«Выявление неблагополучных семей, алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

городского округа – город Камышин Волгоградской области

403877 Волгоградская область, г. Камышин, 3 микрорайон, дом № 24

e-mail: kamsosh18@yandex.ru

                    

 

 

«Выявление неблагополучных семей, алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними,
находящимися в социально-опасном положении»
(из опыта работы)

 

                                                                     Директор МБОУ СОШ №18 Н.Н. Хиценко                      

                                                  

                                                                               Автор: Заместитель директора по воспитательной работе,

                                                                                 старший воспитатель МБОУ СОШ №18 Обухова Н.И.

                                                             
 

 

Стаж работы коллектива в данном направлении - 3 года

 

Контактный телефон автора: 89270650627

 

 


Актуальность выбранной темы: 

Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Педагогический коллектив школы работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним

Цели мероприятия: 

поделиться с коллегами опытом работы повыявлению неблагополучных семей, алгоритмом работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.

 

Задачи мероприятия: 

  1. Познакомить и раскрыть способы выявления семей, находящихся в социально- опасном положении, формы и методы работы с данными семьями.
  2. Представить документацию старшего воспитателя, отражающую работу с семьями и учащимися , находящимися в социально- опасном положении.

Контингент участников: 

заместители директора по воспитательной работе, старшие воспитатели, социальные педагоги.

 

Ожидаемые результаты: 

данный опыт работы, формы и методы работы по выявлению и работе с подучетными семьями, присутствующие будут применять в своей работе

Кратко о внедрении разработки: 

данный семинар проводился впервые.

Методы и приемы работы: 

показ презентаций, методической копилки и выставки, видеофильма (участника школьного фестиваля- размышления) учащегося 5б класса Ржевского А. по теме «Что такое неблагополучие?»

Необходимое оборудование: 

компьютер, мультимедийная установка, проектор, буклеты, программа- визитка семинара, выставка литературы и методической копилки.

Методические рекомендации: 

продолжительность мероприятия- 1,5 часа

Ход мероприятия: 

Добрый день коллеги! Я рада приветствовать Вас в стенах СОШ №18.

Тема нашей сегодняшней встречи звучит таким образом: (ознакомление с программой совещание - семинара).

Цель у нас у всех одна: выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении и спланировать работу с данной семьей таким образом, чтобы семейные, моральные ценности вышли на первый план, чтобы ситуация в данной семье нормализовалась. Но формы и методы работы , используемые для реализации данной цели могут варьировать. Я постараюсь познакомить вас и раскрыть свои способы выявления таких семей, немного остановлюсь на формах и методах работы с данными семьями.

Для начала я бы хотела предложить Вашему вниманию участника фестиваля- размышления «Что такое неблагополучие?». И так классный руководитель 5б класса Чешуина Н.Н. и ученик 5б класса Ржевский Алексей.

Данное мероприятие мы провели впервые. Вы можете обратить внимание на то, что здесь видеоролики и фотографии взяты с интернета. В этом и была задумка. Сидящие в зале несовершеннолетние видели грань между своей семьей и ситуацией в семьях, изображенными на слайдах. Подводя итог фестиваля мы нацеливали детей на благополучие в их будущих в семьях, на присутствие в доме детского смеха , ласковых и добрых слов. По итогом данного мероприятия я уверена, что большая часть зала сделала вывод о том, что им с родителями тоже повезло.

А теперь остановлюсь на моей работе.

     В данной школе я работаю с февраля 2010 года. Здесь я столкнулась с трудностями и выделила их для себя. Это «звездность коллектива»:

  1. Не желание коллектива прислушиваться к рекомендациям, не преемственность критики;
  2. Нежелание посещать семьи на дому;
  3. Отсутствие четких представлений о системе профилактической работы, не владениями такими понятиями как «учащиеся, состоящие на учете», «группа риска», «семьи, состоящие на учете», «неблагополучные семьи» и т.д.

Все мои «шаги» проводились через приказы, было много конфликтных ситуаций. Но ведь прежде чем спросить, необходимо научить. Поэтому я начала именно с этого. Пыталась научить других, училась и сама.

( слайд)

С педагогическим коллективом проводилась следующая работа

  1. Проведение педагогических советов, административных совещаний (1)тчеты
  2. Проведение семинаров-практикумов и круглых столов (!).
  3. Проведение консультаций.
  4. Совместные посещения семей на дому ( с целью научить на что надо обращать внимание при посещении).

(слайд)

Было рассмотрено много теоретических вопросов ( у Вас они представлены в виде памяток).

  1. Понятие «неблагополучная семья».
  2. Виды неблагополучных семей и их характеристика.
  3. Факторы социального риска в семье.
  4. Признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей.
  5. Алгоритм выявления неблагополучной семьи и методы работы с данными семьями.

Признаки физического насилия и т.д

(слайд)

И теперь в своей работе я могу опереться на творческих, грамотных, инициативных классных руководителей:

Новичихина Т.И., Иванова А.А., Скрипниченко И.А., Беликина В.В., Шурыгина Е.В., Чешуина Н.Н., Ерофеева Е.И., Медведева Н.М.

(слайд)

Существует механизм выявления неблагополучных семей:

  1.       Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования.
  2.       Составляется социальный паспорт классов и школы.
  3.       Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.
  4.       С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.
  5.       Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием инструментами обучения и.д.).

(слайд)

В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители – волонтеры, заседания ПМПК. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.

Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабелитации их .

(слайд )

Учителя-предметники

  1. Контроль за выполнением домашнего задания.
  2. Контроль за посещением уроков.
  3. Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки).
  4. Докладные.

(слайд)

Классные руководители

  1. Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин (!).
  2. Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося.
  3. Контроль за посещением родителей родительских собраний.
  4. Посещение семей на дому.
  5. Составление социального паспорта класса.
  6. Привлечение родителей к делам класса и школы.
  7.  

(слайд)

Психолог

  1. Выступление на родительских собраниях, классных часах проведение лекториев.
  2. Диагностика учащихся.

Медицинская сестра

  1. Медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза.

(слайд)

ПМПК

  1. Введена в состав комиссии.
  2. Присутствую на всех 2-х заседаниях ( ноябрь, апрель)(!).
  3. На итоговом заседании вижу степень заинтересованности родителей в судьбе несовершеннолетнего.

(слайд)

Родители- волонтеры

  1. Выступление на классных часах, родительских собраниях, родительских конференциях.
  2. Посещение на дому.
  3. Рейды в микрорайон.
  4. Вызов родителей на заседание родительских комитетов (не у всех).

(слайд)

Сетевое взаимодействие с Д/С №15

  1. Запрос списочного состава воспитанников д/с из неблагополучных семей, выпустившихся и числившихся на момент запроса.
  2. Приглашение родительской общественности на родительские конференции и лектории.
  3. Консультации воспитателей.
  4. По необходимости совместное посещение семей на дому.
  5. Проведение мастер-класса для воспитателей д /с «Выявление неблагополучных семей, формы и методы работы с ними» ( с привлечением субъектов профилактики

(слайд)

Сентябрь

  1. Акция «Мы рядом…» (листовки) - 2 семьи.
  2. Родительская конференция с привлечением субъектов профилактики и родительской общественности.
  3. Рейд «Неблагополучная семья» (заявление от классных руководителей).
  4. Составление социальных паспортов и уточнение списочного состава.

(слайд)

Отчет классных руководителей до 7 сентября:

предоставляют следующую информацию:

  1. Список учащихся, проживающих с родственниками (с указанием причин) (!).
  2. Список учащихся, не имеющих полного комплекта учебных принадлежностей.
  3. Список учащихся, вид которых не соответствует Уставу школы ( нет школьный формы, одежда не глажена, не стрижен и т.д.).
  4. Список родителей, не явившихся на родительское собрание

(слайд)

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

(слайд)

Приказ: 15 и 30 числа каждого месяца классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися , с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков (оформление информации); - ежедневное уточнение отсутствующих (ведение тетради); - проверка сведений через ВШК ( соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия).

(слайд)

  1. Проверка дневников учащихся (большое внимание уделяется учащимся начального звена, цель- выявление учащихся и родителей с признаками неблагополучия) - наличие росписей родителей, санитарное состояние. 3. Справки о посещении семей по итогам четверти. 4. Анкетирование учащихся на степень достоверности сведений, подаваемых классными руководителями о посещении семей. 5. Посещение уроков, классных часов (успеваю проверить дневники, тетради). !!!По дневникам выявляются учащиеся «группы риска» и родители, не должным образом занимающиеся воспитанием.

(слайд)

  1. 7. Проверка работы классных руководителей по работе с учащимися и их родителями по недопущению опозданий, прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение летней занятости в УДО, летней занятости учащихся. 8. Отчет классных руководителей на СПП, совещании при директоре, административных совещаниях. 9. Отчет по четверти (внесена графа о выявлении неблагополучия). 10. Рейд на соблюдение Устава школы.

(слайд)

Систематически: 1. По итогам ВШК – посещение семьи на дому (искл.подучетных). 2.Индивидуальные беседы с учащимися и родителями. 3.СПП. 4. Взаимодействие с субъектами профилактики. 5. Беседы с психологом и мед. сестрой.

(слайд)

Проводимая работа помогает своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально-

опасном положении и планировать работу, направленную на реабилитацию данных семей.

Для каждой семьи создана индивидуальная программа реабилитации. Данная программа предусматривает такие методы и формы работы как:

  1. на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних
  2. обследования семьи
  3. психологической,правовой, педагогическойпомощи семье   и несовершеннолетним
  4. несовершеннолетних
  5. членов семьи в школьные   мероприятия,проводимые вучреждениях   образования     города

Так же, по итогам четверти, мы показываем работу с семьями в виде таблице, где отражена профилактическая работа. Здесь предусмотрены сведения о проводимой работе:

  1. Классный руководителя
  2. Школьного библиотекаря
  3. Педагога- психолога
  4. Родительского комитета
  5. Родительской общественности
  6. Администрации школы
  7. Субъектов профилактики

Предусмотрены такие формы и методы работы, как:

  1. Индивидуальная беседа
  2. Обеспечение учащихся горячим питанием через школьную столовую
  3. Вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции УДО, контроль запроведением досуга и свободного времени несовершеннолетних
  4. Обеспечение учебниками учащихся, контроль за пользованием школьной библиотечной литературой
  5. Оказаниепсихологической, правовой, педагогической помощи семье   и несовершеннолетним
  6. Вовлечениечленов семьи в школьные   мероприятия,проводимые в учреждениях образования     города
  7. Посещениена дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних
  8. Проверка документации (дневники, тетради)
  9. Посещение уроков, контроль за процессом обучения
  10. Проверка документации (дневники, тетради)
  11. Организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь
  12. Вызов на Совет по профилактике
  13. Вызов на малый и большой педагогический советы

Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам:

  1. Диагностический
  2. Профилактический
  3. Реабилитационный

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно должно происходить как можно раньше.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

   Таким образом, актуальность социально-педагогической помощи неблагополучным семьям определяется социальными проблемами современного общества. Среди них: отчуждённость детей от семьи, школы и общества; социально опасное поведение детей из-за неблагополучия в семье ( в том числе, недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, алкоголизация родителей, отсутствие постоянной работы, семейная нестабильность, конфликты в семье и пр.); социально педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, пропуски уроков без уважительных причин, неумение детей организовать своё свободное время и т.д.);

Давайте рассмотри алгоритм работы с семьей на конкретном примере:

1-й этап. Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы.Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего.

В моем классе обучается Олег из неблагополучной семьи, стоящей на учете в ЕБД. Мать злоупотребляла алкоголем, нигде не работала, проживала с сожителем. Бабушка Олега проживает в Камышине, но жизнью внука не интересуется, с дочерью не общается.

2-й этап Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

 

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.Но на контакт с педагогом мама не шла. На вызовы в школу не реагировала, при посещении на дому дверь не открывала.После вызова мамы на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних, ей была оказана эмоциональная поддержка, мы вместе оценили ситуацию и стали искать пути решения.Мама увидела в учителе заинтересованное лицо и приняла помощь.

3-й этап. Изучение семьи, выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия.Диагностика причин семейного неблагополучия, её особенностей, целей, ценностных ориентаций: посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, опрос;

Посещение семьи, беседа в домашних условиях выявляют многие стороны семейной жизни, дают реальную картину семейного воспитания детей.Было установлено, что Ольга Олеговна стараясь устроить личную жизнь потеряла контакт с сыном, он воспитывался у тети в деревне.Она недостаточно компетентна в вопросах воспитания, отсутствует опыт поиска социальной поддержки. Круг общения ограничен «низкостатусными» людьми, злоупотребляющими алкоголем.В семье существуют материальные проблемы, т.к. она не работает, родственники не помогают.Отклоняющееся поведение сына связано с его педагогической запущенностью и отсутствием социально- позитивного круга общения. В коллективе сверстников мальчик являлся «отверженным», спортивные или другие досуговые учреждения не посещал.

4 этап. Определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации.Выбор форм и методов работы и путей их реализации, работа по программе. Взаимодействие с государственными учреждениями и организациями

 

У мамы Олега не было паспорта, поэтому устроиться на работу не могла. Школа ходатайствовала о выдаче документа, по просьбе матери Олег был временно определен в центр реабилитации.Для решения внутренних конфликтов с сожителем был привлечен участковый.Была проведена беседа со старшими родственниками с целью налаживания родственных связей.Как классный руководитель я старалась избегать категоричности советов, соблюдать сдержанность. Использовала такие формы общения, как “давай же подумаем вместе, как лучше поступить”, “можно сделать так, а как Вы думаете?”Мальчик был записан в секцию легкой атлетики, вместе с классом посещал бассейн.

5-й этап. Патронаж семьи. Наблюдение, Отслеживание динамики развития детско-родительских и семейных отношений (анкетирование, наблюдение, посещение на дому, беседа, тестирование, тренинги).

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед. В настоящее время Ольга Олеговна посещает все собрания, иногда на них присутствуют сожитель или бабушка.Олег принимает участие в общешкольных мероприятиях, в Фестивале искусств. После выступления он выбрал кружок народной песни «Русские потешки».Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности, с целью сплочения семьи. Мы начали изучать исторические корни Олега, его дедушка был атаманом казачьей станицы, ищем материал в интернете, отсканировали старые фотографии составляем презентацию, планируем выступление Олега с рассказом.Организовано   совместное проведение свободного времени детей и родителей, участие в праздниках, экскурсиях.Также в работе   использую такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на которые мы ориентировались   следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может помочь изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

Приемы коррекционной работы с неблагополучной семьей:

-убеждение – разъяснение   правильности определенного поведения или недопустимости какого-либо поступка;

- моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей;

- вовлечение в интересную деятельность- поручение дела, которое приведет к успеху;

- готовность сопереживать;

- нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.

 

Показатели оценки функционирования семьи.

- Уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, мама устроилась на работу, заботится о сыне, интересуется успехами, контролирует учебный процесс).

- Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок регулярно и с желанием посещает школу, кружок народной песни.

- Уменьшилось употребление алкоголя.

- Обстановка в семье стала более спокойной.

- Улучшение бытовых условий – очень важный положительный момент, проведен косметический ремонт в квартире.

 В заключении хочется сказать:

«Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры»                                                                                                                                                               ЕкатеринаII                     

  

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

все участники семинара применяют в своей работе методы и способы, представленные в ходе данного семинара.

Список используемой литературы: 

Список используемой литературы:

  1. Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа.-2007.№4. С.44-45
  2. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988г. С.234
  3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988г. С.47
  4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001г. С.43
  5. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование . – 1991. - №4
  6. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, 2005.
  7. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005г. С.12

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Данный семинар был проведен впервые 9 апреля 2013 года на базе МБОУ СОШ №18 г.Камышина. Продолжительность данного семинара  1,5 часа. Цель- обмен опытом. Участники данного семинара - заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, старшие воспитатели, курирующие работу с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, а так же отвественных за выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении, работу с данной категорией. На семинаре присутсвовали 16 моих коллег, а так же  специалист Комитета по образованию города Камышина. В ходе данного семинара были раскрыты основные формы и методы работы, способствующие выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально- опасном положении. Участники семинара получили  в бумажном варианте и на электорнных носителях бланки отчетов, индивидуальных карт семей и т.д.

Отсканированная рецензия: