муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 361
Красноармейского района г. Волгограда
Адрес: 400026, г. Волгоград, ул. Гражданская, 30
тел/факс (8442) 67-93-37, e-mailsad361@mail.ru
Методическая разработка
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ,
ПОПАВШИМИ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ,
В РАМКАХ КЛУБА «ОСТРОВОК НАДЕЖДЫ»
Авторы:
Казанцева Вера Ивановна,
заведующий МОУ детским садом № 361
Суленко Ирина Александровна,
старший воспитатель МОУ детского сада № 361
Соловьева Наталья Викторовна,
педагог-психолог МОУ детского сада № 361
(Стаж работы авторов с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию – 2 года)
Актуальность выбранной темы:
Пояснительная записка
В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического, социально-политического характера. При этом, пожалуй, самой незащищенной категорией являются дети.
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливается, что защита прав детей, находящихся в трудной жизненной, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Реализуемые субъектами Российской Федерации региональные целевые программы являются своего рода ядром решения проблем детей, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эффективность реализации таких программ во многом определяет возможность достижения целей и задач социальной политики государства
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.
Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаясь в групповую деятельность, где овладевают основами культуры.
Актуальность
Изучая методическую, педагогическую литературу, авторы данной методической разработки пришли к выводу, что ни в однойпубликации, где речь идет о трудной жизненной ситуации, в которую может попасть семья, ни разу не рассматривалась такая возможность, когда семья может столкнуться с некоторой социальной изоляцией молодой мамы и ребёнка в период нахождения мамы в отпуске по уходу за ребёнком, с трудностями во взаимодействии с ребёнком, с трудностями в решении некоторых социальных проблем молодой семьи (устройство на работу, юридическая неграмотность и т.д.).Вот и попадает тогда семья в трудную жизненную ситуацию, которую наше дошкольное учреждение пытается помочь разрешить через функционирование родительского клуба «Островок Надежды»
Цели мероприятия:
Цель: помощь родителям на ранней стадии взаимодействия с ребёнком и создании социальных контактов между семьями.
Задачи мероприятия:
Задачи:
- Создать социально-психологические условия для развития у родителей факторов родительской компетентности.
- Создать условия для обмена опытом молодых родителей по взаимодействию с детьми раннего возраста и для выстраивания своей сети социальных контактов.
- Обеспечить психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Обучить родителей играм, развивающим методикам.
- Оказать психолого-педагогическую поддержку родителей и детей в преодолении кризиса трёх лет.
- Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к взрослым и сверстникам.
Контингент участников:
Контингент участников: родители будущих воспитанников (12 – 15 семей), педагоги МОУ детского сада № 361, приглашенные специалисты.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты: преодоление социальной изоляции в первые годы жизни ребенка. Лёгкая адаптация ребенка к условиям детского сада. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Снижение уровня проблем в семье, связанных с детско-родительскими отношениями.
Сотрудничество родителей в рамках клуба приведет к дальнейшему развитию общения между ними, что в дальнейшем поможет: расширению их круг знакомств, стимулированию внутренних резервов личности на преодоление трудных жизненных ситуаций.
Взаимодействие в рамках клуба даст возможность родителям решить некоторые юридические, социальные проблемы.
Создание у родителей положительного настроя на дальнейшее сотрудничество с педагогами через презентацию положительного образа детского сада.
Кратко о внедрении разработки:
Использовалась ли данная модель и где: родительский клуб «Островок надежды» функционирует на базе МОУ детского сада № 361 Красноармейского района с апреля 2012г.
Методы и приемы работы:
Методы и приемы: сбор информации, анкетирование (приложение № 1), создание социального паспорта семьи (приложение № 2), консультирование, взаимообмен положительным опытом решения трудных жизненных ситуаций и проблем, связанных с воспитанием детей, совместная деятельность воспитывающих взрослых с детьми.
Необходимое оборудование:
Не указан
Методические рекомендации:
Данная методическая разработка может быть использована специалистами дошкольных учреждений любого вида. В методической разработке представлен материал, котрый может заинтерисовать педагогический коллектив, неравнодушный к проблемам социально незащищённых семей, а также к проблемам семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Главное условие - неравнодушие, творческий подход в решении проблем, желание быть рядом с теми, кому необходима помощь.
Ход мероприятия:
Этапы работы клуба «Островок Надежды»:
- Работа с социумом. Сбор информации о будущих воспитанниках через родителей воспитанников детского сада, детские поликлиники.
- Информирование родителей будущих воспитанников о работе клуба «Островок надежды» через информационные стенды, афиши, официальный сайт детского сада, буклеты и т.д.
- Презентация положительного образа детского сада для окружающего социума через открытые мероприятия, родительские собрания.
- Приглашение родителей будущих воспитанников на заседания клуба «Островок надежды».
- Встречи участников в рамках клуба «Островок надежды».
Направления работы клуба:
Первое направление: группа кратковременного пребывания детей «Росточек».
Содержание работы: два раза в месяц (первая и третья неделя) в утренние часы (с 10.00 до 12.00) мама или папа могут прийти вместе со своим ребёнком в детский сад, в специально подготовленное помещение - спортивно-игровой блок с отдельным входом для совместной деятельности с детьми. Спортивно-игровой блок включает: игровой зал, спортивный зал, помещение для раздевания, туалетная комната. Игровой зал оснащен мягкими модулями, развивающими играми, игрушками, сухим бассейном, детской мебелью. Спортивный зал соответствует требованиям СанПиНа и имеет разнообразное физкультурное и тренажерное оборудование.
Встречи сопровождает воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель в зависимости от темы встречи. Продолжительность каждой встречи 1 час 30 минут - 2 часа.
Нахождение детей в группе кратковременного пребывания делится на: непосредственно-образовательную деятельность (НОД) и свободную игровую деятельность детей. В процессе НОД и игровой деятельности детей используются игровые элементы, рисование нетрадиционными способами, театрализованная и музыкальная деятельность, подвижные игры и игры на развития психических процессов (приложение № 3 – фотоматериал). Педагоги во время совместной деятельности в случае необходимости помогают родителям налаживать развивающее взаимодействие через игру с детьми в соответствии с их возрастом. Особенностью таких встреч является «дежурный» родитель, то есть тот родитель, кто в этот день остается с детьми совместно с педагогом на последние 30 – 40 минут общения (в это время желающие родители находятся на встречах с приглашенным специалистами).
Второе направление: педагогическое просвещение родителей через консультирование.
Для встреч с родителями разработан лекционный и консультационный материал по факторам, влияющим на успешную адаптацию (режим дня, питание, одежда по сезонам, необходимые умения и навыки ребёнка, поведение родителей в этот период и т.д.), различные игровые упражнения, анкеты, тренинги. Консультации проводят специалисты дошкольного учреждения: заведующий, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, врач-педиатр, учитель-логопед (приложение № 3 – фотоматериал).
Примерная тематика встреч с родителями представлена ниже в таблице «Тематический план работы с родителями и детьми в рамках клуба «Островок надежды» .
Третье направление:
консультативная помощь родителям, нуждающимся в юридической и социальной помощи. На встречи приглашаются специалисты из центра занятости, родители-руководители различных учреждений, родители-юристы, специалисты с центра социальной защиты. Примерная тематика встреч также представлена в таблице «Тематический план работы с родителями и детьми в рамках клуба «Островок надежды»
Тематический план работы с родителями и детьми
в рамках клуба «Островок надежды»
№ |
Тематика встреч с родителями |
Совместная работа воспитывающих взрослых с детьми
|
Ответственный специалист |
I |
|
Игровой абонемент «Поиграем вместе. Подвижные игры на воздухе». |
Старший воспитатель, инструктор ФИЗО
|
II |
|
Игровой абонемент. «Поиграем вместе. Игры для всех» |
Старшая медицинская сестра, воспитатель |
III |
Игровой абонемент. «Поиграем вместе. Игры на развитие мелкой моторики» |
Заведующий МОУ детским садом, воспитатель |
|
IV |
Консультация «Советы заботливым родителям по организации игр с песком и водой» |
Игровой абонемент «Давайте играть» Игры на основе малого фольклора. |
Педагог-психолог, воспитатель |
V |
Тематические встречи «Важней всего погода в доме» |
Игровой абонемент «Вместе играем» Обыгрывание ситуаций |
Педагог-психолог, воспитатель |
VI |
Консультация «Социальная защита семьи имеющей детей»- встреча со специалистом из соц. защиты. |
Игровой абонемент «Вместе играем» Игры на развитие сенсорики |
Заведующий МОУ детским садом, воспитатель |
VII |
Коллоквиум «Сказка - ложь, да в ней намёк!» |
Игровой абонемент «Играем в театр» |
Учитель- логопед, воспитатель
|
VIII |
Дискуссия «Что жизнь дошкольника игра» |
Игровой абонемент «Вместе играем и познаём» Творческие игры для всех. |
|
IX |
Консультация-интервью «Как организовать праздник дома» |
Совместное развлечение «Праздник каждый день» |
Музыкальный руководитель |
X |
Консультация «Ваш ребёнок вундеркинд?!» |
Рисование нетрадиционными способами |
Педагог-психолог, воспитатель |
XI |
Игровой абонемент «Игры вместе с мамой» |
Заведующий МОУ детским садом |
|
XII |
Дискуссия «Нужны ли малые фольклорные формы в воспитании современных детей» |
Кукольный театр «Машенька в гостях у бабушки» |
Музыкальный руководитель, воспитатель |
XIII |
Коллоквиум «Учим играя» |
Игровой абонемент «Игры бытового содержания» |
Педагог-психолог, воспитатель |
XIV |
Тематическая встреча «Адаптационные возможности ребёнка к образовательным учреждениям» |
Игровой абонемент «Погуляем вместе» |
Старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра.
|
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Результативность.
Клуб «Островок надежды» работает сравнительно недавно, с мая 2012г., но уже имеются положительные результаты:
Встречи со специалистами дали возможность родителям получить профессиональные консультации педагогов, что в конечном итоге способствовало повышению уровня их компетентности в вопросах воспитания детей.
Встречи в рамках клуба «Островок надежды» стали подготовительным этапом к дальнейшей адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Тесное общение в рамках клуба помогло наладить неформальное, искреннее взаимосотрудничество между родителями и педагогами ДОУ.
Все семьи получили необходимую информацию и помощь от центра социальной защиты Красноармейского района г. Волгограда.
Благодаря созданному «Банку вакансий», стабильности и системности запланированных встреч со специалистами различного уровня 7 родителей смогли решить проблему трудоустройства.
2 семьи, имеющие часто болеющих детей смогли оформить документы на получение бесплатных путёвок в санатории матери и ребёнка.
Малообеспеченные семьи получили возможность доступа к социальному прокату центра психологической и социальной помощи «Семья». В нашем дошкольном учреждении также начал функционировать социальный прокат «Бюро находок».
Психологическая поддержка, проявление внимания, чуткости, заботы друг к другу помогли участникам клуба обрести уверенность в своих силах, найти оптимальный выход из сложившихся трудных ситуаций.
Список используемой литературы:
Литература:
- Баркан А. И. Его величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. М, 1996.
- Барнз Д.Г. Социальная работа с семьями. М., 1993.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2010.
- Зверева О.Л. , Кротова Т.В. Общение педагога с родителями. М., 2007
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей. М. , 2007.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей? М., 1992.
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 года.
- Решение коллегии Минобразования России 1995 года "Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от27.10 2011 года №2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
Приложения:
Фотогалерея:
Дополнительные материалы:
Не указан
Практическая апробация:
Не указан
Отсканированная рецензия: