Выявление неблагополучных семей, как средство профилактики социального сиротства

 

Комитет по образованию администрации

Калачевского муниципального района Волгоградской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«ОКТЯБРЬСКИЙ ЛИЦЕЙ»

 

404540 Волгоградская область, Калачевский район,  п. Октябрьский МКОУ «Октябрьский лицей»,

тел. (факс) (84472) 6-12-21, тел.(84472) 6-13-23              

sashinn@mail.ru    – электронная почта,r34kloktlic.ru –адрес сайта лицея,    

e-mail: r34kloktlic@nxt.ru 

 

Руководитель образовательной организации: директор МКОУ «Октябрьский лицей» Зиновьев Валерий Викторович.

 

 Автор: Чекашёва Наталья Владимировна, социальный педагог. Стаж работы: 14 лет 4 месяца.

Контактный телефон, электронный адрес автора:  сот.8-905-393-07-37, дом.тел. (84472) 6-15-47, 

эл.адрес natavlad1973@mail.ru

 

 Форма проведения: семинар для заместителей директоров по воспитательной работе, общественных инспекторов по охране прав детства и социальных педагогов, педагогов психологов; выступление на методическом объединении классных руководителей.

 

 Областной конкурс методических разработок по организации работы с детьми из социально неблагополучных семей.

Номинация: Работа с педагогическим коллективом

 

Тема: «Выявление неблагополучных семей, как средство профилактики социального сиротства».

 

 

 

 

Год подготовки работы: 2010г., 2012 г..

 

 

 


Актуальность выбранной темы: 

Актуальность проблемы социального сиротства является бесспорной уже на протяжении нескольких лет, а в настоящее время особо важной, что подтверждается тем фактом, что даже правительство причисляет проблему сиротства к приоритетным задачам, требующим немедленного решения.

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали возможность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников. В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижения рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая – критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, отсутствие эффективной социальной политики, широким распространением алкоголизма, и связанного с ним семейного насилия.

Сирота… Невозможно привыкнуть к этому слову. У нас в стране возникает ситуация, когда само общество порождает целое поколение детей-сирот. Многие из них имеют живых родителей: алкоголиков, наркоманов, воров, проституток. Это разложившиеся, аморальные, беспринципные типы.

Сегодня Мир вступил в XXI век. Однако проблемы детей-сирот преобладает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Я работаю социальным педагогом с 1999 года, а в данном учебном заведении с 1997 года, окончила Ростовский государственный университет. Педагогический стаж работы – более 16 лет. Опыт работы социальным педагогом – более 14 лет.

На сегодняшний день в лицее  21 классный коллектив. Практически  в каждом классе есть дети, которые являются социальными сиротами. У них есть родители, но часть из них ведут аморальный образ жизни, часть заняты добыванием «хлеба насущного» (работают на нескольких работах), часть вообще оставили детей бабушкам и дедушкам и утраивают свою личную жизнь, некоторые просто опустили руки и не желают уделять своим детям должного внимания.

Цели мероприятия: 

    Цель: осознание участниками сути понятия социального сиротства, а также собственных стратегий поведения,  создание условий для становления и развития толерантной позиции учителя в межличностных отношениях как важнейшей детерминанты конструктивной работы с неблагополучными семьями.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

  • Формирование представления педагогов об историческом положении детей в России;
  • Формирование представления педагогов о положении проблемы социального сиротства в России и за рубежом на сегодняшний день;
  • Понятие «Ювенальная юстиция» (мозговой штурм), обучить педагогов объективно оценивать ситуацию;
  • развитие умений анализировать проблему социального сиротства и находить формы и методы работы конструктивной работы с неблагополучными семьями.

Контингент участников: 

Контингент участников:  от 12-25 педагогов.

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые  результаты:

 - социальная защита ребёнка;

- научить педагогов анализировать проблему социального сиротства и находить формы и методы работы конструктивной работы с неблагополучными семьями

- коррекция негативного влияния на ребёнка различных субъектов социальных отношений ребёнка (ученического коллектива и отдельных учеников, социума).

 - нахождение оптимальных решений  некоторых проблем в общении «учитель – ученик».

Данная модель частично использовалась в 2010-2011 и в 2012-2013 учебных годах.

Кратко о внедрении разработки: 

Данная модель частично использовалась в 2010-2011 и в 2012-2013 учебных годах.

Методы и приемы работы: 

Форма проведения: лекция с элементами психологического тренинга: мозгового шторма, просмотр видеоматериалов, дискуссии.

Необходимое оборудование: 

 Компьютер, мультимидийный проектор, экран. Видео сюжеты с интернета. Подготовленные презентации.

Методические рекомендации: 

Отдельное помещение.  Продолжительность от 1 час 30 минут до 2 часов (в зависимости от дискуссии).

Ход мероприятия: 

Развернутый конспект мероприятия

  1. Видеоролик «Загляните в детские глаза».
  2. Выступление лекционное на тему: «Историческое положение детей в России».
  3. Видеоролик «Социальное сиротство».
  4. Выступление лекционное с презентацией № 1 на тему: «Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства». (Презентация идет по ходу всего выступления в произвольном порядке ).
  5. Метод мозгового штурма. Понятие «ювенальная юстиция. Плюсы и минусы». Педагоги прослушивают небольшое введение социального педагога о понятии ювенальной юстиции (Презентация Ювенальная юстиция2), затем делятся  в произвольном порядке на две группы, работая отвечая на поставленные вопросы. В процессе обсуждения могут задаваться направляющие вопросы. Материалы в помощь участникам обсуждения могут быть даны в распечатанном виде (приводятся в Приложении 3)

Вопросы для обсуждения:

-плюсы и минусы ювенальной юстиции…

-где лучше жить детям…

-почему в Америке сначала усыновляют детей, а потом рожают своих кровных…

-чем хороша и чем плоха западная модель общественного воспитания…

  1. Рефлексия.Заключение.

Основная  социальная задача школы – воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских  лекториях и педагогических советах.

Не только социальный педагог, а каждый учитель-предметник, классный руководитель должны решать вопросы адаптации учащихся к жизненной среде, социализации личности, а соответственно вопросы межличностных взаимоотношений учащихся между собой, учащихся и педагогов. Для этого учитель должен работать не с массой учеников, а с каждым ребенком, подростком индивидуально.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог, педагог психолог призваны оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В их задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами — психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью. Социальный педагог и педагог психолог обеспечивают общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями нуждающимися в особой помощи (семьями из "группы риска", многодетными и неполными и др.); содействует развитию семенно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

      Действия администрации лицея, педагогов направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы:

- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  КОНСУЛЬТАЦИИ

  • Роль семьи в развитии личности ребенка.
  • Семья как психотерапевт.
  • Воспитательный потенциал семьи.
  • Семейная атмосфера.
  • Семейные роли и отношения.
  • Семья как система.
  • Семья как источник психической травмы.
  • Семья с нарушенной структурой.
  • Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
  • Родительский авторитет.
  • Личный пример родителей.
  • Деструктивная, проблемная семья.
  • Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
  • Конструктивная, гармоничная семья.
  • Дети как безусловная ценность.
  • Как любить ребенка.
  • Поощрения и наказания в семье.
  • Семейная жестокость.
  • Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
  • Родительская позиция и родительское программирование.
  • Возрастная динамика родительского отношения к детям.
  • Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.
  • Роль семьи в предупреждении, неуспеваемости и недисциплинированности детей.
  • Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
  • Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОРУЧЕНИЯ

  • Подготовка ребенка к обучению в школе.
  • Организация домашнего учебного труда.
  • Семейное чтение.
  • Организация труда в семье.
  • Экономика семьи.
  • Семейные хобби.
  • Семейные походы и экскурсии.
  • Семейный праздник.
  • Новая семейная традиция
  • Режим дня ребенка в семье.
  • Профилактика заболеваний у детей.
  • Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
  • Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.
  • Анализ семейного конфликта.
  • Письмо моему ребенку.
  • Знакомство с друзьями ребенка.
  • Семейный вечер.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

  1. Видеоролик «Дети».

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

Литература:

  1. Панина Н.А. Профилактика сиротства: социальная работа с несовершеннолетними матерями. /Н.А. Панина.-Минск, 2006г. 98с.
  2. Е.И. Цымбал, советник юстиции, кандидат медицинских наук, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования.
  3. Храмцова Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы. /Ф.И. Храмцова.-Минск, 2008г. 4с.
  4. Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания. /И.А. Коробейников.-Москва. 2006г. 57с.
  5. Лиханов А.М. Дети без родителей./ А.М. Лиханов.-Москва. 1987г.
  6. Шипунова Т. В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиант     ности // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2005. Т. VI
  7. С.В.Широ, Т.Н.Алексеева Правовые основы защиты детства. Волгоград 2001 г.
  8. А.Лиханов За! Малых сих. Письма в защиту детства. М., 2007 г.
  9. Р.В.Овчарова Справочная книга социального педагога. М., 2004 г.
  10. Крутько Е. А.  Детская безнадзорность как феномен  социального отчуждения: дисс. …  к.  филос. н. Новосибирск,       2011. 171 с. 
  11.  Интернет ресурсы.
  12.  Султанова Т.А.  Работа с неблагополучными семьями.  Методическое пособие -Уфа; 2005  10-11с;  25-40с.
  13. Иванцова А.  О работе с проблемными семьями.   Воспитание школьников – 2000 - №10 – с.18.
  14. Касаткина Н.А.   формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград; 2005.  6-21с;

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

http://yadi.sk/d/7oh0Aia7HroUa

Практическая апробация: 

Данное мероприятие апробировано на базе МКОУ «Октябрьский лицей» в декабре 2010 году на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе и школьных инспекторов по охране прав детства и частично на методическом объединении классных руководителей МКОУ «Октябрьский лицей»  

в  ноябре  2012 года. Количество учащихся участвовавших в семинаре 28 человек, на МО классных руководителей 15 человек. Проведенный семинар высоко оценили специалисты отдела опеки и попечительства Комитета по образованию Калаческого района Волгоградской области, а также участники семинара.

Отсканированная рецензия: