Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Михайловки»
Утверждаю
Директор школы: Г.А.Круглова
30.09.2010 г.
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО – НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
«Здоровая семья – счастливые дети»
МБОУ «СОШ № 3 г.Михайловки»
на 2010 – 2013 учебные годы
Автор проекта: Семенченко Марина
Владимировна, зам.директора школы по ВР,
учитель биологии высшей категории
Михайловка, 2010
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО – НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
«Здоровая семья – счастливые дети»
МБОУ «СОШ № 3 г.Михайловки»
на 2010 – 2013 учебные годы
Наименование, почтовый адрес, телефон, электронная почта образовательной организации |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Михайловки», 403 343, г. Михайловка, Волгоградской области, ул.Мичурина, 26 «а», 8 (844) 63 – 2-48-58, irad70@mail.ru |
ФИО руководителя организации |
Круглова Галина Александровна |
ФИО автора |
Семенченко Марина Владимировна |
Должность |
Заместитель директора по ВР |
Стаж работы |
12 лет (в занимаемой должности – 5 лет) |
Контактный телефон, электронный адрес автора |
8-904-773-19-87, mari_130798@mail.ru |
Форма проведения и тема работы |
Программа работы с социально-неблагополучными семьями «Здоровая семья – счастливые дети» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Михайловки» на 2010 – 2013 учебные годы (далее – Программа) |
Год подготовки работы |
30.09.2010 года |
Актуальность выбранной темы:
Семья это - первый устойчивый коллектив жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Здесь ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности несовершеннолетних. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. В этих семьях отмечаются алкоголизм, безразличное отношение к воспитанию и образованию детей. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности. Отягощенные неблагополучной обстановкой в семье они замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.
Отсюда мы делаем вывод о необходимости детального изучения неблагополучных семьей как педагогического фундамента для выработки более точной стратегии воспитания детей.
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
- раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
- определение причин неблагополучия семьи;
- осуществление информационной помощи семье;
- организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с социально – неблагополучными семьями. Программа "Здоровая семья – счастливые дети" охватывает главные аспекты социализации личности ребёнка из социально – неблагополучной семьи, намечает перспективы, определяет приоритеты работы с социально-неблагополучной семьёй, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Мы оцениваем семью как активный субъект педагогического процесса, и строим наше сотрудничество на основе идеи взаимоподдержки и сопереживания.
Программа является составной частью комплексной долгосрочной программы работы с семьями обучающихся «Семья», которая реализуется в школе с 2010 года.
Цели мероприятия:
Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением, укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей.
Задачи мероприятия:
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
- раннее выявление неблагополучных семей;
- оказание эффективной социально-педагогической помощи семье, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;
- разработка и внедрение рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам в работе с неблагополучными семьями и с детьми из неблагополучных семей.
- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
- содействие личностному и социальному развитию родителей;
- содействовать в формировании правовой культуры родителей;
Контингент участников:
Обучающиеся 1-11 классов, неблагополучные семьи, состоящие на учете в школе.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы к 2013 году предполагается:
Количественные результаты:
- Снижение количества неблагополучных семей.
- Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка.
- Сокращение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних из неблагополучных семей, профилактика безнадзорности и беспризорности.
- Культурно-массовыми мероприятиями будут охвачены все неблагополучные семьи.
Качественные результаты:
- У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
- У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов.
- Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.
- Повышение эффективности работы школы путем внедрения инновационных программ работы с социально – неблагополучными семьями.
Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности реализации настоящей Программы будет осуществляться на основе следующих показателей:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня ответственности у родителей за обучение и воспитание детей, улучшились условия жизни ребенка и семьи.
- У родителей повысился уровень знаний в области правовых вопросов.
- Снизился уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом.
- Установление доверительных детско-родительских отношений.
- Уменьшения количества детей состоящих на всех видах учёта.
Кратко о внедрении разработки:
Основным направлением решения данной проблемы является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с семьёй. Причём эта работа должна быть не эпизодической, а комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера. С неблагополучными семьями должны работать высококвалифицированные специалисты, люди глубоко неравнодушные к проблемам других. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.
Методы и приемы работы:
Не указан
Необходимое оборудование:
Ресурсы
- Человеческие: педагоги, специалисты, сотрудники социальных служб, родители.
- Методические: конференции, семинары, участие в работе школьной лаборатории по проблемам воспитания и семьи; психолого-педагогическое просвещение родителей, организация массовых мероприятий, взаимодействие с социально-досуговым центром «Семья», заседания методических объединений, курсы повышения квалификации педагогов и т.д.
- Материально-технические: медиатека, библиотека, техническое оборудование и помещения школы и т.д.
Методические рекомендации:
Этапы реализации Программы
Этап |
Сроки |
Цель |
Деятельность |
1-й - этап организационный
|
Сентябрь – октябрь 2010 – 2011 учебного года |
Подготовить условия для создания системы работы с социально – неблагополучными семьями.
|
|
2-й этап - основной |
Ноябрь 2010-2011 учебного года – март 2012 – 2013 учебного года |
Реализация программы «Здоровая семья – счастливые дети».
|
|
3-й этап - контрольно – аналитический
|
Апрель-май – 2012 – 2013 учебного года |
Анализ итогов реализации Программы
|
|
Структура реализации Программы
1.Изучение семьи.
2. Планирование работы с семьей.
3. Реализация Программы работы с семьей.
4. Анализ проделанной работы.
Изучение семей происходит по следующей программе:
- состав семьи, возраст, профессия родителей, образование;
- бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспеченность;
- активность участия родителей в воспитании детей;
- распределение обязанностей в семье;
- традиции, семейные праздники;
- увлечения, способности родителей и детей;
- взаимоотношения в семье.
Планирование работы с семьей осуществляют классный руководитель, социальный педагог, психолог, заместитель директора школы. План утверждается директором школы.
В реализации плана участвуют все субъекты работы с неблагополучными семьями. Анализируют работу директор школы, председатель родительского комитета школы.
Мероприятия направленные на реализацию Программы
Воспитательно-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей |
|||
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Раннее выявление социально - неблагополучных семей, семей группы риска и детей нуждающихся в социально-психологической помощи |
сентябрь |
Классные руководители, социальный педагог |
|
Закрепление за детьми группы риска наставников |
сентябрь |
Администрация школы |
|
Вовлечение обучающихся в работу школьных кружков |
сентябрь |
Классные руководители |
|
Организация работы агитбригады «Пульс» на учебный год |
сентябрь |
Социальный педагог Классные руководители |
|
Организация работы волонтерского объединения |
сентябрь |
Социальный педагог
|
|
Привлечение обучающихся в кружки ДО и подростковые клубы («Росток», «Ровесник», «Зарница») |
сентябрь |
Социальный педагог Классные руководители |
|
Мониторинг интересов и способностей обучающихся |
сентябрь |
Психолог |
|
Создание информационных стендов для обучающихся об ответственности за совершенные правонарушения |
сентябрь |
Социальный педагог
|
|
Оказание помощи в трудоустройстве детей из неблагополучных семей в летний период |
май |
Социальный педагог
|
|
Организация каникулярного отдыха |
В течение года |
Социальный педагог Классные руководители |
|
Участие детей группы риска в традиционных праздниках, конкурсах, фестивалях, смотрах, акциях. |
В течение года |
Классные руководители |
|
Тренинговые занятия с основами социально-правовых знаний. |
В течение года |
Психолог Социальный педагог |
|
Организация встреч с работниками социальных служб города |
В течение года |
Психолог Социальный педагог Классные руководители |
|
Организация профилактических бесед с работниками полиции, инспекторами ПДН, с инспекторами Госнаркоконтроля |
В течение года |
Социальный педагог Классные руководители |
|
Организация профилактических бесед с врачом-наркологом |
В течение года |
Социальный педагог Классные руководители |
|
Проведение индивидуальных бесед и занятий с психологом |
В течение года |
Социальный педагог Классные руководители |
|
Проведение традиционных массовых мероприятий:
|
В течение года |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
|
Организация шефской работы с ветеранами ВОВ и тружениками тыла |
В течение года |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
|
Организация помощи детям – инвалидам в рамках акции «Твори добро!» |
В течение года |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
|
Организация участия в акции «Наш любимый школьный двор» |
В течение года |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
|
21 |
Проведение профилактических акций:
|
В течение года |
Зам.директора по ВР |
Профилактическая работа с неблагополучной семьей |
|||
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Изучение неблагополучных семей
|
сентябрь |
Классный руководитель, социальный педагог |
2 |
Знакомство родителей с законодательными актами федерального, регионального уровня |
В течение года |
Социальный педагог
|
3 |
Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности |
В течение года |
Социальный педагог Классные руководители |
4 |
Психолого-педагогическое просвещение:
|
В течение года |
Социальный педагог |
5 |
Семейное консультирование проблемных семей |
В течение года |
Социальный педагог психолог |
6 |
Организация встреч специалистов различных служб профилактики с родителями |
В течение года |
Социальный педагог
|
7 |
Приглашение родителей на заседания школьного Совета профилактики правонарушений и безнадзорности |
В течение года |
Социальный педагог
|
8 |
Составление индивидуальных программ по сопровождению неблагополучных семей и их реализация |
В течение года |
Социальный педагог Психолог Классный руководитель |
9 |
Индивидуальная работа с психологом |
В течение года |
Психолог
|
10 |
Индивидуальная работа с социальным педагогом |
В течение года |
Социальный педагог
|
11 |
Посещение семей на дому |
В течение года |
Социальный педагог Психолог Классный руководитель |
Привлечение родителей к организации массовых мероприятий |
В течение года |
Классный руководитель |
|
Привлечение родителей к проектно-исследовательской работе |
В течение года |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
|
Проведение профилактических акций:
|
В течение года |
Зам.директора по ВР Классные руководители |
|
Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями: - анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия; - тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье; - тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации. |
В течение года |
Социальный педагог Психолог Классный руководитель |
|
Организационно-методическая работа |
|||
Принятие программы «Здоровая семья – счастливые дети» |
сентябрь |
Директор школы |
|
Составление и корректировка банка данных на различные категории семей ( многодетные, неполные, находящиеся в СОП) |
сентябрь |
Социальный педагог
|
|
Проведение консультаций, педагогических советов, семинаров, совещаний при директоре на тему « Работа образовательного учреждения с неблагополучной семьей как источником безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних» |
В течение года |
Администрация Социальный педагог, психолог, классные руководители |
|
Информационный стенд для родителей |
сентябрь |
Социальный педагог |
|
Публикации, статьи на школьный сайт и в СМИ по работе с неблагополучными семьями |
В течение года |
Социальный педагог |
|
Методическая копилка « Работа с неблагополучными семьями» |
В течение года |
Зам.директора по ВР, социальный педагог, психолог |
Субъекты реализации Программы
1. Администрация школы.
2. Социальный педагог.
3. Психолог школы.
4. Учителя - предметники.
5. Классные руководители.
6. Родительский комитет школы.
7. Управляющий совет школы.
8. Муниципальный отдел МВД России "Михайловский".
9. Сотрудники центра социально-психологической помощи "Семья".
10. Сотрудники центра "Здоровье".
11. Медицинские работники ГБУЗ «Михайловская центральная детская поликлиника».
12. Инспекторы ПДН.
Заключение.
Работа по данной программе в течение 3 лет не достаточна и пока можно говорить об экспериментальном уровне разработки. О больших результатах пока говорить рано, но мелкими шажками мы двигаемся к намеченной цели. Есть совместные мероприятия, праздники, проводятся лектории, тренинги, выпускаются памятки, буклеты, есть заинтересованность со стороны подростков и родителей. Работа в данном направлении будет продолжаться и даже если мы смогли помочь только одной семье, то и этот результат будет, значим. Таким образом, что основным направлением решения данной проблемы является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещён на работу с семьёй. Причём эта работа должна быть не эпизодической, а комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера. С неблагополучными семьями должны работать высококвалифицированные специалисты, люди глубоко неравнодушные к проблемам других. Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы, нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы – педагоги, и в этом главный смысл нашей деятельности. Педагог подобен священнику – так говорят старцы.
Ход мероприятия:
Не указан
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы к 2013 году предполагается:
Количественные результаты:
- Снижение количества неблагополучных семей.
- Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей на социализацию ребенка.
- Сокращение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних из неблагополучных семей, профилактика безнадзорности и беспризорности.
- Культурно-массовыми мероприятиями будут охвачены все неблагополучные семьи.
Качественные результаты:
- У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
- У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов.
- Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.
- Повышение эффективности работы школы путем внедрения инновационных программ работы с социально – неблагополучными семьями.
Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности реализации настоящей Программы будет осуществляться на основе следующих показателей:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня ответственности у родителей за обучение и воспитание детей, улучшились условия жизни ребенка и семьи.
- У родителей повысился уровень знаний в области правовых вопросов.
- Снизился уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом.
- Установление доверительных детско-родительских отношений.
- Уменьшения количества детей состоящих на всех видах учёта.
Список используемой литературы:
Рекомендуемая к использованию литература:
Абрамова Г.В. Практическая психология. – М: «Академия», 1996г. Ананьев Г. Сиротство. // Социальная защита. – 2000г. - № 2.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 с.
Антонов А. И. Социология семьи / Под. ред. А.И. Антонова, В. М. Медкова, – М.: «Nota Bene» 1998г.
Баркер Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. М.: Институт социальной работы, 1994. 134 с.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Белечева. М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с.
Бурдина Г.С. Новая модель работы с семьей //Социальная работа.-2007.№4. 8. Буянов М, И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. –М.: «Просвещение»1988г. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М: «Просвещение», 1988г.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., Изд.центр «Академия», 2001г.
Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М.: Аспект Пресс, 1997. 254 с.
Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания // Педагогика.- М., 1992 Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование . – 1991. - №4 Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. – М.: 1997г. С.25 Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций.- Ростов на Дону, 2005.
Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников – 2000 - №10
Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград; 2005. Конституция Российской федерации, Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1994.
Медведев Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999г.
Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М. , 2002. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева.Под. ред. М.А. Галагузовой. 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия» 2004г.
Олифренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие / Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под. ред. Н.Ф. Басова.- М.: «Академия», 2004г. Основы социальной работы: Учеб. Пособие/ Под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: «Академия» 2001г.
Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. / М.: Институт социальной работы, 1997. 2 т. 404 с.Семейный кодекс Российской Федерации от 02.01.2000г. № 32-ФЗ // http://law.rambler.ru.
Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостоваой. М.: Юрист, 1997. 417 с.
Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.
Социальная работа с семьёй. / Под ред. Е.И.Холостова. М.: Институт социальной работы, 1996. 212 с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. 427 с.
Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие -Уфа; 2005 10-11с
Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1. 06. 1992 г. № 118 // http://law.rambler.ru.
Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6. 09. 1993 г. № 371 // http://law.rambler.ru.
Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. « Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) от 14.09. 1995 г. № 942 // http://law.rambler.ru.
Указ Президента Российской Федерации. «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 05. 1996 г. № 658 // http://law.rambler.ru.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10. 12.1995 г. № 195-ФЗ // http://law.rambler.ru
Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие / М.В. Фирсов. М.: Владос, 2001. 256 с. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.: «Академия» 2002г. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005г. Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии. – М.: «Академия», 2003г. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т. И. Шульга.– М.: Дрофа, 2005г.
Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 104 с.
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Анализ реализации программы «Здоровая семья – счастливые дети».
В рамках реализации программы «Здоровая семья – счастливые дети», цель которойсоздание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением, укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей, проведены следующие мероприятия:
Классные руководители, социальный педагог и психолог школы в рамках операции «Мой дом» посетили каждую семью, познакомились с членами семьи, посмотрели условия проживания ребёнка, составлены акты ЖБУ, проведены беседы с родителями по взаимодействию в воспитании подростка, выявлены проблемы в семейных взаимоотношениях, составлены социальные паспорта.
Статистические данные по семьям.
Социальный статус учащихся
Учебный год |
Дети из малообеспеченных семей |
Дети, находящиеся под опекой |
Детей - инвали дов |
Из непол ных семей |
Из неблагополучных семей |
Из многодетных семей |
2010-2011 учебный год |
120 |
10 +1 (район) |
2 |
68 |
7 |
19 |
2011 – 2012 учебный год |
135 |
8 |
3+1 (район) |
68 |
5 |
10 |
2012 – 2013 учебный год |
150 |
6 |
3+1 (район) |
65 |
3 |
10 |
Анализ статистических данных семей обучающихся позволяет отметить:
- увеличилось число малообеспеченных семей и детей, находящихся под опекой;
- уменьшилось количество детей оставшиеся без попечения родителей;
Данные таблицы показывают, как уменьшилось количество неблагополучных семей. В ходе реализации программы: |
- 2 семьи были сняты с учета, так как повторные обследования семей показали, что условия жизни и микроклимат в изменились в лучшую сторону.
- В 1 семье по просьбе мамы дети были определены в Етеревский казачий кадетский корпус.
- 1 семье мама была лишена родительских прав, ребенок передан под опеку бабушке.
В целях расширения общественного управления школой в школе создан и работает Управляющий Совет, в который входят 4 представителя от родителей. Управляющий совет. Члены управляющего совета помогали вести профилактическую работу с родителями, участвовали в проведении рейдов. Огромную помощь оказали специалисты-психологи Центра «Семья». Они провели индивидуальные беседы и круглые столы, направленные на сплочение классных коллективов, помогая социализации детей из неблагополучных семей.
В ходе реализации программы была проделана громадная работа по сближению родителей и детей. Попытка заразить единой идеей удалась в процессе работы над творческими проектами, дети при этом чувствуют себя нужными, успешными. Успех детей не оставляет родителей равнодушными. Они стараются соответствовать свои чадам и меняют некоторые стороны жизни.
Создание ситуации успеха великолепно влияет не только на ребят, но и на родителей. Очень часто проводились внеклассные мероприятия, где ведущие роли отдавались родителям. Мамы учили девочек готовить, шить, вязать, ухаживать за ногтями и кожей. Ребята гордились своими мамами, всячески им помогали. Таким образом, попытка вселить уверенность в себе, почувствовать себя нужной, приносила очень хорошие результаты.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. С этой целью в школе велась большая работа с родителями. Систематически проводились родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые). Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями. Входящий анализ показал, активность родителей невысока, процент посещения родительских собраний составил 32%, основными причинами были:
- не со всеми родителями удалось наладить контакт и взаимопонимание из-за низкой педагогической грамотности родителей;
- их асоциальный образ жизни;
- уклонение от воспитания детей.
В течение исследуемого периода велась четкая целенаправленная работа с родителями, целью которой было повысить уровень психолого-педагогических знаний через родительские собрания, консультации администрации школы, классных руководителей, психолога, социального педагога по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в неблагополучных семьях, родительские лектории, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка, по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению здоровья. Родительские лектории очень часто проводили вместе с детьми.
В результате исходящий анализ активности родителей значительно повысился до отметки 75%. Родители совместно с детьми активно участвуют в различных классных и школьных мероприятиях.
Большинство неблагополучных семей в школе – это одинокие мамы с детьми и недостаток мужского внимания в воспитательном процессе сильно сказывается на детях. С целью решения этой проблемы происходит привлечение тренеров-наставников и пап, авторитет которых позволяет служить положительным примером в жизни.
При участии Управляющего совета школы, появилась возможность организовать бесплатные экскурсии для детей из неблагополучных семей.
Анализ опыта работы по программе «Здоровая семья – счастливые дети» позволяет утверждать, что в течение исследуемого периода силами педагогического коллектива школы и родительской общественности достигнут высокий уровень оказания социально-педагогической помощи семье и детям, профилактики подростковой преступности, опасных зависимостей личности.
Отсканированная рецензия: