Проблема табакокурения в школе и попытка ее решения

Муниципальное казенное образовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области

Почтовый адрес: Волгоградская область Николаевский муниципальный район город Николаевск ул. Октябрьская д. 2, индекс: 404033, тел: 8(84494)61306, эл. почта: sosh1_nik@bk

ФИО директора МКОУ «СОШ №1» г. Николаевска- Яковенко Татьяна Николаевна

ФИО автора –Маежова Виктория Владимировна

Должность: заместитель директора по воспитательной работе

Опыт работы:  общий стаж -7 лет педагогического стажа в данной школе, 3 года в должности заместителя директора по ВР.

Контактный телефон: 89377118491, эл. почта: 350_34@mail.ru

Форма проведения и тема работы: Социальный проект «Проблема табакокурения в школе и попытка ее решения»

Год подготовки работы: 2010 учебный год

 

 


Актуальность выбранной темы: 

Актуальность и востребованность проекта.

Наш проект «Проблема табакокурения в школе» направлен на решение одной из актуальных и злободневных проблем современного мира и относительно нашей школы – проблемы курения. Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте особенно дети из социально неблагополучных семей, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости.

В странах с высокими доходами в течение последних десятилетий распространенность курения уменьшилась. Это не спонтанный процесс, а результат длительной работы, направленной против курения. В странах с низким и средним уровнем дохода количество курильщиков увеличилось. Стоит обратить внимание на тот факт, что распространенность курения в масштабах страны обратно пропорциональна уровню образования населения. По данным всемирной организации здравоохранения, в современном мире в среднем курят 50% мужчин и 20% женщин.

В России курит не большая часть населения, как думают многие, а только половина мужчин и десятая часть женщин. Но по данным выборочных социологических исследований в России растет число курящих людей среди женщин, детей и подростков.

По сравнению с другими видами рискованного поведения, риск преждевременной смерти в результате курения является исключительно высоким. Ранняя смерть среди курильщиков  в18 раз выше, чем среди некурящих людей. Половина умирают от болезней, связанных с курением. При этом, четвертая часть курильщиков умирает в продуктивном среднем возрасте, теряя 20-25 лет своей жизни. Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире.  К 2030 году эта пропорция составит один из шести, или 10 миллионов случаев смерти в год – больше, чем по любой другой отдельной причине.

О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых  и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез. В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма человека вещества. Общее количество их около 400, самым вредным из них является никотин.

Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым. Живущие в накуренных помещениях дети чаще страдают различными заболеваниями.

Контингент участников проекта – учащиеся 5-8 классов.

Данный проект проводился в школе в 2010 учебном году, старшеклассники проводили анкетирование, разрабатывали и проводили классные часы, акции.

Цели мероприятия: 

Цель проекта:  Выявление проблемы курения в школе среди учащихся, разработка возможного пути ее решения.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

1. Проведение анкетирования среди учащихся 5-8 классов и обработка данных;

2.  Создание информационной газеты и буклетов, демонстрирующих вред курения;

3.  Проведение мероприятий направленных на профилактику табакокурения.

Контингент участников: 

5-8  класс

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые результаты: в ходе данных мероприятий учащимся предлагается познакомиться с историей возникновения табака, узнать о пагубном воздействии никотина на организм. Пробудить в ребятах отвращение к курению и предотвратить начало их пагубной привычки.

 

 

 

Кратко о внедрении разработки: 

Работа была проведена в 2010 году в школе. В апреле этого же года ребята принимали участие в районном конкурсе социальных проектов и заняли 1 место.  

Методы и приемы работы: 

Формы мероприятий.

1) Проведение классных часов:

  • Плюс показ роликов о вреде курения
  • «Живи разумом – так и лекаря не надо!» 5-6 класс
  • «Курить или нет – ваш выбор!» 9-11класс

2) Акции:  

  •  «Поменяй сигареты – на витамины!»
  •  «Закон и ответственность»

3) Игры: 

  • «Кто я?»
  • «Суд над сигаретой»
  • «Круглый стол» 
  •  «Ток-шоу «Табак – зачем он нужен!»

4) Спортивные соревнования:

  • «Веселые старты»  - дни здоровья
  • День защиты детей, с участием волонтеров «Сила каждому нужна»
  • Агитбригада  тема «Мы за здоровый образ жизни!»
  • Табак-шоу: «Курильщик – сам себе могильщик»

Необходимое оборудование: 

Компьютер, видеопроектор ,музыкальные колонки, экран

Методические рекомендации: 

Весь проект построен на проведении классных часов в 5-8 классах ( 40 минут), спортивных мероприятиях в спортзале или на улице (30-40 минут) ,танцевальных вечеров в актовом зале (1 час).

Ход мероприятия: 

Введение.

В последнее время проблема курения в современном  мире является одна из самых острых. Это стало наркоманией, в определенной степени. Общий возраст курильщика с 6 лет и выше. Курение – это проблема не только для одного человека, но и для окружающих его людей. Если рассмотреть проблему в масштабах страны, то курение несет опасность для здоровья нации.

Таким образом, у нас возникла идея создания социального проекта по проблеме табакокурения в школе. Для  создания проекта мы провели исследование в нашей школе,  и получив результат запланировали множество различных мероприятий по профилактике курения среди учащихся.

Вся работа начиналась с анкетирования учеников для  выяснения существования в нашей школе проблемы курения. Когда результаты анкеты показали, что такая проблема имеет место быть, мы разработали план работы, направленный на здоровый образ жизни учащихся. Намеченные мероприятия распределили на весь учебный год. В течение года было проведено следующее: игры и упражнения по здоровому образу жизни, знакомство с историей появления табака и с влиянием его на организм человека, как на физическое, так и на психическое состояние, создание  плакатов на тему «Здоровье – это здорово!» и «Здоровье – путь к успеху!», спортивные соревнования «Веселые старты» и  «День защиты детей», просмотр фильмов по данной тематике, викторины и др.  

Считаем, что проделанная нами работа не пройдет мимо учащихся, которые никогда не курили,  мимо тех, кто уже пробовал курить или курит, и, конечно,  они сделают необходимые для себя выводы.

Информация для  классного часа.

Известно, что табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки с изображением курящих людей, все же до открытия Колумба табак в старом свете не знали. История приобщения европейцев к курению началась так.

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба к45 закричал: «Впереди земля!» грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани.  Колумб дал ей новое имя – Сан-Сальватор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «Петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки. Быстрому распространению табака способствовало, конечно, удивительное его свойство – привычная тяга к курению, с которой очень трудно было совладать человеку. Теперь-то мы знаем о наркотических качествах никотина, но в те далекие времена табаку приписывали необыкновенные действия. Например, считалось, что табак обладает целебными свойствами, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовали как лечебное вещество. К концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию.

В России в царствование царя Михаила Федоровича, уличенные в курении в первый раз наказывались 60-ю ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном «уложении» от 1649 года было записано «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть и ссылать в дальние города». Но в этой борьбе, все же, табак оказался победителем.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, но при этом на табак ввел большую пошлину.

Быстро и широко распространившийся по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории.

При выкуривании 20 граммов табака образуется 1 грамм табачного дёгтя. Табачный дёготь на зубах курильщика откладывается, и они чернеют, издают специфический неприятный запах, который ощущается при разговоре с курильщиком.

У курильщика обогащение крови происходит не столько кислородом, сколько угарным газом. Вот почему у человека, выкурившего подряд несколько сигарет или находящегося в накуренном помещении, развивается кислородное голодание, появляется головная боль, головокружение, тошнота, бледность.

От действия никотина понижается острота зрения, ухудшается светоощущение, обоняние, ощущение вкуса.

Каждая сигарета приносит огромный вред. При каждом  вдохе дым попадает в легкие, это трансформирует и разрушает их. Анатомические вскрытия показывают, что легкие курильщиков серые, дряблые, как старая грязная губка.

Современные исследования показали, что табачный дым способствует росту  клеток рака, постепенно разрушается иммунная система организма. Раковые клетки увеличиваются в размерах очень быстро.

Дым попадает в поток крови, разрушает при этом кровеносные сосуды в клетчатке глаза. Курение это часто главная причина полной слепоты.

Часть аорты, это кровеносный сосуд, который идет от сердца по всему организму. У курильщика в ней накапливаются яды из табачного дыма, жиры.

Клубы дыма попадают в кровь и в головной мозг. Это может привести к слепоте,  парализовать весь организм даже убить. 

Птицы (воробьи и голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака – 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает  ежедневно в кровь после выкуривания 20 -25 сигарет (в одной сигарете содержится 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Многочисленные научные исследования свидетельствуют: из 10 куривших детей и подростков восемь останутся курильщиками до конца жизни. Вот почему табачные компании так борются за молодежь. Когда табачные компании продают сигареты, они фактически продают две вещи: никотиновый продукт и имидж, олицетворяющий определенный стиль жизни и связанное с ним процветание.

Очень мало подростков начинают курить из-за тех ощущений, которые дают сигареты. Детей и подростков привлекает потребность соответствовать определенному образу. Научные данные свидетельствуют, что реклама с использование лошадей у подростков вызывает ощущение свободы, честности, отсутствия надоедливых воспитателей.

В 1999 году Европарламент утвердил директивы, приводящие к снижению табакокурения. Законы, ограничивающие производство и продажу табака, уже работают во всем мире.

Когда в США начался бум борьбы с курением, табачные компании потеряли более 35 миллионов клиентов.

Западные табачные компании, которые потеряли рынки сбыта у себя дома, ведут борьбу за право владения пространством России, где в настоящее время курят 40 миллионов человек.

Табачные компании тратят огромные деньги на то, чтобы заставить СМИ не публиковать материалы о влиянии курения на здоровье.

В Российской Федерации с января 2002 года действует  «Закон об ограничении курения табака».

Категорически запрещается курить в школе.

Запрещено курение в лечебно-профилактических учреждениях.

Запрещено курение во всех видах транспорта, в столовых, в ряде ресторанов,  кафе и в других общественных местах.

Когда мы изучили данную информацию ,мы решили провести анкетирование и узнать а курят ли у нас в школе.

Результаты  нашего анкетирования: 

1. Первую сигарету выкурили: в компании – 59 %; с другом -20%; один – 21%

2. Мотивы приобщения к сигаретам:  60%-подражание взрослым, 40%-любопытство

3. Реакция родителей: ругают – 30%; заставляют бросить- 50%;

Получив такие цифры, мы решили провести ряд классных часов и игр ,посвященных профилактике курения.

Сначала мы разработали план проведения определенных мероприятий  по профилактике злоупотребления табаком. Вся работа по плану рассчитана на весь учебный год. Считаем, что наши предложения и проведенные мероприятия не пройдут стороной мимо учащихся, и они извлекут много полезного из этого.

1) Проведение классных часов:

-  Плюс показ роликов о вреде курения

-  «Живи разумом – так и лекаря не надо!» 5-6 класс

-  «Курить или нет – ваш выбор!» 9-11класс

2) Акции:   

-  «Поменяй сигареты – на витамины!»

-  «Закон и ответственность»

3) Игры: 

- «Кто я?»

-  «Суд над сигаретой»

-  «Круглый стол» 

-  «Ток-шоу «Табак – зачем он нужен!»

4) Спортивные соревнования:

- «Веселые старты»  - дни здоровья

-  День защиты детей, с участием волонтеров «Сила каждому нужна»

-  Агитбригада  тема «Мы за здоровый образ жизни!»

-  Табак-шоу: «Курильщик – сам себе могильщик»

Вся проведенная работа показала, что, конечно же, проблема табакокурения среди учащихся школы существует. И, тем не менее, проводимые нами мероприятия дают положительный результат. Значит, проведение профилактических мероприятий  возможно и даже необходимо. Следовательно, эта работа должна быть продолжена, так как в течение одного года данную проблему, конечно же, не решить. Поэтому мы надеюсь, что начатый нами проект будет продолжен в последующие годы.

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Результаты проведенной анкеты показали, что учащиеся куряти мотивами приобщения к сигаретам стали:

1. Первую сигарету выкурили: в компании – 59 %; с другом -20%; один – 21%

 2. Мотивы приобщения к сигаретам:  60%-подражание взрослым, 40%-любопытство

 3. Реакция родителей: ругают – 30%; заставляют бросить- 50%;

После проведенных мероприятий и демонстрации видеороликов о вреде курения количество куривших сократилось

с 60%  до 30%. Следовательно проведенная профилактическая работа имеет свое действие.А значит будет продолжена.

Список используемой литературы: 

 1. «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.

2.«Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.

3.«Психопрофилактика и психотерапия в средней школе» учебно-методическое пособие. Кулаков С. А. – Санкт-Петербург 1996 год.

4.«Школьнику о вреде никотина  и алкоголя» Ягодинский В. Н. – Москва 1986 год. Брошюры-приложения к журналу «Первое сентября» подписка 2006-2008 года.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Данный проект был реализован в школе в 2010 году. В ходе  проведенных мероприятий по результатам анкетирования число учащихся, которые курят сократилось с 60% до 30%. Ребята получили информацию о вреде табака, о разрушительном воздействии никотина, посмотрели видео-ролики, в которых наглядно показано отравление организма вредными веществами ,содержащимися в сигаретах.  На проведенной акции "Поменяй сигареты на витамины" ребята старшеклассники меняли сигареты на апельсины. В ходе всех классных часов, тематических игр, акций меняется мировоззрение учащихся, они задумаваются о здоровье и начинают больше заботится о своем организме.

Отсканированная рецензия: