Социальный проект по организации работы с детьми из неблагополучных семей

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Путьильичевская средняя общеоразовательная школа

 

 

 

Социальный проект

по организации работы с детьми из неблагополучных семей 

 

 

404243 Волгоградская область

Палласовский район

п.Путь Ильича

ул, Центральная, 2

88449253461

putmou@gmail.com

 Руководитель ОУ - Издилюкова Шолпан Мендалиевна

Автор рвботы - педагог-психолог Сисинова Гульжан Шайахметовна

2 года

контактный телефон 89026590315

 2014 г.


Актуальность выбранной темы: 

 Факты и случаи, излагаемые в средствах массовой информации, в газетах, по телевидению говорят о том, что «неблагополучные семьи» и дети в этих семьях – это проблемные вопросы, которые сопровождают жизнь человеческого общества с давних времен и в наше современное время обозначены достаточно остро. Примеры, приводимые СМИ, подтверждают, что во многих больших и малых городах и селах нашей страны увеличивается число «неблагополучных семей». Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся самих неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях. В нашем небольшом поселке также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении большого числа заинтересованных лиц в защите прав детей.                                                                                                                                                                                                    Школа также призвана стать одним из главных участников оказания помощи и содействия детям из неблагополучных семей, оказания сопротивления складывающимся ситуациям семейного неблагополучия.

 Актуальность работы по организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей.

 Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития и чувство защищенности.                                                                                                                                          Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, отравляет существование многим нашим согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья».                                                                                        Семья, замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья.                                                                                                                                                                          Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».                                                    Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм и наркотизация родителей. Они могут влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом и (или) находящимся под влиянием наркотиков, приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается у специалистов таким термином - созависимость.                                                                                                               Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.                                                                                                                                                                                                   Другим значительным фактором неблагополучия в семье выступает нарушение детско-родительских отношений. В таких семьях влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкогольных семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия,   она   отрицательно   влияет   на   формирование   личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.                                                                                                                                                                                                     В «неблагополучных семьях» складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать свои проблемы, возникающие при воспитании детей. Им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это дети особого педагогического внимания.

 Изучив контингент учащихся нашей школы по следующим направлениям:

  •    социальный состав семей:
  •    семейное благополучие;
  •     материальная обеспеченность,
  •   трудовая занятость родителей,
  •     состав семьи

 мы получили такие результаты:

 

Из полученных диаграмм мы видим, что 43 % семей имеют невысокий уровень доходов, 28 неполных семей, 4 % неблагополучных, 32 % семей, где не работают оба родителя и 10 % неработающих родителей в неполных семьях. Это определяет одно из основных направлений работы школы по оказанию реальной помощи обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 Новизна в подходе к разрешению проблем, возникающих у детей в неблагополучных семьях, в условиях основной общеобразовательной школы.

 Надо признать, что в последнее время в нашем районе появился ряд служб, на которые может рассчитывать ребенок, оказавшись в сложной жизненной ситуации. Это социально-реабилитационный центр, службы психологов и др., не говоря о крайностях, таких как орган опеки и попечительства, детские дома-интернаты. В тоже время и школа не остается в стороне от возможности помочь в разрешении проблем, которые имеются или возникают в то время, когда ребенок приходит учиться или уже учится в образовательном учреждении.                                                                                                                                          Как и любая современная школа, наша имеет возможность строить, моделировать и проектировать развитие своей деятельности в направлении воспитания и обучения детей из неблагополучных семей. Эта деятельность определяется спецификой любого образовательного учреждения: различиями в кадровом составе, в социальном составе контингента обучающихся,возможностях      учреждения      и   т .д.                                                                                                                                                                                                                                  Бытует мнение о том, что школа, где дети находятся в течение значительной части времени, нередко оказывается причиной многих проблем психологического характера, ведущих порой к стрессовым ситуациям, психическим расстройствам, неадекватности в поведении и т.д.                                                                                                                                                       Есть мнение и другое о том, что школа становится часто единственным местом, где детям, наоборот, могут реально помочь разрешить многие жизненные проблемы, которые возникают в их жизни как следствие негативного семейного воспитания или отсутствия такового, вообще в силу определенных обстоятельств, сложившейся ситуации. Именно этого мнения придерживается в своей деятельности педагогический коллектив нашей школы.

 Основные идеи работы по организации воспитательной деятельности с детьми из неблагополучных семей в условиях основной общеобразовательной школы:

 В воздействии участвует весь педагогический коллектив, каждый учитель, имеющий даже самое незначительное, но непосредственное отношение к воспитанию этих детей.                                                                                                                 Школа должна стать местом, где растущему человеку было бы психологически комфортно, где он чувствует себя защищенным, нужным, значимым.                                                                                                                                                    Общие направления осуществления психолого-педагогического сопровождения детей из «неблагополучных семей»:  

    1. Диагностика психолого-эмоционального состояния учащегося в тех условиях, в которых он пребывает в настоящее время, в условиях учебно-воспитательного процесса и семейных отношений. Самая главная задача: понять и оценить меру влияния семьи на формирование личности ребенка, чтобы сделать все возможное для ослабления негативного влияния семейных отношений, определить факторы, которые смогут послужить опорой для организации поддержки ребенка в дальнейшем. Ведущая роль в этом деле принадлежит классному руководителю, педагогу-психологу, инспектору по охране прав детства.                                                                                                         

2 Так называемое погружение в атмосферу доброжелательности и доверия:

  •    концентрация на положительном;

  •    создание ситуаций успеха;

  •   акцентирование на персональной исключительности;

  •    внушение уверенности в том, что окружающие в школе взрослые, всегда протянут руку помощи, поддержат в любой сложной ситуации;

  •  позитивное удивление учителя по поводу умения проявлять лучшие человеческие качества в самых необычных и обычных ситуациях;

  •   содействие психическому равновесию: спокойный голос, мягкость, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия.

 3 Применение в общении с ребятами из данной категории методики контактного взаимодействия (по Л.Б.Филонову) – модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребностей в высказываниях и суждениях.

                                                                                                                                                                                                                        4 Поиск путей возможного осуществления психотерапевтического воздействия на семью для того, чтобы сделать все возможное для нормализации внутрисемейных отношений, включения родителей в ожидаемый положительно направленный процесс. Считаем, что решающая роль в вопросах формирования личности и характера принадлежит семейному воспитанию.

 

Цели мероприятия: 

 

Создать в школе необходимые и достаточные условия для успешной социализации ребенка из «неблагополучной семьи» в обществе и в дальнейшей его жизни.

.

Задачи мероприятия: 

Достижение основной цели требует решения следующих задач:

  1. раннее выявление неблагополучных семей;

  2. оказание помощи, направленной на успешную социализацию в обществе ребенка из «неблагополучной семьи».

  3. осуществление     информационной     и     посреднической     помощи «неблагополучной семье» и ребенку из данной семьи;

  4. содействие в нормализации отношений в семье;

  5. способствование развитию ответственного отношения взрослых за воспитание детей.

  6. проследить как изменится ребенок, его родители, их взаимоотношения в результате деятельности педколлектива по организации деятельности помощи детям и неблагополучным семьям.

Кадровое обеспечение:

-     администрация (директор, заместитель директора по УВР)

-     педагог-психолог

-     классные руководители

-     инспектор по охране прав детства

-     учителя

-     руководители кружков и секций

-     медработник

Основные функции педагогического коллектива в работе с детьми из неблагополучных семей:

Администрация школы:

  • создание условий для работы социально-психологической службы

  •  планирование,   принятие   управленческих   решений,   координация действий учителей, классных руководителей, педагога-психолога и других в работе с неблагополучными семьями

  •   анализ и контроль результативности работы

  •   работа общешкольного родительского комитета

  •  организация   и   проведение   психолого-педагогического   всеобуча родителей по предупреждению семейного неблагополучия

Преподаватели, руководители кружков и секций:

  •   создание на занятиях благоприятных условий для усвоения учебного

материала

  •  эмоциональная   поддержка,   создание   ситуации   успеха   детям   из

неблагополучных семей

  •  организация поддерживающих занятий

Инспектор по охране прав детства

  •   создать   совместно   с   классными   руководителями   банк   данных   о неблагополучных   семьях   и   детях   из   неблагополучных   семей, обучающихся в школе;

  •   определить   с   помощью   педагога-психолога   причины   семейного неблагополучия, планировать работу с неблагополучными семьями;

  •   выявить неблагополучные семьи, способные принять педагогическую помощь, планировать и проводить работу с ними с помощью классных руководителей и педагога-психолога;

  •   выявить детей из неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке и защите и решать вопросы защиты прав ребенка;

  •   принимать участие в проведении психолого-педагогического всеобуча родителей   по   предупреждению   семейного   неблагополучия   и неправильного воспитания;

  •   совместно   с   классными   руководителями   вовлекать   детей   из неблагополучных семей в секции, в кружки по интересам и др.

Педагог-психолог:

  •   активно вести пропаганду психологических знаний среди учителей и классных руководителей об особенностях и видах неблагополучных семей и типах неправильного воспитания;

  •  проводить консультационную работу с педагогами и родителями по установлению отношений партнерства и сотрудничества

  •  изучать неблагополучные семьи с помощью психологических методик, выявлять     вероятные     причины     неблагополучия;     устанавливать возможные пути улучшения обстановки в семье

  •   разрабатывать   рекомендации   по   составлению   плана   совместных действий   педагога-психолога,   инспектора по охране прав детства и   классных руководителей     по     преодолению     недостатков     воспитания     в неблагополучной   семье,   прогнозировать   позитивные   результаты работы; анализировать результаты выполнения рекомендаций

  •   проводить     диагностику     личностного     развития     ребенка     из неблагополучной   семьи.  

Классный руководитель

  •   создавать благоприятную обстановку в группе вокруг ребенка из неблагополучной семьи

  •   установить     отношения     партнерства     и     сотрудничества     с неблагополучной семьей

  •   планировать работу с неблагополучными семьями

  •  создать   банк   данных   о   неблагополучных   семьях,   детях   из неблагополучных семей, обучающихся в группе

  •   создавать и реализовывать индивидуальную работу по воспитанию детей из неблагополучных семей

  •   работать с учащимися класса по повышению социального статуса

ребенка из неблагополучной семьи

  •  вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и секции по интересам.

Медицинский работник:

  •   организация периодических медицинских осмотров,

  •   профилактическая иммунизация.

Контингент участников: 

Дети и подростки из социально-неблагополучных семей

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые результаты и их социальная эффективность:

  •   восполнять недостаток внимания к детям данной категории со стороны семьи в общении, заботе, в вовлечении в позитивную деятельность: игровую, трудовую, спортивную и т.д.

  •      не допускать ослабления здоровья детей

  •       формировать у детей способности:

  •  адаптироваться в обществе, социальном пространстве

  •  высказывать свою точку зрения, выслушивать и понимать других людей.

  •   отношения детей и родителей в семье должны измениться в лучшую сторону: между ребёнком и родителями возникнет взаимопонимание и взаимоуважение, эмоциональное принятие друг друга.

Кратко о внедрении разработки: 

Сроки и этапы реализации проекта

Проект выполняется в течение года

в МКОУ "Путьильичевская СОШ" поэтапно:

 I этап – организационный  - сентябрь-октябрь ·     

  I этап – деятельностный- ноябрь-май ·      

 III этап -итоговый  - май

Методы и приемы работы: 

Формы и методы работы.

1.    методы:

-       вовлечение в деятельность,

-       увлечение,

-       доверие,

-       сотрудничество,

-       переубеждение,

-       переключение на позитивную деятельность                                                     

  2    формы:

-       групповая работа (классные часы, тренинги, дискуссии, лекции и др.)

-       беседы, встречи

-       ролевые игры

-       индивидуальные консультации

-       диагностика

-       экскурсии

-       конкурсы

-       праздники

-       родительский лекторий

Необходимое оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр,

Методические рекомендации: 

Не указан

Ход мероприятия: 

 Мероприятия по реализации проекта

 

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

выполнения

I этап – организационный

1

Рейды по изучению жилищно-бытовых условий, материального положения и микроклимата в семьях обучающихся. Составление актов обследования.

(приложение 1)

классные руководители,

ИПОПД,

педагог-психолог

В течение года

2

Создание банка данных о неблагополучных семьях

классные руководители,

ИПОПД,

педагог-психолог

 

 

сентябрь

3

Утверждение плана работы с детьми из неблагополучных семей, внесение дополнений, изменений по мере необходимости

Администрация, классные руководители,

педагогический коллектив

октябрь

4

Ознакомление с функциями педагогического коллектива в работе с детьми из неблагополучных семей.

Педагог-психолог,

ИПОПД

октябрь

5

Вовлечение детей в кружки по интересам

Педагогический коллектив, руководители секций кружков

Сентябрь-октябрь

II этап – деятельностный - ноябрь-май

Работа с детьми

6

Организация горячего  питания

(приложение 2)

Заместитель по УВР

В течение года

7

Индивидуальные беседы, встречи

педагог-психолог, классные руководители

по мере необходимости

8

Организация работы по вовлечению детей во внеклассные, спортивные мероприятия на школьном, муниципальном, областном уровней

 (приложение 4 )

Классные руководители,

старшая вожатая,

руководители кружков и секций

В течение года

 9

Участие в школьных и районных олимпиадах,  молодежных чемпионатах, экскурсиях

Зам. директора по УВР, классные руководители

В течение года

10

Участие в трудовых десантах

классные руководители

В течение года

11

Организация досуга учащихся в каникулярное время (приложение 5)

классные руководители

В течение года

12

Диагностика психоэмоционального состояния учащихся, психологического климата в ученических коллективах, семье. (приложение 6)

педагог-психолог

В течение года

13

Профилактические беседы:

  1. Профилактика здорового образа жизни:

- Твое здоровье и алкоголь

- «Табак и верзилу сведет в могилу»

- «Не погибай по неведению»  беседа о курении

- «Умей сказать нет алкоголю и курению»

- «Я выбираю жизнь» тренинговое занятие по профилактике наркомании.

- Игра «Три черных друга»

  1. По развитию коммуникативных умений.

  • «Психология общения»

  • «Конфликт и пути его преодоления»

  • «Развитие навыков эффективного общения»

  • «Путешествие в страну чувств»

(приложение 7)

педагог-психолог, классные руководители

В течение года

 

 14

Совет по  профилактике правонарушений

(приложение 8)

ИПОПД

По необходимости

 15

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей

 

Педагог-психолог

В течение года

16

Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся

 классные руководители, ИПОПД

В течение года

17

Организация летней занятости детей из неблагополучных семей (летний лагерь с дневным пребыванием,)

 (приложение 9)

Классные руководители, начальник лагеря.

май

18

Помощь в профессиональном определении для учащихся 9 класса

 (приложение 10)

Педагог-психолог

3-4 четверть

Работа с родителями

19

Индивидуальные беседы, консультации.

Педагог-психолог,

ИПОПД,

Классные руководители

В течение года, по мере необходимости

20

Родительский лекторий:

  1. общешкольные родительские собрания:

  •  «Ответственность родителей за воспитание детей» (встреча с правоохранительными органами, инспектором по делам несовершеннолетних)

  • «Алкоголь – наркотическое вещество. О вреде алкоголизма в детском и подростковом возрасте»

- «Возрастные особенности детей разного возраста»

- «Типы семейного воспитания»

- «Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций»

-   Счастливая семья

- «Непослушный ребенок»

- «Психологические проблемы взаимоотношений с детьми подросткового возраста в семьях» и др.

(приложение 12)

 

 

 

 

 

Администрация школы, ИПОПД

 педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

Классные руководители, педагог-психолог

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

В течение года

21

Представление информации о пособиях и социальных льготах семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Администрация школы, администрация поселка

По мере необходимости

22

Проведение классных праздников и  общешкольных мероприятий с участием родителей

Классные руководители, старшая вожатая

В течение года

Работа с педагогами

23

Индивидуальные консультации по коррекции взаимодействия с детьми из неблагополучных семей

Педагог-психолог

По мере необходимости

24

Повышение психолого-педагогической грамотности (семинары, лекции)

  • «Неблагополучные семьи: виды, типы, взаимоотношениях в них.»

  • «Способы взаимодействия с детьми из неблагополучных семей»

 (приложение 13)

администрация,

педагог-психолог,

ИПОПД

 

 

Ноябрь

 

январь

III этап итоговый - май

25

Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение необходимых корректив

администрация,

педагог-психолог, ИПОПД

май

26

Создание методических рекомендаций для учителей-предметников, классных руководителей, старшей вожатой по работе с детьми особой заботы

администрация,

социальный педагог,

педагог-психолог

май

27

Создание мониторинга "Оценка работы всех систем службы по организации помощи детям из неблагополучных семей, их родителям"

 

май

28

Дальнейшее планирование работы с неблагополучными семьями

 

Июнь- август

 

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Не указан

Список используемой литературы: 

 

  1. Аджиева Е.М., Байкова Л.Аи др."50 сценариев классных часов" Москва 2003г
  2. Павлова М.А. " Социально-педагогические технологии с "трудными детьми"" Волгоград 2011г
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога . Москва 2001г
  4. Синягина Н.Ю. "Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений" Москва 2005 г.
  5. Толмачева Е.В. "Организация системы работы с детьми и семьями группы риска в образовательном учреждении" Волгоград 2002г
  6. Устюгова И.А., Сухогузова И.Г. "Работа с подростками девиантного поведения 5-11 классы" Волгоград 2013г.

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Приложения к конкурсу ( методики, классные часы, родительское собрание и др. -)http://yadi.sk/d/8WjGXXoyKEGMN

Тест Люшера -http://yadi.sk/d/wOxDUD5WK4JLV,

Презентация -"Твое здоровье и алкоголь"- http://yadi.sk/d/3HXTHYmIK4L32

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи - http://yadi.sk/d/msYfjQDaK43hh

Протокол заседания Совета по профилактике правонарушений -http://yadi.sk/d/0kA3G2G-KEGmk

Акт обследованя жилищно- бытовых условий семьи -http://yadi.sk/d/ln4XSzp4KEGty

 

 

Практическая апробация: 

Данный проект проходит практическую апробацию на базе МКОУ "Путьильичевская СОШ" Палласовского района Волгоградской области

 

Отсканированная рецензия: