«Публицистика в защиту природы и культуры»

Конкурсная работа

В номинации «Публицистика в защиту природы и культуры» рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды.

К работе прилагается сопроводительный текст (объем - не более 1 800 знаков), содержащий сведения об авторе помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные, а также отклики на публикацию (если были).

Критерии оценок публицистического произведения:

  • компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
  • наличие и уместность комплексного взгляда на проблему;
  • актуальность поднятой проблемы;
  • оригинальность концепции и изложения;
  • глубина осмысления темы;
  • информативность;
  • адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
  • стилистическая грамотность;
  • образность, характер детализации.

Пример оформления конкурсной работы в номинации: Картина человеческой безответственности
(победитель конкурса в 2013 г.)

Согласно требованиям Положения о Конкурсе заполните соответствующие поля конкурсной работы.
Здесь и далее для перехода в режим редактирования нажмите на значок карандаша, расположенный в правой поля.
_______________________________________________________________________________________________________

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
пишется в свободной форме, объем не должен превышать 36 000 знаков.

Картина человеческой безответственности

В самом конце августа, наша семья, как и многие семьи, была озабочена подготовкой к началу учебного года. На семейном совете мы решили в выходные дни отправиться за покупками в г. Борисоглебск. Путь не близкий, около ста километров, но мы не раз были в этом старинном городе, всегда возвращались довольные, с хорошим настроением, а главное - с нужными покупками. Да и дорога всегда нам с младшим братом нравилась, напоминала настоящее путешествие по таинственному сосновому бору, по извилистым загадочным тропинкам. Интересно было наблюдать из окна папиной машины за быстро сменяющими друг друга картинками. Всегда с нетерпением ждали, когда проедем около «самолета», памятника погибшему курсанту военного училища. Однажды мы останавливались и долго рассматривали удивительный памятник, который напоминает о трагедии в жизни молодого человека…

Но в этот раз нас ожидало новое потрясение. В начале пути мы ехали по какой - то другой дороге: с обеих сторон нас окружали густые лесные полосы, они еще не были тронуты дуновением осени. Зелень деревьев была свежей и сочной. Ощущалась повсюду прохлада. Воздух чист и прозрачен…

Но неожиданно для всех нам открылась совсем другая картина: на фоне поля с распускающимися шляпками подсолнухов - груды бытового мусора. Повсюду - бумажные коробки, полиэтиленовые пакеты как летающие над землей парашютисты, консервные банки, распластанные по земле. А сколько различных бутылок: стеклянных, пластмассовых, больших и маленьких. И в самом центре этого безобразия - сожженное, «мертвое» дерево причудливой формы, оно напомнило мне страшную острую косу из сказок – символ смерти. Эта черная коса зловеще возвышалась над свалкой. Видеть это было очень неприятно, даже страшно. Откуда это дерево? Почему именно здесь и в таком угрожающем состоянии, словно чудище из «ужасника». А, может, сама природа предупреждает нас, людей, о страшных последствиях экологической катастрофы?!

Я попросила папу остановиться, чтобы сфотографировать увиденное. Посмотри, дорогой читатель, и ты на эту картину человеческой безответственности.

image

Да, человек, ты наделен огромной властью, ты можешь изменить состав биосферы, ландшафт, круговорот водоемов, климат на планете. В твоих силах внести изменения в структуру земной поверхности. Можешь истребить виды животных и растений, а можешь вывести новые породы животных и сортов растений! Ты можешь превратить планету в цветущий сад! А можешь - сделать из нее сплошную свалку мусора!

«В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем – около 1 тонны мусора в год «…» Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы» [1, стр. 100].

Да, сейчас есть объективные причины увеличения бытовых отходов.

  • Во-первых, увеличение количества различной упаковки для товаров народного потребления.
  • Во-вторых, рост производство товаров одноразового использования.
  • В-третьих, повышение уровня жизни, позволяющее покупать новые товары и выбрасывать старые, уже использованные.

Но ведь в современное время известны способы уничтожения бытового мусора, которые не представляют угрозы для окружающей среды. Наиболее распространенные среди них:

  • устройство специально оборудованных свалок;
  • компостирование мусора;
  • утилизация мусора на мусороперерабатывающих заводах.

Чтобы рационально решить проблему отходов нужно привлекать специалистов разных направлений: геологов, гидрологов, экологов. А где можно найти этих специалистов?!

Вот и сваливают мусор, несмотря на запреты, в совершенно не предназначенных для этого местах. Никто не наблюдает за правильным размещением мусора! Легкий мусор разлетается на десятки километров и зияет дырами людской безответственности и бесхозяйственности.

Неприглядную картину мы наблюдали близ р.п. Новониколаевский, но подобные «дикие» свалки не редки, к сожалению, и в нашем хуторе Куликовском. Этим жарким летом очень часто весь хутор окутывал едкий дым и смрад. Особенно трудно было дышать ранним утром, когда ядовитый дым проникал в дома, вызывал удушливый кашель, ухудшение здоровья всего населения. Так современный человек решал проблему ликвидации отходов. Наша пожарная часть вела борьбу с огнем буквально каждый день, но снова и снова вспыхивали опасные очаги. В хуторе говорили, что завелись у нас юные поджигатели. И это уже новая проблема, не менее важная – проблема нравственного и экологического воспитания.

Мой брат, который учится в 4 классе, стал торопить родителей поскорей уехать от этого неприятного, страшного места. Я рассказала ему по дороге, о том, что для естественного разложения материалов требуется много времени: «например, для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла – 1000 лет» [1, стр. 102].

Он мне, конечно, не поверил, но задумался…

Надеюсь, читатель, и ты не остался равнодушен к затронутой экологической проблеме и поверил в мою историю.

К счастью, возвращались мы домой по другой дороге, мы любовались молодыми светло-зелеными елочками, которые выстроились в ряд около трассы и радовали глаз всем проезжающим.

Литература:

  1. Ольховикова Н.Д. Экологические основы природопользования: курс лекций. - Волгоград: ВГЭТК, 2004.-236с.

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ:
пишется в свободной форме, объем не должен превышать 1 800 знаков.

Чумичева Светлана, ученица 10 класса, изучает русский язык на профильном уровне. Имеет активную жизненную позицию. Принимала участие в различных социальных акциях, проводимых на территории Куликовского поселения: «Дорога!», «Помоги ближнему!», «Чистый хутор», «Сохраним родник!». Любит фотографировать уголки родной природы, животных, часто её фотографии используются в различных школьных мероприятиях. Фотоаппарат – верный её спутник.

В конце августа, случайно проезжая мимо несанкционированной свалки, сделала снимок. Очень поразил вид сожженного «мертвого» дерева. Дерево угрожающе возвышалось над огромной свалкой, оно напоминало то форму вопроса, то страшного креста. Было жутко и неприятно. Вся неприглядная картина заставила задуматься над вопросом: что ожидает нас дальше?   Разве нельзя по-другому относиться к родной земле?! Разве нельзя в цивилизованном современном веке цивилизованно решить проблему бытовых отходов?!

Когда предложили написать для конкурса публицистическую статью, посвященную сохранению культурного и природного наследия, вспомнила о необычном снимке, сделанном в конце лета, рассказала об увиденном, осмыслила тему.

Статья содержит интересную информацию, подчеркивает актуальность, написана образным языком, логически и художественно завершена. Работа не была опубликована. Опыта публикаций нет.