Туристический маршрут "Новониколаевская земля православная"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

                                                                                                

Туристический маршрут
«Новониколаевская земля православная»

 

 

 

 

 

Авторы: Бочарова А, Левченко В, Цепляева А, Юкина А.

Руководитель: Качегина М.Н. учитель истории.

 

р.п Новониколаевский 2014г.

 

 

Введение

Проблема исследования:

В нашей стране традиционно духовно-нравственное становление человека происходило на основе православной культуры. Доброта, милосердие, трудолюбие, сострадание, благочестие, уважение к другим людям формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры. Более того, православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты имеют немалые возможности для противостояния духовной коррозии, поразившей наше общество.

Уникальный социальный проект туристический маршрут «Новониколаевская земля, православная», направленный на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Реализация проекта будет способствовать решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения, создании здоровой альтернативы асоциальным явлениям. Ребята повысят уровень знаний о православной культуре родного края, осознают неповторимость своей родной земли, её истории.

Разработка данного проекта обусловлена стремлением к повышению интереса к истории и культуре родного района. Отсутствие экскурсионных маршрутов в настоящее время. Вызвать интерес детей и взрослых к истории малой родины через организацию экскурсионных маршрутов к историческим памятникам родного края. Подготовить учащихся-экскурсоводов и разработать экскурсии по объектам маршрута. Создать постоянно действующий ресурс в сети Интернет «Виртуальные маршруты по Новониколаевскому району».

Цель исследования:

  • Разработать проект туристического маршрута по православным местам Новониколаевского района.
  • Изучить историю и культуру родного края, его духовно- нравственных традиций, чтобы лучше узнать его историю родного края.
  • Сформировать у обучающихся представления о ценностях культурно-исторического наследия малой родины.
  • Сохранить культурное наследие малой родины через популяризацию духовных святынь родного края.

Тема исследования:

Туристический маршрут "Новониколаевская земля православная"

Объект исследования:

Православные памятники на территории Новониколаевского района.

Протяженность маршрута составляет 25 км, начало маршрута. Маршрут начинается с посещения храма Архангела Михаила (х. Алексиковский) точка №1, затем автобусное передвижение до МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» «Зал Отечественной культуры» (рп.Новониколаевский) точка №2, автобусное передвижения до Воскресной школы (рп. Новониколаевский) точка №3, пешеходное передвижение (200 м) до храма Серафима Саровского, часовня Александра Невского (рп. Новониколаевский), точка №4, автобусное передвижение до храма Святого великомученика Георгия Победоносца (х. Двойновский) точка №5, автобусное передвижение до церкви Святой Троицы (х. Дуплятский) точка №6.

Предмет исследования:

Данный маршрут доступен для каждого. Маршрут однодневный 3 часа 20 минут, время прибывания в храмах 30 минут. Передвижения от начального до конечного пункта 40 минут.

Маршрут отличается новизной и оригинальностью, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни своих предков, а строительство храмов - символ возрождения православной России.

Протяженность маршрута составляет 25 км, начало маршрута. Маршрут начинается с посещения храма Архангела Михаила (х. Алексиковский) точка №1, затем автобусное передвижение до МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» «Зал Отечественной культуры» (рп.Новониколаевский) точка №2, автобусное передвижения до Воскресной школы (рп. Новониколаевский) точка №3, пешеходное передвижение (200 м) до храма Серафима Саровского, часовня Александра Невского (рп. Новониколаевский), точка №4, автобусное передвижение до храма Святого великомученика Георгия Победоносца (х. Двойновский) точка №5, автобусное передвижение до церкви Святой Троицы (х. Дуплятский) точка №6.

Гипотеза исследования:

Уникальный социальный проект туристический маршрут «Новониколаевская земля, православная», направленный на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Реализация проекта будет способствовать решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения, создании здоровой альтернативы асоциальным явлениям. Ребята повысят уровень знаний о православной культуре родного края, осознают неповторимость своей родной земли, её истории.

Данный создаваемый маршрут может быть использован в самодеятельном туризме. Использование различных форм пропаганды туристического маршрута по Новониколаевскому району. Выпуск газет, выступление агитбригады.

Маршрут отличается новизной и оригинальностью, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни своих предков, а строительство храмов – символ возрождения православной России.

Задачи исследования:

Способствовать формированию у учащихся социальной и гражданской зрелости, патриотических чувств. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.

  • Развивать интерес к истории своей малой родины;
  • Повышать уровень духовной культуры учащихся;
  • Изучить ресурсы познавательного туризма;
  • Разработать схему трассы маршрута и программу обслуживания на маршруте;
  • Охарактеризовать объекты показа. Выявить особенности объектов, их роль в общей культуре края.
  • Разработать технологическую документацию тура: технологическую карту туристского путешествия и информационный листок к туристской путевке.
  • Составить максимально удобный маршрут и подготовить экскурсоводов

Список и анализ источников:

  1. Из школьного архива МБОУ «Новониколаевская СОШ №1 им. А.Н. Левченко» Авторы: А. Ковригина, Д. Майстренко, И. Савченко, Н. Зенин, М.М. Зенина.
  2. Из школьного архива МКОУ «Дуплятская СОШ им. В.А. Кумскова» Автор: И.П. Немухина.
  3. Из школьного архива МКОУ «Двойновская СОШ» Авторы: У. Бунина, Е.М. Фарафонова, О.В. Гущина.
  4. Материалы из Новониколаевского краеведческого музея.
  5. Воспоминание очевидцев.

Анализ литературы:

По данной теме нет литературы. Мы работали только с источниками, т.е воспоминанииями и фото-архивами которые есть в наличии в музеи и в школах на территории которых когда то находились, а на территории некоторых и сейчс находятся храмы. Мы на собранном материале разработали маршрут, составили карту, и расчитали стоимость затрат.

Основная часть

Введение

Культурно – познавательный маршрут «Новониколаевская земля православная» – это работа, объединившая все школы Новониколаевского муниципального района.

Все они объединены большим интересом и любовью к истории родного края, к православной культуре, к христианским ценностям.

Мы открыли для себя очень много новых имён, событий, фактов. В своей работе мы всё делали с интересом и удовольствием, с внутренним убеждением необходимости, актуальности и желания постичь глубину православной культуры своего народа. Сбор материалов, беседы, встречи, интервью, творческие поездки, путешествия по святым местам приносили нам удовольствие и радость познания. Мы стали активными участниками современного исторического процесса, достойными преемниками духовно-нравственного наследия предшествующих поколений своего народа, односельчан, земляков.

Новониколаевская земля православная.

Храм Архангела Михаила

Новониколаевский район основан в 1870 году. До образования посёлка Новониколаевского на его территории были расположены пять озёр. Все изменилось со строительством железной дороги «Грязи - Царицын». К этому времени невдалеке от вокзала была лишь одна землянка рабочих железнодорожников. Вскоре с ближайших населённых пунктов сюда переселились зажиточные семьи. Когда хуторок вырос до 15 – 20 домов, атаман Михайловской станицы решил дать ему имя. По рассказам старожилов это было так: под церковный праздник св. Николая атаман решил назвать хутор Николаевский. Через некоторое время выяснилось, что в пределах станицы такой хутор уже есть, поэтому переименовал его в Новониколаевский.

На землях юрта станицы Михайловской к концу царствования Николая II только в Новониколаевском районе было построено 11 храмов. Старинный храм Архангела Михаила в хуторе Алексиковском был основан и освящён в 1887 году. Закрыт в 30-е годы и перестроен в школу, затем разрушен. Уцелел только фундамент.

Во время Великой Отечественной войны в Новониколаевском хуторе был устроен молебный дом. Опасность, нависшая над СССР, необходимость всенародного единения для победы над врагом, патриотическая позиция русской православной церкви и сбор денежных средств для помощи фронту побудили советское правительство к изменению религиозной политики. В стране начали открываться приходы, закрытые в 30-е г.г., оставшиеся в живых священнослужители освобождались из лагерей и возобновляли служение в храмах. Постановлением правительства от 23 августа 1945 г. разрешалось производить колокольный церковный звон в городах и сёлах. Всё это свидетельствовало как об определённом росте религиозных настроений в народе, так и о признании государством заслуг Церкви в военные годы.

Хрущёвская оттепель стала очередным ударом по православию. В Новониколаевском районе до 1994 года не было ни одной православной церкви.

Михайло-Архангельский приход восстановлен и освящён в 1994 году. Большая заслуга в том принадлежит настоятелю храма – протоиерею о. Константину (Зелинскому). Храм возведён на прежнем месте, расписан заслуженным художником России, священнослужителем Стефаном Домусчи.

Сюда приходят молиться прихожане из Новониколаевского района и ближайших сёл.

В связи с решением Комиссии Русской Православной Церкви в октябре 1996 года – о прославлении Царственных мучеников семьи Романовых и причислении царской семьи Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных 20 августа 2000 года, развитие храмового строительства было активизировано.

Через личное участие представителей духовенства, местной администрации, жителей района ведётся работа по приобщению молодёжи к православной культуре.

На территории храмового Михайло-Архангельского комплекса в настоящее время сияют купола, возведены часовня, здание для паломников.

Две главы Храма Архангела Михаила символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа. Шлемовидная форма куполов обозначает духовную брань (борьбу), которую Святая Церковь ведёт с силами зла. Храм построен в форме корабля (ковчега) – самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведёт их к Царствию Божию.

Православный храм – образ Небесного града – внутри наполнен образами. Это иконы и настенная роспись, богослужебная утварь и книги, Евангелие и Крест. Церковные иконы Стефана Домусчи делают близким и зримым невидимый мир небожителей и помогают верующим молиться, устанавливая связь с теми, кто изображены на иконах: Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Александра Невского, Сергия Радонежского, Тихона Задонского, Серафима Саровского.

Художественный язык иконописи выражает духовную высоту, показывает мир очищенным и преображённым – таким, как его сотворил Господь. Православный храм немыслим без колокольного звона. В колокол звонят перед началом церковной службы, чтобы верующие люди, где бы они не находились, услышав церковный благовест, вспомнили о Боге и поспешили в храм. Колокольня церкви Архангела Михаила представляет собой наиболее распространённый тип колоколен 17 века. Классическая одноярусная восьмигранная шатровая колокольня входит в комплекс храма.

Часовня, здание для паломников, колодец, цветники являются неотъемлемой частью территории Михайло-Архангельского комплекса. Это первый храм, который был восстановлен в нашем районе после длительного периода государственного атеизма в ХХ веке, когда церкви безжалостно разрушались, но всегда в народе жила надежда на лучшую участь.

Богослужения в храме совершаются по воскресным и праздничным дням. Настоятель — протоиерей Константин Зелинский. Священник окормляет х. Зубриловский, х. Орлы, х. Грачи.

Надежда на лучшее связывалась, как правило, с духовным возрождением народа, любовью к Родине, к Святой Церкви, так как «без любви не идут человеку на пользу даже высшие духовные дары» (Святой ап. Павел).

Несмотря на трудные времена, подвижники православной веры в нашем регионе были всегда. В настоящее время обновляется православная жизнь, восстанавливаются святыни, строятся новые храмы. Всё это в целом возрождает духовную составляющую человека, облагораживает мир, в котором мы живём.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» Зал Отечественной культуры

Когда зарубежные гости приезжают в нашу страну, то их в первую очередь ведут туда, где запечатлена наша история и наша культура: архитектурные памятники, наши уникальные храмы.

В Муниципальном образовательном учреждении «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» есть зал Отечественной культуры, где в истории оживает наше Отечество. Окинув взором наш зал Отечественная культура перед вами оживает небольшая картинная галерея современных Российских художников. Большинство из этих картин написаны Павлом Рыженко – представитель «Классического русского реализма». Живопись Рыженко – это талантливо написанные картины, разрушающие наше равнодушие к великой истории России. В своих картинах художник возвращает нам прекрасный и героический мир нашей Родины. Здесь мы находим удивительный образ преподобного Сергия Радонежского, благословляющего русское воинство во главе с князем Дмитрием Донским, образы двух монахов – богатырей Пересвета и Ослябя.

В нашем зале Отечественная культура есть портрет Михаила Васильевича Ломоносова. Этот портрет был написан и подарен школе заслуженным художником России, священником Стефаном Михайловичем Домусчи.

Кроме того в нашем зале есть макеты храмов, один из них для нашей школы особенный. Это уменьшенная в 25 раз копия настоящего храма Архангела Михаила, восстановленного одним из первых в Волгоградской области, и крестильня. Настоятелем этого храма является о. Константин, который тесно сотрудничает с нашей школой. Если снять крышку этого макета, то можно увидеть все внутреннее убранство: алтарь, престол, иконы, Евангелие и даже подсвечники.Эти макеты были сделаны руками прихожан   и их детьми. В храме Архангела Михаила работают удивительные люди, которые своим талантом и мастерством приносят радость жителям нашего района и учащимся нашей школы. Ведь благодаря именно им в нашем зале свое почетное место заняла Книга – колокол. Каждая страница этой книги отражает отдельную историческую эпоху нашей Русской Земли.

Зал Отечественной культуры в нашей школе помогает изучать историю, культуру, традиции нашей Родины.

Воскресная школа Новониколаевского района

Любой приход желает раскрыть для людей православную веру. Решено было организовать воскресную школу в 1995 году. Первое направление ее работы – это познание основ православной веры. Открылся один класс. Посещало его более 40 детей и 15 взрослых.

При воскресной школе существуют кружки рукоделия, изучения церковно - славянского языка. Со временем места стало не хватать, и образовательное пространство школы расширялось вплоть до образовательных школ, где для детей проводились уроки добра и нравственности, со старшеклассниками велись беседы о смысле жизни.

В 2007 году Администрацией Новониколаевского района было принято решение передать часть здания поселка ГЭС воскресной школы. С этих пор ведется капитальный ремонт. Над зданием вырос второй этаж. Вознесся купол с крестом, стала строиться колокольня.

В здании выделено место для часовни св. БЛГ. прав. Петра и Февронии. Не смотря на реконструкцию здания, в нем продолжались работы певческого кружка, живописи и основы православной культуры. В 2013 году планируется на 80% завершить строительные и отделочные работы этого здания. Так же к нему пристроить малую обсерваторию и закончить колокольню. Более просторная воскресная школа с большим количеством комнат заработает в полную силу, для того чтобы просвещать, развивать и нравственно воспитывать. В последующем это будет Центр духовно- нравственного образования.  

В центре посёлка возведён новый храм Серафима Саровского, открытый в день Покрова Пресвятой Богородицы в 2011 году.

В парке Победы работает часовня Александра Невского. Здесь проходят молебны по погибшим во время Великой Отечественной войны и в мирное время.

Строительство храмов влияет не только на духовно-нравственную сторону жизни, но и облагораживает внешний вид района в целом. Благодаря этой животворящей деятельности, наш район стал краше, приобретает свой неповторимый облик, а ведь именно это и формирует в человеке чувство прекрасного, развивает чувство патриотизма, веру, надежду, любовь.

Храм Святого великомученика

Георгия Победоносца

Храм Георгия Победоносца – один из красивейших в Новониколаевском районе. В хуторе Двойновском его называют «сердцем Двойновского». Церковь очень большая и вместительная. Но, самое главное, ее божественная красота оказывает благотворное воздействие на посетителей.

Из истории

Церковь Георгия Победоносца в хуторе Двойновском построена в 1898году (по другим сведениям в 1902 г.) по усердию и на средства прихожан. Здание деревянное, с   такою же колокольней, покрытое листовым железом, крепкое, вместительное, фундамент из красного кирпича. Утварью церковь снабжена достаточно. В церкви один престол – во имя Георгия Победоносца.

Вокруг храма в период с 1910 г. по 1912 г. была возведена железная ограда. В 1915 г. был произведён ремонт на средства прихожан в сумме 2052 рубля.

Причт в 1902-1905 г.г. состоял из священника и псаломщика.   В 1912-1915 г.г. к нему добавилась просвирня. Духовенство содержалось за счёт пособия от общества в размере 600 рублей в год, доходов от прихожан, преподавания Закона Божьего, процентов от аренды земли. Церковной особо отмежёванной земли       не было. Духовенство пользовалось паевым казачьим наделом. В 1915 г. он составлял 14 десятин. Дома у членов причта построены на средства прихожан в 1901 г. и являлись собственностью общества.

Церковно-приходская собственность в 1915 г. состояла     из деревянной караулки, покрытой железом.

В 1915 г. на территории прихода находились следующие учебно-просветительные и благотворительные учреждения:

  • Церковно-приходская школа в х. Двойновский, открытая в 1901 г.;
  • Церковно-приходская школа в х. Мироновский, открытая в 1904 г.;
  • Двойновское министерское приходское училище;
  • Скворцовское министерское приходское училище;
  • Церковная библиотека (91 том книг и журналов) церковно-приходского попечительства.

Двойновская церковно-приходская школа помещалась в общественном доме. Учительницей была Александра Алешина. В 1906 г. в школе обучалось 47 девочек, в 1915 г. – 60 девочек. Заведовал школой священник Дмитрий Ефремов.

С 1906 по 1915 г.г. территория и количество населения прихода менялось незначительно. Подробнее можно рассмотреть в таблице.

Сословие

Кол-во дворов

Мужчин

Женщин

Духовенство

2

6

6

Мещане

1

3

2

Крестьяне

2

5

5

Казаки

433

1537

1508

Всего

438

1551

1521

В 1929 году храм был закрыт. Наступило страшное время для христиан, когда пытались искоренить веру, сломать дух, уничтожить корни. Во время закрытия храма всю церковную утварь прихожане пытались спасти, разбирая её по домам.     У некоторых и сейчас хранятся книги, лампадки, иконы, кресты. Колокола были отправлены на переплавку, а один колокол находится в Ростове. Церковь в 1936 году отдали под школу. До этого в здании была «пожарка», потом склад (зернохранилище), клуб (народный дом), здесь проводили курсы для трактористов, загоняли туда трактора и ремонтировали.

Время гонений прошло, и вновь открываются храмы, горят свечи, люди молятся. Так произошло и с нашей церковью. В 1996 году, благодаря стараниям жителей хутора, началось восстановление храма.

В настоящее время вновь возвышаются над хутором, блестя на солнце сусальным золотом, купола. Храм реконструирован в соответствии с прежним проектом. Снаружи церковь имеет кирпичную основу, крыша покрыта черепицей. Имеется колокольня с 7 колоколами, которые созывают прихожан на службу. Внутри храм отделан декоративным деревом, имеется писаный иконостас и иконы в киотах, 11 подсвечников и распятие. Площадь храма – около 200 квадратных метров. Конечно же, как и в других храмах есть церковная лавка. Настоятелем храма является отец Димитрий.

Истоки духовности. Церковь Святой Троицы

Более 150 лет назад на землях юрта станицы Михайловской-на-Хопре был основан хутор Дуплятский. Он привольно раскинулся по обоим берегам левобережного притока Хопра – речки Косарки. Своё начало он берёт у скрещения двух степных проточных балок, образующих исток этой небольшой речушки. С высоты птичьего полёта хутор напоминает очень крупную станицу, утопающую в садах, заросших ериках и левадах.

В тополевых высях спряталась школа, на месте которой когда-то возвышался Храм Святой Троицы. Хутор простирался на 9 вёрст (ныне – 7 километров).Вот тут-то и поселились люди, полюбившие сразу эти удивительные места, крепко   и надолго пустившие здесь корни....

Историческая справка о Свято-Троицком приходе хутора Дуплятского

На основании архивных данных (Архив Церкви 2-го Донского, Усть-Медведицкого и Хопёрского округов области Войска Донского /ОАФ 338, 1856-1918/ и Межфондовый указатель к Церквам: Троицкая Церковь х. Дуплятский Михайловской Хопёрского округа ОВД № фонда 338, № опции – 26, годы документов – 1885-1893, 1896 – 00) Свято-Троицкая церковь была построена в 1856 – 1876 г.г.

В справочной книге о Церквах Донской епархии (Новочеркасск, 1892 г.) в числе памятников архитектуры религиозного и культурного значения числится Дуплятская Троицкая Церковь (1876г.) Урюпинского благочиния.

Дуплятский Храм Святой Троицы был освящён 18 октября 1876 года. Здание было срублено из дерева и облицовано деревянными пластинами. Снаружи и изнутри был выкрашен краской (голубой с отделкой светлых тонов).

На сегодняшний момент сохранилась лишь одна достоверно известная икона храма – Святого великомученика и целителя Пантелеймона. Икона Св. великомученика и целителя Пантелеймона писана на горе Афон, в русском Пантелеймоновом монастыре в 1877 году (соответствующая надпись сделана на обороте образа самим иконописцем).

Последнее время икона хранится в храме Архангела Михаила в х. Алексиковском, где была отреставрирована и повторно освящена. Икона   передана   очень   набожным дуплятским казаком Иваном Николаевичем Матасовым.

В выписке из метрической книги храма Св. Троицы х. Дуплятского и метрической книги храма за 1914, 1915, 1916 годы фигурируют священник о. Иоанн Антипович Благонравов, диакон Николай Гаврилович Алексеев, псаломщики: Алексий Дьяконов, Иоанн Колесников, Иоанн Петрович Ерофеев, благочинный иерей Алексий Матвеев. После закрытия храма священнослужители были вывезены в неизвестном направлении из хутора, о дальнейшей их участи нет сведений.

Дуплятцы вспоминают…

Старожилы отмечают, что Дуплятка всегда отличалась культурностью. Почему? Да потому что в хуторе была церковь, которая привлекала прихожан духовностью, внешним обликом, внутренним убранством.

По их воспоминаниям, каждое воскресение и в церковные праздники люди приезжали на лошадях, пешком шли молиться из ближних хуторов: Чугавского, Двойновского, Скворцовского, Мироновского, Орловского. Перед входом в церковь стояли лавочки, на которых можно было передохнуть от долгой дороги и где продавали всякую снедь. Именно в церкви люди встречались с родственниками, друзьями.

Что примечательного было ещё? Рядом с церковью было кладбище, где хоронили священнослужителей. На месте этого кладбища сегодня – школьный сад, напоминающий о вечном, неувядающем времени.

По воспоминаниям дуплятцев при церкви была церковно-приходская школа, состоящая из четырёх классов. Вначале здесь учились больше всего дети из богатых семей, например, Топилины Антонина Георгиевна и Прасковья Георгиевна, а позже стали посещать школу дети из бедных семей. Это Мария Георгиевна Алифанова, Прокофий Георгиевич Пруцков, Агриппина Павловна Пруцкова.

Знания были глубокие и прочные. Именно такое начальное прочное образование помогало в будущем родителям в воспитании своих детей.

А вот Татьяна Дмитриевна Володина закончила только 2 класса, а затем нянчила детей у самого батюшки, потому что они с матушкой почти сутками были в церкви.

Многие мамы приводили за ручку своих детей, чтобы причаститься, исповедаться, насладиться той удивительной атмосферой, которая была в церкви.

У Анны Филипповны Мироновой, жившей когда-то в Орлах, не было лошадей, но она со своими подругами в любую погоду ходила пешком в нашу церковь. Не случайно сегодня её дочь, семидесятилетняя женщина, тоже регулярно молится в нашей небольшой церквушечке. Видимо, та духовная ниточка от мамы передалась дочери, внукам и правнукам.

Шли годы. События захлёстывали нашу страну, дошли они и до Дуплятки. Стали насильственным путём загонять в колхозы, отбирать хлеб, разрушать церкви. Для прихожан     х. Дуплятского наступили тяжёлые времена. На их глазах рушилось то, что создавалось веками – это вера.

Из архивной справки:

«В 1928 году одной из первых на территории Новониколаевского района была приостановлена деятельность православного прихода церкви Св. Троицы в   х. Дуплятском. Активистами советской власти в хуторе велась активная агитационная работа по прекращению в храме богослужений. Борцы с религией добивались законодательного решения из Москвы. В течение двух лет коммунисты и комсомольцы готовили списки «просящих» закрытия храма. Соответствующее письмо с подписями безбожников было направлено в ЦК партии на имя             М.И. Калинина, который прислал официальный ответ с разрешением «церковь закрыть». Церковное имущество описали для сдачи Советскому государству. Разрушение храма началось в 1930 – 31 г.г.».

По свидетельству Т. Фарафоновой, часть икон, в том числе престольную «Св. Троицы», верующие успели разобрать по домам. Часть описанного имущества прихода была разворована. По   свидетельству А.В. Назарова, красного   партизана и председателя Дуплятского сельсовета, до того, как в храме закрыли богослужения, у прихода был отобран почти новый дом, построенный на средства православного общества для дьякона. Комсомольцы его перестроили и открыли тут клуб со сценой и скамьями на 60 человек.

На сохранившемся снимке 1935 года видны строения по периметру церковной площади: дореволюционное здание начального училища, церковно-приходская школа, затем – перестроенный дом дьякона (слева – часть здания занимал сельсовет, справа – клуб), демонтируемый храм с порушенной церковной сторожкой. После закрытия церкви в ней оборудовали клуб, который из дома дьякона и переместили сюда. До постройки клуба им. Красных партизан (верхняя Дуплятка) в доме дьякона размещался по-прежнему сельсовет, а после перевода клуба в храм – библиотека.

Дуплятцы вспоминают …

Александра Фёдоровича Рыжкова, отказавшегося вступать в колхоз, принудительно заставили вместе с другом Бажановым разобрать церковное здание и построить начальную школу. Но до этого момента был приказ – вытащить на улицу всё, что было в церкви. Руководил этим процессом комсомолец Иван Затямин, которого потом прозвали нехристем. Некоторые девушки-активистки вытанцовывали на иконах прямо на глазах у хуторян.

Да, такое кощунство пережить было трудно. Но люди верующие, несмотря на перемены грядущие, не сломились, выстояли, не предали самих себя, а сохранили для последующего поколения эту внутреннюю духовную силу, которая и помогает сегодня возрождать утраченную православную культуру.

В 2009 году по благословению правящего Архиерея – митрополита Германа был назначен иерей Елесин Вадим Александрович для возрождения жизни прихода и устроения храма Святой Троицы в хуторе Дуплятском.

В настоящий момент приходская жизнь проходит   в здании церковного причта (единственное сохранившееся здание старого прихода). Нельзя   не   сказать   о   хуторянах, которые   немало способствовали открытию прихода. Это Василий Павлович Степанов и Александр Родионович Немухин, отстоявшие здание для церкви; Вера Ильинична Шелыгина, многократно обращавшаяся к митрополиту Герману с просьбой прислать священника; Валерий Петрович Акимов, Юрий Философович Шелыгин и другие хуторяне, своими руками создавшие внутреннее убранство храма.

Сейчас ведётся активная работа по возведению нового храма в хуторе. Установлено место для строительства, которое было освящено о. Вадимом. 27 октября 2011 года официально зарегистрирован Православный Приход в честь Святой Троицы   в   хуторе Дуплятском.

Заключение

Духовное богатство человека определяется его отношением к истории своей страны, своего народа. Без прошлого нет будущего. История нашего государства богата памятными событиями, примерами мужества, стойкости русского народа.

Божии храмы как связь времён, сегодня являются центрами духовной жизни граждан. Изучив множество источников в ходе работы культурно – познавательного маршрута «Новониколаевская земля православная», мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.

Мир, где можно возродиться Мыслью, сердцем и душой, Мир, где можно насладиться Духом вечности святой, Был разрушен в одночасье Чьей-то властною рукой…

Шёл, сменяясь, год за годом – Только в памяти людской Оставался вместе с Богом Мир духовный и святой; Заслонив собой несчастья, Нёс он благость и покой!

  

Список литературы

Не указан

Приложения

Интерес к духовному возрождению России, православной культуре

  • «Новониколаевская земля православная»
  • Протяженность маршрута составляет 25 км, начало маршрута. Маршрут начинается с посещения храма Архангела Михаила (х. Алексиковский) точка №1, затем автобусное передвижение до МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» «Зал Отечественной культуры» (рп.Новониколаевский) точка №2, автобусное передвижения до Воскресной школы (рп. Новониколаевский) точка №3, пешеходное передвижение (200 м) до храма Серафима Саровского, часовня Александра Невского (рп. Новониколаевский), точка №4, автобусное передвижение до храма Святого великомученика Георгия Победоносца (х. Двойновский) точка №5, автобусное передвижение до церкви Святой Троицы (х. Дуплятский) точка №6.
  • Вид маршрута: Культурно-познавательный.

  • Маршрут отличается новизной и оригинальностью, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни своих предков, а строительство храмов – символ возрождения православной России.

  • Маршрут не сложен, подходит для человека любого уровня подготовки.

  • Круглогодичный.

  • автобусный, пешеходный.

  • Детские группы, семейные группы, пенсионеры, взрослые люди, члены ТОСов, проявляющие интерес к православной культуре.

  • Наличие специальной экипировки и снаряжения не требуется.

  • Не более 20 человек.

  • Маршрут однодневный 3 часа 20 минут, время пребывания в храмах 30 минут, в школе 20 минут, время передвижения от начального до конечного пункта 40 минут.

  • Маршрут начинается с посещения храма Архангела Михаила (х. Алексиковский) точка №1, затем автобусное передвижение до МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» «Зал Отечественной культуры» (рп.Новониколаевский) точка №2, автобусное передвижения до Воскресной школы (рп. Новониколаевский) точка №3, пешеходное передвижение (200 м) до храма Серафима Саровского, часовня Александра Невского (рп. Новониколаевский) точка №4, автобусное передвижение до храма Святого великомученика Георгия Победоносца (х. Двойновский) точка №5, автобусное передвижение до церкви Святой Троицы (х. Дуплятский) точка №6.

  • В МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2» имеется школьная столовая, и медицинский кабинет, который можно использовать как пункт питания и оказания медицинской помощи в пути следования. В х. Алексиково и рп. Новониколаевском есть СТО (станция технического обслуживания), если возникнут проблемы транспортного обслуживания.

  • Цена путевки на одного человека составляет 100 рублей, на группу экскурсантов в 20 человек – 2000 рублей.

  • Карта, путеводитель (проспект).

  • Представляет собой диск, где записана музыка православной тематики. Прослушивается во время автобусного передвижения.

  • Данный создаваемый маршрут может быть использован в самодеятельном туризме. Например, семейная группа может совершить его на автомобиле.

  • В каждом храме, церкви, в школах частично есть пандусы. Посещение их для всех слоев населения бесплатное.

Дополнительные материалы:

Не указан

Фотодневник выполнения исследовательской работы: