пересылали письма во время войны.

У моего дедушки хранится один треугольный конверт. Я рассмотрел его и сам попробовал сложить треугольник. Не сразу получилось. После нескольких попыток я научился делать треугольные конверты (Приложение №11). Своим одноклассникам показал, и они заинтересовались. Так что, теперь не только я могу изготавливать конверты треугольной формы. Во время войны очень важна была для бойцов связь с домом, семьёй и друзьями. Из воспоминаний прадедушки «Когда получал из дома треугольные письма, по нескольку раз их перечитывал, подносил близко к лицу, чтобы хоть как- нибудь, хоть чуточку уловить, представить любимый запах.  Письма приходили именно тогда, когда было труднее всего. Один раз я выжил благодаря этим письмам». Писали письма на тетрадном листе и складывали  их в конверт-треугольник. Марок никаких не наклеивали.

Вот и я вложил своё письмо в конверт-треугольник и подписал его.

Я знаю, что прадедушка никогда не прочтёт это письмо, но я уверен, что его прочтут другие люди, узнают о моём прадедушке, а, может быть, отыщутся родственники тех, кто воевал с ним.

Тема памяти актуальна и в наши дни. Я хочу, чтобы память о моём прадедушке жила в веках. Мы должны помнить о тех людях, благодаря которым мы живём на этой земле. Из подвигов, совершённых каждым из них, сложилась огромная победа над врагом.

И вдруг я подумал: «Письмо ведь может затеряться, и тогда мало кто узнает о прадедушке». «Как же ещё можно оформить письмо»? – озадачился я. Рассматривал такие варианты, как раскладушка, альбом, книга. И решил оформить письмо в книге. Но книга будет необычная. Она будет иметь треугольную форму, напоминающую конверт военных лет.

Почему я выбрал книгу? Да потому, что книга будет жить долго, а вместе с нею и будет жить память о моём прадедушке.

V.Оформление письма в книге.

Итог работы: Книга (Приложение №12).

Проект имеет практическую направленность: память о прадедушке будет жить.

VI. Заключение.

Вывод:

  • Мы должны помнить о тех людях, которые отстояли мир на земле, и передавать эту память из поколения в поколение;
  • На примерах мужества и героизма дедов и прадедов мы учимся у них любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию;
  • Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия!
  • Их нельзя забывать, потому что память о Великой Отечественной войне должна сохраниться, чтобы не повторилась та страшная беда, которая пришла на нашу землю в 1941 году.

Использованные источники:

 

VII. Информационные ресурсы:

1.Материалы из семейного архива;

2.Воспоминания дедушки;

3.Документальные источники библиотеки;

4.Материалы краеведческой работы, хранящиеся в школьном музее;

5.Интернет-ресурсы:

www. Uchmet. ru <Библиотека>

maks-farm. ru < istoriya goroda taganroga>

Infokart. ru <Taganrog na karte>

Фотогалерея: