«Традиционная культура»

Конкурсная работа

В номинации «Традиционная культура» рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания с использованием природных материалов, отражающих природные объекты и явления, а также работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов, отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением.

  • Работы по материальной культуре (национальные костюмы, предметы быта, рукоделия, культа и др.) представляются в виде фотографий в разных проекциях с аннотациями.
    Объем текста до 2 000 знаков с пробелами для каждой фотографии.

  • Работы по нематериальной культуре (песни, танцы, обряды, игры и др.) 
    представляются в виде видеозаписей продолжительностью до 10 минут каждая с аннотациями.
    Объем текста до 2 000 знаков с пробелами для каждого видео.

Пояснительный текст к фотографиям и видеозаписям должен содержать краткие сведения:

  • об истории художественного промысла, обычая, обряда и т.д.;
  • об особенностях и характерных отличиях технологии
    (для художественных промыслов, рукоделия и др. составляющих материальной культуры);
  • о целях и традиционных приемах (для игр, обрядов и пр. проявлениях нематериальной культуры);
  • о символике предмета, обряда и т.д. (особое внимание уделить отражению природных объектов и явлений).

Критерии оценок работ по номинации «Традиционная культура»:

  • соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, информативность;
  • объем и глубина проработки изученного материала;
  • наличие и уместность комплексного взгляда на традицию;
  • соотнесение представленного материала с традициями изучаемого региона;
  • знание истории возникновения традиции (промысла, использования предметов);
  • техника исполнения предмета или произведения;
  • полнота и точность воспроизведения;
  • соответствие стилю, композиции и символике;
  • качество оформления материалов:
  • фотографии – качество и композиционное решение;
  • видеофрагменты – режиссура и операторская работа.

Пример оформления конкурсной работы в номинации:
Казачьи песни – неисчерпаемые жемчужины устного народного творчества Хопёрского края.

(победитель конкурса в 2013 г.)

Традиционная праздничная культура села Орловка Городищенского района Волгоградской области.
(победитель конкурса в 2013 г.)

Согласно требованиям Положения о Конкурсе заполните соответствующие поля конкурсной работы.
Здесь и далее для перехода в режим редактирования нажмите на значок карандаша, расположенный в правой поля.
_______________________________________________________________________________________________________ 

ФОТОГРАФИИ:
Инструкции по загрузке изображений.

________________________________________________________________________________________________________

ВИДЕОЗАПИСИ:

Нажмите кнопку "Добавить видео", укажите название ролика (до 85 символов), его краткое описание (до 2 000 символов), выберите файл с видеозаписью продолжительностью не более 10 минут на своем компьютере и нажмите кнопку "Сохранить".

Не закрывайте окно и не переходите никуда из него пока идет загрузка. Иначе произойдет сбой передачи данных.

Сразу же после завершения загрузки видео будет недоступно, поскольку оно обрабатывается на сервере. Не спешите загружать его снова, просто подождите. Время обработки видео зависит от самого ролика и может занять 1-5-10 минут.

ВАЖНО!!!
Загружайте только материалы, авторами которых вы являетесь!
Не используйте материалы (аудио сопровождение, элементы чужих произведений), если не имеете на то разрешения.
Нарушение этих правил повлечет блокировку ролика со стороны YouTube.

________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Если отведенного объема текстового описания в 2 000 знаков для каждой фотографии и видеозаписи недостаточно,
вы можете вынести его целиком или частично в это поле
.
При добавлении пояснительного текста не забывайте ссылаться конкретное фото или видео, указав его название.

Казачьи песни – неисчерпаемые жемчужины
устного народного творчества Хопёрского края.

Содержание:

  1. Введение
  2. История казачества в песнях казачьих
  3. Жанры казачьих песен
  4. Отражение природных объектов и явлений в казачьих песнях Хопёрского края
  5. Заключение
  6. Список литературы
  7. Приложения

 

Введение

История казачества замечательна и уникальна во многих отношениях. В истории каждого народа сохранились свои предания, свои песни и пляски, свои обычаи и законы. Это есть культура народа. Основная часть казачьих песен и преданий слагались по следам славных боевых событий. И только в более поздний период в песенную культуру казаков стали входить элементы быта, лирики, ритуала, которые они черпали из самой жизни. Так слагались песни у народа. А отличали казачью песню - вольнолюбивый настрой, героизм и преданность братству. И, конечно, раздольный напев, в котором чувствовалась бескрайняя ширь родной степи. Обычаи же казачьи всегда воспитывали в подрастающем поколении чувства отваги, удали, справедливости и глубокой нравственности.

Щедр наш край народными талантами. В богатой традициями Волгоградской области наиболее характерным и ярким является фольклор казачий, особенно песенное творчество. «Песня – душа народа», не зря так говорят. Песня – это лирическое выражение с помощью мелодии и слов того внутреннего настроения, что овладевает в данный момент поющим человеком. Если так называемая современная песня идет к слушателю и зрителю мощным потоком, то у песни народной, в том числе донской и хоперской, судьба иная.

По свидетельству специалистов только на Дону и Хопру пелось и поется около четырех тысяч песен. Самая древняя из них - XII в. записана на территории нашей области в Михайловском районе.

Песни окружали казаков с детства и до самой смерти: с песней рождались, с песней шли воевать, с песней погибали в бою. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде было не меньше тысячи песен. Причем их знали и пели все.

Любой край, область, даже небольшое село, по-своему неповторимы. В каждом месте своеобразная природа с присущими только ей красками, музыкой, звуками. Наш край богат не только памятниками археологии, истории и природы, но и народными традициями, в которых воскресает жизнь наших предков. Казачья песня - мощный пласт русского народного песенного и певческогоискусства, уникальный посиле воздействия и художественным особенностям.

Издавна казачья песня являлась объектом самого пристального внимания исследователей, этнографов, фольклористов, писателей, поэтов - песенников, драматургов, лингвистов. Это объясняется, прежде всего, особенностями и богатством песенного духа, ревностно хранимого в среде казаков. Общепризнан особый певческий дух казака, отличный в этническом, психологическом и культурном отношении от песен «россиянина». Большинство фольклористов считают, что казачество имеет свой особый светильник искусства в музыке, в песне и в танце. Народ как будто тот же самый, но песня казачья совсем другая, своеобразная.

Цель нашей работы: доказать, что казачьи песни – это жизнь казаков, их истоки важны и значимы для истории нашего края.

Для решения цели поставлены следующие задачи:

  1. Проследить историю казачества в песнях казачьих.
  2. Определить, насколько важна проблема казачьих песен в современном обществе.
  3. Показать отражение природных объектов и явлений в казачьих песнях Хопёрского края.
  4. Понять уникальность казачьей песни, её необходимость в разнообразных жизненных ситуациях и событиях.

Объект исследования: казачьи песни Хопёрского края.

Предмет исследования: история казачьих песен и их роль в жизни казаков.

Актуальность исследования заключается в том, что в наше время существуют различные проблемы в обществе, одна из них духовное состояние молодого поколения. Чтобы помочь воспитать глубоко нравственного и всестороннего развитого человека, и активизировать процесс осознания необходимости серьезного изучения мудрых глубин национальной духовной материальной и нематериальной культуры, нужно обратиться к духовному богатству прошлого. Значимой частью этого наследства являются казачьи песни, которые не устаревают, соединяя в себе ценность исторического документа и документа эмоционального, несущего через столетия правду народных чувств и переживаний, реальность происходившего. Казачьи народные песни обладают такими качествами, что в устах множества людей, оказывающихся в сходных условиях, они становятся ихсобственными песнями,выражают именно их чувства и настроениия в обществе.

Методы:

  • анализ историко-краеведческой публицистической литературы;
  • социологический опрос;
  • интервьюирование.

Казачья песня, это живой свидетель красоты и душевных качеств самобытного, свободолюбивого, героического народа. Истинно народная песня способна выдержать любые испытания лихолетий, она неразрывно слита с глубинными переживаниями и бессмертна, как бессмертен сам народ, творец своей духовности и своих песен. Сила народной песни в отличие от других письменных памятников старины состоит в том, что песня не несёт в себе отпечатков иноземного влияния, в отличие, например, от летописей (как известно, многие летописцы были далеко небеспристрастны на страницах своих «сказаний»). Песня сохраняет тот первозданный душевный лад людей, когда она рождалась. Песни создавал сам народ, без заморской подсказки и без корысти. Во все времена народ пел своё, вкладывал в песню свою жизнь, свои чувства, надежды, горе и радость. Народная песня жила так, как жил и чувствовал её создатель – народ, во всём своём многообразии. Она была явлением свободного творчества, естественным отражением жизни и быта вольного народа.

Жанры казачьих песен привлекали внимание еще в 19 веке. Известные лингвисты Савельев, Пивоваров в своих сборниках казачьих песен сохранили колорит военных, игровых песен, живописные картины родной природы, любовные, семейные события.

Понять и проследить историю казачества в песнях, возможно лишь изучив сборник А. М. Листопадова. Этот писатель всю свою жизнь посвятил собиранию казачьих песен. Ценностьсборника в его разнообразии: тысяча двести песен, в которых отразились многие важные для казаков события истории России.

Песенное творчество казаков всегда вызывало живой интерес у фольклористов, писателей, историков. Так, Н. Ф. Погодин писал: «Самобытный старинный мотив плывет, как плывут вам навстречу ковыльные думающие степи. Этот мотив грустен, как грустны бывают степи в недвижные летние вечера и безудержен, зовущий к чему-то далекому-далекому» [Тимофеев П.Т.Хопер: история, быт, культура.- Калининград,1998.].

Н. Ф. Погодин стремился раскрыть секрет уникальности казачьих песен. И считал, что главное - это многоголосие: будут ли петь десять или двадцать человек - каждый выводит свою мелодию: «Каждый голос знает свое место в песне. Каждый голос поет с душой, заливаясь, лаская любимые слова». Не одно поколение писателей находило в казачьем фольклоре основу для создания живых многогранных образов и картин далекой истории. И явление миру JI. Толстого, А. Пушкина, Н. Леского, С. Есенина, М. Шолохова - слава русской литературы - было бы невозможно без моря, имя которому - русская народная речь во всем ее богатстве, величии и глубине, в том числе и казачьи песни.

«Сборник донских казаков» Екимова, песни в исполнении казачьих ансамблей «Хопер» и «Донцы», казачьего хора хутора Яминского позволили мне полно представить особенности казачьей песни нашего края. Хопёрский край — один из ярких уголков России, сохранивший народные традиции в их самобытной форме. Но, к сожалению, дети и молодежь мало знакомы с национальной культурой, с родным музыкальным языком. Одной из причин является увлечение компьютерными играми. А на Руси «испокон веку праздники, обряды, игры являлись той жизненной средой, где человек имел возможность проявить себя как личность».

Насколько важна проблема казачьих песен в современном обществе, я определила, проведя социологический опрос местного населения, когда в качестве респондентов опрашивались как школьники, так и более старшее поколение нашего города. В результате мне удалось собрать достаточно большую копилку казачьих песен, которые помнят в Урюпинске.

Глава I. История казачества в песнях казачьих.

Сотая, тысячная доля той культуры, что окружала казаков в станицах и в осколках дошла до нас, - потрясает. Каждый казак знал несколько тысяч песен. Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, даже не очень крупных событиях казачьей жизни с точным указанием времени и места.

Только казачья песня может начинаться словами: «В 1791 роки пришел вид нашей царицы с Петербурга города». По песням учили казачата историю. И, надо сказать, знали ее очень точно. Не случайно, когда историк Сухоруков спросил М. Ю. Лермонтова, чему верить - чиновным грамотам или казачьим песням, поэт, прекрасно знавший казаков, не сомневаясь, ответил: «Казачьим песням! Они не врут!».

Исторические донские песни можно разделить на два направления. Одни песни повествуют нам о конкретных исторических личностях: о народных любимцах, о предателях или изменниках, о правителях и полководцах, другие - о событиях, военных сражениях. Но также есть песни, которые заслуживают особого внимания и тщательного изучения - это песни о Руси княжеской, о стольном граде Киеве, об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, об их подвигах, о временах легендарного князя Владимира. Эти песни напоминают больше былины:

По этой дорожуньке, никто пеш не хаживал.
По этой дорожуньке, прошел Илья Муровец.

Или же вот:

По полюшку было, а было жа полю Куликовскому,
Ой, там ходил жа вот бы млад Добрынюшка.

От Владимира Красно Солнышко до атамана Ермака, от восстания Разина до Суворовских походов, от Отечественной войны 1812 г. до первой мировой войны - вот события, отраженные в песнях, правдивый рассказ о судьбе народа, в которой сладкого и счастливого мало: А засеяна славная земелюшка казацкими головами, Украшен-то наш Тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка славный Тихий Дон сиротами, наполнена волна в Тихом Дону отцовскими да материнскими слезами.

Песни-былины, принесенные с собой на Дон из Руси (их называют «прадедовскими», «староотечественными»). Но для того, чтобы точно определить о ком идет речь в песнях, их нужно досконально изучить, сопоставить с реальными историческими событиями и лицами. И такая работа может занять годы. Крупнейший цикл исторической песни XVII века - песни о Степане Разине. Образ Степана Разина - народного вождя и заступника - в исторической песне глубоко поэтичен. Если приглядеться, он ведёт свою поэтическую родословную от былинных богатырей: те же сила и стать, то же чувство истины и справедливости, та же удаль, широта души:

Как у нас - то было на тихом Дону,
в славном Городе Черкасском
Породился удалой доброй молодец,
По имени Степан Разин Тимофеевич.

Та же, наконец, причастность к чудесам и волшебству. И это неудивительно, так как художественное творчество народа всегда имело целью создание типического, обобщённого образа, выражающего народный идеал. Но в них запечатлены и основные черты характера и личности Разина, дана оценка характера, возглавленного им народного движения. В песнях слышится искренняя вера народа в неуязвимость, бессмертие своего заступника:

Когда был Стенька Разин в неволюшке;
Вскричал-то он, возопил громким голосом:
«Ой вы, гой еси, мои друзья, братцы, товарищи,
Не покиньте меня во неволе добра молодца,
Уж пригожусь-то я вам, братцы, на время,
Заменю-то я вам смерть животом,
Животом моим, да вольною волею».

В некоторых песнях упоминаются места нахождения Степана Разина:

Что повыше было города Царицына,
Что пониже было города Саратова,
Протекала, пролегала мать Камышенка-река.

Но все эти песни о Разине, дошедшие до наших времён, говорят только об одном, что он не умер, что он жив в народной Донской песне. Из поколения в поколение передавались эти песни, чтобы донести до нас и возродить в наших сердцах истинную любовь наших предков- очевидцев к народному заступнику, хотя и разбойнику, Степану Разину.

По масштабам художественного обобщения, по широте и многообразию связей с эпической традицией этот фольклор может быть назван эпосом, разинским эпосом.

Конечно же, Степан Разин был одним из любимейших народных героев, но не единственным. Ведь ещё не надо забывать и о Ермаке - казачьем атамане, человеке сильном, смелом и умном. Предание повествует, что во время осады Казани донской казак Ермак Тимофеевич, переодевшись в татарина, проник в Казань, осмотрел крепость, и, возвратившись, указал места, более выгодные для взрыва крепостных стен

Большинство песен о Ермаке посвящены тому, как, где и когда выбирали Ермака атаманом:

Ой, да как на речке тому было ба
Ой, да на речке Камышинке.
Они люди вольные
Казаки они все армейские
Душу душами,
Кому из нас атаманом быт?
Ой, да Тимофееву
Ой, да не глупой казак.

Скорее всего эти песни рассказывают о том, как готовились казаки к разгрому Ногайской орды.

Песни о Ермаке Тимофеевиче в XVII веке были особо распространены в казачьих хуторах. Основная черта исторической песни - упоминание о реальных событиях и личностях. Основой их сюжета служат не отдельные события, а типическая ситуация. Так к примеру с 5-го на 6-е августа 1584 года погиб в отчаянной схватке с татарами Ермак (Приложение № 1).

В ту же ночь было написано стихотворение:

Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молния блистала;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко слави страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой...

[«Казаки» Б.А. Амиазова 1999г.]

Есть так же еще несколько песен посвященных Краснощекову. Вероятно, эти песни были сложены во время Шведской войны. Песни эти повествуют о злом предательстве Краснощекова Петром Лесиным. А ведь предательство в казачьих кругах презиралось. И, наверное, оно было столь страшным, что о нем была написана не одна песня:

Да про батюшку Краснощекова –
Отчего лютая смерть случилася
Случилася лиха смертушка
От изменщика Петра Лесина.
Да на батюшку Краснощекова,
Подослал шведа - неприятеля.

Но, не смотря на все испытания, которые ему готовили Левенгаупт - шведский воевода, Краснощекое не пророним ни слова. И была великая печаль и горе в войсках Донских, в войсках Царя Белого «без верного служителя государева» без Ивана Матвеевича Краснощекова. Но память о нем будет всегда жить в Донских песнях.

Существуют песни об атамане Платове, о безмерном мужестве донских казаков, об их любви не только к государю, но и к Родине:

На две тучушке, ни две грозныя вместе сыходилися
Как французская российскую очень призабидела
Не успел бы наш Александр-царь слово молвити,
Сы правой руки, сы сторонушки бегут полки донские;
Наперед у них выбегает Платонов - генералушка.

Цикл песен о русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. представлен многосмысленными песнями о Якове Петровиче Бакланове. В основе одной из них - неудачный штурм русскими и казачьими войсками турецкой крепости Каре, предпринятый Н. Н. Муравьевым, которому принадлежала выдающаяся роль в осуществлении штурма и блокады Карса, командовал в это время и регулярной конницей:

Приказал Бакланов палатки снимать
Верно нам, ребята, в поход вступать.
В поход недалеко, под город Каре.
В городе Карее ни пыль, ни курса.
Верно гренадеры с турками сразились.
Линейные казаки по флангам стоят
Шашками блистают, подраться хотят.
Мы пробили стену, пошли на «ура».
Били, рубили, крепко ранили.
Назад возвращались - слезно плакали
Наши друзья, братья ранены лежат
Руки, ноги нуету, смерти хотят.

«Донские казачьи песни... - писал В. Г. Белинский, - более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».

«Царствование Петрово можно назвать границею создания настоящих народных исторических песен, которые после Петра продолжали возникать только среди донского казачества»,- свидетельствует П. В. Киреевский. Историчность донской народной песниследует, по нашему мнению, понимать широко. Она не только в правдивом описании значительных событий как узлов истории, но и в картинах жизни обыденной. И, может быть, здесь она весомей и ценней, потому что рассказывает о нравах и правилах жизни, о культуре и обиходе народа, о тех нравственных законах, по которым слагается человеческая жизнь. Эти правила чисты и прекрасны: верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, правдивость, смелость - вот что извечно воспевал русский народ. Зависть и корысть, трусость, лень, ложь - вот что судил высшей мерою. Казачьим песням, как и Тихому Дону, конца нет.

Глава II. Жанры казачьих песен.

Песня родится там, где много солнца. Где по склонам гор, или по крутому нагорному берегу реки растут виноградные сады. Где осенью давят вино. Где не смолкают веселые хороводы. Где нарядны и красивы девушки. Жарки их поцелуи. Смела их поступь. Там хмель вина и любви хмель. Там задорная и музыкальная песня тянет к лихим пляскам. Еще родится песня там, где сурова и долга зима. Люты степные бураны и пурги. Долги темные, зимние ночи, - где сердце жалуется на тяжелую борьбу с природой.

Запевает песню человек от лютой тоски расставанья с родными, близкими и милыми; от скучной жизни в чужой, дальней стороне от невозможности иначе, как песней, — стонами тоскующей души, — перекинуться мыслью с теми, кто где-то дома так же тоскует по тебе. Радостный хмель подвига и военной победы родит лихую песню героев.

Так, пять веков тому назад, родилась казачья песня. Разная и по- разному звучит она в разных войсках. Как и где жили, как и где служили — так и песню сложили казаки.

Их много песен казачьих. В большие, толстые книги собраны они. Несколько тысяч. В этих песнях горела казачья душа. В них вспоминал казак свое прошлое. Воспевал героев. Вспоминал о милой, в них любил и под них плясал, как плясал у себя дома.

ПЕТР КРАСНОВ.
Казак Каргинской станицы Всевеликого Войска Донского

Казак рождается воином, каждый здоровый мужчина проходит военную службу в специальных частях. Казачество стало военным сословием. Поэтому в песенном творчестве нашего края центральное место занимают «служивые песни», вместившие в себя и тоску по родной стороне, и военную удаль, и трагические раздумья о смерти. Вот, уезжая на долгую военную службу, казак прощается с отчим краем: (Приложение 2)

Прощай, любезная станица
Прощайте, добрые друзья,
Прощай, душа красна девица
И ты, родная сторона.
Я сяду на коня гнедого,
Слезами грудь я оболью,
Бог знает, когда ворочуся,
Когда назад я прилечу!
Теперь зашла за мною служба,
Пойду я, знаю, в дальний край.
Оставлю тут любовь и дружбу -
Затмится мой прекрасный рай!

На проводах служивого гремели казаки под камышовой крышей Гаврилиного дома старинной казачьей песней:

«А мы бьем, не портим боевой порядок.
Слушаем один да приказ.
И, что нам прикажут отцы- командиры,
Мы туда идем-рубим, колем, бьем!»

Эту старинную песню мы находим у Шолохова в «Донских рассказах».

А строевая песня «Маневры» задорна и весела. Складывалась она, видимо, в конце XIX века, когда казаки чаще всего проходили военную службу в Польше. Отсюда упоминание реки Вислы:

В девяносто первом годе Маневры начались.
Там шли донцы в походе,
Чтоб Вислу переплыть.
Ура! Ура! Ура! Донцы песни поют
Через речку Вислу
На кониках плывут.

Годы службы на чужой стороне полны тоски по родине и близким, тема эта проходит через многие служивские песни: с птицами и ветром передают их герои приветы родимой станице и семьям, часто мысленно переносятся в привольную степь.

Так летай, мой сокол, всех быстрей и краше,
Ты за Дон, за Родину отличись в бою.
Пусть тебе, мой сокол, на прощанье наше
Ветер вслед уносит песенку мою.

Даже перед смертью казак просит посадить на могиле куст калины с родной стороны:

Казак умирал, и просил, и молил
Насыпать землицы курган в головах,
На том на кургане калинка б родная
Росла б, красовалась в лазуревых цветах
На том на кургане в далекой стороне,
Когда на Дону разольется весна,
Быть может, родная, залетная пташка
Порой прощебечет про жизнь казака.

Не мало и таких служивых песен, в которых казачество, как бы позабыв о блеске ножей и шашек, задумывается о жизни обыденной: с родным домом, рядом с любушкой, детушками, отцом и матерью.

А первая пуля в лоб меня целует,
А вторая пуля да поранила коня.
Жинка погорюет, выйдет за другого,
Выйдет за другого, позабудет про меня.

В таких песнях казачье сердце, чуть ли не всю жизнь заслоняющее собою Россию и ничем не защищенное от вражеских пуль, плачет...

О преждевременной смерти на поле брани сложено много песен - ведь казачья служба часто приходилась на военное время. Песни так и называются «Убитый казак и его конь», «Казак горюет над убитым братом» и т.д. Вот так звучит отрывок из казачьего варианта знаменитой народной песни «Черный ворон»:

Ой да, полети, черный ворон,
На батюшку Тихий Дон
Ой да, понеси ты, черный ворон
Отцу-матери поклон.
Ой да, молодой моей жаненке
Да сы малыми детьми.
Ох и, да скажи ты, черный ворон,
Что жанился на другой, -
На пулющке свинцовой
Сваткой была востра шашка
Сватом был востер кинжал.

Казак не мыслил свою жизнь - и трудовую, и воинскую - без коня. Поэтому столько песен сложено о коне - верном друге, который выручит в беде, который принесет в родной курень горестную весть о смерти своего хозяина в бою, который выступит советчиком в трудную минуту. В одной из песен отец, провожая сына на службу и подводя ему коня, дает следующий наказ:

Коня даю тебе лихого
Он верный друг был у меня,
От твоего отца родного
Носил в огонь и из огня
Конь боевой всего дороже,
И ты сынок, им дорожи
И лучше сам ты ешь похуже,
Коня же в холе содержи!

С исключительной любовью распевали казаки походные песни.

Как по этой по степи
Слышно движутся полки.
А впереди а и казаков
Едут командиры.
Они едут на конях,
Сабли востры на плечах,
А наганы у них на мундирах,
Знать они стальные.

В песнях встают и картины родной природы. Как полноправное действующее лицо выступает в них река - Тихий Дон, как олицетворение отчизны. Это не просто река, а Дон-батюшка, Дон- кормилец, Дон Иванович.

Как бывало ты все быстер бежишь,
Ты быстер бежишь все чистехунек,
А теперь ты, кормилец, все мутен течешь,
Помутился ты, Дон, сверху донизу!
«Уж как-то мне все мутну не быть:
Распустил я своих ясных соколов,
Ясных соколов, донских казаков!
Размываются без них мои круты бережки
Высыпаются без них косы желтым песком!»

Кроме исторических и служивых бытуют в казачьем фольклоре любовные, шуточные, плясовые («частые») песни.

Песни о любви составляют наиболее значительную часть русских лирических песен. Тема любви неисчерпаема, как неисчерпаемы человеческая жизнь и многообразие человеческих судеб. У каждого человека свое представление о счастье, каждый по-своему страдает и радуется, мечтает и надеется.

Подъезжай, конь, к воротам, топни копытами,
Чтобы вышла милая с черными бровями.

Светлые, искренние чувства первой любви, романтика тайных свиданий, случайно сказанные слова, размолвки, расставание, длительные разлуки - все может быть причиной переживаний и страданий, все может стать предметом любовной песни.

Как за Доном за рекой,
Под зеленым дубом,
Расставалася казачка
С хлопцем черночубым.

Можно выделить отдельно семейные песни. Песен о счастливой семейной жизни как будто нет, и то же время нет оснований думать, что счастливых семей не было. Но счастье бывало недолгим. Его разрушали те же силы, которые поражали семейные драмы и непримиримо враждебные отношения между родителями мужа и невестками. Сотая, тысячная доля той культуры, что окружала казаков в станицах, дошедшая до нас, потрясает. Каждый казак знал несколько тысяч песен. Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, даже неочень крупных, событиях казачьей жизни с точным указанием времени и места. Только казачья песня может начинаться словами:"В 1791г. роки пришел приказ вид нашей царицы с Петербурга города".

Основная обязанность казака защищать Отечество, поэтому огромное количество песен было посвящено военно-исторической теме. Главные действующие лица этих песен казаки, наделенные самыми привлекательными чертами: героизмом, храбростью, благородством. Песня подчеркивает в казаке постоянную собранность, готовность к смертельной схватке с врагом. Ухарство, любовь к опасности, презрение к самой смерти создают типичный образ для боевой казачьей песни:

Мы к Балканам подходим –
Нам сказали: высоки,
Три часа их проходили
И сказали: пустяки.
Гремят слова трубой
Мы дрались турок, с тобой,
По горам твоим Балканским
Разливалась молва о нас.

Много казаков погибло в битвах в горах Кавказа, казаки умирали, окруженные воронами да хищными орлами, именно тогда и родилась печальная песня:

Черный ворон, что ты въешься
Над моею головой,
Ты добычи не дождешься,
Чёрный ворон, я не твой,
Ты лети-ка, чёрный ворон,
К нам на славный Тихий Дон,
Отнеси-ка, чёрный ворон,
Отцу, матери поклон.
И Женечке молодой,
Ты скажи ей, чёрный ворон,
Что женился на другой,
На пулечке свинцовой
Наша свашка была шашка,
Штык булатный был дружком,
А венчался я на поле
Под ракитовым кустом.

Немало горя и страданий приносила в семью многолетняя солдатская служба.

Скакал казак через долину,
Через Маньчжурские края.
Скакал он, всадник одинокий,
Кольцо блестело на руке.

Особую группу составляют песни, пение которых связано было с изображением определенных действий. Это песни игровые и хороводные.

Молодая-молода недогадливая,
Молодая-молода недогадливая,
Бабеночка игралива, разговорчивая,
Бабеночка игралива, разговорчивая.

Эта песня являлась Донской казачьей плясовой.

Нельзя не сказать и о так называемых обрядовых песнях. Ни одна свадьба, ни одни проводы, ни один обряд не обходился без огромного количества песен, специально подходящих к данному событию.

Только на свадьбе пелось до тысячи песен, и, удивительное для современного человека, их пели все и стар, и млад.

Казаки! Вот они, наш соколик с голубицею.
Родительскому сердцу - отрада, а Дону - награда.

Без песни просто невозможно было представить какой-нибудь казачий обряд.

Казачьи песни никогда не врут. Мы посетили несколько деревень Урюпинского района: хутор Бесплемяновский, Деминский, Фирсовский, поговорили со старейшими жителями. Они рассказали нам о том, как жили казаки, об их нравах и обычаях, какие песни и при каких обстоятельствах «играли». Выяснилось, что в станицах Урюпинского района казаки тоже слагали фольклорные произведения. При разговоре, две старушки упомянули фразу: «Заведут бесконечную до самого утра, - косушка цела, а допьяна наиграются», что растолковывали, как «ни водка, ни пьянство привлекают казаков, а возможность «собраться» вместе и «играть песни именно допьяна, до утра».

Чаще всего песни пели за праздничным столом, на праздниках, свадьбах. Свадьбы у казаков чаще всего устраивались по окончании осенней уборки хлеба и зимой после святок, в рождественский мясоед. Свадьба на Красную Горку имела в виду усиление малолюдной семьи к началу весенних полевых работ. (Приложение № 3)

Обязательно в казачьей свадьбе «смотрины». Засылались сваты и обязательно пелась песня «Сваты мои, сваточки»:

Сваты мои, сваточки,
Любезнаи гостёчки!
А мы с вами сойдемси,
Горелочки напьемси,
Горелочки - водочки
По самаи глоточки.
У старого старика
Была дочки хороща –
Катяринушка душа,
Катяриночка душа,
Черноброва, пригожа.
По крыльчику ходила
Черным глазом водила,
Черным глазом водила,
К себе дружка манила.
Я моню, моню, моню, да,
Ей щеблетки куплю:
Ону пару новую,
Другую козловатую,
Четвёртаю, пятаю,
Катеньку богатую.
Про нас с тобой Катенька,
Лежит худа славушка,
Худа славушка пройдет, -
Никто замуж не возьмет!

Свадьба казачья отличалась богатыми столами, но пир обязательно сопровождалась обрядовыми песнями. Так, например, обязательная казачья песня во время свадьбы:

Ух, вы, зори мои, зори,
Утренние, да вечерние!
Чаму рано занимался,
Низехунькя опущалися.
Там ходила наша Настюшка,
Там гуляла Васильевна,
А за нею идет Вавнюшка,
За ней идет свят Стефанович,
Наперед забегая.

Свадьба идет, а песни льются плавно и свободно
Даже гостей провожали песней:

Были гости дороше –
Казачоньки молодые:
Они пели, гуляли,
Шары - бары выбывали,
Урядничка обучали:
«ты рассукин сын урядник,
Не ходи ты мимо саду,
Не ходи ты мимо саду,
Не топчи мою рассаду!...»

Таким образом, проанализировав содержание различных песен, можно сделать вывод, что песня охватила все стороны казачьей жизни, была любима и необходима для широкой казачьей души. Потому и столько жанров, направлений песни, ведь в любом деле, в каждом важном событии помогала, выручала, радовала душу песня.

Глава III. Казачьи песни Хопёрского края.
Отражение природных объектов и явлений в песнях нашего края.

Жизнь человеческого общества удивительно похожа на жизнь обыкновенного человека. Как и человек, современная цивилизация имеет свое прошлое, настоящее и будущее, которые связаны в единую, неразрывную цепь. Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Именно поэтому испокон веков так тщательно и кропотливо пытаются изучать жизнь своих предков современники, собирая буквально по крупицам фрагменты исторической мозаики, которые сохранило для нас безжалостное время. Для воссоздания исторической панорамы прошлых лет нет ничего ненужного или незначительного. Каждая, казалось бы, несущественная деталь, извлеченная из-под толщи минувших лет и рассказывающая о жизни, быте, нравах, верованиях и культуре наших предшественников, способна пролить свет на новые, пока еще недостаточно изученные страницы жизни наших предков.

Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения, о природных объектах и явлениях на наш взгляд, является песня. Песня – это обличенное в поэтическую форму представление человека об окружающем мире. В песне люди не просто рассказывают о тех событиях, которые происходили в их жизни или свидетелями которых они стали, но и дают этим событиям собственную оценку через повествования о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях. Создавая свои песни, наши предки заложили в них столько полезной информации о своей жизни, что трудно переоценить вклад этого вида искусства в развитие истории как науки. Красивы, раздольны и правдивы казачьи песни, как в зеркале отразили они все

грани жизни Донского казачества. Не случайно М.А. Шолохов использовал их в своем романе «Тихий Дон» свыше 40 народных казачьих песен, и звучат они на страницах книги нашего великого земляка.

Моют вербы золотые косы,
Спит река прозрачная до дна.
Далеко с высокого откоса
Шолохова родина видна.
Облака, подкрашенные синью,
Проплывают низко над водой.
Может быть, не раз сюда Аксинья
Приходила со своей бедой.
Может быть не раз её Григорий
Ожидал на этом берегу.
Может вербы, что на косогоре
Тайну их свиданий берегут…

(Современная народная казачья песня «Моют вербы»)

Всего несколько строк, а как емко и красочно описана чудная красота природы Хопёрского края. Тихая, спокойная прозрачность реки, свисающие к самой воде ветви верб, «подкрашенные синью» облака… Тишина и спокойствие царят кругом. А на фоне этой мирной картины образы мужчины и женщины – казака и казачки с их великой любовью и сложной судьбой. А судьба донского казачества и в самом деле была не из легких. Обряды, связанные с временами года, крестьянским трудом, культом урожая, передается от старых к молодым, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразился уклад жизни народа, его души доброта, щедрость, любовь к земле-кормилице.

В неразделённости чувств и переживаний казака с окружающим его миром природы, рождает особенные поэтические образы, такие, как прямое обращение к явлениям этого мира и становятся исходной точкой эмоционального переживания: «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Не шуми ты, мати - зелёная дубравушка», «Ой, ты, степь широкая». И, что особенно важно, – поэтическое олицетворение, порождённое этой неразделённостью душевного мира героя с миром природы, сформировало самобытную поэтическую символику: образы ясного сокола, горькой калины, кукушечки, белой лебёдушки, молодой рябинушки – из чего создаётся неповторимая нравственная и эстетическая атмосфера казачьих песен, вобравшая в себя наиболее устойчивые черты национального характера. В каждой казачьей песне живёт душа того человека или тех людей, которые сложили её. И чтобы раскрыть в полной мере песню, надо сродниться своей душой с душой, живущей в песне. Если душа не поёт, если нет искренности и доброты, протяжную казачью песню не споёшь, не каждого песня к себе допустит. В. Г. Белинский, родившийся на Чембаре, верхнем притоке Хопра в Пензенской области, высоко ценил хопровские народные песни, отмечал вних верную передачу исторических фактов и тех событий, в которых казаки принимали непосредственное участие.

В ходе работы над темой, встречаясь с интереснейшими людьми, записывая предания, легенды, рассказы об историческом прошлом, мы видели искренность и неподдельный интерес к казачьему творчеству. Моё исследование не было бы законченным, если бы я не побеседовала с руководителем детского образцового фольклорного ансамбля песни и пляски «Казачок» Маркиной Надеждой Петровной (Приложение №4). Благодаря творческому поиску педагога, его кропотливому труду создан единственный в городе детский фольклорный образцовый ансамбль песни и пляски «Казачок», который занимается изучением фольклорного наследия нашего края и является гордостью МБОУ ДОД «Центр детского творчества» городского округа г. Урюпинск. Большое внимание Маркина Надежда Петровна уделяет подбору репертуара. В репертуаре ансамбля песенный и танцевальный фольклор нашего края. Из беседы с Надеждой Петровной выяснилось, что Прихоперье богато не только воинским прошлым казачества, но и традиционной песенной культурой. Наиболее популярны у хопёрских казаков были песни. Их пели на свадьбе, на встречах и проводах и просто собирались, чтобы поиграть песни до утра. Слагая песни, вкладывая в них душу, любовно хранили и передавали их из рода в род. «Казаки поют, как поэты, отдавая песне все искорки лучших чувств человека». Так описывал казачье пение в одном из своих очерков 20-х годов писатель-драматург Н. Ф. Погодин [Н. Ф. Погодин Искать, мыслить, открывать.,М.,1966].

Из беседы с Надеждой Петровной я узнала, что, для казачьей песни характерно слияние песни и танца, песни и игрового действия. Недаром казаки говорят не «петь песню», а «играть песню». И играют их по-разному, никогда одинаково не поется одна и та же песня. Воспитанники ансамбля «Казачок» владеют манерой исполнения казачьей песни, вокально-хоровыми навыками исполнения. Мастерство коллектива растёт, расширяется география концертных выступлений. В 2005 году ансамбль «Казачок» - участник фестиваля в городе Фридек - Мистек в Чехии, Лауреат областного смотра-конкурса детских фольклорных коллективов «Феникс». В 2007 году ансамбль «Казачок» награждён дипломом 1 степени за активное участие в Рождественском бале Московского казачьего кадетского корпуса им. М.АШолохова. В 2008 году Маркиной Надежде Петровне вручена Благодарность Войскового атамана войска донского за активное участие в возрождении и сохранении казачьей культуры (Приложение №5). Надежда Петровна распространяет свой опыт путём творческого общения с коллективами города и области. Тесный контакт налажен с такими самобытными ансамблями, как «Верея» и «Горница» Алексеевского района, «Лазоревый цветок» и «Казачья воля» города Волгограда. Подобное общение помогает пополнять репертуар ансамбля «Казачок», в котором уже насчитывается более пятидесяти казачьих народных и авторских песен.

Заключение.

В ходе исследования по данной теме, мы изучили различную литературу. Это и сборники казачьих песен, и книги об истории нашего края, и художественные произведения о казачьем быте и культуре. Но столкнулись с такой проблемой - в библиотеках нашего города очень мало литературы по данной теме, хотя потребность в таких книгах есть.

При изучении песенного творчества казаков мы выделили несколько направлений песенных жанров. Получилась такая квалификация казачьих песен:

I.    Исторические

  1.  былины
  2. «разбойничьи» 
  3. бытовые исторические

II.    Служивые

  1. строевые
  2. походные 
  3. о коне 
  4. о Тихом Доне

III.    Обрядовые

  1. любовно-лирические
  2. семейные
  3. игровые
  4. хороводные, плясовые 
  5. шуточные.

Таким образом, можно отметить, что песни использовались в различных жизненных ситуациях были на разную тематику. Мы сопоставили многообразие старинных песенных жанров с сегодняшним использованием их в обиходе. Провели небольшой социологический опрос людей старшего поколения и молодежи. Получили следующие результаты: говоря о жанрах песен, которые поются в наши дни, можно отметить, что песен исторических используется небольшая часть, как молодым, так и более старшим поколением. Но все- таки они не забыты. Это и «Как на грозный Терек», «Из-за острова на стрежень», «Ревела буря, дождь шумел», «Под над Доном сад зеленый».

Большую часть составляют песни служивые: например, «Скакал казак через долину», «Как за Доном, за рекой», «Летел ворон в сад зеленый», «Я на кончик пики повяжу платочек», «За лесом солнце восходило», «Как над яром, над ярочком», «Любо, братцы, любо». Молодому поколению, конечно, ближе всего песни любовно- лирической тематики: «По Дону гуляет казак молодой», «Ой, да не вечер», «Шумел камыш», «Как хотела меня мать».

Можно отметить, что люди старшего поколения еще помнят старинные казачьи песни, могут их спеть. Мы встретились с 84-й летней Евдокией Петровной Колотевой. Она спела старинные казачьи песни: «Как над яром, над ярочком, на крутом бережочке», «Когда отец был он пахарь», «Чудный месяц плывет, а он над рекою» (Приложение № 6).

Эти песни мало кто помнит, а все же Евдокия Петровна знала их хорошо, исполняла легко, на старинный распев. Было поразительно слушать песни, которые исполнялись 100 или 200 лет назад.

Остальные опрошенные старшего поколения тоже могли спеть песни, но уже ни таким старинным напевом. То есть казачий распев постепенно уходит в прошлое. Это, конечно, очень печально. Молодежь совсем не слышит, как раньше «играли песни». А ведь это наша история, наши исконные традиции! Отрадно отметить, что опрошенные молодые люди тоже знают старинные песни: «Черный ворон», «Как на грозный Терек», «За лесом солнце воссияло».

Песня живет, передается из поколения в поколение, затрагивает самые глубины русской души. Но, конечно, старинные песни с течением времени частично трансформируются, сокращается текст песен в современных версиях, а так же формируются новые песенные образцы. Делом жизни и чести для современных казаков стало возрождение и приумножение святых казачьих традиций. Народный казачий ансамбль «Хопер», которому в 1968 году было присвоено звание народный, сплотил вокруг себя истинных хранителей народного искусства казачьей песни и танца (Приложение № 7). В городе Урюпинске фольклорная тема увлекла многих творческих людей, поэтому были созданы народные казачьи коллективы – «Хоперские рассветы» (Приложение № 8), «Атаман» (Приложение № 9), которые поистине являются украшением городских праздников и гуляний. Певицей и хранительницей русского и казачьего фольклора является Н.А. Резчикова – главный хормейстер МКУ «Центр культуры и методической клубной работы» города Урюпинска. Наталья Анатольевна выпустила сборник детских песен и игр «Люлешки» и является соавтором книги «Поет и танцует Хопер». Сейчас готовит к изданию брошюру «Песни Хоперских казаков».

Казачья песня сложилась как жанр устного народного творчества несколько веков назад, сегодняшнему читателю она может показаться сложной для восприятия. Своеобразная лексика, строгие законы образного строя, непривычная для нас ритмическая организация стиха - все это и мешает проникнуть в глубины содержания, неповторимую поэтичность казачьих исторических песен. Время отделило их от нас, сделало чем-то вроде памятника архитектуры старых времен. Но потребность же в них остается. Казачьи народные песни пелись и поются. Песня является неотъемлемой частью казачества, его традиций, устоев. Она - свидетельство высокой культуры наших предков. Вникая в песни, можно увидеть всю историю глазами очевидцев. Радуясь и печалясь о делах нынешних, народная песня несет дню завтрашнему правдивый рассказ о былом. Потому и нынче поют о Стеньке Разине, любимом герое казачьей народной песни, о Пугачеве, об Игнатушке Некрасове.

Казачьи песни актуальны и сегодня, без песни нельзя понять внутренний мир казака, который поет, радуется, плачет, гневается, скорбит. Песня - это как душа казака. Через песни можно многое понять, узнать о жизни казака, военных подвигах, радостях и горестях; в них выражается все многообразие эмоционального состояния человека.

Сейчас много делается для сохранения и развития казачьей культуры. Во многих казачьих областях создают различные кружки по изучению казачьей культуры, выпускаются газеты, создаются казачьи корпуса, проводят фольклорные праздники и фестивали, восстанавливаются культурно - бытовые традиции и обычаи казаков. К казачьей культуре приобщается подрастающее поколение. Казачье сообщество стало мощной общественной силой в стране.

Таким образом, песни поются, передаются из поколения в поколение, но все же нужно больше внимания уделять казачьей песне. Ведь в старину петь учили, а сейчас многие старинные песенные образцы забываются и уходят безвозвратно из повседневного обихода. Этого нельзя допускать, надо сохранить старинную казачью песню для грядущих поколений. Ввиду этого, мы хотели бы предложить создать сборник казачьих песен нашего края, которые поются и пелись и еще не забыты, выпустить его большим тиражом, для того чтобы тексты песен стали доступны широкому читателю. Ведь сейчас купить сборник казачьих песен практически невозможно. Потребность же в них есть. Казачья песня — один из ценнейших элементов русской национальной культуры, а хопёрские казаки и казачки, сумевшие сберечь ее, тем самым внесли свой вклад в сохранение богатства культуры нашей страны. Жить и жить ей не только в памяти народной, но и в непосредственном, живом исполнении. Ведь с незапамятных времен, от поколения к поколению передавались песни.

Список литературы:

  1. «Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков ХVII –XXвеке». Ростов –на-Дону Батайск. Галина Астапенко. 2002
  2. Гордеев А.А. История казаков. Золотая орда и зарождение казачества. – М., 1992.
  3. «Донские казаки». Волгоград-станица-2. Иван Кандауров.2003
  4. «История родного края». Нижне -Волжское книжное издательство., Волгоград.. С.И. Рябов 1988
  5. «Казаки». Санкт -Петербург., золотой век.. Диамант., Б.А. Амизова. 1999
  6. «Песни донских казаков».,/ Б.П. Екимов., Волгоград, 1988
  7. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору., - М., 1972
  8. Степан Разин. Народные песни.- Куйбышев, 1972.
  9. Тимофеев П.Т. Хопёр: история, быт, культура.- Калининград, 1998.
  10. «Песни Донских казаков». А.М. Листопадов., Музгиз 1953
  11. Шолохов М.А. Донские рассказы.- М., 1977.

Приложение № 5.

Творческие достижения детского фольклорного образцового ансамбля песни и пляски «Казачок» муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества» городского округа г. Урюпинск

 Мероприятие

 Результат

Областной смотр-конкурс «Феникс», г. Волгоград - 2005 г.

 Диплом лауреата

 Звание «Образцовый» детский коллектив, г. Москва – 2005 г.

 Свидетельство

 Фестиваль детского творчества «Звёздная юность планеты»,
г.Урюпинск - 2006 г.

 Почётная грамота лауреата

 Фестиваль-конкурс «Созвездие», Урюпинск - 2007 г.

 Грамота

Рождественский бал в Московском казачьем кадетском корпусе им. Шолохова,
Москва - 2007 г.

 Диплом I степени

Фестиваль-конкурс детского творчества «Радуга талантов», Урюпинск - 2008 г.

 Диплом I степени

Смотр-конкурс детских фольклорных коллективов «Детские фантазии»,
г. Волгоград – 2008 г.

 Диплом II степени

 

Приложение № 6

1. Исторические казачьи песни:

Из-за острова на стрежень.

Из-за острова на стрежень, на простор речной волны,
Выплывают расписные острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин, обнявшись, сидит с княжной, -
Свадьбу новую справляет он, веселый и хмельной.
А она, закрывши очи, ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные атамановы слова.
Позади их слышен ропот: - Нас на бабу променял!
Только ночь с ней провожжался - сам на утро бабой стал!
Этот ропот и насмешки слышит грозный атаман,
И он мощною рукою обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися - надвигается гроза,
Алой кровью налилися атамановы глаза.
-Ничего не пожалею, буйну голову отдам,
Раздается голос властный по окрестным берегам.
Волга, Волга, мать родная, Волга, русская река,
Не видала ты подарка от донского казака!
Чтобы не было раздора между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная, на красавицу, возьми!
Мощным взмахом поднимает он красавицу-княжну
И за борт ее бросает в набежавшую волну.
-Что ж вы, братцы, приуныли? Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую на помин ее души!

 

2. Служивые казачьи песни:

Любо, братцы, любо...

Как на быстрый Терек, на широкий берег
Вывели казаки сорок тысяч лошадей,
И покрылся берег, и покрылся берег
Сотнями порубленных, пострелянных людей.
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходится тужить!
Атаман наш знает, кого выбирает,
«Эскадрон по коням», да забыли про меня.
Им досталась воля и казачья доля,
Мне досталась черная холодная земля.
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходится тужить!
А первая пуля в лоб меня целует
А вторая пуля да поранила коня.
Жинка погорюет,
Выйдет за другого,
Выйдет за другого,
Позабудет про меня.
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить,
С нашим атаманом не приходится тужить!
Жалко только волюшку во широком поле,
Жалко мать – старушку да буланого коня.
Во широком поле станет черный ворон,
Станет ворон очи соколиные клевать.

За лесом солнце воссияло:

За лесом Солнце воссияло,
Там черный ворон пролетал.
Прошли часы мои минуты,
Когда с ребятами гулял.
Бывало окончу я работу,
Спешу на улицу гулять,
Теперь мне служба предстояла.
Спешу я коника седлать...

(Записана с исполнения Е. П. Колотевой, 84 года).

 

3. Обрядовые казачьи песни:

Снаряжали девушку под венец

Летушко: подходило летушко под конец,
Снаряжали девушку под венец.
Плакала лебедушка все по светлым дням.
Плакала подруженька по своим косам.
На нашу гоголку надели наколку.
Косу распустили – в джутик закрутили.
Милые подружки, возьмите подушки,
Возмите оттель и мою постель.
Подходило летушко под конец.
Снарядили девушку под венец.

Как над яром, над ярочком...

Как над яром, над ярочком на крутом бережочке,
Эх, там стояло три садочка и ой, три садика, три зеленах,
Как во первом во садочке ласточка стрепетала,
Эй, во втором во зеленом кукушечка куковала.
Как во третьем во садочке, эх шлях дорога пролежала.
Ой,как по этой, по дорожке, эй, мать сыночка провожала.
«Эй, ты скажи-то мой сыночек, скажи ясный соколочек
Ты скажи а ты повернея,ой, кого из трех,ох,жальчея».
«Тёщю жалко о привету, а женёнку по совету,
Ой, а тебя родимая мама, ой из трёх всех жальчея.
Ой, ты носила, ты скорбела, а родила, ой умирала,
Ой, полтора ты годочка у зыбочки стояла.
Ты от ветра, ты от бури платочком закрывала.
Ох, а и теперь моя мама от службицы не укроешь».

(Записана с исполнения Колотевой Е. П., 84 года).