Здоровая семья - счастливые дети!

 

                                                              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Михайловки»

 

 

 

 

Утверждаю

Директор школы:              Г.А.Круглова

30.09.2010 г. 

 

 

 

                ПРОГРАММА

РАБОТЫ С  СОЦИАЛЬНО – НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

«Здоровая семья – счастливые дети»

МБОУ «СОШ № 3 г.Михайловки»

на 2010 – 2013 учебные годы

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         Автор проекта:  Семенченко Марина

Владимировна, зам.директора школы по ВР,

учитель биологии высшей категории

 

 

 

 

               Михайловка, 2010

 

 

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С  СОЦИАЛЬНО – НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

«Здоровая семья – счастливые дети»

МБОУ «СОШ № 3 г.Михайловки»

на 2010 – 2013 учебные годы

 

Наименование, почтовый адрес, телефон, электронная почта образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Михайловки», 403 343, г. Михайловка, Волгоградской области, ул.Мичурина, 26 «а», 8 (844) 63 – 2-48-58, irad70@mail.ru

ФИО руководителя организации

Круглова Галина Александровна

ФИО автора

Семенченко Марина Владимировна

Должность

Заместитель директора по ВР

Стаж работы

12 лет (в занимаемой должности – 5 лет)

Контактный телефон, электронный адрес автора

8-904-773-19-87, mari_130798@mail.ru

Форма проведения и тема работы

Программа работы с социально-неблагополучными семьями

«Здоровая семья – счастливые дети» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Михайловки» на 2010 – 2013 учебные годы (далее – Программа)

Год подготовки работы

 30.09.2010 года

 


Актуальность выбранной темы: 

Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Здесь ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности несовершеннолетних. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. В этих семьях отмечаются алкоголизм, безразличное отношение к воспитанию и образованию детей. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности. Отягощенные  неблагополучной обстановкой в семье они  замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

Отсюда мы делаем вывод о  необходимости детального изучения неблагополучных семьей как педагогического фундамента для выработки более точной стратегии воспитания детей.

Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

  • раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
  • определение причин неблагополучия семьи;
  • осуществление информационной помощи семье;
  •  организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».

Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с социально – неблагополучными семьями. Программа "Здоровая семья – счастливые дети" охватывает главные аспекты социализации личности ребёнка из социально – неблагополучной семьи, намечает перспективы, определяет приоритеты работы с социально-неблагополучной семьёй, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Мы оцениваем семью как активный субъект педагогического процесса, и строим наше сотрудничество  на основе идеи взаимоподдержки и  сопереживания.

Программа является составной частью комплексной долгосрочной программы работы с семьями обучающихся «Семья», которая реализуется в школе с 2010 года.

Цели мероприятия: 

Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением,  укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей  и традиций, укрепление межпоколенческих связей.

Задачи мероприятия: 

Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:

  • раннее выявление неблагополучных семей;
  • оказание эффективной социально-педагогической  помощи семье, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;
  • разработка и внедрение рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам в работе с неблагополучными семьями и с детьми из неблагополучных семей.
  • установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
  • содействие личностному и социальному развитию родителей;
  • содействовать в формировании правовой культуры родителей;

Контингент участников: 

Обучающиеся 1-11 классов, неблагополучные семьи, состоящие на учете в школе.

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы к 2013 году предполагается:

Количественные результаты:

  1. Снижение количества неблагополучных семей.
  2. Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка.
  3. Сокращение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних из неблагополучных семей, профилактика безнадзорности и беспризорности.
  4.   Культурно-массовыми мероприятиями будут охвачены все  неблагополучные семьи.

Качественные результаты:

  1. У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
  2. У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов.
  3. Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.
  4. Повышение эффективности работы школы путем внедрения инновационных программ работы с социально – неблагополучными семьями.

Оценка эффективности Программы

Оценка эффективности реализации настоящей Программы будет осуществляться на основе следующих показателей:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня ответственности у родителей за обучение и воспитание детей, улучшились условия жизни ребенка и семьи.
  3.  У родителей повысился уровень знаний в области правовых вопросов.
  4. Снизился уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом.
  5. Установление доверительных детско-родительских отношений.
  6. Уменьшения количества детей состоящих на всех видах учёта.

Кратко о внедрении разработки: 

Основным направлением решения данной проблемы  является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с семьёй. Причём эта работа должна быть не эпизодической, а комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера. С неблагополучными семьями должны работать высококвалифицированные специалисты, люди глубоко неравнодушные к проблемам других. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.

Методы и приемы работы: 

Не указан

Необходимое оборудование: 

Ресурсы

  • Человеческие: педагоги, специалисты, сотрудники социальных служб, родители.
  • Методические: конференции, семинары, участие в работе школьной лаборатории по проблемам воспитания и семьи; психолого-педагогическое просвещение родителей, организация массовых мероприятий, взаимодействие с социально-досуговым центром «Семья», заседания методических объединений, курсы повышения квалификации педагогов и т.д.
  • Материально-технические: медиатека, библиотека, техническое оборудование и помещения школы и т.д.

Методические рекомендации: 

Этапы реализации Программы

Этап

Сроки

Цель

Деятельность

1-й - этап организационный

 

Сентябрь – октябрь 2010 – 2011 учебного года

Подготовить условия для создания системы работы с социально – неблагополучными семьями.

 

 

  • Изучить и проанализировать состояния работы в школе с социально – неблагополучными семьями.
  • Изучить нормативную базу.
  • Разработать, обсудить и утвердить программу по работе с социально – неблагополучными семьями
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
  • Провести МО классных руководителей по проблемам выявления социально – неблагополучных семей.
  • Провести патронаж, анкетирование и выявление критерий нуждаемости конкретной семьи.

2-й этап - основной

Ноябрь  2010-2011 учебного года  – март 2012 – 2013 учебного года

Реализация программы «Здоровая семья – счастливые дети».

 

  • Создание психолого-педагогических условий для работы с социально – неблагополучными семьями.
  • разработка  и реализация индивидуальных программ с семьями; 
  • Способствовать участию родителей вместе с детьми в различных мероприятиях класса и школы.
  • Создание и выпуск методических материалов, рекомендаций родителям (памятки, брошюры, методические пособия).
  • Проведение мониторинга реализации программы.

3-й этап - контрольно – аналитический

 

Апрель-май – 2012 – 2013 учебного года

Анализ итогов реализации Программы

 

  • Анализ результатов программы.
  • Обобщение опыта  работы с социально – неблагополучными семьями в школе.
  • Определение стратегии дальнейшей  работы с социально – неблагополучными семьями

Структура реализации Программы

 

1.Изучение семьи.

2. Планирование работы с семьей.

3. Реализация Программы работы с семьей.

4. Анализ проделанной работы.

Изучение семей происходит по следующей программе:

  • состав семьи, возраст, профессия родителей, образование;
  • бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;
  • активность участия родителей в воспитании детей;
  • распределение обязанностей в семье;
  • традиции, семейные праздники;
  • увлечения, способности родителей и детей;
  • взаимоотношения в семье.

Планирование работы с семьей осуществляют классный руководитель, социальный педагог, психолог, заместитель директора школы. План утверждается директором школы.

В реализации плана участвуют все субъекты работы с неблагополучными семьями. Анализируют работу директор школы, председатель родительского комитета школы.

Мероприятия направленные на реализацию Программы

Воспитательно-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей

Содержание работы

Сроки

Ответственные

 

Раннее выявление социально - неблагополучных семей, семей группы риска и детей нуждающихся в социально-психологической помощи

сентябрь

Классные руководители, социальный педагог

 

Закрепление за детьми группы риска наставников

сентябрь

Администрация школы

 

Вовлечение обучающихся в работу школьных кружков

сентябрь

Классные руководители

 

Организация работы агитбригады «Пульс» на учебный год

сентябрь

Социальный педагог

Классные руководители

 

Организация работы волонтерского объединения

сентябрь

Социальный педагог

 

 

Привлечение обучающихся в кружки ДО и подростковые клубы («Росток», «Ровесник», «Зарница»)

сентябрь

Социальный педагог

Классные руководители

 

Мониторинг интересов и способностей обучающихся

сентябрь

Психолог

 

Создание информационных стендов для обучающихся об ответственности за совершенные правонарушения

сентябрь

Социальный педагог

 

 

Оказание помощи в трудоустройстве детей из неблагополучных семей в летний период

май

Социальный педагог

 

 

Организация каникулярного отдыха

В течение года

Социальный педагог

Классные руководители

 

Участие детей группы риска в  традиционных праздниках, конкурсах, фестивалях, смотрах, акциях.

В течение года

Классные руководители

 

Тренинговые занятия с основами социально-правовых знаний.

В течение года

Психолог

Социальный педагог

 

Организация встреч с работниками социальных служб города

В течение года

Психолог

Социальный педагог

Классные руководители

 

Организация профилактических бесед с работниками полиции, инспекторами ПДН, с инспекторами Госнаркоконтроля

В течение года

Социальный педагог

Классные руководители

 

Организация профилактических бесед с врачом-наркологом

В течение года

Социальный педагог

Классные руководители

 

Проведение индивидуальных бесед и занятий с психологом

В течение года

Социальный педагог

Классные руководители

 

Проведение традиционных массовых мероприятий:

  • Дни здоровья
  • День защиты детей
  • «Учитель, слово то, какое…»
  • «О, женщина, с ребенком на руках!»
  • Масленица
  • Новый год
  • День Победы
  • Вахта Памяти «2 февраля»

В течение года

Зам.директора по ВР

Классные руководители

 

Организация шефской работы с ветеранами ВОВ и тружениками тыла

В течение года

Зам.директора по ВР

Классные руководители

 

Организация  помощи детям – инвалидам в рамках акции «Твори добро!»

В течение года

Зам.директора по ВР

Классные руководители

 

Организация участия в акции «Наш любимый школьный двор»

В течение года

Зам.директора по ВР

Классные руководители

21

Проведение профилактических акций:

  • Операция «Трудоустройство»
  • Операция «Подросток – Беспризорник»
  • Операция «Подросток – лето»
  • Операция «Подросток – семья»
  • Операция «Безнадзорник»
  • Рейд «Подросток и улица»
  • Акция «Милиция - детям»
  • Операция «Всеобуч»
  • Операция «Подросток»

В течение года

Зам.директора по ВР

Профилактическая работа с неблагополучной семьей

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Изучение  неблагополучных семей

 

сентябрь

Классный руководитель, социальный педагог

2

Знакомство родителей с законодательными актами федерального, регионального уровня

В течение года

Социальный педагог

 

3

Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности

В течение года

Социальный педагог

Классные руководители

4

Психолого-педагогическое просвещение:

  1. Родительский лекторий:
  • Воспитательный потенциал семьи.
  • Значение воспоминании о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
  • Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
  • Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
  • Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.
  • Педагогическая запущенность подростка ее причины.
  • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и не­гативных привычек у детей.
  • Правовая и экономическая защита личности ребенка.
    1. Педагогическое консультирование:
  • Права и обязанности родителей
  • Воспитываем детей здоровыми вместе
  • Поиск ключа здоровья
  • Проблемы подросткового возраста
  • Моя семья - моя крепость
  • Здоровая семья – здоровые дети
    1. Родительские посиделки:
  • Вместе весело – врозь хоть брось!
  • Мама – самое святое слово!
  • Традиции моей семьи.
  • Семь – Я!

В течение года

Социальный педагог

5

Семейное консультирование проблемных семей

В течение года

Социальный педагог

психолог

6

Организация встреч  специалистов различных  служб профилактики с родителями

В течение года

Социальный педагог

 

7

Приглашение родителей на заседания школьного Совета профилактики правонарушений и безнадзорности

В течение года

Социальный педагог

 

8

Составление индивидуальных программ по сопровождению неблагополучных семей и их реализация

В течение года

Социальный педагог

Психолог

Классный руководитель

9

Индивидуальная работа с психологом

В течение года

Психолог

 

10

Индивидуальная работа с социальным педагогом

В течение года

Социальный педагог

 

11

Посещение семей на дому

В течение года

Социальный педагог

Психолог

Классный руководитель

 

Привлечение родителей к организации массовых мероприятий

В течение года

Классный руководитель

 

Привлечение родителей к проектно-исследовательской работе

В течение года

Зам.директора по ВР

Классные руководители

 

Проведение профилактических акций:

  • Операция «Мой дом»
  • Операция «Режим дня»
  • Операция «Безнадзорник»
  • Рейд «Ночной дозор»
  • Акция «Милиция - детям»
  • Операция «Всеобуч»

В течение года

Зам.директора по ВР

Классные руководители

 

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных  явлений в семье;

- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

В течение года

Социальный педагог

Психолог

Классный руководитель

Организационно-методическая работа

 

Принятие программы «Здоровая семья – счастливые дети»

сентябрь

Директор школы

 

Составление и корректировка банка данных на различные категории семей

 ( многодетные, неполные, находящиеся в СОП)

сентябрь

Социальный педагог

 

 

Проведение консультаций, педагогических советов, семинаров, совещаний при директоре на тему

« Работа образовательного учреждения с неблагополучной семьей как источником безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних»

В течение года

Администрация

Социальный педагог, психолог, классные руководители

 

Информационный стенд для родителей

сентябрь

Социальный педагог

 

 Публикации, статьи на школьный сайт и в СМИ по работе с неблагополучными семьями

В течение года

Социальный педагог

 

Методическая копилка « Работа с неблагополучными семьями»

В течение года

Зам.директора по ВР, социальный педагог, психолог

 Субъекты реализации Программы

1. Администрация школы.

2. Социальный педагог.

3. Психолог школы.

4. Учителя - предметники.

5. Классные руководители.

6. Родительский комитет школы.

7. Управляющий совет школы.

8. Муниципальный отдел МВД России "Михайловский".

9. Сотрудники центра социально-психологической помощи "Семья".

10. Сотрудники центра "Здоровье".

11. Медицинские работники   ГБУЗ «Михайловская центральная детская поликлиника».

12. Инспекторы ПДН.

Заключение.

    Работа по данной программе  в течение 3 лет не достаточна и пока можно говорить об экспериментальном  уровне разработки. О больших результатах пока говорить рано, но мелкими шажками мы двигаемся к намеченной цели. Есть совместные мероприятия, праздники, проводятся лектории, тренинги, выпускаются памятки, буклеты,  есть заинтересованность со стороны  подростков и родителей. Работа в данном направлении будет продолжаться и даже если мы смогли помочь только одной семье, то и этот результат будет, значим. Таким образом, что основным направлением решения данной проблемы  является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с семьёй. Причём эта работа должна быть не эпизодической, а комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера. С неблагополучными семьями должны работать высококвалифицированные специалисты, люди глубоко неравнодушные к проблемам других. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.

 

Ход мероприятия: 

Не указан

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы к 2013 году предполагается:

Количественные результаты:

  1. Снижение количества неблагополучных семей.
  2. Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка.
  3. Сокращение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних из неблагополучных семей, профилактика безнадзорности и беспризорности.
  4.   Культурно-массовыми мероприятиями будут охвачены все  неблагополучные семьи.

Качественные результаты:

  1. У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
  2. У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов.
  3. Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.
  4. Повышение эффективности работы школы путем внедрения инновационных программ работы с социально – неблагополучными семьями.

Оценка эффективности Программы

Оценка эффективности реализации настоящей Программы будет осуществляться на основе следующих показателей:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня ответственности у родителей за обучение и воспитание детей, улучшились условия жизни ребенка и семьи.
  3.  У родителей повысился уровень знаний в области правовых вопросов.
  4. Снизился уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом.
  5. Установление доверительных детско-родительских отношений.
  6. Уменьшения количества детей состоящих на всех видах учёта.

Список используемой литературы: 

Рекомендуемая к использованию литература:

Абрамова Г.В. Практическая психология. – М: «Академия», 1996г. Ананьев Г. Сиротство. // Социальная защита. – 2000г. - № 2.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 с.

Антонов А. И. Социология семьи / Под. ред. А.И. Антонова, В. М. Медкова, – М.: «Nota Bene» 1998г.

Баркер Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. М.: Институт социальной работы, 1994. 134 с.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Белечева. М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с.

Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа.-2007.№4. 8. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988г. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988г.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001г.

Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М.: Аспект Пресс, 1997. 254 с.

Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания  // Педагогика.- М., 1992 Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование . – 1991. - №4  Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. – М.: 1997г. С.25  Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, 2005.

 Иванцова А.  О работе с проблемными семьями.   Воспитание школьников – 2000 - №10

Касаткина Н.А.   формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград; 2005. Конституция Российской федерации, Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1994.

Медведев Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999г.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М. , 2002. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева.Под. ред. М.А. Галагузовой. 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия» 2004г.

Олифренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие / Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.

Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под. ред. Н.Ф. Басова.- М.: «Академия», 2004г. Основы социальной работы: Учеб. Пособие/ Под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: «Академия» 2001г.

Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. / М.: Институт социальной работы, 1997. 2 т. 404 с.Семейный кодекс Российской Федерации от 02.01.2000г. № 32-ФЗ // http://law.rambler.ru.

Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостоваой. М.: Юрист, 1997. 417 с.

Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.

Социальная работа с семьёй. / Под ред. Е.И.Холостова. М.: Институт социальной работы, 1996. 212 с.

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. 427 с.

Султанова Т.А.  Работа с неблагополучными семьями.  Методическое пособие -Уфа; 2005  10-11с

Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1. 06. 1992 г. № 118 // http://law.rambler.ru.

Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6. 09. 1993 г. № 371 // http://law.rambler.ru.

Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. « Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) от 14.09. 1995 г. № 942 // http://law.rambler.ru.

Указ Президента Российской Федерации. «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 05. 1996 г. № 658 // http://law.rambler.ru.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10. 12.1995 г. № 195-ФЗ // http://law.rambler.ru

Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие / М.В. Фирсов. М.: Владос, 2001. 256 с. Шакурова М.В.Методика  и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: «Академия» 2002г. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005г. Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии. – М.: «Академия», 2003г. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие   / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005г.

Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 104 с.

 

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Анализ реализации программы «Здоровая семья – счастливые дети».

    В рамках реализации программы «Здоровая семья – счастливые дети», цель которойсоздание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением,  укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей  и традиций, укрепление межпоколенческих связей, проведены следующие мероприятия:

         Классные руководители, социальный педагог и психолог школы в рамках операции «Мой дом» посетили каждую семью, познакомились с членами семьи, посмотрели условия проживания ребёнка, составлены акты ЖБУ, проведены беседы с родителями по взаимодействию в воспитании подростка, выявлены проблемы в семейных взаимоотношениях, составлены социальные паспорта.

Статистические данные по семьям.

Социальный статус учащихся

Учебный год

Дети из малообеспеченных семей

Дети, находящиеся под опекой

Детей - инвали

дов

Из непол

ных семей

Из неблагополучных семей

Из многодетных семей

2010-2011 учебный год

120

10 +1 (район)

2

68

7

19

2011 – 2012 учебный год

135

8

3+1 (район)

68

5

10

2012 – 2013 учебный год

150

6

3+1 (район)

65

3

10

Анализ статистических данных семей обучающихся позволяет отметить:

-               увеличилось  число малообеспеченных семей и детей, находящихся под опекой;

-               уменьшилось количество детей оставшиеся без попечения родителей;

 Данные таблицы показывают, как уменьшилось количество неблагополучных семей. В ходе реализации программы:

  • 2 семьи были сняты с учета, так как повторные обследования семей показали, что условия жизни и микроклимат в изменились в лучшую сторону.
  • В 1 семье по просьбе мамы дети были определены в Етеревский казачий кадетский корпус.  
  • 1 семье мама была лишена родительских прав, ребенок передан под опеку бабушке.

            В целях расширения общественного управления школой в школе создан и работает Управляющий Совет, в который входят 4 представителя от родителей. Управляющий совет.  Члены управляющего совета помогали вести профилактическую работу с родителями, участвовали в проведении рейдов. Огромную помощь оказали специалисты-психологи Центра «Семья». Они провели индивидуальные беседы и круглые столы, направленные на сплочение классных коллективов, помогая социализации детей из неблагополучных семей.

 В ходе реализации программы была проделана громадная работа по сближению родителей и детей. Попытка заразить единой идеей удалась в процессе работы над творческими проектами, дети при этом чувствуют себя нужными, успешными. Успех детей не оставляет родителей равнодушными. Они стараются соответствовать свои чадам и меняют некоторые стороны жизни.

 Создание ситуации успеха великолепно влияет не только на ребят, но и на родителей. Очень часто проводились внеклассные мероприятия, где ведущие роли отдавались родителям. Мамы учили девочек готовить, шить, вязать, ухаживать за ногтями и кожей. Ребята гордились своими мамами, всячески им помогали. Таким образом, попытка вселить уверенность в себе, почувствовать себя нужной, приносила очень хорошие результаты.

 Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. С этой целью в школе велась большая работа с родителями. Систематически проводились родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые).  Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями.   Входящий анализ показал, активность  родителей невысока, процент посещения родительских собраний составил 32%, основными причинами были:

  • не со всеми родителями  удалось наладить контакт и взаимопонимание из-за низкой педагогической грамотности родителей;
  • их асоциальный образ жизни;
  •  уклонение от воспитания детей.

     В течение исследуемого периода велась     четкая  целенаправленная работа с родителями, целью которой было повысить уровень  психолого-педагогических знаний через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей, психолога, социального педагога по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в неблагополучных семьях, родительские лектории, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья. Родительские лектории очень часто проводили вместе с детьми.

В результате исходящий анализ активности родителей значительно повысился до отметки 75%. Родители совместно с детьми активно участвуют в различных классных и школьных мероприятиях.

 Большинство неблагополучных семей в школе  – это одинокие мамы с детьми и недостаток мужского внимания в воспитательном процессе сильно сказывается на детях. С целью решения этой проблемы происходит привлечение тренеров-наставников и пап, авторитет которых позволяет служить положительным примером в жизни.

 При участии Управляющего совета школы, появилась возможность организовать бесплатные экскурсии для детей из неблагополучных семей.

 Анализ опыта работы по программе «Здоровая семья – счастливые дети» позволяет утверждать, что в течение  исследуемого периода силами педагогического коллектива школы и родительской общественности достигнут высокий уровень оказания социально-педагогической помощи семье и детям, профилактики подростковой преступности, опасных зависимостей личности.

 

 

Отсканированная рецензия: