Взаимодействие с семьями воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию через родительский клуб "Островок надежды"

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 361

Красноармейского района г. Волгограда

Адрес: 400026, г. Волгоград, ул. Гражданская, 30

тел/факс (8442) 67-93-37, e-mailsad361@mail.ru

 

 

Методическая разработка

 

 

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ,

 ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ,

 В РАМКАХ КЛУБА «ОСТРОВОК НАДЕЖДЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Казанцева Вера Ивановна,

заведующий МОУ детским садом № 361

Суленко Ирина Александровна,

старший воспитатель МОУ детского сада № 361

Соловьева Наталья Викторовна,

педагог-психолог МОУ детского сада № 361

 

(Стаж работы авторов с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию – 2 года)

 


Актуальность выбранной темы: 

Пояснительная записка

В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического, социально-политического характера. При этом, пожалуй, самой незащищенной категорией являются дети.

       Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

     Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"  устанавливается, что защита прав детей, находящихся в трудной жизненной, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Реализуемые субъектами Российской Федерации региональные целевые программы являются своего рода ядром решения проблем детей, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эффективность реализации таких программ во многом определяет возможность достижения целей и задач социальной политики государства

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаясь в групповую деятельность, где овладевают основами культуры.

Актуальность

Изучая методическую, педагогическую литературу, авторы данной методической разработки пришли к выводу, что ни в однойпубликации, где речь идет о трудной жизненной ситуации, в которую может попасть семья, ни разу не рассматривалась такая возможность, когда семья может столкнуться с некоторой социальной  изоляцией молодой мамы и ребёнка в период нахождения мамы в отпуске по уходу за ребёнком, с трудностями во взаимодействии с ребёнком, с трудностями в решении некоторых социальных проблем молодой семьи (устройство на работу, юридическая неграмотность и т.д.).Вот и попадает тогда семья в трудную жизненную ситуацию, которую наше дошкольное учреждение пытается помочь разрешить через функционирование родительского клуба «Островок Надежды»

Цели мероприятия: 

Цель: помощь родителям на ранней стадии взаимодействия с ребёнком и создании социальных контактов между семьями.

Задачи мероприятия: 

Задачи:

  1. Создать социально-психологические условия для развития у родителей факторов родительской компетентности.
  2. Создать условия для обмена опытом молодых родителей по взаимодействию с детьми раннего возраста и для выстраивания своей сети социальных контактов.
  3. Обеспечить психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Обучить родителей играм, развивающим методикам.
  5. Оказать психолого-педагогическую поддержку родителей и детей в преодолении кризиса трёх лет.
  6. Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к взрослым и сверстникам.

Контингент участников: 

Контингент участников: родители будущих воспитанников (12 – 15 семей), педагоги МОУ детского сада № 361, приглашенные специалисты.

Ожидаемые результаты: 

Ожидаемые результаты: преодоление социальной изоляции в первые годы жизни ребенка. Лёгкая адаптация ребенка к условиям детского сада. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Снижение уровня проблем в семье, связанных с детско-родительскими отношениями.

Сотрудничество родителей в рамках клуба приведет к дальнейшему развитию общения между ними, что в дальнейшем поможет: расширению их круг знакомств, стимулированию внутренних резервов личности на преодоление трудных жизненных ситуаций.

Взаимодействие  в рамках клуба даст возможность родителям решить некоторые юридические, социальные проблемы.

Создание у родителей положительного настроя на дальнейшее сотрудничество с педагогами через презентацию положительного образа детского сада.

Кратко о внедрении разработки: 

Использовалась ли данная модель и где: родительский клуб «Островок надежды» функционирует на базе МОУ детского сада № 361 Красноармейского района с  апреля 2012г.

Методы и приемы работы: 

Методы и приемы: сбор информации, анкетирование (приложение № 1), создание социального паспорта семьи (приложение № 2), консультирование, взаимообмен положительным опытом решения трудных жизненных ситуаций и проблем, связанных с воспитанием детей, совместная деятельность воспитывающих взрослых с детьми.

Необходимое оборудование: 

Не указан

Методические рекомендации: 

Данная методическая разработка  может быть использована специалистами дошкольных учреждений любого вида. В методической разработке представлен материал, котрый может заинтерисовать педагогический коллектив, неравнодушный  к проблемам социально незащищённых семей, а также к проблемам семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Главное условие -  неравнодушие, творческий подход в решении проблем, желание быть рядом с теми, кому необходима помощь. 

Ход мероприятия: 

Этапы работы клуба «Островок Надежды»:

  1. Работа с социумом. Сбор информации о будущих воспитанниках через родителей воспитанников детского сада, детские поликлиники.
  2. Информирование родителей будущих воспитанников о работе клуба «Островок надежды» через информационные стенды, афиши, официальный сайт детского сада, буклеты и т.д.
  3. Презентация положительного образа детского сада для окружающего социума через открытые мероприятия, родительские собрания.
  4. Приглашение родителей будущих воспитанников на заседания клуба «Островок надежды».
  5. Встречи участников в рамках клуба «Островок надежды».

Направления работы клуба:

Первое направление: группа кратковременного пребывания детей «Росточек».

Содержание работы: два раза в месяц (первая и третья неделя) в утренние часы (с 10.00 до 12.00) мама или папа могут прийти вместе со своим ребёнком в детский сад, в специально подготовленное помещение - спортивно-игровой блок с отдельным входом для совместной деятельности с детьми. Спортивно-игровой блок включает: игровой зал, спортивный зал, помещение для раздевания, туалетная комната. Игровой зал оснащен мягкими модулями, развивающими играми, игрушками, сухим бассейном, детской мебелью. Спортивный зал соответствует требованиям СанПиНа и имеет разнообразное физкультурное и тренажерное оборудование.

Встречи сопровождает воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель в зависимости от темы встречи. Продолжительность каждой встречи 1 час 30 минут - 2 часа.

Нахождение детей в группе кратковременного пребывания делится на: непосредственно-образовательную деятельность (НОД) и свободную игровую деятельность детей. В процессе НОД и игровой деятельности детей используются игровые элементы, рисование нетрадиционными способами, театрализованная и музыкальная деятельность, подвижные игры и игры на развития психических процессов (приложение № 3 – фотоматериал). Педагоги во время совместной деятельности в случае необходимости помогают родителям налаживать развивающее взаимодействие через игру с детьми в соответствии с их возрастом.  Особенностью таких встреч является «дежурный» родитель, то есть тот родитель, кто в этот день остается с детьми совместно с педагогом на последние 30 – 40 минут общения (в это время желающие родители находятся на встречах с приглашенным специалистами).  

Второе направление: педагогическое просвещение родителей через консультирование.

Для встреч с родителями разработан лекционный и консультационный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим дня, питание, одежда по сезонам, необходимые умения и навыки ребёнка, поведение родителей в этот период и т.д.), различные игровые упражнения, анкеты, тренинги. Консультации проводят специалисты дошкольного учреждения: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, врач-педиатр, учитель-логопед (приложение № 3 – фотоматериал).

 Примерная тематика встреч с родителями представлена ниже в таблице «Тематический план работы с родителями и детьми в рамках клуба «Островок надежды» .

Третье направление:

консультативная помощь родителям, нуждающимся в юридической и социальной помощи. На встречи приглашаются специалисты из центра занятости, родители-руководители различных учреждений, родители-юристы, специалисты с центра социальной защиты. Примерная тематика встреч также представлена  в таблице «Тематический план работы с родителями и детьми в рамках клуба «Островок надежды»

Тематический план работы с родителями и детьми

 в рамках клуба «Островок надежды»

 

 

Тематика встреч 

с родителями

 

Совместная работа воспитывающих взрослых  с детьми

 

 

Ответственный специалист

I

  1. режимом работы клуба. 

Игровой абонемент «Поиграем вместе. Подвижные игры на воздухе».

 

Старший воспитатель, инструктор ФИЗО

 

II

  1. в домашних условиях.

Игровой абонемент. «Поиграем вместе. Игры для всех»

Старшая медицинская сестра, воспитатель

III

 

Игровой абонемент. «Поиграем вместе. Игры на развитие мелкой моторики»

Заведующий МОУ детским садом, воспитатель

IV

Консультация «Советы заботливым родителям по организации игр с песком и водой»

Игровой абонемент «Давайте играть»

 Игры  на основе малого фольклора.

Педагог-психолог, воспитатель

V

Тематические встречи «Важней всего погода в доме»

Игровой абонемент «Вместе играем»

Обыгрывание ситуаций

Педагог-психолог, воспитатель

VI

Консультация «Социальная защита семьи имеющей  детей»- встреча со специалистом из соц. защиты.

Игровой абонемент «Вместе играем»

Игры на развитие сенсорики

Заведующий МОУ детским садом, воспитатель

VII

Коллоквиум «Сказка - ложь,  да в ней намёк!»

Игровой абонемент «Играем в театр»

 

Учитель- логопед, воспитатель

 

VIII

Дискуссия «Что жизнь дошкольника игра»

Игровой абонемент «Вместе играем и познаём» Творческие игры для всех.

IX

Консультация-интервью «Как организовать праздник дома»

Совместное развлечение «Праздник каждый день»

Музыкальный руководитель

   X

Консультация «Ваш ребёнок вундеркинд?!»

Рисование нетрадиционными способами

Педагог-психолог, воспитатель

XI

 

Игровой абонемент «Игры вместе с мамой»

Заведующий МОУ детским садом

XII

Дискуссия «Нужны ли малые фольклорные формы в воспитании   современных детей»

Кукольный театр «Машенька в гостях у бабушки»

Музыкальный руководитель, воспитатель

XIII

Коллоквиум «Учим играя»

Игровой абонемент «Игры  бытового содержания»

Педагог-психолог, воспитатель

XIV

Тематическая встреча «Адаптационные возможности ребёнка к образовательным учреждениям»

 

Игровой абонемент «Погуляем вместе»

Старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра.

 

 

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов: 

Результативность.

Клуб «Островок надежды» работает сравнительно недавно, с мая 2012г.,  но уже имеются положительные результаты:

 Встречи со специалистами дали возможность родителям получить профессиональные консультации педагогов, что в конечном итоге способствовало повышению уровня их компетентности в вопросах воспитания детей.

Встречи в рамках клуба «Островок надежды» стали подготовительным этапом к дальнейшей адаптации детей к условиям  дошкольного учреждения.

Тесное общение в рамках клуба помогло наладить неформальное, искреннее взаимосотрудничество между родителями и педагогами ДОУ.        

 Все семьи получили необходимую информацию и помощь от центра  социальной защиты Красноармейского района г. Волгограда.

Благодаря созданному «Банку вакансий», стабильности и системности запланированных встреч со специалистами различного уровня 7 родителей смогли решить проблему трудоустройства.

2 семьи, имеющие  часто болеющих детей смогли оформить документы на получение бесплатных путёвок в санатории матери и ребёнка.

Малообеспеченные семьи получили возможность доступа к  социальному прокату центра психологической и социальной помощи «Семья». В нашем дошкольном учреждении также начал функционировать социальный прокат «Бюро находок».

Психологическая поддержка, проявление внимания, чуткости, заботы друг к другу помогли участникам клуба обрести уверенность в своих силах, найти оптимальный выход из сложившихся трудных ситуаций.

Список используемой литературы: 

 

Литература:

  1. Баркан  А. И.  Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. М, 1996.
  2. Барнз Д.Г.  Социальная работа с семьями.  М., 1993.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В.,  Кудрявцева Е.А.  Детский сад и семья. М., 2010.
  4. Зверева О.Л. , Кротова Т.В.  Общение педагога с родителями. М., 2007
  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П.  Работа с семьей. М. , 2007.
  6. Кэмпбелл Р.  Как на самом деле любить детей?  М., 1992.
  7. Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 года.
  8. Решение коллегии Минобразования России 1995 года "Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка"
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от27.10 2011 года №2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
  10. Петровский  А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
  11. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"

 

 

 

 

 

Приложения: 

Фотогалерея:

Дополнительные материалы:

Не указан

Практическая апробация: 

Не указан

Отсканированная рецензия: