Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
городского округа – город Камышин Волгоградской области
403877 Волгоградская область, г. Камышин, 3 микрорайон, дом № 24
e-mail: kamsosh18@yandex.ru
«Выявление неблагополучных семей, алгоритм работы с семьями и несовершеннолетними,
находящимися в социально-опасном положении»
(из опыта работы)
Директор МБОУ СОШ №18 Н.Н. Хиценко
Автор: Заместитель директора по воспитательной работе,
старший воспитатель МБОУ СОШ №18 Обухова Н.И.
Стаж работы коллектива в данном направлении - 3 года
Контактный телефон автора: 89270650627
Актуальность выбранной темы:
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Педагогический коллектив школы работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Педагоги могут оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним
Цели мероприятия:
поделиться с коллегами опытом работы повыявлению неблагополучных семей, алгоритмом работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении.
Задачи мероприятия:
- Познакомить и раскрыть способы выявления семей, находящихся в социально- опасном положении, формы и методы работы с данными семьями.
- Представить документацию старшего воспитателя, отражающую работу с семьями и учащимися , находящимися в социально- опасном положении.
Контингент участников:
заместители директора по воспитательной работе, старшие воспитатели, социальные педагоги.
Ожидаемые результаты:
данный опыт работы, формы и методы работы по выявлению и работе с подучетными семьями, присутствующие будут применять в своей работе
Кратко о внедрении разработки:
данный семинар проводился впервые.
Методы и приемы работы:
показ презентаций, методической копилки и выставки, видеофильма (участника школьного фестиваля- размышления) учащегося 5б класса Ржевского А. по теме «Что такое неблагополучие?»
Необходимое оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, проектор, буклеты, программа- визитка семинара, выставка литературы и методической копилки.
Методические рекомендации:
продолжительность мероприятия- 1,5 часа
Ход мероприятия:
Добрый день коллеги! Я рада приветствовать Вас в стенах СОШ №18.
Тема нашей сегодняшней встречи звучит таким образом: (ознакомление с программой совещание - семинара).
Цель у нас у всех одна: выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении и спланировать работу с данной семьей таким образом, чтобы семейные, моральные ценности вышли на первый план, чтобы ситуация в данной семье нормализовалась. Но формы и методы работы , используемые для реализации данной цели могут варьировать. Я постараюсь познакомить вас и раскрыть свои способы выявления таких семей, немного остановлюсь на формах и методах работы с данными семьями.
Для начала я бы хотела предложить Вашему вниманию участника фестиваля- размышления «Что такое неблагополучие?». И так классный руководитель 5б класса Чешуина Н.Н. и ученик 5б класса Ржевский Алексей.
Данное мероприятие мы провели впервые. Вы можете обратить внимание на то, что здесь видеоролики и фотографии взяты с интернета. В этом и была задумка. Сидящие в зале несовершеннолетние видели грань между своей семьей и ситуацией в семьях, изображенными на слайдах. Подводя итог фестиваля мы нацеливали детей на благополучие в их будущих в семьях, на присутствие в доме детского смеха , ласковых и добрых слов. По итогом данного мероприятия я уверена, что большая часть зала сделала вывод о том, что им с родителями тоже повезло.
А теперь остановлюсь на моей работе.
В данной школе я работаю с февраля 2010 года. Здесь я столкнулась с трудностями и выделила их для себя. Это «звездность коллектива»:
- Не желание коллектива прислушиваться к рекомендациям, не преемственность критики;
- Нежелание посещать семьи на дому;
- Отсутствие четких представлений о системе профилактической работы, не владениями такими понятиями как «учащиеся, состоящие на учете», «группа риска», «семьи, состоящие на учете», «неблагополучные семьи» и т.д.
Все мои «шаги» проводились через приказы, было много конфликтных ситуаций. Но ведь прежде чем спросить, необходимо научить. Поэтому я начала именно с этого. Пыталась научить других, училась и сама.
( слайд)
С педагогическим коллективом проводилась следующая работа
- Проведение педагогических советов, административных совещаний (1)тчеты
- Проведение семинаров-практикумов и круглых столов (!).
- Проведение консультаций.
- Совместные посещения семей на дому ( с целью научить на что надо обращать внимание при посещении).
(слайд)
Было рассмотрено много теоретических вопросов ( у Вас они представлены в виде памяток).
- Понятие «неблагополучная семья».
- Виды неблагополучных семей и их характеристика.
- Факторы социального риска в семье.
- Признаки внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей.
- Алгоритм выявления неблагополучной семьи и методы работы с данными семьями.
Признаки физического насилия и т.д
(слайд)
И теперь в своей работе я могу опереться на творческих, грамотных, инициативных классных руководителей:
Новичихина Т.И., Иванова А.А., Скрипниченко И.А., Беликина В.В., Шурыгина Е.В., Чешуина Н.Н., Ерофеева Е.И., Медведева Н.М.
(слайд)
Существует механизм выявления неблагополучных семей:
- Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования.
- Составляется социальный паспорт классов и школы.
- Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.
- С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.
- Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием инструментами обучения и.д.).
(слайд)
В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители – волонтеры, заседания ПМПК. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.
Слаженное взаимодействие всех данных звеньев может помочь выстроить в систему работу по выявлению неблагополучных семей и целенаправленной работе по реабелитации их .
(слайд )
Учителя-предметники
- Контроль за выполнением домашнего задания.
- Контроль за посещением уроков.
- Приглашение родителей в школу (беседы, привлечение на уроки).
- Докладные.
(слайд)
Классные руководители
- Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин (!).
- Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося.
- Контроль за посещением родителей родительских собраний.
- Посещение семей на дому.
- Составление социального паспорта класса.
- Привлечение родителей к делам класса и школы.
(слайд)
Психолог
- Выступление на родительских собраниях, классных часах проведение лекториев.
- Диагностика учащихся.
Медицинская сестра
- Медицинское обследование несовершеннолетних с целью выявления жестокого обращения и педикулеза.
(слайд)
ПМПК
- Введена в состав комиссии.
- Присутствую на всех 2-х заседаниях ( ноябрь, апрель)(!).
- На итоговом заседании вижу степень заинтересованности родителей в судьбе несовершеннолетнего.
(слайд)
Родители- волонтеры
- Выступление на классных часах, родительских собраниях, родительских конференциях.
- Посещение на дому.
- Рейды в микрорайон.
- Вызов родителей на заседание родительских комитетов (не у всех).
(слайд)
Сетевое взаимодействие с Д/С №15
- Запрос списочного состава воспитанников д/с из неблагополучных семей, выпустившихся и числившихся на момент запроса.
- Приглашение родительской общественности на родительские конференции и лектории.
- Консультации воспитателей.
- По необходимости совместное посещение семей на дому.
- Проведение мастер-класса для воспитателей д /с «Выявление неблагополучных семей, формы и методы работы с ними» ( с привлечением субъектов профилактики
(слайд)
Сентябрь
- Акция «Мы рядом…» (листовки) - 2 семьи.
- Родительская конференция с привлечением субъектов профилактики и родительской общественности.
- Рейд «Неблагополучная семья» (заявление от классных руководителей).
- Составление социальных паспортов и уточнение списочного состава.
(слайд)
Отчет классных руководителей до 7 сентября:
предоставляют следующую информацию:
- Список учащихся, проживающих с родственниками (с указанием причин) (!).
- Список учащихся, не имеющих полного комплекта учебных принадлежностей.
- Список учащихся, вид которых не соответствует Уставу школы ( нет школьный формы, одежда не глажена, не стрижен и т.д.).
- Список родителей, не явившихся на родительское собрание
(слайд)
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
(слайд)
Приказ: 15 и 30 числа каждого месяца классные руководители подают сведения о количестве пропущенных уроков учащимися , с указанием фамилий и проведенных мероприятий по факту пропусков (оформление информации); - ежедневное уточнение отсутствующих (ведение тетради); - проверка сведений через ВШК ( соответствие пропусков и документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия).
(слайд)
- Проверка дневников учащихся (большое внимание уделяется учащимся начального звена, цель- выявление учащихся и родителей с признаками неблагополучия) - наличие росписей родителей, санитарное состояние. 3. Справки о посещении семей по итогам четверти. 4. Анкетирование учащихся на степень достоверности сведений, подаваемых классными руководителями о посещении семей. 5. Посещение уроков, классных часов (успеваю проверить дневники, тетради). !!!По дневникам выявляются учащиеся «группы риска» и родители, не должным образом занимающиеся воспитанием.
(слайд)
- 7. Проверка работы классных руководителей по работе с учащимися и их родителями по недопущению опозданий, прогулов (подтверждение уважительных причин), обеспечение летней занятости в УДО, летней занятости учащихся. 8. Отчет классных руководителей на СПП, совещании при директоре, административных совещаниях. 9. Отчет по четверти (внесена графа о выявлении неблагополучия). 10. Рейд на соблюдение Устава школы.
(слайд)
Систематически: 1. По итогам ВШК – посещение семьи на дому (искл.подучетных). 2.Индивидуальные беседы с учащимися и родителями. 3.СПП. 4. Взаимодействие с субъектами профилактики. 5. Беседы с психологом и мед. сестрой.
(слайд)
Проводимая работа помогает своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально-
опасном положении и планировать работу, направленную на реабилитацию данных семей.
Для каждой семьи создана индивидуальная программа реабилитации. Данная программа предусматривает такие методы и формы работы как:
- на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних
- обследования семьи
- психологической,правовой, педагогическойпомощи семье и несовершеннолетним
- несовершеннолетних
- членов семьи в школьные мероприятия,проводимые вучреждениях образования города
Так же, по итогам четверти, мы показываем работу с семьями в виде таблице, где отражена профилактическая работа. Здесь предусмотрены сведения о проводимой работе:
- Классный руководителя
- Школьного библиотекаря
- Педагога- психолога
- Родительского комитета
- Родительской общественности
- Администрации школы
- Субъектов профилактики
Предусмотрены такие формы и методы работы, как:
- Индивидуальная беседа
- Обеспечение учащихся горячим питанием через школьную столовую
- Вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции УДО, контроль запроведением досуга и свободного времени несовершеннолетних
- Обеспечение учебниками учащихся, контроль за пользованием школьной библиотечной литературой
- Оказаниепсихологической, правовой, педагогической помощи семье и несовершеннолетним
- Вовлечениечленов семьи в школьные мероприятия,проводимые в учреждениях образования города
- Посещениена дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних
- Проверка документации (дневники, тетради)
- Посещение уроков, контроль за процессом обучения
- Проверка документации (дневники, тетради)
- Организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь
- Вызов на Совет по профилактике
- Вызов на малый и большой педагогический советы
Работа с каждой семьей сводится к следующим этапам:
- Диагностический
- Профилактический
- Реабилитационный
Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно должно происходить как можно раньше.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Таким образом, актуальность социально-педагогической помощи неблагополучным семьям определяется социальными проблемами современного общества. Среди них: отчуждённость детей от семьи, школы и общества; социально опасное поведение детей из-за неблагополучия в семье ( в том числе, недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, алкоголизация родителей, отсутствие постоянной работы, семейная нестабильность, конфликты в семье и пр.); социально педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, пропуски уроков без уважительных причин, неумение детей организовать своё свободное время и т.д.);
Давайте рассмотри алгоритм работы с семьей на конкретном примере:
1-й этап. Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы.Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. |
В моем классе обучается Олег из неблагополучной семьи, стоящей на учете в ЕБД. Мать злоупотребляла алкоголем, нигде не работала, проживала с сожителем. Бабушка Олега проживает в Камышине, но жизнью внука не интересуется, с дочерью не общается. |
2-й этап Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
|
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.Но на контакт с педагогом мама не шла. На вызовы в школу не реагировала, при посещении на дому дверь не открывала.После вызова мамы на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних, ей была оказана эмоциональная поддержка, мы вместе оценили ситуацию и стали искать пути решения.Мама увидела в учителе заинтересованное лицо и приняла помощь. |
3-й этап. Изучение семьи, выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия.Диагностика причин семейного неблагополучия, её особенностей, целей, ценностных ориентаций: посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, опрос; |
Посещение семьи, беседа в домашних условиях выявляют многие стороны семейной жизни, дают реальную картину семейного воспитания детей.Было установлено, что Ольга Олеговна стараясь устроить личную жизнь потеряла контакт с сыном, он воспитывался у тети в деревне.Она недостаточно компетентна в вопросах воспитания, отсутствует опыт поиска социальной поддержки. Круг общения ограничен «низкостатусными» людьми, злоупотребляющими алкоголем.В семье существуют материальные проблемы, т.к. она не работает, родственники не помогают.Отклоняющееся поведение сына связано с его педагогической запущенностью и отсутствием социально- позитивного круга общения. В коллективе сверстников мальчик являлся «отверженным», спортивные или другие досуговые учреждения не посещал. |
4 этап. Определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации.Выбор форм и методов работы и путей их реализации, работа по программе. Взаимодействие с государственными учреждениями и организациями
|
У мамы Олега не было паспорта, поэтому устроиться на работу не могла. Школа ходатайствовала о выдаче документа, по просьбе матери Олег был временно определен в центр реабилитации.Для решения внутренних конфликтов с сожителем был привлечен участковый.Была проведена беседа со старшими родственниками с целью налаживания родственных связей.Как классный руководитель я старалась избегать категоричности советов, соблюдать сдержанность. Использовала такие формы общения, как “давай же подумаем вместе, как лучше поступить”, “можно сделать так, а как Вы думаете?”Мальчик был записан в секцию легкой атлетики, вместе с классом посещал бассейн. |
5-й этап. Патронаж семьи. Наблюдение, Отслеживание динамики развития детско-родительских и семейных отношений (анкетирование, наблюдение, посещение на дому, беседа, тестирование, тренинги).
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед. В настоящее время Ольга Олеговна посещает все собрания, иногда на них присутствуют сожитель или бабушка.Олег принимает участие в общешкольных мероприятиях, в Фестивале искусств. После выступления он выбрал кружок народной песни «Русские потешки».Для семьи в целом были предложены мероприятия по организации совместной деятельности, с целью сплочения семьи. Мы начали изучать исторические корни Олега, его дедушка был атаманом казачьей станицы, ищем материал в интернете, отсканировали старые фотографии составляем презентацию, планируем выступление Олега с рассказом.Организовано совместное проведение свободного времени детей и родителей, участие в праздниках, экскурсиях.Также в работе использую такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на которые мы ориентировались следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может помочь изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?». |
Приемы коррекционной работы с неблагополучной семьей: -убеждение – разъяснение правильности определенного поведения или недопустимости какого-либо поступка; - моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей; - вовлечение в интересную деятельность- поручение дела, которое приведет к успеху; - готовность сопереживать; - нравственное упражнение по формированию нравственных качеств. |
|
Показатели оценки функционирования семьи.
- Уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, мама устроилась на работу, заботится о сыне, интересуется успехами, контролирует учебный процесс).
- Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок регулярно и с желанием посещает школу, кружок народной песни.
- Уменьшилось употребление алкоголя.
- Обстановка в семье стала более спокойной.
- Улучшение бытовых условий – очень важный положительный момент, проведен косметический ремонт в квартире.
В заключении хочется сказать:
«Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры» ЕкатеринаII
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
все участники семинара применяют в своей работе методы и способы, представленные в ходе данного семинара.
Список используемой литературы:
Список используемой литературы:
- Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа.-2007.№4. С.44-45
- Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988г. С.234
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988г. С.47
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001г. С.43
- Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование . – 1991. - №4
- Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, 2005.
- Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005г. С.12
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Данный семинар был проведен впервые 9 апреля 2013 года на базе МБОУ СОШ №18 г.Камышина. Продолжительность данного семинара 1,5 часа. Цель- обмен опытом. Участники данного семинара - заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, старшие воспитатели, курирующие работу с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, а так же отвественных за выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении, работу с данной категорией. На семинаре присутсвовали 16 моих коллег, а так же специалист Комитета по образованию города Камышина. В ходе данного семинара были раскрыты основные формы и методы работы, способствующие выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально- опасном положении. Участники семинара получили в бумажном варианте и на электорнных носителях бланки отчетов, индивидуальных карт семей и т.д.
Отсканированная рецензия: