Комитет по образованию администрации
Калачевского муниципального района Волгоградской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»
404540 Волгоградская область, Калачевский район, п. Октябрьский МКОУ «Октябрьский лицей»,
тел. (факс) (84472) 6-12-21, тел.(84472) 6-13-23
sashinn@mail.ru – электронная почта,r34kloktlic.ru –адрес сайта лицея,
e-mail: r34kloktlic@nxt.ru
Руководитель образовательной организации: директор МКОУ «Октябрьский лицей» Зиновьев Валерий Викторович.
Автор: Чекашёва Наталья Владимировна, социальный педагог. Стаж работы: 14 лет 4 месяца.
Контактный телефон, электронный адрес автора: сот.8-905-393-07-37, дом.тел. (84472) 6-15-47,
эл.адрес natavlad1973@mail.ru
Форма проведения: семинар для заместителей директоров по воспитательной работе, общественных инспекторов по охране прав детства и социальных педагогов, педагогов психологов; выступление на методическом объединении классных руководителей.
Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально неблагополучных семей.
Номинация: Работа с педагогическим коллективом
Тема: «Выявление неблагополучных семей, как средство профилактики социального сиротства».
Год подготовки работы: 2010г., 2012 г..
Актуальность выбранной темы:
Актуальность проблемы социального сиротства является бесспорной уже на протяжении нескольких лет, а в настоящее время особо важной, что подтверждается тем фактом, что даже правительство причисляет проблему сиротства к приоритетным задачам, требующим немедленного решения.
Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали возможность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижения рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствие эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма, и связанного с ним семейного насилия.
Сирота… Невозможно привыкнуть к этому слову. У нас в стране возникает ситуация, когда само общество порождает целое поколение детей-сирот. Многие из них имеют живых родителей: алкоголиков, наркоманов, воров, проституток. Это разложившиеся, аморальные, беспринципные типы.
Сегодня Мир вступил в XXI век. Однако проблемы детей-сирот преобладает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
Я работаю социальным педагогом с 1999 года, а в данном учебном заведении с 1997 года, окончила Ростовский государственный университет. Педагогический стаж работы – более 16 лет. Опыт работы социальным педагогом – более 14 лет.
На сегодняшний день в лицее 21 классный коллектив. Практически в каждом классе есть дети, которые являются социальными сиротами. У них есть родители, но часть из них ведут аморальный образ жизни, часть заняты добыванием «хлеба насущного» (работают на нескольких работах), часть вообще оставили детей бабушкам и дедушкам и утраивают свою личную жизнь, некоторые просто опустили руки и не желают уделять своим детям должного внимания.
Цели мероприятия:
Цель: осознание участниками сути понятия социального сиротства, а также собственных стратегий поведения, создание условий для становления и развития толерантной позиции учителя в межличностных отношениях как важнейшей детерминанты конструктивной работы с неблагополучными семьями.
Задачи мероприятия:
Задачи:
- Формирование представления педагогов об историческом положении детей в России;
- Формирование представления педагогов о положении проблемы социального сиротства в России и за рубежом на сегодняшний день;
- Понятие «Ювенальная юстиция» (мозговой штурм), обучить педагогов объективно оценивать ситуацию;
- развитие умений анализировать проблему социального сиротства и находить формы и методы работы конструктивной работы с неблагополучными семьями.
Контингент участников:
Контингент участников: от 12-25 педагогов.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
- социальная защита ребёнка;
- научить педагогов анализировать проблему социального сиротства и находить формы и методы работы конструктивной работы с неблагополучными семьями
- коррекция негативного влияния на ребёнка различных субъектов социальных отношений ребёнка (ученического коллектива и отдельных учеников, социума).
- нахождение оптимальных решений некоторых проблем в общении «учитель – ученик».
Данная модель частично использовалась в 2010-2011 и в 2012-2013 учебных годах.
Кратко о внедрении разработки:
Данная модель частично использовалась в 2010-2011 и в 2012-2013 учебных годах.
Методы и приемы работы:
Форма проведения: лекция с элементами психологического тренинга: мозгового шторма, просмотр видеоматериалов, дискуссии.
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимидийный проектор, экран. Видео сюжеты с интернета. Подготовленные презентации.
Методические рекомендации:
Отдельное помещение. Продолжительность от 1 час 30 минут до 2 часов (в зависимости от дискуссии).
Ход мероприятия:
Развернутый конспект мероприятия
- Видеоролик «Загляните в детские глаза».
- Выступление лекционное на тему: «Историческое положение детей в России».
- Видеоролик «Социальное сиротство».
- Выступление лекционное с презентацией № 1 на тему: «Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства». (Презентация идет по ходу всего выступления в произвольном порядке ).
- Метод мозгового штурма. Понятие «ювенальная юстиция. Плюсы и минусы». Педагоги прослушивают небольшое введение социального педагога о понятии ювенальной юстиции (Презентация Ювенальная юстиция2), затем делятся в произвольном порядке на две группы, работая отвечая на поставленные вопросы. В процессе обсуждения могут задаваться направляющие вопросы. Материалы в помощь участникам обсуждения могут быть даны в распечатанном виде (приводятся в Приложении 3)
Вопросы для обсуждения:
-плюсы и минусы ювенальной юстиции…
-где лучше жить детям…
-почему в Америке сначала усыновляют детей, а потом рожают своих кровных…
-чем хороша и чем плоха западная модель общественного воспитания…
- Рефлексия.Заключение.
Основная социальная задача школы – воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских лекториях и педагогических советах.
Не только социальный педагог, а каждый учитель-предметник, классный руководитель должны решать вопросы адаптации учащихся к жизненной среде, социализации личности, а соответственно вопросы межличностных взаимоотношений учащихся между собой, учащихся и педагогов. Для этого учитель должен работать не с массой учеников, а с каждым ребенком, подростком индивидуально.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог, педагог психолог призваны оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В их задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог и педагог психолог обеспечивают общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями нуждающимися в особой помощи (семьями из "группы риска", многодетными и неполными и др.); содействует развитию семенно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.
Действия администрации лицея, педагогов направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы:
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
- Роль семьи в развитии личности ребенка.
- Семья как психотерапевт.
- Воспитательный потенциал семьи.
- Семейная атмосфера.
- Семейные роли и отношения.
- Семья как система.
- Семья как источник психической травмы.
- Семья с нарушенной структурой.
- Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
- Родительский авторитет.
- Личный пример родителей.
- Деструктивная, проблемная семья.
- Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
- Конструктивная, гармоничная семья.
- Дети как безусловная ценность.
- Как любить ребенка.
- Поощрения и наказания в семье.
- Семейная жестокость.
- Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
- Родительская позиция и родительское программирование.
- Возрастная динамика родительского отношения к детям.
- Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.
- Роль семьи в предупреждении, неуспеваемости и недисциплинированности детей.
- Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
- Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОРУЧЕНИЯ
- Подготовка ребенка к обучению в школе.
- Организация домашнего учебного труда.
- Семейное чтение.
- Организация труда в семье.
- Экономика семьи.
- Семейные хобби.
- Семейные походы и экскурсии.
- Семейный праздник.
- Новая семейная традиция
- Режим дня ребенка в семье.
- Профилактика заболеваний у детей.
- Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
- Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.
- Анализ семейного конфликта.
- Письмо моему ребенку.
- Знакомство с друзьями ребенка.
- Семейный вечер.
Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.
- Видеоролик «Дети».
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Не указан
Список используемой литературы:
Литература:
- Панина Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями. /Н.А. Панина.-Минск, 2006г. 98с.
- Е.И. Цымбал, советник юстиции, кандидат медицинских наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
- Храмцова Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы. /Ф.И. Храмцова.-Минск, 2008г. 4с.
- Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания. /И.А. Коробейников.-Москва. 2006г. 57с.
- Лиханов А.М. Дети без родителей./ А.М. Лиханов.-Москва. 1987г.
- Шипунова Т. В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиант ности // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2005. Т. VI
- С.В.Широ, Т.Н.Алексеева Правовые основы защиты детства. Волгоград 2001 г.
- А.Лиханов За! Малых сих. Письма в защиту детства. М., 2007 г.
- Р.В.Овчарова Справочная книга социального педагога. М., 2004 г.
- Крутько Е. А. Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения: дисс. … к. филос. н. Новосибирск, 2011. 171 с.
- Интернет ресурсы.
- Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с; 25-40с.
- Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников – 2000 - №10 – с.18.
- Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград; 2005. 6-21с;
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
http://yadi.sk/d/7oh0Aia7HroUa
Практическая апробация:
Данное мероприятие апробировано на базе МКОУ «Октябрьский лицей» в декабре 2010 году на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе и школьных инспекторов по охране прав детства и частично на методическом объединении классных руководителей МКОУ «Октябрьский лицей»
в ноябре 2012 года. Количество учащихся участвовавших в семинаре 28 человек, на МО классных руководителей 15 человек. Проведенный семинар высоко оценили специалисты отдела опеки и попечительства Комитета по образованию Калаческого района Волгоградской области, а также участники семинара.
Отсканированная рецензия: